Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ханищтахтын тл ты вылтахтас
  • Округ губернаторув Наталья Комарова Юграт
  • тил нврамыт, ханищтан хтпат, щнит-щит!
  • Соссаӈ мхум акван-атхатыгласыт
  • Ӯсув 420 тлэ твлыс

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Тн мирн нтуӈкв патгыт
  • Св нврамыӈ щмьят олныл нтавет
  • Округ Дума кӯщай Хльӯсн ялыс
  • Хльӯс район м янытыл вве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Красколыӈъ нврамыт
  • Хӯлупъян урыл потыр
  • Музейт акван-хнтхатыгллсув
  • Ёмас лххал
  • Кимлобазов рӯт н

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мхум хӯрум хтал мӯйлысыт
  • Мхум лув сыс тармыл кассыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Птра хталт пӯрлахтасыт

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Сака пс хурит суссылтавсыт
  • ква-пыгрищ мйт
  • Кар ос ощща урыӈ нтуп

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)

Вы здесь

Главная » Птра хталт пӯрлахтасыт
  • Мансийский
  • Русский

Птра хталт пӯрлахтасыт

Ойттур тпост ам марий мхум палт мӯйлуӈкве ялсум. Тн палтаныл акв пс ялпыӈ нак суссум. Марийцат пс йис тгыл «Сюрем» нампа ялпыӈ хтал янытлгыт, тав Птра хталт врыглаве. Тамле тла мхум пум сгрын лы-плт ос нньпум атнэ вылтан мус врыгласаныл.

Ань мн финно угорский журналистыт, Птра хталт Шоруньжа пвылн с тотыглавесӯв. Тот пс тгыл врум врмаляныл вщиньтасӯв. Ты пвыл пхат марий мхум пӯрлахтын кан ньщгыт. Тн тув акваг атхатыглгыт. Ксыӈ хӯрмит тлт тот яныг пӯрлахтын нак враве, тув свсыр мныл св мхум ёхталы. Ты лы-пал тлыт порат Шоруньжа пвлыӈ мхум тнти тот акван-хнтхатыгласыт.

Та врт ат хара м лы, ксыӈ мт нас ращ плтаве. Ксыӈ м  лмтаныл ос ращаныл хотты Нй- тыраныл кастыл врим лгыт. Тувыл мхум тнкиннылн рнэ канын мингыт ос гманыл пусмалтан вылтыт манос ст, щунь ввнэ мгыс тот пикщгыт.

Яныг ялпыӈ хталыт врнэ порат хум хтпат ращит пуссын плтыяныл ос тнут пйтгыт. Ты лы-плт лпыл тн йир вргыт. Нуми -Труманылн «Сюрем юмо» йирыг нвыр тотгыт, Трум лххал тотнэ тыра- нн (рущ щирыл - вестник) мгыс вс ос таве ӯргалан  тыранн («хранителиг» лвавет) мгыс пля тотгыт.

Ты вр канын щалт- нэ мгыс тн хӯрум пӯсас ньщгыт. Акв пӯсасыл йирыг тотнэ ӯйхул ёт щалтгыт, китыт пӯсас тра вит лумтгыт. Та м ляпат сюм овты, мхум тувыл сыстам, атыӈ вит выгыт. Ос мт пӯсас- ныл тув ёхталан мӯй мхум щалтгыт, мт мныл тув щалтуӈкве тнанылн ат рви. Ань пуссын  матыр-ти рнэ тлат хум хтпатн вравет. Тн тнки исмит пӯт пйтгыт ос мхум тыттгыт. Н хтпат тот ат пувиньтахтгыт, тн юн нас щанька-ннь вргыт ос пасанын ӯнттыяныл. Ётыл ты щанька-нняныл лкква-уртыяныл ос мӯй мхумн мыганыл.

Та пасан карс йӣвыт ляпат ӯнттаве. Тувыл акв хотты йӣв ялпыӈыг щпитаве, мхум тав пхатт акван-атхатыглгыт. Ксыӈ канытыт яныг хум хтпа прияве, тав ялпыӈ йӣв пхат лли ос мхум лвнэ лтӈыт хӯнтлыянэ, тувыл тав нӈхаль-сунсым такви лаль Трумн потырты.

Марийцат тамле хум хтпат «картыг » намтысаныл ос тн нйт хтпа хольт тнаныл ньщияныл. Мхум тавн матыр пуӈктр манос вильт сгнэ тр мигыт, олн тув пингыт ос тнки трвит тланыл  вылтыт потыртгыт. Тувыл ты мӯйлупсат «карт»- хтпан нх-щпитавет.

Ты тлт тот хӯрум ращ плтыглавес ос хӯрум нас мт мхум пикщасыт. Мн тот яныгпла мхум халт св мньлат хтпат ксаласанӯв. Тыи сака ёмас, та щирыл пс йис врмалит иӈ лаль тотуӈкве патавет ос молях хот ат ёрувлавет тах. Тва мньлат мхум рӯпата ат щнныл мгыс ань мт ӯсыӈ мн лмыгтасыт. Ос ты ялпыӈ нак врнэ порат тн юв акваг ёхталгыт.

Тот кит мньлат пыгыг ёт потыртасӯв, тн ань, насати, Сургут ӯст лг рӯпитг ос ксыӈ тл тув ёхталг. Мтаныт Иркутск, Тюмень, Екатеринбург ӯсытт хт рӯпитгыт. Марийцат коныпал рущит ос мт мирыт с тот мӯйлуӈкве патсыт. Тн с пустгыл луӈкве таӈхгыт, лаль лнэ посыӈ, ёмас хтал тот кинсгыт .

«Передовик» нампа сельхозпреприятият кӯщаиг рӯпитан хум Юрий Игнатов лвыс: «Мн мньтгыл Нуми-Трумн агтуӈкве ханищтавесӯв, ты пс йис врмалянув ань тыг мус лаль тотыянӯв. Ты вера-агтув рущ щирыл «язычестваг» лваве. Тват нёсаралым мн нупылув сунсгыт, лльсаӈ мовиньтгыт. Я-а, тав кос. Мн тыт матыр лль хунь врв. Мн с християнство, ислам, буддизм верат хольт, туп вр халт мнки щирыл Нуми-Трмув нупыл пикщв. М-ви тув янытлв, тавныл вим тнэ-айнэ тнутанув мгыс пӯмащипа лтыӈ лвв, исылтахтын ос тнут пйтнэ мгыс нй-лылы янытлв. лаль ёмас, стыӈыщ луӈкве воратв. Тувыл тыт лумхлас лаль лнэ р, посыӈ номт выг, лль номтанныл хотсыстамтахты, пуӈке ат тлыглы».

Ам с тох номсгум. Нуми-Трумн агтым пуссын пс йис мньщи мхманув лсыт, ты хосыт св стыра нот лаль лсыт, щуньсыт. Та щирыл лаль луӈкве мнав с ханищтасаныл. Сль, мн номтанув Нуми-Трумн ёхтгыт, тувыл трвит порат маныр ёмас тла вруӈкве, аквтупмат нас хӯлтыглавв. Ты щирыл мн М-витув с ёмщаквег ӯргалылӯв. Таве  наскссыг ат пӈктылӯв, мори вит ат ссантв, типлаг суй ат врв, пс мхманув лвнныл щирыл, тпос яныгман порат пӯрлахтв. Св-сыр хнтлан пилыщмаӈ нак ат врыглв, мт мирыт нупыл сымыӈыщ сунсв.

Ань марий мхумпалт ялмум юи-плт ам вглум, тн с мн хольтув Нуми-Трумн агтым лгыт. Тн тнки Нй-тыранылн пуӈк пингыт, йир вргыт. Хум хтпат пс мхманыл щирыл маныр хумус врсыт- с аквта хольт йис наканыл лаль тотыяныл.

Ты рӯтыг лнэ марий мхумн ам яныг пӯмащӣпа лтыӈ ктгум. «Картыг» лвнэ яныг нйт хтпа журналистытныл  пӯмщалахтас, хоты мныл мн лв. Тувыл ксыӈ хтпа ос тав мире мгыс Нуми Трумн с пикщас. Мн с лвв:  «Пус кт, пус лгыл, Трум ёт, тыр ёт марий мхум вос лгыт».

 

 

 

 

 

 

Моления в Петров день

 

В начале июля я и несколько журналистов из финно-угорских территорий побывали на празднике Сюрем в марийском селе Шоруньжа. Это древний земледельческий праздник отмечался марийцами в промежуток от начала сенокоса и до уборки зерновых. Сейчас его стали отмечать по григорианскому календарю, 12 июля - в Петров день.

Для марийского народа Сюрем является святым праздником, он издревле имел значительное место в их духовной жизни. А что духовно, то не должно быть утрачено со временем. Тому свидетельство исполнения определенных обычаев и обрядов, связанные самобытностью марийского язычества. По традиции народный аграрный праздник отмечают в священной роще. Сначала проводят жертвоприношение. В честь бога Сюрем-юмо приносили в жертву жеребёнка, его ангелу и вестнику – по утке, хранителю бога Сюрем - овцу. В свящённой роще для жертвоприношений выделялось до пяти полян. Там у высоких деревьев каждое место было посвящено определённому богу, пророку, а недалеко разводили костёр.

Обряды проводились под руководством мужчин. На каждой поляне был избран старейшина, «карт» – как его все величали. Он считался посредником между человеком и Богом, проводил богослужение,  и в молитвах просил благополучия и здоровья для всех. Женщины с детьми приходили туда с блинами и покорно молились. Очень приятно было увидеть там молодёжь. Преемственность поколений  и соблюдение древних традиций говорит ещё о крепких и устойчивых корнях марийского народа.

Председатель сельхозпредприятия «Передовик» Юрий Игнатов сказал: «Нас с ранних лет приучали верить и любить своих предков, поклоняться Богу Вселенной, благодарить матушку-землю за всё, что она даровала для существования и здравия человека, всего живого. О нас и нашей вере порой скверно отзываются - «язычники». А что в нашем веровании плохого? Мы как христиане, мусульмане и буддисты не имели храмов или мечетей. Наши предки обращались главному  Богу непосредственно на природе, что мы и делаем до сих пор».

И я тоже верю в энергию этого посыла, она очень сильная. От неё становится светло, мысли приходят в умиротворение и матушка-земля снова нас накормит, обогреет, осветит. «В мире и благополучии  держите и берегите нашу Вселенную!» - хочется пожелать своему родственному по языку и верованию народу мари.

Автор Т. Мерова

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 17 (1059)
10.09.2013

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика