- Хантыйский
- Русский
Вәнт шушийн вәты ики айкеӑт
Русскинской кәртӑн Сәрхан районӑн «Хў па вой вепӑсӑты па вўєң ёх» емӑңхӑт мӑнӑс. Ма рәпатаем щирн вәнт шушийн вәты хуятӑт пиа вәйтантыйсум па сыр-сыр айкеӑт ыв вәупсы щира оӑңӑн нємасыя кӑншсум.
Жизнь владельца родового угодья
Из года в год в конце марта в деревне Русскинская Сургутского района отмечается праздник коренных народов Севера «День рыбака, охотника и оленевода». В этом году, в конце марта, этот самый праздник проходил в той же деревне. По словам всех тех людей, с которыми мне удалось пообщаться во время праздничного мероприятия, с каждым вновь наступающим годом мероприятие становится лучше и краше. В последние годы сюда стали съезжаться люди со всех посёлков и городов Ханты-Мансийского автономного округа.
На этом празднике я повстречался с владельцем родового угодья Сопочиным Константином Ивановичем, у которого сразу же взял небольшое интервью
– Константин Иванович, расскажите кратко о детских годах, о своей жизни рыбака, охотника и оленевода-частника?
– Я родился в семье рыбака-охотника и оленевода-частника Ивана Степановича Сопочина в 1957 году в районе Сауйки, что находится ниже по Тромагану. Во время войны мой отец был председателем колхоза им. К.Е. Ворошилова, который располагался по реке Старому Тромагану в посёлке Ермаково. Через несколько лет после окончания войны он уволился с прежнего места работы и вместе с семьёй переехал жить на стойбище своих предков. Всё детство я провёл рядом с родителями. Отец рыбачил, охотился, следил за своими частными оленями. Когда я немного подрос, то он начал время от времени брать меня с собой на рыбную ловлю, а иногда – и на охотничий промысел, находившийся недалеко от нашего стойбища. Отец с раннего детства учил меня обращаться с оленями, изготавливать упряжь, мастерить ездовые и грузовые нарты. Он старался обучить меня всем навыкам нашей полукочевой жизни и быта. Я, конечно, тогда думал, что эти практические навыки вряд ли когда-нибудь в моей дальнейшей самостоятельной жизни ещё нужны будут. Но всё очень пригодилось. Я нисколько и ни разу в своей жизни не только не пожалел о том, какие практические навыки передал мне отец, а ещё и много раз благодарил его за те знания, умения и навыки, благодаря которым мы всегда проживаем в лесу наедине с природой.
– Скажите, в какой школе Вы обучались и знали ли до этого русский язык?
– Когда мне исполнилось семь лет, родители увезли меня в школу-интернат посёлка Ермаково. Конечно, тогда я ещё не знал русского языка, так как в своей среде мы общались только на родном языке. Я проучился в школе пять классов и только перешёл в шестой, как умер мой отец. Семья наша осталась без кормильца. И я в то время думал так: писать и читать умею, могу вести счёт деньгам, а рыбачить и охотиться с раннего детства сам приучился. Вот тогда-то я бросил учёбу и поехал жить на своё родовое угодье. Это событие со мной произошло в 1970-ом году. И как раз в этом году в посёлке Ермаково сгорела наша восьмилетняя школа. Я проживал на стойбище, в меру своих сил рыбачил и охотился. Достигнув совершеннолетия, устроился на работу рыбаком в Тромаганский рыбоучасток. Проработав шесть лет, перевёлся в Русскинское промохототделение в качестве охотника-промысловика.
– Константин Иванович, а с какого времени Вы стали работать в средней школе деревни Русскинская?
– В 1991 году меня пригласили в Русскинскую среднюю национальную школу, и я стал работать мастером производственного обучения. Обучал детей-ханты оленеводству. Изначально, когда начали обучать традиционным видам хозяйствования, то все мальчики были очень заинтересованы этим ремеслом. Но лишь только дело доходило до обучения теории оленеводства, то у моих учеников пропадал всякий интерес. И мне было непросто справиться с этим, так как я сам большую часть своей жизни прожил на родовом стойбище в лесу. Хочу отметить, что на практике для нас всё просто, понятно и доступно. Но вот эта теория никому не интересна. Я тогда некоторое время поработал в школе, а затем уволился и вернулся жить на своё родовое стойбище. Снова устроился в Русскинское промохототделение и охотился до самого выхода на пенсию. В настоящее время занимаюсь своими частными оленями.
– Константин Иванович, нужны ли вообще такие праздники, как «День рыбака, охотника и оленевода», и что они для Вас значат?
– На мой взгляд, они обязательно нужны не только представителям наших коренных народов, но и всем другим людям. Кроме оленьих гонок, здесь мы ежегодно встречаемся со своими родственниками, знакомыми, друзьями и всегда общаемся друг с другом. Во время таких праздников мы встречаем как с нашим местным, так и с окружным начальством, а также с нефтяниками. Здесь мы разрешаем какие-то свои проблемы, проходим медосмотр, закупаем необходимые для нас продукты, вещи. Но и, конечно, просто отдыхаем на этом замечательном празднике. Скажу, что наш «День рыбака, охотника и оленевода» с каждым годом становится краше и лучше!