- Мансийский
- Русский
Ханищтахтын нврамыт мӯсхал щирыл ӯргалавет
Юи-выл тлытыт интернатыт лнэ нврамыт яныг кӯщаитын акваг уральтавет. Хумус тн лгыт, манарыл тыттавет, хумус пусмалтавет, ты урыл научно-координационный советыт рӯпитан мхум потыртасыт.
Нврамыт ханищтан ос мньлат мхум политика щирыл рӯпитан департамент ты врмалит уральтым пуӈктоты. Алексей Дренин, ты депатарментыт кӯщаиг рӯпитан хум, районыт латыл рӯпитан интернат ос школа кӯщаит ёт потыртас. Тн пуссын ищхӣпыӈ ут хосыт халанылт потыртасыт. Ань округувт нёлоловхуйплов интернат-кол рӯпиты: Хльӯс районт – нила, Белоярский районт – титыг, Хнтаӈ районт – аква, Нижневартовский районт – нила, Октябрьский районт – аква, Сургутский районт – ат, Ханты-Мансийский районт – аква.
Хӯрумхуйплов интернат-колытыт нврамыт ловиньтавсыт, тн пуссын аквъёт 1 стыра 737 нврам, ты халт сосса нврамытыл 1 стыра 222 лумхлас. 1 стыра 14 – хантыт, 118 – мньщит ос 90 – рн нврамыт.
Хльӯс район Саранпвылныл ос Ханты-Мансийский район Луговской пвылныл школа кӯщаиг нматыр лтыӈ ювле ат ттсг, ты школагныл нврамыт ат ловиньтавсыт.
Ты коныпал Алексей Дренин ксыӈ школа кӯщай лвыстэ, нврамыт гмыл мтнныл порат юв ул вос ттавет, лккарыт нврамакве тнти трпил вос айтыяныл, ос акваг уральтым вос ньщияныл. Млты тох лыглас, гмыл мтум нврам омаге-тяге насати лвавег, нврамн юв вос выгтн, юн вос пусмалтытн. Тва щмьят врт лгыт, тнти слыяныл ньщгыт, тот пӯльница тим, лккар ты коныпал нмхт ат хнтгыт. Тапалыт мн ащирмат хоталь тн гмыӈ нвраманыл тотыяныл, таимгыс ань Алексей Анатольевич школа кӯщаит ос интернат кӯщаит ткыщ ньщиянэ, лвыс, нмхотты нврам юв ул вос ттаве.
Трпи урыл ос тох лвыс, пуссын пӯльница плыл вос мивет, щнит-щит трпи ёвтуӈкве ул вос лвавет. Мощртын тн ханищтап департаментыт ос мир пусмалтан департаментыт кӯщаиг лнэ хум ёт акван-атхатыглгыт ос сосса нврамыт пусмалтан урыл потыртаӈкве тах патгыт. Тот с св врмалит сохтыл нюсуӈкве ргыт.
Качество жизни детей в интернатах улучшилось
В четвертом квартале уходящего года состоялось заседание научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Одним из первых заслушали информацию о результатах мониторинга реализации комплекса мер по повышению качества образования и качества условий проживания детей в общеобразовательных организациях, имеющих интернат. Данные интернаты расположены в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Югры.
В округе функционируют 18 образовательных организаций, имеющих интернат, в Берёзовском районе – 4, в Белоярском – 2, Кондинском – 1, Нижневартовском – 4, Октябрьском – 1, Сургутском – 5 и в Ханты-Мансийском – 1. Мониторингом были охвачены 13 общеобразовательных организаций, по каким-то причинам Саранпаульская и Луговская школы в мониторинге не приняли участия.
Общее количество обучающихся – 1 737 человек, 1 222 из которых школьники из числа коренных малочисленных народов Севера: 1 014 – ханты, 118 – манси и 90 обучающихся детей-ненцев.
В этих школах-интернатах округа с детьми работают 386 педагогов, в 12 имеются психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги за исключением филиала Нижнесортымской средней общеобразовательной школы «Каюковская начальная школа». В 12 школах имеются педагоги, преподающие родной (хантыйский, мансийский, ненецкий) язык за исключением Шеркальской средней общеобразовательной школы Октябрьского района.
По окончании обсуждения Институту развития образования рекомендовано разработать методические рекомендации для общеобразовательных организаций, имеющих интернат для повышения качества образования и качества условий проживания детей в интернатах.