- Хантыйский
- Русский
Вєртут вєрты нє Сахалин эвӑт
Мўң ар пўш газетайн хӑншийсўв, хуты IX-мит «Югра-2016» нємуп Мўвтє пурмӑс вєрты хӑра Сахалинской область эвӑт шуши ёх юхтыйсӑт. Тӑм хӑт Светлана Куликова пиа путӑр хӑншўв, ўв Оха вошн вә, щӑта няврємӑт ӑшколайн вәнтӑ. Щи нє тәса пурмӑс вєр па «Сокровища Севера – 2015», щӑта «Полярный стиль» нємуп вантупсэңӑн хущи вәс. Арсыр тӑхетн ям пурмӑса пӑты кӑсупсыйн нух питыӑс. Иатн Сахалинӑн «Живые традиции» нємуп кӑсупсыйн ўв ёнтум әмӑтсуха пӑты ишӑкты нєпек ёша павтӑс.
Мастерица из Сахалина
Об участии делегации Сахалинской области на IX Международном фестивале ремёсел коренных народов мира «Югра-2016» мы в газете писали неоднократно. Сегодня беседуем со Светланой Куликовой, преподавателем коррекционной школы города Оха. Она – мастерица, участник различных выставок и семинаров, в частности Х Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера – 2015» и фестиваля этнической моды коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Полярный стиль». Кроме этого, лауреат IV областного фестиваля художественных промыслов и ремесел коренных народов Сахалина «Живые традиции» в номинации «Национальный современный костюм».
С 1921 года на острове Сахалин добывают углеводороды. Город, в котором проживает Светлана, – это город нефтяников и газовиков, он находится в северной части Сахалинской области. Оха – это и центр городского округа, он носит нивхское название, которое в переводе на русский язык означает «грязное болото».
Светлана Куликова:
– Работаю в русской школе. Там есть несколько детей из числа коренных народов, поэтому мы там преподаем. На уровне факультативных занятий обучаем вышивке и работе с мехом. Сюда на выставку привезла шапочку, её русская девочка вышила тамбурным швом. Они уже сами шьют шапки- ушаночки. Каждый год в школе проводим дефиле в национальных костюмах. К сожалению, дети из числа коренных народов мало интересуются рукоделием. Может быть, стесняются. А русские дети к этому стремятся, им это нравится, и они хотят этим заниматься.
У нас есть национальная школа в селе Некрасовка, и когда дети выпускаются из этой школы, им очень тяжело войти в социум. Они растеряны. Я считаю, что этой школе нужен хороший психолог, чтобы дети выходили из школы подготовленными к жизни психологически. Этого сейчас нет. Поэтому многие бросают школу. Кстати, неглупые дети. В Некрасовке 70 процентов молодежи без работы, работают единицы из представителей коренных народов. Колхоза нет. Во всем муниципалитете одно градообразующее предприятие – «Сахалинморнефтегаз» и всё. Нефть добывают. Нефтедобывающая компания никакой помощи сельским поселениям не оказывает. На государственном уровне есть областная программа социально-экономического развития. Наверно, как и везде. Сами понимаете, этого недостаточно.
Ближе к югу острова есть кочевые люди, они живут в окрестностях села Вал Ногликского района. Есть родовые хозяйства, которые занимаются разведением оленей. Конечно, государство пытается им как-то помочь. Но я хочу сказать, ведь и от нас в какой-то степени наша жизнь зависит, нам самим нужно приложить какие-то усилия. Без нашего желания, что государство сможет сделать?