- Мансийский
- Русский
Лӯсум мньщи нврамаквет
Дина Васильевна Герасимова ос Югорск ӯст лнэ н Татьяна Сысоева (Рукова) мнь таквс тпост Свердловский область Полуночный пвылн ялсг. Тот лӯсум мньщи нврамыт школа-интернатт лгыт, тн тн ётаныл вщинтахтасг. Ань маныр тот врсг, хумус гит-пыгыт тот лгыт, ам Дина Васильевна китыгласлум.
– Ам 2017 тл псныл Полуночный школан мньщи лтыӈ ханищтан нг тув ялантлгум. Тот 200 нврамыт халт 9 лӯсум мньщи гирищит-пыгрищит ханищтахтгыт ос интернатт лгыт.
Тн ёмщакв щнь лтӈыл потыртгыт ос ам тнаныл Тгт мньщи лтӈыл хансым нпакыт щирыл ханищтыянум. Ты лтӈыл школат ханищтан нпакыт акваг тратавет ос ань таве торгамтан мгыс мн аквъёт ханищтахтв. Ам тн щиранылт потыртан лтӈыт тра-паттыянум. Ксыӈ тл диктант-потыр с хансв, сыресыр касылыт касв.
Ювле хультум кит тл сыс ковид-гм паттат акван-хнтхатыглаӈкве ат врмв. Ищхӣпыӈ ут хосыт потыртāлв ке, таи ёмасыг лы. Тӯяг Югорск ӯст лнэ музей ос Екатеринбург ӯст Уралт лнэ мхум культура центраныл «Ӯринква ялпыӈ хтал» аквъёт врыгласыт. Нвраманув тот с кассыт, матыр мщтырласыт, ӯринква урыл мньщи лтӈыл стихыт ловиньтасыт.
Ос ты таквс ущты мн акван-хнтхатыгласӯв. выл классын ань Николай Потейко ханищтахтуӈкве ёхтыс, хӯрум классыт Никита Пакин, атыт классыт Надя Анямова ос Настя Бахтиярова, Максим Анямов – стыт классыт ос Толя Анямов лов классыт. Ты тл Даша Дунаева, Таня Анямова ос Саша Анямов школа стлгыт тах. Галина Дунаева школа юи-плт ань Санкт-Петербург ӯст А.И. Герцен нампа универститетт, ос армияныл ёхтум пыгыг Тимофей Бахтияров ос Андрей Дунаев Карпинск ӯст рӯпатаӈ хтпаг ханищтахтг.
Ань мн Татьяна Сысоева ёт гирищит-пыгрищит мгыс мньщи лтыӈ ханищтан йильпи нпакыт тув тотсумн. Нврамыт мгыс свсыр урокыт щпитасӯв, мйтыт «театр кукол» хольт ёнгим ловиньтасанӯв. Мн мхар ос мт ёнгын утыт тотсумн, «Трум Маа» музейныл «По дороге на стойбище» ищхӣпыӈ ут хосыт ловиньтан нпак суссылтаслумн. Тнанылн пӯмыщ лыс. Акв урок Настя Бахтиярова ги намхталэ кастыл врыгласӯв, тавн сымн рвнэ лтыӈ пуссын лвсыт, ргысыт ман мщисыт.
Татьяна Сысоева Нина Рукова щнн хансум мнь стихыт ловиньтас, ос морах-пил, ӯйрищ хурит врнэ мастер-класс врыглас. Кон с квлсасӯв ос нврамыт мощ поргысыт, ёнгысыт, акв юи-плт хйтыгтасыт. Тувыл мн тот акв пикщан м ньщв, тув ялсӯв ос мощ пӯрлахтасӯв.
Нврамыт тот юртыӈыщ лгыт, тнки халанылт нтхатгыт. Тот лнэм сыс ам ат хӯлыгласум, ат вщинтаслум, хотьютн лкамтавет манос лльсаӈ ньщавет. Тнутыл пйтавет, туп хотьютаныл матыр сыртапыӈ пйтнут ат рупты, таи ат тг, тувыл сыме та тгалаве. Тох тай школанылт ос пвыл образование колт рӯпитан хтпат спонсор хтпат киссыт, тн нтмиланыл хосыт мньщи нврамыт интернатн луӈкве вуйвсыт ос тыттавет.
Пуссын тох ке лы, мнавн тыи вӈкве с ёмасыг лы. Нврамаквет пуссын номтыӈыг вос ханищтахтгыт, ӯщлахтын порат юв вос тотыгплавет.
Тамара МЕРОВА
У лозьвинских манси в школе-интернате
В первой декаде октября преподаватель мансийского языка Дина Васильевна Герасимова и общественный деятель Татьяна Сысоева (Рукова) из Югорска посетили школу-интернат в посёлке Полуночный Свердловской области. В этом образовательном учреждении живут и учатся дети лозьвинских манси. О том, как обстоят дела у школьников, нам рассказала Дина Васильевна:
- Я с 2017 года преподаю мансийский язык и мансийскую литературу в школе-интернате поселка Полуночный. Сегодня там проживает и учится 200 учащихся, среди них 9 детей-манси. Все они прекрасно владеют родным языком, а я им прививаю навыки грамотного литературного письма. Правда, сталкиваюсь с небольшими трудностями, во-первых, дети говорят на верхне-лозьвинском мансийском говоре, а учебные пособия составлены на основе сосьвинского диалекта. Между диалектами есть фонетические и лексические расхождения. Во-вторых, дети учатся в разных классах, а на уроки родного языка собираемся вместе, поэтому применяю методику работы малокомплектной школы. Ребята ежегодно принимают участие в написании Фронтального диктанта по мансийскому языку, участвуют в Олимпиадах и творческих конкурсах.
В последние два года из-за коронавируса наши занятия стали проводится реже, и мы встречались лишь в онлайн-режиме. Весной этого года совместно с музеем истории и этнографии города Югорска, с Центром народной культуры Среднего Урала города Екатеринбурга в школе провели традиционный праздник обских угров «Вороний день». Девочки и мальчики участвовали в различных конкурсах, мастер-классах, а также читали стихи о вороне на мансийском языке.
В октябре мы, наконец-то, встретились и провели несколько очных занятий.
В этом учебном году в школе учится всего 9 детей-манси. В первый класс приехал Николай Потейко, он хорошо понимает мансийский язык. Никита Пакин учится в третьем классе, Надя Анямова и Настя Бахтиярова учатся в пятом классе. Максим Анямов учится в 7-м, и Толя Анямов в 10 кассе. В этом учебном году школу заканчивают Даша Дунаева, Таня Анямова и Александр Анямов. Летом окончила школу Галина Дунаева и поступила в РГПУ им. А.И.Герцена. А Тимофей Бахтияров и Андрей Дунаев после армии получают рабочие профессии в городе Карпинске.
В дни встреч у нас с ребятами произошло много событий. Я привезла им новые учебники по мансийскому языку и мансийской литературе. На занятиях мы ознакомились с материалом учебников «нового поколения». Повторили фонемный состав мансийского языка, сравнили его с фонетикой русского языка, вспомнили грамматические правила. Дети сами выбирали любое стихотворение, сказку из учебников и пересказывали. У нас получился хороший конкурс чтецов.
Некоторые занятия по родному языку проходили не в обычном формате. Например, 8 октября у Насти Бахтияровой был день рождения. Ребята, взяв в руки мультипликационных кукол, поздравили Настю с днём рождения на мансийском языке.
Татьяна Сысоева познакомила девочек и мальчиков с творчеством своей мамы, Нины Руковой, которая пишет короткие стишки. Затем мы вместе по теме «В лес по ягоды» сначала организовали на улице игру-состязание «На болото за клюквой и морошкой». А потом в классе провели мастер-класс по изготовлению морошки и клюквы.
Ещё одно занятие мы назвали «Урок дарения». С визитом дружбы из Югры прибыл Мамонтёнок, которого в дар детям-манси передал Центр народного творчества из Ханты-Мансийска. Детям было предложено по интернету найти сказку «Мама для мамонтёнка».
Следующее интересное занятие прошло со знакомством интерактивной книги «По дороге на стойбище», которую нам любезно подарил музей «Торум Маа». Скачав на смартфон книжку, дети могли «в действии» наблюдать героев данной сказки! Были у нас и урок рисования, урок-сочинение, попробовали себя в роли юного журналиста, где все разговоры велись на родном языке. Не забываем мы и славную традицию, ежегодно проводим обряд у священного дерева.
В настоящее время все дети получили задания и готовятся к новым урокам.
Скажу несколько слов о жизни в интернате. У детей прекрасные условия: они живут по одному - два человека в комнатах. Питаются в столовой, меню разнообразное: супы, каши, мясо с гарниром. В общем, всё, что предусмотрено ГОСТом. Есть, конечно, блюда, каши, которые не все дети любят и не едят. В этом случае, у них появляется чувство голода. Я сама жила с ними в интернате, и ситуация мне знакома. Насколько я знаю, этот интернат вообще статуса не имеет. Просто дети находятся на круглосуточном проживании и бесплатном питании. Благодаря администрации школы и управления образования школа имеет спонсоров, которые выделяют деньги на различные расходы.
Тамара МЕРОВА