Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Яныг кӯщай н хӯрум щс потыртас
  • Хащтл гм лнэ торыг нврамыӈ щēмьят нтавет
  • Ханты мхум палт ялыс
  • лнэ мв герб хуритэ иӈ ат стлавес

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • М-витув ӯргалым ньщилӯв
  • Мӯйлуӈкве вос ёхталгыт
  • Мӯй хтпат сосса мхум лтӈыл потыртаӈкве ханищтавет
  • Нялкув янытлавес
  • Пилныл свсыр тнут враве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Усть-Маньят ӯщлахтын м враве
  • Свнув щмьят слы ёвтуӈкве ань врмгыт
  • Саранпвыл школа ханищтапе
  • Св тл рӯпитам хтпат янытлыянӯв
  • Нврамаквет округув янытласаныл

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • «М-вит ос лумхлас» музейт суссылтап щпитавес

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Онтырст лтыӈ ктсыт
  • Касум пвылт «Щёхри-хохри» ёнгил щпитлвес

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Тӯйтныл врим хурит

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Саранпвыл школа ханищтапе
  • Мансийский
  • Русский

Саранпвыл школа ханищтапе

Яныг таквс тпост Хльӯс район Саранпвылн ялмум порат школан щалтсасум, тот рӯпитан мхум ёт хнтхатыгласум, потрамасум. Школа кӯщаиг Елена Валерьевна Савчук паттувес. 

Тав лвыс, Саран­пвыл школан хӯрум мнь школат тӯлым лгыт. Тох рӯпитаӈкве, лви, трвитыӈ, тувыл ань тамле пилыщмаӈ гм нх-хулигламе м­гыс, тванакт ат в­га­ныл, хумус рӯпитаӈкве. Нн ань лаль Елена Валерьевна потре ло­виньтэлн.

– Саранпвыл шко­лат 421 нврам ханищ­тахты. Мн школавн хӯрум мнь школат са­дикыӈ тгыл тӯлвсыт – Сӯкыръя, Лп­мус ос Кимкъясӯй школат. Лпмус школа ты тл таквсы порат, мн ну­пылув хасвес, ань тот ханищ­тахтын гири­щит-пыг­рищит – ты с мн нв­раманув.

Тымат пилыщмаӈ гм мгыс, мн щар мт щирыл рӯпитаӈкве пат­сув. Ань округ депар­та­мент плыл хумус л­ва­вв, пуссын тох в­рв. Нврамытн школан ялантаӈкве рви те, школан минв, тот рӯ­питв. Юн луӈкве л­вавв те, юн рӯпитв, нврамыт ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтгыт. 

Школат ань нврамыт туп акв колнакт ӯнлым ханищтахтгыт. Ты лы-плт, хунь урокыт пнт­хатгыт, нврамыт мт колнакын мингыт. Ма­нах урок, тасвит мт ха­нищтахтасыт, тыгле-тувле акв юи-плт нр­галлсыт. 

Ань ӯщлахтын пора­ныл аквторыг ат враве, ксыӈ класс такви нас перемена ньщи – нв­рамыт акван ул вос хнтхатгыт, акв ляпат сака ул вос ллгыт, акв нупыл ул вос лылтгыт. Акваг лвиянув, кта­ныл втихал вос ловты­яныл.

Ханищтан хтпанув пуссын маскал лгыт, тох рӯпитаӈкве хтал палыт атхунь кос торас. Нврамытн с трви­тыӈ, тн ханищтан хт­паныл ляльт сунсгыт, хумус тав потырты, сы­мыӈыщ потрами манос кантлы, саманэ-нёланэ ост вос лгыт.  

Ӯсыӈ нврамыт тай мирыӈ мт яныгмгыт, маныр ат вщинтл­гыт, автобусыл ман н­иӈтӯйтыл яласгыт, та­с­вит суй хӯлыглгыт. Тн ханьщувлым л­гыт, хтпа нупыл вр­мгыт ат сунсуӈкве, тох пус­сын хӯлгыт. Ос мн нвраманув тай учителяныл ляльт сун­сым хӯнтлгыт. Таи­м­гыс маска – ты щар то­рас врнут.

– Елена Валерьевна, тӯяг школат пуссын ищхӣпыӈ ут хосыт ха­нищтахтасыт, ннанн тох рӯпитаӈкве кӯпнит лыс? 

– Ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтын врмаль – тыи тай щар трви­тыӈ тла. влт, хунь тамле пора илттыг м­тапас, ханищтан мхум, нврамыт ос щнь-щит пуссын латы лап-ми­насыт. Хумус лаль рӯ­питаӈкве, ханищ­тах­туӈкве, ат всаныл. 

Щнь-щитн сака тр­витыӈ лыс, ань свыӈ­плэ тымат ищхӣпыӈ ут хосыт рӯпитаӈкве ат хсгыт, нвра­ма­нылн нтуӈкве ат вр­мысыт. Ам тнт тыт иӈ ат рӯпитасум, школа кӯщаиг таквсы порат пат­тувсум. Ам с ома, нвраманум с ханищ­тахтгыт, уроканыл ёт акван-нтхатым ка­пыртасув. 

Тва колтглыт ком­пьютерыт ат щсыт, тнти ёвтуӈкве ат вр­мысыт, школа плыл пуссын нтвсыт. Яныг рӯпата классный руко­водитель хтпа тав в­рыс, ань ксыӈ нврам хумус ханищтахты, ты ищхӣпыӈ ут хосыт рӯ­питаӈкве хсы ман ти. Матыр-ти пуссын т­ра-патты, хотьютн н­туӈ­кве ри, потыртахты, нврам нтаве.

Ань тай тымат сыре-сыр «онлайн-урокыт», «видео-урокыт» манос «зум» нампа тла мощ вганув, хумус рӯпитаӈ­кве, с тра-патты­са­нув. Ат тахсув тпыл, вос­сыг хоталь вр­хатв, тох та патсув рӯпитаӈ­кве. Ханищтан хт­па­нув йильпи тлан мощ ха­нищ­тавсыт, тн ос нв­рамыт хӯлтыгласаныл, ищхӣпыӈ ут хосыт хумус ри ханищтахтуӈкве. 

– Школан тамле яныг, св колнакыт ньщи, нврамыт акв сменал ханищтахтгыт?

– лпыл псныл нв­рамыт пуссын аквторыг школан ёхтгыт, ксыӈ класс мгыс м твыл­хаты. лнаӈ школа акв плт интернат лыс, ты ювле хультум т­лытт тув мощща нв­рам ёх­та­лас. Ань мхум янгыщ пуссын Саран­пвылн лмыгтасыт, ги-пыганыл школан юил ялантгыт. Школат лпыл пуссын тытта­вет, нмхотьют олн ат ойты. Хталът порат св н­врамыӈ колт­гыл ги­рищит-пыгри­щит п­й­тым тнутыл с тыт­та­вет. 

– Лпмус пвыл школа манрыг нн нупылын хасвес, мтэ Кульпас ляпат лы кос?

– Кульпас пвыл школа палт хосат тгыл интернат тӯлым лы, ань ос тув садик хасвес. Школаныл сака яныг ти, св мнь школат тув те тӯлавет, рӯпитаӈкве тах трвитыӈ паты. Ты тл район ханищтап плыл лтыӈ ёхтыс, Лп­мус школа Саран­пвыл нупыл вос враве. 

Мн палтув ань хӯ­рум садикыӈ школа хан­сым лы, рущ щирыл филиалыг лвавет.М­навн ты мнь шко­лат ёт рӯпитаӈкве сака кӯп­нит хунь. Сӯкыръя ос Лпмус мхум ёт теле­фон хосыт потра­маӈ­кве врмв, тн ищхӣ­пыӈ утыл врвсыт. Ос Кимкъясӯй школав ёт тай сака рӯпатаӈ. 

Тот тымат интернет утаныл мӯсхал щирыл иӈыт враве – кркв­лыг пӯльница ос нй пламтан колыг мус туп хартвес, школа мус лх врнэ порат ущ лтаве. Ань матыр рмыглы те, ам Кульпас мирколн свнитгум.Тн ос лаль Ким­къясӯйн лтыӈ ктгыт, школа кӯщай Людмила Васильевна Вынгилева нумн вос свниты. Тот таксофон-автомат нь­щгыт, н тув мины, тувыл св­ниты, тлат урыл ущта потыр­таӈ­кве врмимн. 

– Школат щнь лтыӈ урок лы?

– Ань тамле урок тим, хот-вуйвес, нас внеурочный деятель­ность щирыл врвес. Нвра­мыт тув урока­ныл стын юи-плт ялантгыт, мньщи ос саран лтыӈ ханищ­т­гыт. Хунь щнь лтыӈ мк урокыг лыс, нв­ра­мыт тнти лтӈаныл щгтым ханищтаса­ныл. Мньщи лтыӈ Светлана Савельевна Мерова ханищты, тав нвра­манэ акваг олимпиада тлат кассыт, втихал нх-патыгласыт.

Ам номсгум, нврам такви лтӈе юн хӯлытэ те, тнт тавн кӯпнит ос пӯмыщ ханищтаӈкве паты. Яныгхтпат юн щнь лтӈыл ат те по­тыртгыт, тав воссыг хт хӯлытэ. 

Ань тыт лнэм сыс, мньщи лтыӈ мрсыӈ порат хӯлыглгум. Ам Кульпас пвылт яныг­масум, тот мньщи нв­рамыт ёт ханищтахта­сум, лтӈаныл акваг хӯ­лыгласлум. Мнь гим нупыл лвгум: «Ёмас». Тав ювле та лгалы: «Сака ёмас». гим ёт мощ мньщи лтӈыл потыртымн. 

Нвраманум мниг лманыл порат, Евдокия Пуксикован, мньщи кван, ӯрмыгтлвēсыт ос ннькалавсыт. Юрт­­гиянум лвгыт, наӈ манрыг тав ётэ нвра­манын хӯлиянын, тав рущ лтӈыл ат потырты. 

Юв ёхтгум, тн Евдокия квкваныл ёт роттыг ӯнлгыт, лв­гыт, тыт­ту­всыт, кв­ква мй­тыс. Халанылт хумус по­тыр­тасыт, тн­ти та вганыл. ква ань тим, таве ёмас ном­тыл кс­тыг­лылум. Сака сль, лтыӈ внэ яныгхтпат та мин­гыт, мйтаныл, рга­ныл ёт та тотыяныл.

Елена Валерьевна свсыр кружокыт ос сосса мир касылыт урыл потыртас, ты выл­тыт тах акв хотты газетат хансв. 

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Жизнь Саранпаульской школы в это непростое время

Средняя общеобразовательная школа села Саранпауль Берёзовского района имеет три филиала начальных школ с группами детского сада. Как проходит образовательный процесс в это сложное время, в период пандемии COVID-19, освоили ли учителя и учащиеся новые реалии нашей жизни, у всех ли детей есть компьютеры для учёбы, как преподаётся родной язык.

 

Все эти вопросы я задала директору Саранпаульской школы Елене Валерьевне Савчук. Вот что она рассказала:

 

-  С начала учебного года в школе обучается 421 ребёнок. У нас теперь есть не только два филиала Кимкьясуйская начальная школа с группой детского сада и Щекурьинская начальная школа с группой детского сада,но и с первого сентября 2020 года к нам присоединилась Ломбовожская начальная школа с группой детского сада. Теперь ученики, которые проживают в Ломбовоже, они тоже наши дети.

 

В связи с пандемией коронавируса, с начала учебного года, согласно всем предписаниям, рекомендациям и распоряжениям департамента, пришлось по-новому организовать учебный процесс. За каждым классом закреплены кабинеты, ведутся все требования – дезинфекция рук, измерение температурного режима, в кабинетах есть моющие средства. Учитель после каждой перемены просит детей мыть руки. В кабинетах есть антисептики, бумажные салфетки.

 

Все классы распределены по переменам, у каждого есть своя, когда можно будет выйти в коридор, на площадку, где дети могут побегать, поиграть. В это время в коридоре других классов быть не должно. Пока учащиеся вышли из класса, проветривается кабинет, открываются форточки, все моют руки.

 

Педагоги находятся в масках даже во время учебного процесса. Конечно, это очень сложно, особенно детям, потому что они не привыкли просто воспринимать информацию. Например, городские дети чаще всего воспринимают её на слух, они едут в метро, в автобусе, и там почти везде звуковое сопровождение, они к этому привыкли. А наши дети должны видеть педагога, его лицо, глаза, мимику, как он говорит. И поэтому маска – это не совсем хорошо.

 

Переход на дистанционную работу был очень сложным. Весной меня ещё не было в школе, к своим обязанностям на должность директора школы, я поступила в начале октября. Но систему захватила, потому что я – мама, родитель, всё это было на виду. Конечно, дистанционная работа – это очень сложно, во-первых, потому что мы живём на такой территории, где непростая социальная структура среди населения – очень много семей, либо малообеспеченные, либо многодетные. Не у всех есть компьютеры, ноутбуки, хорошие телефоны, чтобы получать информацию, поэтому информирование идёт очень сложно. Большой объём работы ложится на классного руководителя, которому приходится контролировать каждого ребёнка, собирать информацию.

 

И когда мы говорим о разных цифровых технологиях, например, давайте выходить в зум, онлайн-конференции, видеоуроки, то невозможно это сделать. Если у меня дома один компьютер и учатся два ребёнка, выйти одновременно туда невозможно. Очень сложно не только в семье, но и самим учителям, потому что мало того, что нужно дать задания, надо детей подстроить под особенности класса и потом всё собрать, проверить, возможно, выявить какие-то ошибки, и это всё донести до детей.

 

С начальными классами проще, где только один учитель, он работает с одним классом. А вот старшее звено, там теряются и педагоги, и дети. Родители долго ждали, когда это закончится, потому что огромный пласт ложится на них. Новые темы в школьной программе объяснить невозможно, хорошо, если родители грамотные, имеют представление, как помочь ребёнку.

 

Мы сейчас рассматриваем разные варианты, педагоги прошли обучение и подстроились под систему зум, чтобы проводить видеоконференции. Если вдруг что-то случится, опять перейдём на дистанционное обучение, мы хотя бы понимаем, что со старшими классами можно работать через онлайн-уроки.

 

- Елена Валерьевна, школа ваша большая, просторная, дети в одну смену учатся?

 

- Дети учатся в одну смену, всем хватает места. Раньше при школе был интернат, который располагался на территории школы. Теперь это место освободилось, там разместили коррекционные классы.

 

- Школа оснащена компьютерами?

 

- У нас сегодня не все классы готовы к новой системе дистанционного обучения через конференции. У некоторых компьютеров нет микрофонов, у каких-то – колонок или веб-камеры, ноутбуки без камер и т.д. Аппаратура сегодня быстро устаревает. Через пять лет компьютер уже не может с новыми программами работать. Есть и такие ситуации, что даже электронный журнал не можем открыть. Время требует того, чтобы было оснащение и вовремя обновлялось.

 

По питанию, завтраки у всех учеников бесплатные с 1 по 11 классы. Что касается дополнительно горячего обеда, то он бесплатный для определённых категорий – малообеспеченных и многодетных семей. Если ребёнок не входит в льготную категорию, то он может купить себе обед по желанию, это будет стоить 60 рублей. Классные руководители ведут контроль, каждое утро после первого урока подают данные, сколько детей сегодня пришло, сколько на бесплатное и есть ли желающие записаться на платное питание.

 

- Деревня Ломбовож территориально ближе к посёлку Сосьва, а почему было принято решение перевести Ломбовожскую начальную школу с группой детского сада в Саранпауль?

 

- Сегодня очень сложно небольшой школе иметь несколько филиалов и структурных подразделений. Чем больше школа, ей проще содержать филиалы и контролировать их. Сосьвинская школа – это самостоятельное учреждение, у которой есть своё структурное подразделение – это детский сад и пришкольный интернат. Поэтому было решено, с первого сентября 2020 года Ломбовожскую начальную школу с группой детского сада перевести под Саранпаульскую. Конечно, иметь такие структурные подразделения, филиалы с такой отдалённостью на сегодняшний день непросто. Например, с Щекурьёй и Ломбовожем ещё есть возможность перезваниваться и выходить на связь через интернет, отправлять письма, а в Кимкьясуйской начальной школе с группой детского сада интернета ещё нет, там до сих пор стоит таксофон-автомат. И если вдруг что-то нужно, мне надо через администрацию Сосьвы и старосту Кимкьясуя, который выходит по рации на Сосьву, сообщить, что нужно услышать того или иного работника. Там у некоторых жителей есть свои тарелки, интернет, через них и отправляем письма.

 

Нам обещали, что по первому зимнику в Кимкьясуй привезут оборудование. Интернет уже начали устанавливать, подвели к медпункту и пожарной части. К школе ещё не подвели, потому что это очень большой объём оборудования, и по воде не удалось его привезти. Без выезда туда, чтобы мы могли общаться, очень тяжело работать.

 

- Преподаётся в школе родной мансийский язык?

 

- Мансийский язык, как обязательный предмет, убрали. Сегодня его преподают как внеурочную деятельность, обучает детей Светлана Савельевна Мерова. Когда он преподавался как обязательный предмет, дети нашей школы участвовали в олимпиадах, были победители. А теперь урока родного языка нет, внеурочную деятельность проводят после всех уроков, дети устают. Вот и получается, что не у всех есть время и желание посещать занятия.

 

Думаю, что нужна языковая среда, без неё сохранить язык невозможно. Как бы мы не хотели один или два урока в неделю, они результата не дадут. Лишь в школе родной язык преподавать будет безуспешно. Если дети не слышат его дома, то заинтересованности в нём не будет. Если бы больше людей были заинтересованы в сохранении языка и общались между собой, возможно бы у наших детей появилось желание учить родной язык, мансийский или коми-зырянский.

 

В Саранпауле редко где услышишь мансийский язык. Я когда из Сосьвы приехала, у меня в лексиконе мансийская речь постоянно была, потому что, проживая там, эти фразы слышала. Я росла, училась с мансийскими детьми, которые говорили на родном языке, и мои дети также росли. Я младшей дочери говорю: «Ёмас», она отвечает: «Сака ёмас». Для неё нормально ответить, потому что это естественные фразы, которые бытуют чаще всего. Если бы родители чаще разговаривали дома на мансийском языке, дети наверно бы интересовались и тоже говорили. Но мы, взрослые, сами не говорим, где ещё они будут слышать родную речь.

 

Мне очень жаль, что уходят наши пожилые люди, носители языка и культуры. В Сосьве жила мансийская бабушка Евдокия Пуксикова, она воспитывала моих детей. Мы с ней очень близко общались. Я работала в школе, и детей надо было с кем-то оставлять, вот она и сидела с моими малышами. Меня спрашивали, как ты ей оставляешь детей, она не говорит по-русски. Я прихожу домой, мои дети сытые, спокойные. Для них она была бабушка Дуся, они понимали друг друга. Я часто думаю о ней, бабушка Дуся останется в моей памяти.

 

 - Если вдруг опять перейдёте на дистанционное обучение, школа готова так работать?

 

- Весенние пробы показали, что это возможно. Мы сегодня понимаем, что никто не хотел бы этого, потому что без реального живого общения обучение невозможно. И родители не хотят, потому что очень много работы, надо соблюдать все требования, а общения между детьми нет. Но мы ничего не сможем поделать, если надо будет так работать и учиться, будем помогать друг другу.  

 

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 24 (1234)
25.12.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика