Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Йиӆуп оӆ емӑңхӑтӆ пиӆа!
  • Югра мўвевн вәты тынӑң ёх!
  • Ищки Икет Ёмвошн вәсӑт
  • Вўща ясңӑт хӑншӑс
  • Ассамблеяйн мира нётты оӑңӑн путӑр мӑнӑс
  • Хутыса округевн мўв-йиңк авӑты о мӑнӑс
  • Муй щирн 2017-мит он мўвев сыстама тӑйсы
  • Оса тӑхетн рәпитты ёх мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Пурмӑс вєр па няврємӑт щи вєра вәнтӑ
  • Рәт ясӑңа няврємӑт вәнтӑ
  • Сєма питум хӑтӑ пӑта вўща ясӑңӑн китэв
  • И о рәпата
  • «Югра ыңуптӑты» тӑхи ёх вәйтантупсы
  • Вәнт шушийн вәты ики айкеӑт
  • Мўв вуй нух таты вєра вәнтый
  • Вєртут вєрты нє Сахалин эвӑт
  • Вўэта вәнтӑн вәты мос

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Емӑң юхан сащн вәӑт
  • «Салыкве» якты-юнтты хӑра ӑктӑщийсўв
  • Нижневартовской мўвн ариты-якты емӑңхӑт вәс

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Вухсар па шовӑр

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Рәт ясӑңа няврємӑт вәнтӑ
Ю.Г. Миляхова
Ю.Г. Миляхова
  • Хантыйский
  • Русский

Рәт ясӑңа няврємӑт вәнтӑ

Тӑм йисн єнумты няврємӑт хӑнты ясңева, мўң мирев вәты-хоты щирӑта муй хў па вой вепӑсӑты вєрӑта катӑсыйты шєңк авӑрт вәнтӑты. Муй щирн хӑнты ясӑңа айат ёх ӑшколайн вәнтӑыйт, щи вуаң вєр оӑңӑн ма Мужи вошн орвош районӑн няврємӑт хўв вўш эвӑт рәт ясңева па мўң мирев вәупсы хурасӑта вәнтӑты нє пиа путрємӑсум па айке вўсум. Юлия Герасимовна Миляхова иса вәупсы хўватн ӑшколайн рәпит.

— Юлия Герасимовна, муйсӑр вән вош хущи нӑң ӑшколая рәпитты  мӑнты епийн па муй хурасуп рәпата вєрӑта вәнтыйсӑн?
— Ӑшколая рәпитты мӑнты епийн ма сырыя 1983-мит о вўш эвӑт па иса 1988-мит о вәнта Хабаровской государственной педагогической институтн физико-математической факультетн вәнтыйсум. Щӑта щи тӑхи тумпийн мўң хӑнты ясӑңа па вәнтуман тӑйсыюв. Нӑң ищи, апа, вәэн, хуты щимӑщ киникайт хӑншты хә Григорий Ходжер вәс. ўв сырыя Ленинград вошн вәнтыӑс па Увӑс мирӑт институт эвӑт вухаь нє тыв тәс. Щи вухаь нєңӑ вухаь мир ясӑң тумпийн шєңк яма хӑнты ясӑңӑн путӑртӑс. ўв щи мўңев иса вет о мӑр рәт ясңева вәнтӑсэ. Мос лупты, хуты щи вєр епийн мўң, вәнтыйты айат ёх, ӑщкам институт хот йитн нємасыя ияха ӑкӑтсыюв. Шєңк ар хӑнты пух па эви щи кўтн мўң хущева ӑкмӑс. Мєт ар айат хӑннєхә щи щосн орвош район па Тюменской область мўв эвӑт вәс. Тәп щи ёх эвӑт муртӑң пухӑт па эвет ямсыева хӑнты ясңе тӑйсэӆ. Щит пӑта ин вухаь имев нумӑс вєрӑс, хуты мўңев хӑнты ясӑңа вәнтӑты пит. ўв ӛхӑт вет о мӑр мўңев иса рәт ясңева ямсыева щи вәнтӑсэ.
Физика па математика тумпийн ма хӑнты ясӑң вәнтӑты нєңа йисум.    
— Хән педагогической институтэн етшуптӑсэн, мӑта ӑшколайн рәпитты питсӑн?
— Советской ащ оӑтн, вантэ, мӑта мўва китыйн, щи тӑхийн рәпитты щи питӑн. Ма щимӑщ вєр унтасн мӑтты ки иса нємасыя рәт мўвєма рәпитты китсыюм. Пединститут ма 1988-мит он етшуптӑсум па Восяхово кәртӑң нивӑмит классӑң ӑшколайн вәншӑк няврємӑт математикая, геометрияя па физикая вәнтӑты питсум. Щи оӑтн, вантэ, мўң шушия вәты хӑнты пухӑт па эвет вәнтӑсўв. Ин тӑм юхи хӑщум кўтн арсыр няврємӑт кўтуп ӑшколаевн вәнтӑыйт, ыв ӑңкиа-ащиа иса па нўм мўвӑт эвӑт мўң хущева вәты-хоты юхӑтсӑт. Катра тәп мўң хӑнты няврємӑт тӑта ар пєлӑк сыр-сыр вєрӑта вәнтӑсўв. 
— Юлия Герасимовна, муй щирн па еы нӑң вәупсэн мӑнӑс?
— Еша ӛхӑтшӑк ма хоттє хуятӑңа йисум па щит пӑта Тюмень вошн иикєм пиа вәсмӑн. Щӑта Мужи воша орвош района юхи йисмӑн. Щи пурайн ма кўтуп ӑшколайн няврємӑт хӑнты ясӑңа вәнтӑты питсум.
Мєт оӑңӑн апӑт мӑнты мӑр ня щос тәп хӑнты пухӑт па эвет рәт ясӑңа вәнтӑсум. Щи кўтн, вантэ, няврємєм айшӑк вәс па аршӑк щос ищипа рәпитты ӑн вєритсум. Ӛхӑт иса 1992-мит о вўш эвӑт мӑнєм тӑрумты щосӑн ӑшкола кәщаитн мӑсыюм. Щӑта щи вўш эвӑт иса рәт ясӑңӑн ӑшколая яңхты айат ёх вәнтӑты пиньщӑсум. Итәх оӑтн физикая, математикая муй геометрияя вәншӑк классӑтн вәнтыйты пухӑт па эвет вәнтӑсум. 
— Муй арат няврєм ин нӑң хущена хӑнты ясӑңа вәнтумӑн вә?
— Ин ма щи вєр оӑңӑн тӑмиты лупты вўтьщӑум: кашӑң пурайн ар щирн няврємӑт хӑнты ясӑң вәнтӑты ма эщӑтты урокама яңхӑт. Вантэ, мўң район кўтуп вошевн вәўв па щит пӑта хӑнты хуятӑт иса сӑранӑт, рўщӑт муй арсыр па мирӑт пиа ытӑсман вәӑт. Щимӑщ вєр пӑта ыв єнмӑты няврєма рәт ясӑңӑн иса ӑн хошӑт. Тӑмхӑт ма хӑнты ясӑңа пухӑт па эвет, иса па хон пєлӑк ясӑң иты, вәнтӑум. Щи вєр ям, хуты ма хущєма рәт ясӑң вәнтӑты няврємӑт ӑңкиа-ащиа нємасыя ыв ай ёха ӑшколайн хӑнты мирев ясӑңа вәнтӑты хӑншӑньщсӑт. Вантэ, вән хуятӑт ищипа нәмӑсӑт, хуты няврємӑта еы вәты-хоты щирн ищипа тўңщирӑңа ыв рәт ясңе, хӑнты мир хў па вой вепӑс, ёнтӑсты муй хә ёх вєрӑнтты щирӑт ищипа мосмитӑт. Ма ин юхи хӑщум оӑтн тәп иєм щос апӑт мӑр няврємӑт хӑнты ясӑңа иса факультатив щирн вәнтӑум. Рӑх лупты, муй щирн айат ёхўва рәт ясӑң вәнтӑты шєңк әмӑщ. Ма тӑм хӑнты ясӑңа няврємӑт вәнтӑты тумпийн шуши ёхўв культурая па ыве кашӑң хӑт мӑр вәнтӑум. Щӑта хӑнты эвет пӑта кружок нємасыя эщӑтсум, хута ыв ёнтӑсты муй па сӑк кӑрӑтты па вәнтыйӑт. Ма иса вәупсы хўватн няврємӑт хӑнты ясӑңа вәнтӑум па щимӑщ вєр мӑнєма шєңк әмӑщ!

Учительница родного языка

В настоящее время обучать детей их родному хантыйскому языку, а также и литературе не совсем просто. Кроме того, в средних общеобразовательных школах в последнее время на обучение родному языку выделяется всего лишь один час в качестве факультативного занятия. Как же всё-таки учат детей-ханты их родному языку, я побеседовал с Юлией Герасимовной Миляховой – учительницей хантыйского языка и краеведения Мужевской средней школы им. Н.В. Архангельского Шурышкарского района.

– Юлия Герасимовна, расскажите кратко о себе?

– С 1983 по 1988 годы я обучалась на физико-математическом факультете Хабаровского государственного педагогического института. Параллельно с физматом мы в то время проходили обучение на своём родном хантыйском языке. Наверное, Вы помните такого писателя Григория Ходжера. Его жена по национальности была манси. Она хорошо знала как родной мансийский язык, так и хантыйский. Студентов в те годы было достаточно много. И когда нас собрали всех вместе, то набрался полный зал ханты и манси. Но из всей  этой большой аудитории студентов чуть позже обнаружилось, что на своём родном хантыйском языке может хорошо разговаривать только несколько человек. И наша будущая преподавательница сделала уклон на обучение именно хантыйскому языку, так как с Шурышкарского района и вообще с Тюменской области оказалось больше всех ханты. Поначалу, конечно, мы думали, что нам будет очень легко учиться своему родному языку, но всё оказалось намного труднее. Хотя мы свободно разговаривали на хантыйском языке, но когда нам дали букварь, то мы кое-как стали читать тексты. Но со временем мы, конечно, сумели преодолеть все существовавшие трудности.

– Скажите, а по окончании пединститута Вы по направлению попали сюда работать или как-то по-другому?

– Да, по направлению. Но с самого начала меня направили работать учителем математики, физики и геометрии в Восяховскую восьмилетнюю школу. В то время наполняемость каждого класса школы-восьмилетки была небольшая. Тогда в среднем на один класс приходилось около 15 человек. Мне сразу же понравилась моя учительская работа. Чуть позже, по моим личным семейным обстоятельствам, я уезжала жить в город Тюмень. Затем вернулась в посёлок  Мужи и устроилась в среднюю школу учительницей хантыйского языка. Скажу, что с самого начала моей работы я имела только четыре часа в неделю, так как в то время ещё находилась по уходу за своим ребёнком. Начиная с 1992 года, я стала обучать детей хантыйскому языку в Мужевской средней школе.

– Юлия Герасимовна, легко ли учить детей их родному языку в настоящее время? Ведь сегодня многие Ваши ученики совсем не знают хантыйского языка или есть всё-таки среди них говорящие или просто понимающие некоторые слова родного языка?

– В связи с тем, что здесь у нас районный центр, то и семьи, в основном, все смешанные. Поэтому в настоящее время тех детей, которые бы хорошо говорили или понимали хантыйский язык, уже нет. В этом плане мне, конечно, достаточно нелегко работать. Родной язык им приходится учить, как иностранный или как английский язык. Хорошо то, что родители детей осознают, что важно знать свои корни, владеть родным языком, впитывать культуру, традиции и обычаи ханты. Сегодня, только благодаря родителям, дети записываются на обучение родного языка. Причём, обучение нашему хантыйскому языку происходит факультативно, то есть во внеурочное время. И на него даётся только лишь один час в неделю, хотя этого очень мало.

– Скажите, а Вы, наверное, ещё какие-то часы преподавательской работы именно в Вашей школе имеете?

– Да, я ещё веду «Культуру народов Ямала», то есть краеведение. Кроме того, занимаюсь кружковой работой с детьми начальных классов. У нас в классах наполняемость порядка 12 человек, и это уже очень хорошо. Кабинет у меня небольшой, а желающих обучаться хантыйскому языку детей сегодня вполне  хватает. Но, самое главное, у мальчиков и девочек есть интерес к родному  языку, культуре и традициям, поэтому мне  очень нравится работать с ними. 

Я со своими учениками участвую в различных конкурсах и школьных выставках. Мы постоянно пробуем свои знания родного языка, культуры и традиций не только в стенах родной школы, но и за её пределами.

– Юлия Герасимовна, а что значат для учеников сельскохозяйственные ярмарки-выставки, которые ежегодно проходят в Мужах?

– На мой взгляд, такие осенние ярмарки-выставки для моих учеников просто необходимы, так как наши дети могут поближе познакомиться с сувенирной продукцией самобытных мастеров и мастериц народа ханты. Такие ярмарки нужны как взрослым, так и нашим детям!

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 1 (3493)
12.01.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика