- Мансийский
- Русский
Пӯрлахтын кан врыглавес
тпос яныгман порат Ханты-Мансийск ӯс ляпат с ханты мхум ос с мньщи хтпат пӯрлахтасыт. Любовь Кашлатова, Людмила Адферова ос Никита Партанов – тн ты пӯрлахтын кан вруӈкв номылматсыт.
Тн ётаныл «Трум Маа» музейт рӯпитан хтпат, ӯсувт лнэ сосса мхум Востыхой нампа пвылн ялсыт. Ты пвыл мус яныгсттем врыста Ханты-Мансийск ӯсныл Нягань ӯс нупыл минуӈкв ри. Тот Слинкин щмья лы.
Кол кӯщаиг Сергей Федорович Слинкин лы. Тав кватэ Галина Григорьевна – с н, такви парищ наме Тыманова. Тн община врмыт, Иван пыген тот пуӈктоты. М-лмтыл маимат. Тн тот лнэ колыт ӯнттысыт, пувлынкол ос свсыр пртколыт ньщгыт. Ляпат овты, тот хӯл пувгыт, вс птлуптгыт.
Тн лнэ мнаныл мус трасса лӈхыл нилахтем врыста лглыл муӈкв ри. Акв ёмас лӈх тим, св лёхъясыт лгыт. Лӈх ат внэ лмхолас тнаныл тра аты хнтыянэ.
Ань тн палтаныл хусахтем хтпа Ханты-Мансийск ӯсныл ёхталасыт. Тн тот Хотаӈ пӯрлысыт, товлын ӯй мртым мн миннтэ мгыс пасан врыгласыт. Насати, с втанэ хосыт лнэ хантыт ос с мньщит (тн лвавет – обские манси), тамле ялпыӈ хтал ньщгыт. Тӯяг тн Хотаӈ лӯимн ёхтынтэ мгыс ос таквсы тав мртым мн миннтэ кастыл пасан вргыт, йирхатгыт, пӯрлахтгыт.
Любовь Васильевна Кашлатова потыртас, тн мк яныг Нй-тыраныл – Калтащ Ими. Тав лнэ мтэ – ты Мулигорт пвыл (сосса мхумн павыл тох лваве – Калтыщаны), ты пвыл Октябрьский районт лы. Тот пс порат лум мхум потыртлсыт, Калтащ Хотаӈыг врапахтуӈкв врми. Таимгыс тн Хотаӈ сака янытлыяныл. Ты товлый ӯй кастыл пс йис тгыл йирхатсыт.
Тн ты пс пӯрлахтын врмаль ань лаль тотуӈкве патыяныл. Ты Хотаӈ янытлан врмаляныл Ханты-Мансийск ӯс ляпат выл щёс врыгласаныл. Ань Востыхой нампа пвылт хӯрум щищкурек йӣрыг тӯщтысаныл.
Маньщи хум Никита Каллистратович Партанов врт йӣвовыл хнтыс, тав ст тов ньщис. Ксын товн пйтым щищкурек нвыль тагатас. Ос хль ляпан тӯщтыстэ. Та юи-плт тн мт хум хтпат ёт пйкщасыт.
Нквет ос мтпал р нупыл минасыт. Тн тнти с пасан врсыт. Любовь Васильевна пйкщуме юи-плт тн пуӈк пинсыт, хӯрум щёс мувлахи хсыт.
Пӯрлахтын кан котильт Калтащ-Ими Нй-тыраныл мгыс тн акв яныг пасан врсыт. Тот пуссын аквъёт пйкщасыт, ксыӈ хтпа лаль лнэ посыӈ хтал ввыс.
Слинкин хумыт ущты пувим хӯлныл хӯл исмит пйтсыт, пӯрлахтуӈкв ёхтум мхум тот тпъяласыт.
Та хтал сака втыӈ хтал лыс. Втэ ащирма, мхум маттем тот та пльвсыт. Фаина Павловна Иштимирова мат халт нквет йӣквуӈкв ханищтасанэ. Ксыӈ нкве нас йӣквыс, такви йӣкве суссылтастэ. Хотьют ргуӈкв ксащас, ргыс.
Ӯсн ювле пуссын ёмас номтыл минасыт, ксыӈ хтпа лвыс, матъёмас тн Калтащ-Ими мгыс пӯрлахтасыт. Ань лаль посыӈ номтыл луӈкв тах патгыт.
Людмила Гурьева потре мньщи лтӈыл Валентина УЗЕЛЬ хансыстэ
Обряд жертвоприношения провели в поселении Востыхой
12 октября с представителями среднеобских ханты и манси Любовью Кашлатовой, Людмилой Алфёровой и Никитой Партановым сотрудники окружного этнографического музея под открытым небом «Торум Маа», солисты городского фольклорного коллектива «Ёмвош ёх» («Люди Ханты-Мансийска») и общественность окружной столицы отправились на стойбище «Востыхой», где был проведён обряд среднеобских ханты и манси «Проводы лебедя».
На автобусе мы доехали до 98 километра автодороги в сторону города Нягани, а дальше около трёх километров шли до общины коренных малочисленных народов Севера «Востыхой» («Человек топкой земли»).
Нас встретила семья Слинкиных: глава семьи Сергей Фёдорович Слинкин, его сын Иван, который является председателем общины и дядя. Все они с матерью Галиной Григорьевной (в девичестве Тымановой) являются членами этой семейной общины.
По словам президента региональной общественной организации коренных народов «Спасение Югры», директора музея «Торум Маа» Людмилы Алфёровой, место для проведения обряда «Проводы лебедя» было выбрано неслучайно: «Во-первых, в исторических документах рассказывается, что некогда под деревней Ягуръях располагалось хантыйское поселение, где также проводился обряд «Проводы лебедя», я так думаю, что это и есть деревня Востыхой, а во-вторых, хозяйкой данной деревни является Галина Григорьевна, в девичестве Тыманова, чьи корни берут своё начало со Средней Оби, в поселениях Нижние Нарыкары и Мулигорт. Именно жители этих поселений в деревне Калтасьяны (Мулигорт) каждые семь лет проводят обряд поклонения Калтащ Ими, один из образов которой является лебедь. Эта птица для нас является священной. Сегодня мы проведём в Востыхое обряд «Проводы лебедя», и возможно он будет проходить здесь чаще».
Главным знатоком в проведении данного обряда была представительница сразу двух народов ханты и манси из рода Лысковых или рода Шишки – хранителей священных ларцов Богини Калтащ Ими – Любовь Васильевна Кашлатова (Ендырева), её помощниками – Людмила Александровна Алфёрова (Проскурякова, среднеобская ханты) и Никита Калистратович Партанов (обской манси).
Л.В. Кашлатова – кандидат культурологических наук, более 25 лет занимается исследованием культуры среднеобских ханты и манси. Вот и сегодня она постаралась рассказать об особенностях проведения обряда проводов и встречи священной птицы лебедя на территории проживания среднеобских ханты, а это Октябрьский район Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
По мнению носителя культуры среднеобских ханты, «Проводы лебедя» – это ритуальное сакральное действо, которое проводят только хранители священного места Богини Калтащ Ими в деревне Калтасьяны Октябрьского района.
«Поскольку одним из орнитоморфных образов богини Калтащ Ими является лебедь, хозяева-хранители деревни Калтасьяны каждую весну проводили обряд, называемый «Встреча лебедя», а осенью устраивали ритуальное действие – «Проводы лебедя». Каждый обряд сопровождался жертвоприношением животного, которое устраивали мужчины. «Проводы лебедя» – это священный ритуальный обряд жителей деревни Калтасьяны, но сегодня мы его проведём здесь, т.к. по историческим источникам стало известно, что здесь он также проводился», – рассказала Любовь Васильевна Кашлатова.
В день проведения обряда мужчины принесли в жертву трёх петухов, которых затем сварили, женщины подготовили рыбу для ухи, стол постепенно заполнился различными яствами. Перед вкушением еды Любовь Васильевна произнесла молитвы, обращаясь к богине Калтащ Ими, затем каждая из женщин попросила покровительницу о семейном благополучии, здоровье и удаче.
Никита Калистратович, помолившись, зацепил на семипалую веточку кусочки жертвенного мяса и преподнёс берёзе – дереву Калтащ Ими. Здесь также продолжились молитвы.
Ритуальный обряд был обращён к покровительнице Калтащ Ими, дарующей нам жизнь. Солистки фольклорного коллектива «Ёмвош ёх» исполнили песни, в которых также прозвучали молитвы о здравии и благополучии.
Хореограф Фаина Иштимирова (Костина) провела небольшой мастер-класс по исполнению традиционных танцев обских угров. После чего каждая женщина исполнила для Калтащ Ими свой танец. Завершился ритуал общей молитвой и поклоном главной покровительнице.
Благодарим хантыйскую семью Слинкиных за возможность проведения древнего обряда «Проводы лебедя» в их родовой деревеньке Востыхой.
Людмила Гурьева, перевод на мансийский язык Валентины УЗЕЛЬ