- Мансийский
- Русский
Саранпвыл школа ханищтапе
Яныг таквс тпост Хльӯс район Саранпвылн ялмум порат школан щалтсасум, тот рӯпитан мхум ёт хнтхатыгласум, потрамасум. Школа кӯщаиг Елена Валерьевна Савчук паттувес.
Тав лвыс, Саранпвыл школан хӯрум мнь школат тӯлым лгыт. Тох рӯпитаӈкве, лви, трвитыӈ, тувыл ань тамле пилыщмаӈ гм нх-хулигламе мгыс, тванакт ат вганыл, хумус рӯпитаӈкве. Нн ань лаль Елена Валерьевна потре ловиньтэлн.
– Саранпвыл школат 421 нврам ханищтахты. Мн школавн хӯрум мнь школат садикыӈ тгыл тӯлвсыт – Сӯкыръя, Лпмус ос Кимкъясӯй школат. Лпмус школа ты тл таквсы порат, мн нупылув хасвес, ань тот ханищтахтын гирищит-пыгрищит – ты с мн нвраманув.
Тымат пилыщмаӈ гм мгыс, мн щар мт щирыл рӯпитаӈкве патсув. Ань округ департамент плыл хумус лвавв, пуссын тох врв. Нврамытн школан ялантаӈкве рви те, школан минв, тот рӯпитв. Юн луӈкве лвавв те, юн рӯпитв, нврамыт ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтгыт.
Школат ань нврамыт туп акв колнакт ӯнлым ханищтахтгыт. Ты лы-плт, хунь урокыт пнтхатгыт, нврамыт мт колнакын мингыт. Манах урок, тасвит мт ханищтахтасыт, тыгле-тувле акв юи-плт нргаллсыт.
Ань ӯщлахтын пораныл аквторыг ат враве, ксыӈ класс такви нас перемена ньщи – нврамыт акван ул вос хнтхатгыт, акв ляпат сака ул вос ллгыт, акв нупыл ул вос лылтгыт. Акваг лвиянув, ктаныл втихал вос ловтыяныл.
Ханищтан хтпанув пуссын маскал лгыт, тох рӯпитаӈкве хтал палыт атхунь кос торас. Нврамытн с трвитыӈ, тн ханищтан хтпаныл ляльт сунсгыт, хумус тав потырты, сымыӈыщ потрами манос кантлы, саманэ-нёланэ ост вос лгыт.
Ӯсыӈ нврамыт тай мирыӈ мт яныгмгыт, маныр ат вщинтлгыт, автобусыл ман ниӈтӯйтыл яласгыт, тасвит суй хӯлыглгыт. Тн ханьщувлым лгыт, хтпа нупыл врмгыт ат сунсуӈкве, тох пуссын хӯлгыт. Ос мн нвраманув тай учителяныл ляльт сунсым хӯнтлгыт. Таимгыс маска – ты щар торас врнут.
– Елена Валерьевна, тӯяг школат пуссын ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтасыт, ннанн тох рӯпитаӈкве кӯпнит лыс?
– Ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтын врмаль – тыи тай щар трвитыӈ тла. влт, хунь тамле пора илттыг мтапас, ханищтан мхум, нврамыт ос щнь-щит пуссын латы лап-минасыт. Хумус лаль рӯпитаӈкве, ханищтахтуӈкве, ат всаныл.
Щнь-щитн сака трвитыӈ лыс, ань свыӈплэ тымат ищхӣпыӈ ут хосыт рӯпитаӈкве ат хсгыт, нвраманылн нтуӈкве ат врмысыт. Ам тнт тыт иӈ ат рӯпитасум, школа кӯщаиг таквсы порат паттувсум. Ам с ома, нвраманум с ханищтахтгыт, уроканыл ёт акван-нтхатым капыртасув.
Тва колтглыт компьютерыт ат щсыт, тнти ёвтуӈкве ат врмысыт, школа плыл пуссын нтвсыт. Яныг рӯпата классный руководитель хтпа тав врыс, ань ксыӈ нврам хумус ханищтахты, ты ищхӣпыӈ ут хосыт рӯпитаӈкве хсы ман ти. Матыр-ти пуссын тра-патты, хотьютн нтуӈкве ри, потыртахты, нврам нтаве.
Ань тай тымат сыре-сыр «онлайн-урокыт», «видео-урокыт» манос «зум» нампа тла мощ вганув, хумус рӯпитаӈкве, с тра-паттысанув. Ат тахсув тпыл, воссыг хоталь врхатв, тох та патсув рӯпитаӈкве. Ханищтан хтпанув йильпи тлан мощ ханищтавсыт, тн ос нврамыт хӯлтыгласаныл, ищхӣпыӈ ут хосыт хумус ри ханищтахтуӈкве.
– Школан тамле яныг, св колнакыт ньщи, нврамыт акв сменал ханищтахтгыт?
– лпыл псныл нврамыт пуссын аквторыг школан ёхтгыт, ксыӈ класс мгыс м твылхаты. лнаӈ школа акв плт интернат лыс, ты ювле хультум тлытт тув мощща нврам ёхталас. Ань мхум янгыщ пуссын Саранпвылн лмыгтасыт, ги-пыганыл школан юил ялантгыт. Школат лпыл пуссын тыттавет, нмхотьют олн ат ойты. Хталът порат св нврамыӈ колтгыл гирищит-пыгрищит пйтым тнутыл с тыттавет.
– Лпмус пвыл школа манрыг нн нупылын хасвес, мтэ Кульпас ляпат лы кос?
– Кульпас пвыл школа палт хосат тгыл интернат тӯлым лы, ань ос тув садик хасвес. Школаныл сака яныг ти, св мнь школат тув те тӯлавет, рӯпитаӈкве тах трвитыӈ паты. Ты тл район ханищтап плыл лтыӈ ёхтыс, Лпмус школа Саранпвыл нупыл вос враве.
Мн палтув ань хӯрум садикыӈ школа хансым лы, рущ щирыл филиалыг лвавет.Мнавн ты мнь школат ёт рӯпитаӈкве сака кӯпнит хунь. Сӯкыръя ос Лпмус мхум ёт телефон хосыт потрамаӈкве врмв, тн ищхӣпыӈ утыл врвсыт. Ос Кимкъясӯй школав ёт тай сака рӯпатаӈ.
Тот тымат интернет утаныл мӯсхал щирыл иӈыт враве – крквлыг пӯльница ос нй пламтан колыг мус туп хартвес, школа мус лх врнэ порат ущ лтаве. Ань матыр рмыглы те, ам Кульпас мирколн свнитгум.Тн ос лаль Кимкъясӯйн лтыӈ ктгыт, школа кӯщай Людмила Васильевна Вынгилева нумн вос свниты. Тот таксофон-автомат ньщгыт, н тув мины, тувыл свниты, тлат урыл ущта потыртаӈкве врмимн.
– Школат щнь лтыӈ урок лы?
– Ань тамле урок тим, хот-вуйвес, нас внеурочный деятельность щирыл врвес. Нврамыт тув уроканыл стын юи-плт ялантгыт, мньщи ос саран лтыӈ ханищтгыт. Хунь щнь лтыӈ мк урокыг лыс, нврамыт тнти лтӈаныл щгтым ханищтасаныл. Мньщи лтыӈ Светлана Савельевна Мерова ханищты, тав нвраманэ акваг олимпиада тлат кассыт, втихал нх-патыгласыт.
Ам номсгум, нврам такви лтӈе юн хӯлытэ те, тнт тавн кӯпнит ос пӯмыщ ханищтаӈкве паты. Яныгхтпат юн щнь лтӈыл ат те потыртгыт, тав воссыг хт хӯлытэ.
Ань тыт лнэм сыс, мньщи лтыӈ мрсыӈ порат хӯлыглгум. Ам Кульпас пвылт яныгмасум, тот мньщи нврамыт ёт ханищтахтасум, лтӈаныл акваг хӯлыгласлум. Мнь гим нупыл лвгум: «Ёмас». Тав ювле та лгалы: «Сака ёмас». гим ёт мощ мньщи лтӈыл потыртымн.
Нвраманум мниг лманыл порат, Евдокия Пуксикован, мньщи кван, ӯрмыгтлвēсыт ос ннькалавсыт. Юртгиянум лвгыт, наӈ манрыг тав ётэ нвраманын хӯлиянын, тав рущ лтӈыл ат потырты.
Юв ёхтгум, тн Евдокия квкваныл ёт роттыг ӯнлгыт, лвгыт, тыттувсыт, квква мйтыс. Халанылт хумус потыртасыт, тнти та вганыл. ква ань тим, таве ёмас номтыл кстыглылум. Сака сль, лтыӈ внэ яныгхтпат та мингыт, мйтаныл, рганыл ёт та тотыяныл.
Елена Валерьевна свсыр кружокыт ос сосса мир касылыт урыл потыртас, ты вылтыт тах акв хотты газетат хансв.
Светлана РОМБАНДЕЕВА
Жизнь Саранпаульской школы в это непростое время
Средняя общеобразовательная школа села Саранпауль Берёзовского района имеет три филиала начальных школ с группами детского сада. Как проходит образовательный процесс в это сложное время, в период пандемии COVID-19, освоили ли учителя и учащиеся новые реалии нашей жизни, у всех ли детей есть компьютеры для учёбы, как преподаётся родной язык.
Все эти вопросы я задала директору Саранпаульской школы Елене Валерьевне Савчук. Вот что она рассказала:
- С начала учебного года в школе обучается 421 ребёнок. У нас теперь есть не только два филиала Кимкьясуйская начальная школа с группой детского сада и Щекурьинская начальная школа с группой детского сада,но и с первого сентября 2020 года к нам присоединилась Ломбовожская начальная школа с группой детского сада. Теперь ученики, которые проживают в Ломбовоже, они тоже наши дети.
В связи с пандемией коронавируса, с начала учебного года, согласно всем предписаниям, рекомендациям и распоряжениям департамента, пришлось по-новому организовать учебный процесс. За каждым классом закреплены кабинеты, ведутся все требования – дезинфекция рук, измерение температурного режима, в кабинетах есть моющие средства. Учитель после каждой перемены просит детей мыть руки. В кабинетах есть антисептики, бумажные салфетки.
Все классы распределены по переменам, у каждого есть своя, когда можно будет выйти в коридор, на площадку, где дети могут побегать, поиграть. В это время в коридоре других классов быть не должно. Пока учащиеся вышли из класса, проветривается кабинет, открываются форточки, все моют руки.
Педагоги находятся в масках даже во время учебного процесса. Конечно, это очень сложно, особенно детям, потому что они не привыкли просто воспринимать информацию. Например, городские дети чаще всего воспринимают её на слух, они едут в метро, в автобусе, и там почти везде звуковое сопровождение, они к этому привыкли. А наши дети должны видеть педагога, его лицо, глаза, мимику, как он говорит. И поэтому маска – это не совсем хорошо.
Переход на дистанционную работу был очень сложным. Весной меня ещё не было в школе, к своим обязанностям на должность директора школы, я поступила в начале октября. Но систему захватила, потому что я – мама, родитель, всё это было на виду. Конечно, дистанционная работа – это очень сложно, во-первых, потому что мы живём на такой территории, где непростая социальная структура среди населения – очень много семей, либо малообеспеченные, либо многодетные. Не у всех есть компьютеры, ноутбуки, хорошие телефоны, чтобы получать информацию, поэтому информирование идёт очень сложно. Большой объём работы ложится на классного руководителя, которому приходится контролировать каждого ребёнка, собирать информацию.
И когда мы говорим о разных цифровых технологиях, например, давайте выходить в зум, онлайн-конференции, видеоуроки, то невозможно это сделать. Если у меня дома один компьютер и учатся два ребёнка, выйти одновременно туда невозможно. Очень сложно не только в семье, но и самим учителям, потому что мало того, что нужно дать задания, надо детей подстроить под особенности класса и потом всё собрать, проверить, возможно, выявить какие-то ошибки, и это всё донести до детей.
С начальными классами проще, где только один учитель, он работает с одним классом. А вот старшее звено, там теряются и педагоги, и дети. Родители долго ждали, когда это закончится, потому что огромный пласт ложится на них. Новые темы в школьной программе объяснить невозможно, хорошо, если родители грамотные, имеют представление, как помочь ребёнку.
Мы сейчас рассматриваем разные варианты, педагоги прошли обучение и подстроились под систему зум, чтобы проводить видеоконференции. Если вдруг что-то случится, опять перейдём на дистанционное обучение, мы хотя бы понимаем, что со старшими классами можно работать через онлайн-уроки.
- Елена Валерьевна, школа ваша большая, просторная, дети в одну смену учатся?
- Дети учатся в одну смену, всем хватает места. Раньше при школе был интернат, который располагался на территории школы. Теперь это место освободилось, там разместили коррекционные классы.
- Школа оснащена компьютерами?
- У нас сегодня не все классы готовы к новой системе дистанционного обучения через конференции. У некоторых компьютеров нет микрофонов, у каких-то – колонок или веб-камеры, ноутбуки без камер и т.д. Аппаратура сегодня быстро устаревает. Через пять лет компьютер уже не может с новыми программами работать. Есть и такие ситуации, что даже электронный журнал не можем открыть. Время требует того, чтобы было оснащение и вовремя обновлялось.
По питанию, завтраки у всех учеников бесплатные с 1 по 11 классы. Что касается дополнительно горячего обеда, то он бесплатный для определённых категорий – малообеспеченных и многодетных семей. Если ребёнок не входит в льготную категорию, то он может купить себе обед по желанию, это будет стоить 60 рублей. Классные руководители ведут контроль, каждое утро после первого урока подают данные, сколько детей сегодня пришло, сколько на бесплатное и есть ли желающие записаться на платное питание.
- Деревня Ломбовож территориально ближе к посёлку Сосьва, а почему было принято решение перевести Ломбовожскую начальную школу с группой детского сада в Саранпауль?
- Сегодня очень сложно небольшой школе иметь несколько филиалов и структурных подразделений. Чем больше школа, ей проще содержать филиалы и контролировать их. Сосьвинская школа – это самостоятельное учреждение, у которой есть своё структурное подразделение – это детский сад и пришкольный интернат. Поэтому было решено, с первого сентября 2020 года Ломбовожскую начальную школу с группой детского сада перевести под Саранпаульскую. Конечно, иметь такие структурные подразделения, филиалы с такой отдалённостью на сегодняшний день непросто. Например, с Щекурьёй и Ломбовожем ещё есть возможность перезваниваться и выходить на связь через интернет, отправлять письма, а в Кимкьясуйской начальной школе с группой детского сада интернета ещё нет, там до сих пор стоит таксофон-автомат. И если вдруг что-то нужно, мне надо через администрацию Сосьвы и старосту Кимкьясуя, который выходит по рации на Сосьву, сообщить, что нужно услышать того или иного работника. Там у некоторых жителей есть свои тарелки, интернет, через них и отправляем письма.
Нам обещали, что по первому зимнику в Кимкьясуй привезут оборудование. Интернет уже начали устанавливать, подвели к медпункту и пожарной части. К школе ещё не подвели, потому что это очень большой объём оборудования, и по воде не удалось его привезти. Без выезда туда, чтобы мы могли общаться, очень тяжело работать.
- Преподаётся в школе родной мансийский язык?
- Мансийский язык, как обязательный предмет, убрали. Сегодня его преподают как внеурочную деятельность, обучает детей Светлана Савельевна Мерова. Когда он преподавался как обязательный предмет, дети нашей школы участвовали в олимпиадах, были победители. А теперь урока родного языка нет, внеурочную деятельность проводят после всех уроков, дети устают. Вот и получается, что не у всех есть время и желание посещать занятия.
Думаю, что нужна языковая среда, без неё сохранить язык невозможно. Как бы мы не хотели один или два урока в неделю, они результата не дадут. Лишь в школе родной язык преподавать будет безуспешно. Если дети не слышат его дома, то заинтересованности в нём не будет. Если бы больше людей были заинтересованы в сохранении языка и общались между собой, возможно бы у наших детей появилось желание учить родной язык, мансийский или коми-зырянский.
В Саранпауле редко где услышишь мансийский язык. Я когда из Сосьвы приехала, у меня в лексиконе мансийская речь постоянно была, потому что, проживая там, эти фразы слышала. Я росла, училась с мансийскими детьми, которые говорили на родном языке, и мои дети также росли. Я младшей дочери говорю: «Ёмас», она отвечает: «Сака ёмас». Для неё нормально ответить, потому что это естественные фразы, которые бытуют чаще всего. Если бы родители чаще разговаривали дома на мансийском языке, дети наверно бы интересовались и тоже говорили. Но мы, взрослые, сами не говорим, где ещё они будут слышать родную речь.
Мне очень жаль, что уходят наши пожилые люди, носители языка и культуры. В Сосьве жила мансийская бабушка Евдокия Пуксикова, она воспитывала моих детей. Мы с ней очень близко общались. Я работала в школе, и детей надо было с кем-то оставлять, вот она и сидела с моими малышами. Меня спрашивали, как ты ей оставляешь детей, она не говорит по-русски. Я прихожу домой, мои дети сытые, спокойные. Для них она была бабушка Дуся, они понимали друг друга. Я часто думаю о ней, бабушка Дуся останется в моей памяти.
- Если вдруг опять перейдёте на дистанционное обучение, школа готова так работать?
- Весенние пробы показали, что это возможно. Мы сегодня понимаем, что никто не хотел бы этого, потому что без реального живого общения обучение невозможно. И родители не хотят, потому что очень много работы, надо соблюдать все требования, а общения между детьми нет. Но мы ничего не сможем поделать, если надо будет так работать и учиться, будем помогать друг другу.
Светлана РОМБАНДЕЕВА