- Мансийский
- Русский
Птра хталт пӯрлахтасыт
Ойттур тпост ам марий мхум палт мӯйлуӈкве ялсум. Тн палтаныл акв пс ялпыӈ нак суссум. Марийцат пс йис тгыл «Сюрем» нампа ялпыӈ хтал янытлгыт, тав Птра хталт врыглаве. Тамле тла мхум пум сгрын лы-плт ос нньпум атнэ вылтан мус врыгласаныл.
Ань мн финно угорский журналистыт, Птра хталт Шоруньжа пвылн с тотыглавесӯв. Тот пс тгыл врум врмаляныл вщиньтасӯв. Ты пвыл пхат марий мхум пӯрлахтын кан ньщгыт. Тн тув акваг атхатыглгыт. Ксыӈ хӯрмит тлт тот яныг пӯрлахтын нак враве, тув свсыр мныл св мхум ёхталы. Ты лы-пал тлыт порат Шоруньжа пвлыӈ мхум тнти тот акван-хнтхатыгласыт.
Та врт ат хара м лы, ксыӈ мт нас ращ плтаве. Ксыӈ м лмтаныл ос ращаныл хотты Нй- тыраныл кастыл врим лгыт. Тувыл мхум тнкиннылн рнэ канын мингыт ос гманыл пусмалтан вылтыт манос ст, щунь ввнэ мгыс тот пикщгыт.
Яныг ялпыӈ хталыт врнэ порат хум хтпат ращит пуссын плтыяныл ос тнут пйтгыт. Ты лы-плт лпыл тн йир вргыт. Нуми -Труманылн «Сюрем юмо» йирыг нвыр тотгыт, Трум лххал тотнэ тыра- нн (рущ щирыл - вестник) мгыс вс ос таве ӯргалан тыранн («хранителиг» лвавет) мгыс пля тотгыт.
Ты вр канын щалт- нэ мгыс тн хӯрум пӯсас ньщгыт. Акв пӯсасыл йирыг тотнэ ӯйхул ёт щалтгыт, китыт пӯсас тра вит лумтгыт. Та м ляпат сюм овты, мхум тувыл сыстам, атыӈ вит выгыт. Ос мт пӯсас- ныл тув ёхталан мӯй мхум щалтгыт, мт мныл тув щалтуӈкве тнанылн ат рви. Ань пуссын матыр-ти рнэ тлат хум хтпатн вравет. Тн тнки исмит пӯт пйтгыт ос мхум тыттгыт. Н хтпат тот ат пувиньтахтгыт, тн юн нас щанька-ннь вргыт ос пасанын ӯнттыяныл. Ётыл ты щанька-нняныл лкква-уртыяныл ос мӯй мхумн мыганыл.
Та пасан карс йӣвыт ляпат ӯнттаве. Тувыл акв хотты йӣв ялпыӈыг щпитаве, мхум тав пхатт акван-атхатыглгыт. Ксыӈ канытыт яныг хум хтпа прияве, тав ялпыӈ йӣв пхат лли ос мхум лвнэ лтӈыт хӯнтлыянэ, тувыл тав нӈхаль-сунсым такви лаль Трумн потырты.
Марийцат тамле хум хтпат «картыг » намтысаныл ос тн нйт хтпа хольт тнаныл ньщияныл. Мхум тавн матыр пуӈктр манос вильт сгнэ тр мигыт, олн тув пингыт ос тнки трвит тланыл вылтыт потыртгыт. Тувыл ты мӯйлупсат «карт»- хтпан нх-щпитавет.
Ты тлт тот хӯрум ращ плтыглавес ос хӯрум нас мт мхум пикщасыт. Мн тот яныгпла мхум халт св мньлат хтпат ксаласанӯв. Тыи сака ёмас, та щирыл пс йис врмалит иӈ лаль тотуӈкве патавет ос молях хот ат ёрувлавет тах. Тва мньлат мхум рӯпата ат щнныл мгыс ань мт ӯсыӈ мн лмыгтасыт. Ос ты ялпыӈ нак врнэ порат тн юв акваг ёхталгыт.
Тот кит мньлат пыгыг ёт потыртасӯв, тн ань, насати, Сургут ӯст лг рӯпитг ос ксыӈ тл тув ёхталг. Мтаныт Иркутск, Тюмень, Екатеринбург ӯсытт хт рӯпитгыт. Марийцат коныпал рущит ос мт мирыт с тот мӯйлуӈкве патсыт. Тн с пустгыл луӈкве таӈхгыт, лаль лнэ посыӈ, ёмас хтал тот кинсгыт .
«Передовик» нампа сельхозпреприятият кӯщаиг рӯпитан хум Юрий Игнатов лвыс: «Мн мньтгыл Нуми-Трумн агтуӈкве ханищтавесӯв, ты пс йис врмалянув ань тыг мус лаль тотыянӯв. Ты вера-агтув рущ щирыл «язычестваг» лваве. Тват нёсаралым мн нупылув сунсгыт, лльсаӈ мовиньтгыт. Я-а, тав кос. Мн тыт матыр лль хунь врв. Мн с християнство, ислам, буддизм верат хольт, туп вр халт мнки щирыл Нуми-Трмув нупыл пикщв. М-ви тув янытлв, тавныл вим тнэ-айнэ тнутанув мгыс пӯмащипа лтыӈ лвв, исылтахтын ос тнут пйтнэ мгыс нй-лылы янытлв. лаль ёмас, стыӈыщ луӈкве воратв. Тувыл тыт лумхлас лаль лнэ р, посыӈ номт выг, лль номтанныл хотсыстамтахты, пуӈке ат тлыглы».
Ам с тох номсгум. Нуми-Трумн агтым пуссын пс йис мньщи мхманув лсыт, ты хосыт св стыра нот лаль лсыт, щуньсыт. Та щирыл лаль луӈкве мнав с ханищтасаныл. Сль, мн номтанув Нуми-Трумн ёхтгыт, тувыл трвит порат маныр ёмас тла вруӈкве, аквтупмат нас хӯлтыглавв. Ты щирыл мн М-витув с ёмщаквег ӯргалылӯв. Таве наскссыг ат пӈктылӯв, мори вит ат ссантв, типлаг суй ат врв, пс мхманув лвнныл щирыл, тпос яныгман порат пӯрлахтв. Св-сыр хнтлан пилыщмаӈ нак ат врыглв, мт мирыт нупыл сымыӈыщ сунсв.
Ань марий мхумпалт ялмум юи-плт ам вглум, тн с мн хольтув Нуми-Трумн агтым лгыт. Тн тнки Нй-тыранылн пуӈк пингыт, йир вргыт. Хум хтпат пс мхманыл щирыл маныр хумус врсыт- с аквта хольт йис наканыл лаль тотыяныл.
Ты рӯтыг лнэ марий мхумн ам яныг пӯмащӣпа лтыӈ ктгум. «Картыг» лвнэ яныг нйт хтпа журналистытныл пӯмщалахтас, хоты мныл мн лв. Тувыл ксыӈ хтпа ос тав мире мгыс Нуми Трумн с пикщас. Мн с лвв: «Пус кт, пус лгыл, Трум ёт, тыр ёт марий мхум вос лгыт».
Моления в Петров день
В начале июля я и несколько журналистов из финно-угорских территорий побывали на празднике Сюрем в марийском селе Шоруньжа. Это древний земледельческий праздник отмечался марийцами в промежуток от начала сенокоса и до уборки зерновых. Сейчас его стали отмечать по григорианскому календарю, 12 июля - в Петров день.
Для марийского народа Сюрем является святым праздником, он издревле имел значительное место в их духовной жизни. А что духовно, то не должно быть утрачено со временем. Тому свидетельство исполнения определенных обычаев и обрядов, связанные самобытностью марийского язычества. По традиции народный аграрный праздник отмечают в священной роще. Сначала проводят жертвоприношение. В честь бога Сюрем-юмо приносили в жертву жеребёнка, его ангелу и вестнику – по утке, хранителю бога Сюрем - овцу. В свящённой роще для жертвоприношений выделялось до пяти полян. Там у высоких деревьев каждое место было посвящено определённому богу, пророку, а недалеко разводили костёр.
Обряды проводились под руководством мужчин. На каждой поляне был избран старейшина, «карт» – как его все величали. Он считался посредником между человеком и Богом, проводил богослужение, и в молитвах просил благополучия и здоровья для всех. Женщины с детьми приходили туда с блинами и покорно молились. Очень приятно было увидеть там молодёжь. Преемственность поколений и соблюдение древних традиций говорит ещё о крепких и устойчивых корнях марийского народа.
Председатель сельхозпредприятия «Передовик» Юрий Игнатов сказал: «Нас с ранних лет приучали верить и любить своих предков, поклоняться Богу Вселенной, благодарить матушку-землю за всё, что она даровала для существования и здравия человека, всего живого. О нас и нашей вере порой скверно отзываются - «язычники». А что в нашем веровании плохого? Мы как христиане, мусульмане и буддисты не имели храмов или мечетей. Наши предки обращались главному Богу непосредственно на природе, что мы и делаем до сих пор».
И я тоже верю в энергию этого посыла, она очень сильная. От неё становится светло, мысли приходят в умиротворение и матушка-земля снова нас накормит, обогреет, осветит. «В мире и благополучии держите и берегите нашу Вселенную!» - хочется пожелать своему родственному по языку и верованию народу мари.
Автор Т. Мерова