- Мансийский
- Русский
Сыстам мт луӈкве пуссын таӈхгыт
Ханты-Мансийскат м-вит ӯргалан кастыл мирхал конференция врыглавес. Тот учёныит коныпал нврамыт хансум потраныл с хӯнтлувсыт. Млал ЮНЕСКО хтпат ты конференция В.И. Вернадский, учёный хум, 150 тлэ твлын кастыл тав намтыл намтысаныл. йка лме сыс м ос трумыт лнэ свсыр тлат тра-паттыс ос наука мгыс св рӯпата врыс.
Ань ты врмалит вылтыт мт учёныит с потыртгыт. Тувыл м янытыл лнэ мирув м-витув ӯргалан урыл тнки с номсуӈкве патсыт. Мкв ань сыс- тамыг ньщуӈкве ат ке патылӯв, ётыл мн юи-плувт самын патнэ нврамыт лльсаӈ луӈкве патгыт тах. Нврамытн ты вылтыт втихал потыртаӈкве ри. Ань экология урыл тн хумус ханищтаӈкве ргыт, образованият рӯпитан кӯщаит аквъёт номсахтасыт.
Анатолий Захлебный, Российский академият экологический образование мгыс пуӈктотнэ хум, лвыс: «Учёныит втахкем тл аквъ- ёт номсахтгыт, хумус лылып, м-витэ сыс- тамыг хультуптаӈкве рви. Тва мирыт сиӈ мт, тунра манос хара мт лгыт. Ксыӈ мир такви мтт луӈкве ханьщувлас ос м-витув ӯргалым ньщитэ. Ань тн аквтох лнувыт ке, мт мныл ёхтын мх- мыт ханищтанувыт, тн св тлын сака ёмас пльса лаль тотнувыт».
Ханищтап ос мнь- лат мхум Департаментыт кӯщаиг лнэ н Антонина Урсу-Архипова потыртас: «Ты таквс школатыт мнь нврамыт мгыс ханищтан хтпанув щар выл урокытыт м- вит ӯргалан урыл тах по- тыртгыт. Ань ксыӈ нврам такви самын патум мтэ руптаӈкве патытэ ке, тав мт м с ӯргалытэ».
Японияныл ёхталам н Йоко Мошизуки лвыс: «Ам ос нвра- м ы т н л в г у м , х умус тн лнэ мв ань ёмасыг вруӈкве вр- мияныл. Ксыӈ лум- хлас мньтгыл вос номсахты, лнтэ сыс тлатл вит ул вос ссы, нй лампочкат наскс- сыг ул вос постгыт, по- рыс хт-ти ул вос пхв- ты. Туп акв-кит хтпа ты мнь тлат врнныл юи-палт м-витув маткем сыстамыг мтнув, ос ксыӈ хтпа тох ке врнув – мкв св т- лын стыӈыг хультнув».
Стефани Ходж ЮНИСЕФ образование тармыл рӯпитан н, йильпи щпитым проектыт урыл потыртас. М янытыл лнэ мирыт мв ӯргалаӈкве акван вос юрщхатгыт ос акван вос нтхатгыт. Югра мвт экология урыл хосат тгыл св потыртгыт, ёмас тлат вргыт. Таимгыс ань мирхал конференция тыт в- рыглавес ос св мхум акван-хнтхатыгласыт, тнки халанылт аквъёт рӯпитан щирыл потыртахтасыт.
Все хотят жить на экологически чистой Земле
В Ханты-Мансийске прошла международная конференция, посвящённая 150-летию учёного-естествоиспытателя В.И. Вернадского. Представители ЮНЕСКО и другие участники обсудили тему устойчивого развития нашей цивилизации, а также говорили о роли экологического образования.
На встрече с журналистами участники рассказали о построении новой концепции миропонимания, как сочетать социально-экономическое развитие с возможностями природы. Такому образованию должно быть отведено больше внимания.
А вот какую тему выбрали и провели бы детям мира гости, они ответили следующее. Анатолий Захлебный, председатель научного совета по проблемам экологического образования РФ, сказал: «С детьми необходимо поговорить о принципе устойчивости планеты Земля и о человеческой цивилизации. Как создавалась биосфера, из каких микрочастиц и что возникло, появление человека. Причем люди жили в разных условиях окружающей среды – в пустыне, степи или тундре. На протяжении многих тысячелетий каждый народ выработал свои механизмы выживания, внёс своё культурное разнообразие. Так вот, биологическое и культурное разнообразие и есть основа устойчивости».
Начальник управления госполитикой в сфере общего образования департамента образования Югры Антонина Урсу-Архипова заявила, что этой осенью во всех начальных школах округа пройдут экологические уроки по теме любви к родному краю. Гостья из Японии Йоко Мошизуки обратилась бы к каждому ученику с просьбой о личном вкладе изменить мир к лучшему. Не надо быть излишним потребителем природных ресурсов, вклад одного человека уже может повлиять на глобальные процессы. Стефани Ходж отметила, что важно учитывать и возраст детей. Ведь образование в интересах устойчивого развития – это сложный комплекс, и оно подразумевает непрерывность обучения, от простого познания к навыкам.