- Хантыйский
- Русский
Вўӆы оӊӑт эвӑӆт пурмӑсӑт вєрӆ
Мӑнум оӆн Москва хон воша ӊхмємн ма эвенк хә Анатолий Николаев пиӆа вәтаӊа йисум. Ӆўв вўӆы па кўрӑӊ вой оӊӑт эвӑӆт арсыр пурмӑсӑт вєрты хошӆ, «Мастер декоративно-прикладного искусства» нєм тӑйӆ.
Анатолий Анатольевич Амурской область Тындинской район Усть-Уркима кәртӑн вәӆ па рәпитӆ. Ӆўв Первомайской кәртӑн ӑшкола етшуптӑс, щӑӆта 11-мит класс етшуптумаӆ пийн армияя тәсы. Амурской область Белогорск вошн космической связь войскайт хущи служитӑс. Армия пийн Анатолий Благовещенской физкультурной колледжӑн вәнӆтыӆӑс, няврємӑта физкультура урокӑт тәты хәя йис. Щи пийн ӑшколайн рәпитты питӑс. Еша вәс ӆўв саттэӆа вєреӆ тәты питӑс, «самозанятый» хәя йис. Вантэ, ӆўв айтєӆн ӆўвӑт эвӑӆт ай пурмӑсӑт вєрӆ, кўрӑӊ вой оӊӑт, вўӆы оӊӑт эвӑӆт. Ӆўв лупӑс:
- Щи вєра ма нємасыя нємӑӆт тӑхийн ӑн вәнӆтыйӆсум. Айтєӆн рәт ёхӆам кўтн вантсум, хутыса щи пурмӑсӑт вєрты мосӆ. Валентина Владимировна Акимова имам ищи «Мастер декоративно-прикладного искусства» нєм тӑйӆ. Ӆўв вәнӆтӑты нєӊєма вәӆ, щирн ӆўвеӆа вән пәмащипа лупӆум.
Анатолий Николаев вєрум пурмӑсӑт шєӊк хурамӑӊӑт. Ма иньщӑссум, хутыса ӆўв пурмӑсӑт вєрӆ, хӑннєхуятӑт вохӆӑт муй ӑнтә, муйсӑр пурмӑс ӆывеӆа мосӆ. Ӆўв ястӑс:
Ма сырышӑк ӑн нәмӑсӆум, муйсӑр ут вєрты питӆум. Омӑсӆум па вєрӆум. Щит оӊӑт ӆўв эвӑӆт вєрӆум, вантэ, оӊӑт ӆўв ищи арсыра вәӆ, ӆўв ки м, м пурмӑс тывӆ. Хӑннєхуятӑт ӆӑӊхаты щира ӑн вєрӆум, муй вєрӆум, щит арсыр ванӆтупсэтн тыныӆум. Интӑм ванӆтупсємн шимӆ пурмӑс тӑйӆум, вантэ, тӑм ванӑн Благовещенск вошн ванӆтупсы вәс, щӑта ма ар пурмӑс тынысум. Щи пийн Москва воша ванӆтупсыя вохсаюм, муй хӑщӑс, тыв тәсӆам. Амурской область хущи па хуят ӆўв эвӑӆт пурмӑсӑт ӑн вєрӆ, щирн ма кашӑӊ оӆ Москва воша «Увӑс мўв тащӑт» ванӆтупсыя вохӑнтӆыюм, ӆәӆн ванӆтӑты, муйсӑр пурмӑсӑт мўӊ Амурской область мўвевн вєрӆыйт. Тӑм ванӆтупсыйн ма ванӆтӑӆум па па мўвӑт ёх эвӑӆт вәнӆтыйӆӆум. Вантэ, кашӑӊ мўвн па хурасупа щи пурмӑсӑт вєрӑнтӆыйт. Мӑнєма иса пурайн әмӑщ вәнӆтыйӆты.
Еӆӆы Анатолий Анатольевич ӆўв рәт кәртэӆн ӑшколайн няврємӑт пӑта вәнӆтыйӆты хӑр пўншты ӆӑӊхаӆ, ӆәӆн щӑта няврємӑт ӆўвӑт эвӑӆт арсыр пурмӑсӑт вєрты вәнӆтӑты.
- Мўӊ кәртэвн 250-кєм хӑннєхә вәӆ, ӆыв кўтэӆн 150-кєм эвенк мир. Мўӊ сыры ӑшколайн эвенкийской ясӑӊа вәнӆтӑсыюв. Щирн ма рәт ясӑӊ ма хәӆӆум, тәп еша путӑртӆум. Ма щирємн, щиты интӑм иса шуши мирӑт кўтн рәт ясӊӑтн шимӆ айӆат хуят путӑртӑӆ. Ма щирємн, тӑм йисн мосӆ Увӑс мир йис вәӆупсы, шуши мирӑт ясӊӑт ӆавӑӆты па ай няврємӑт щи вєра вәнӆтӑты, ӆәӆн мўӊ мирӆўв йис вєрӑт ӑн вәтшӑты, – лупӑс Амурской областян вәӆты эвенк хә Анатолий Николаев.
Ӆўвӑт эвӑӆт пурмӑсӑт йистєӆн вєрӑнтсыйт, археологӑт Ямал па Чукотка хущи мўв иӆпийн I-II нәпӑтн (н.э. вәнты) ӆўвӑт эвӑӆт вєрум хотӑӊ пурмӑсӑт, веӆпӑсӆӑты утӑт, хӑннєхә ӆавӑӆты утӑт, ими хурамтты щўӊкӑт вәйтыйӆсӑт. Щитӑт кўтн рәпитты па вой веӆпӑсӆӑты пурмӑсӑт вәсӑт. Вәйтум пурмӑсӑтн войт, мўвев-йиӊкев хурасӑт хӑншман вәсӑт. Ӛхӑт оӆӑтн щи вєр тӑм йис мастер хәятн еӆӆы тәӆы. Ӆыв сыры йис иты ӆўвӑт эвӑӆт арсыр пурмӑсӑт вєрӑнтӆӑт. Тәп интӑм йисн вєрум пурмӑсӑт арсыра вєрӆыйт, щит хурамӑӊ пурмӑсӑт, хӑннєхә ӆавӑӆты ай щўӊкӑт. Мосӆ лупты, хӑнты мирев кўтн хә хуятӑт ищи вўӆы па кўрӑӊ вой оӊӑт эвӑӆт арсыр пурмӑсӑт вєрӑнтӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Рагимова
Изготавливает изделия из рога оленя и лося
В прошлом году в Москве на Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера» я познакомилась с Анатолием Николаевым, он приехал на выставку в составе делегации Амурской области, является мастером декоративно-прикладного искусства, изготавливает поделки из рога оленя и лося.
Анатолий Анатольевич живёт и работает в посёлке Усть-Уркима Тындинского района Амурской области. Учился в школе-интернате посёлка Первомайский. После окончания 11 классов его призвали в армию, служил в г. Белогорске Амурской области в войсках космической связи. После службы в армии Анатолий окончил Благовещенский физкультурный колледж, получил профессию учителя физкультуры. В первое время работал учителем, но потом уволился. В настоящее время является самозанятым, имеет свой автопарк, сдаёт машины в аренду. Но основным направлением его деятельности является резьба по кости, в основном, по рогу оленя и лося. Так он рассказывает об этом:
– Специально этому делу я нигде не учился, но среди родственников тётя Валентина Владимировна Акимова является мастером декоративно-прикладного искусства. Можно сказать, что она мой учитель. Всё, что я изготавливаю – это её идеи, воплощенные мною.
Анатолий Николаев изготавливает разную продукцию – это и шахматы, и фигурки животных, и обереги.
– Изделия как-то сами получаются, что-то определённое я изначально не задумываю и специально на заказ не делаю. Многое зависит от качества самого материала, от этого зависит, какая работа в результате получится. Изготавливаю, в основном, из рогов оленя и рогов лося. На одно изделие при определённой сноровке и мастерстве много времени не уходит. Но надо иметь и соответствующие инструменты для резьбы по кости. На данный момент выставочных работ у меня очень мало, так как до этого мы ездили в областной центр в Благовещенск. Там я продал большую часть своих работ. Потом пригласили в Москву на международную выставку-ярмарку «Сокровища Севера», поэтому привёз то, что осталось. Вообще в Амурской области только я занимаюсь резьбой по кости, поэтому приглашают меня ежегодно, чтобы представить культуру нашего региона. Приобретённый здесь опыт помогает мне самоутвердиться и совершенствовать своё мастерство, – говорит Анатолий Анатольевич.
В дальнейшем он планирует открыть в школе свой кружок или секцию по резьбе по кости, чтобы научить этому ремеслу подрастающее поколение.
– У нас в посёлке сейчас где-то 250 человек живёт, из них эвенков примерно человек 150. Мы в школе и интернате изучали эвенкийский язык. Я понимаю и говорю чуть-чуть, но только на бытовом уровне, а вот полностью, на сто процентов, не знаю. Я считаю, что очень важно сейчас научить языку, культуре и ремёслам детей, чтобы не утратить свои корни, – подытожил А. Николаев.
Для справки:
Изделия из кости, найденные при археологических раскопках на Чукотке и Ямале, датируются I-II в. до н. э. – настолько древнее это ремесло. Северные мастера создавали украшения, предметы быта, инструменты, охранные амулеты. Они изображали бытовые сценки, природу, животных, сказочных и мифологических персонажей. В последние годы активно возрождается косторезное искусство народов Таймыра – долган, нганасан, эвенков. Изначально северные народы занялись обработкой кости, чтобы создавать орудия труда и предметы быта: наконечники стрел и гарпунов, пуговицы, застежки, заколки, рукоятки ножей. Однако очень быстро ремесло трансформировалось в искусство: мастера вырезают из кости фигурки мифологических существ, украшения и охранные амулеты. Сюжеты и техники стали более сложными и многообразными, но секреты мастерства по-прежнему передаются из в поколения в поколение. У обских угров в настоящее время сохраняется традиция изготовления из кости резных накладок и пряжек для мужских поясов и деталей оленьей упряжи. Накладные пластинки мужских поясов имеют самую разнообразную форму, прорабатываются в технике сквозной резьбы и иногда имеют подкладной фон. Обработка кости в настоящее время сохраняется на территории проживания восточных и северных хантов, северных манси.
Надежда Рагимова