- Хантыйский
- Русский
Хутыса Сәрханӆ мўвн ӑӊки ясӑӊ ӆавӑӆӆы
Юхи хӑщум оӆӑтн Сәрханӆ мўвн вәӆты хӑнтэт кўтн иньщӑссы, муй арат ёх рәт ясӑӊ тӑйӆӑт? Уша йис, 50 процент арат хӑннєхә ӑӊки ясӑӊ ма вәӆӑт, 31 муӆтас процент арат хуят ясӑӊ уша вєрӆӑт муй па путӑртты кәм тӑйӆӑт.
Русскинская кәртӑн ар пєлӑк шуши мир рәт ясӑӊ тӑйӆӑт. Вантэ, интӑм тӑта вәӆты вәнӆата вум ёх сырыя вәнт шушийн вәсӑт.
Русскинская кәрт увӑс мир вєрӑт тәты тӑхийн рәпитты хӑнты нє Ольга Покачева (опрӑщ нємԯ Русскина) рәт ясӊӑԯ ма тӑйӆӑԯэ. Икеӆ айтєӆн кәртӑн вәс, щи пӑта Сәрханӆ хӑнтэт ясӑӊӑн вевтама путӑртӑс.
Щӑӆта веткєм оӆ юхӆы айӆат хоттєӆ ёх хуща вәнт кәрт эвӑӆт Ольга ӑӊкеӆ Альбина Григорьевна Русскина вәӆты-хоӆты касӆӑс. Щиты интӑм ӑнтә тәп икеӆ, няврємӆаӆ хӑнты ясӑӊӑн путӑртты питсӑт.
Сәрханӆ мўвн вәӆты мир лупӆӑт, хуты рәт ясӑӊ ӆавӑӆман еӆӆы тәты мосӆ. Щи кўтн айкеӆӑт ӆэщӑтты ёх унтасн ищиты рәт ясӑӊ ӆєрамтты па ӆавӑӆты рӑхӆ. Тәп ӑр пєлӑк Сәрханӆ мўв хӑнтэт «Хӑнты ясӑӊ» газетаев ӑн ӆўӊӑтӆӑт па хӑнты мир передачайт ӑн вантӆӑт. Вантэ, щитӑт Касум хӑнтэт щирн ӆэщӑтман вәӆӆӑт. Салымской па Тәрум юхан хӑнтэт пӑта щит пасыр ясӑӊ.
Ма Ольга Покачева иньщӑссєм, ӆўв нумсӑԯн, муй вєрты мосӆ, ӆәӆн Сәрханӆ мўв хӑнты ясӑӊ еӆӆы ат вәс? Юхӆы хӑнты нє лупӑс, хуты иньщӑсты вєр пийн ар пєлӑк Сәрханӆ хӑнтэт юхӆы ястӑты ӑн вєритсӑт, муй мосӆ вєрты, ӆәӆн ясӊев ӆавӑӆты. Итәх хӑнтэт лупсӑт, сырыя рәт ясӊӑта няврємӑт ӑшколайн вәнӆтӑты мосӆ.
Нєпекӑӊ ёх щирн, тәп щиты рәт ясӑӊ ӆєрамтты ӆавӑрт. Вантэ, рәт ясӑң – щит ӑңки ясӑң, ащи ясӑң, щит моньщӑң па путрӑң ясӑң! Рәт ясӑң – щит ясӑң, мӑта щирн нӑң нәмӑсӑн, мӑта ясӑңӑн ариӑн па путӑртӑн. Щи пӑта мєт сырыя шуши хоттєӆ ёха рәт ясӊеԯ тӑйты мосӆ. Ӑӊкет-ащет, щащет па опращет пушхӑт пиӆа рәт ясӑӊӑн путӑртты питӆӑт ки, тәп щи пурайн няврємӆўв ӑӊки ясӑӊа сӑмӆаӆн таӆты питӆыйт.
Щӑӆта йис щирӆўв, шўкщӑты вєрӆўв, катра ёх путӑрӆўв хўват ясӊев ӆавӑӆты ищи рӑхӆ.
Сәрханӆ мўв хӑнтэт рәт ясӑӊ шавиты щира сырыя Сәрханӆ мўв кәщайта па вәнӆтӑты вєрӑт вантман тӑйты ёха иха пиӆтӑщты мосӆ, ӆәӆн и нумӑсн, и вєрн тӑм нўша тўӊматты. Па сырыя рәт ясӑӊа няврємӑт вәнӆтӑты хӑннєхә ӆэщӑтты. Вантэ, няврємӑт па айат ёх рәт ясңӑта, литературая, йис вәупсыя, искусствая па па вєрӑта мєт ма ванємӑты пурайн, пушхӑта, аӆпа, әмӑщ питӆ.
Щӑӆта Сәрханӆ мўв учёнойт па учебникӑт, вәнӆтӑты вєр тәты кєши нєпекӑт хӑншты ёх вєрӑт вантман тӑйты па ӆывеӆа нётты мосԯ.
Еӆӆы Русскинская кәрт увӑс мир вєрӑт тәты тӑхийн рәпитты хӑнты нє Ольга Покачева щиты лупӑс:
Сәрханӆ мўв хӑнтэт рәт ясӑӊа колледжӑтн, институтӑтн па университетӑтн ӑн вәнӆтӑӆыйт. Ванкўтӆы тәп Касум мўв хӑнтэт ясӑӊ тәӆы. Сырыя ма лупсум, хуты щит нюр пасыр ясӑӊ. Тәх щосн Сәрханӆ хӑнты хуят Касум хӑнты путӑр уша ӑн вєрӆ, щирн, ма нумсємн, айкємн пушхӑт ясӑӊа вәнӆтӑты мосӆ: сырыя ясли-хотн, щӑӆта ӑшколайн, еӆӆы колледжӑн па университетн. Мўӊ Русскинская кәрт ӑшколаевн хӑнты ясӑӊа тәп 4-мит класс вәнта вәнӆтӑӆы. Вантэ, интӑм хӑнты ясӑӊ тәп факультатив щирн няврємӑтн вәнӆтӑӆы. Ма щирємн, 9-мит класс вәнта ӑӊки ясӑӊ тәсы ки, мосӑӊ, еӆӆы айӆат ёх рәт ясӑӊа вәнӆтӑты хуята йиты ӆӑӊхасӑт. Щит вєр хән? Муй арат няврєм факультатива юхӑтӆ? Катра щирн хӑнты ясӑӊ урока хӑншман вәс ки, пушхӑт ӆӑӊхаӆӑт муй ӑнтә, урока иса пурайн мӑнты мосӑс. Факультативной щирн па нємхуят ӛрн парты ӑн вєритӆы, ӆӑӊхаӆӑт – юхӑтӆӑт, ӑн ӆӑӊхаӆӑт – па кружок пириӆӑт.
2019-мит он вәнтӑты вєрӑт тәты IV-мит хӑрн Государственной Дума депутат, вухаӆь нє Т. Гоголева ищи ясӑӊ вўйӆяс па ԯӑңхас, ԯәԯн ӑӊки ясӑӊ ӆєрамтты щира ӆапӑт вуӆаӊ вєр ат тывӑс:
- Рәт ясӊӑта вәнӆтӑты ёх ӆэщӑтты мосӆ.
- Ӑшкола-интернатӑт ванӑн омӑсты, ӆәӆн шуши няврємӆўв рўтьщӑты хӑтӆӑтн юхи муй па хоттєӆ ёх хуща мӑнты вєритсӑт.
- Ас-угорской институтн мєт сырыя хӑнты, вухаӆь па юрн айӆат учёнойт ӆэщӑтты мосӆ.
- Хӑнты па вухаӆь ясӑӊӊӑн вәнӆтыйӆты пӑта нємасыя тӑхет пўншты.
- Пўпи якты хота – йиӆуп вәӆупсы! Тӑта ищиты нємасыя ӑшкола ӆэщӑтты мосӆ. Щи тумпи Пўпи якты хот тәса вәты хуята стипендия вух сухуптӑты.
- Рәт ясӊӑта вәнӆтыйӆты вєр государственной поступсыя нух хӑншты.
- Югра мўв губернатор пиӆа нємасыя «Совет при губернаторе по родным языкам» оса тӑхи пўншты мосӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Ирина Самсонова
О ситуации с родным языком в Сургутском районе
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок на протяжении двух десятилетий изучает состояние родных языков коренных народов Югры. Согласно свежим наблюдениям и результатам опроса среди коренных жителей по этой проблеме в Сургутском районе, представляем некоторые выводы. В опросе приняли участие более 120 респондентов разного возраста, образовательного уровня, профессиональной деятельности и места проживания (в посёлке или на родовых угодьях).
Итак, в Сургутском районе большинство опрошенных (50 %) свободно или самостоятельно (31 %) – то есть понимают и говорят – владеют родным языком. Во многом это можно объяснить тем, что родители опрошенных жителей посёлков Русскинская, Угут и Нижнесортымский общались с ними в детстве на родном языке (55 %) либо на двух языках (25 %) – родном и русском.
В посёлке Русскинская достаточно активно говорят на родном, так как здесь много ханты, приехавших со стойбищ. Сотрудник Центра национальной культуры посёлка Русскинская Ольга Покачева (Русскина) свободно владеет хантыйским языком. Ольга замужем за ханты, детство которого прошло в посёлке, а потому он не очень хорошо знал родной язык. В молодой семье Покачевых стали чаще общаться на родном, когда к ним переехала со стойбища мама Ольги Альбина Григорьевна Русскина, которая плохо владеет русским языком. Ведь до этого момента на протяжении всей жизни Альбина Григорьевна жила на родовых угодьях, сохраняя и бережно храня традиционный уклад жизни своих предков.
Сегодня мастерица помогает дочери Ольге в воспитании любимых внучек. Носительница родного языка, культуры и фольклора тромаганских ханты с радостью делится своими знаниями, умениями и навыками. К слову, внучки теперь не просто понимают хантыйский язык, они уверенно произносят некоторые фразы на родном, используемые в быту.
Многие считают, что сохранению языковой среды должны способствовать национальные средства массовой информации. Но большинство опрошенных жителей Сургутского района отметили, что не читают газету «Ханты ясанг» и не смотрят телепередачи на родном языке по телеканалу «Югория», поскольку письмо и вещание осуществляется на казымском диалекте хантыйского языка. При этом достаточно много информантов указывают на отсутствие такой возможности.
Практически все (90 %) опрошенные в Сургутском районе считают, что родной язык необходимо сохранить. Однако на вопрос: «Что нужно делать, чтобы сохранить родной язык?», подавляющее большинство как молодых (до 20 лет), так и пенсионного возраста коренных жителей затруднились ответить. Немногие ответы содержат один совет: «Преподавать в школе». Но можно ли решить проблему только таким путем?
Язык – это средство коммуникации, часть культуры, истории, менталитета народа. Он, как тонкая нить, тропинка, соединяет родных и близких по духу людей. Язык живёт там, где сохранилось традиционное хозяйствование, где высокая концентрация коренного населения.
Учёные считают, что для сохранения сургутского диалекта хантыйского языка необходимо объединение усилий как руководителей района, так и образованной части коренного населения – нужно подготовить и поддержать специалистов, способных разработать учебные пособия на сургутском диалекте, необходимые для школ.
Ольга Покачева, специалист по фольклору Центра национальной культуры деревни Русскинская считает:
– Сургутский диалект хантыйского языка не преподается в профессиональных учебных заведениях, студенты в основном изучают казымский диалект. А между ними огромная разница, порой их носители даже не могут понять друг друга. Необходимо ввести изучение родных языков поэтапно – в школе, колледже и вузе. Для того, чтобы молодые ханты могли в будущем выбрать профессию преподавателя родного языка.
В нашей школе проводятся уроки родного языка, но только до 4-го класса. Если бы обучение продолжалось хотя бы до 9-го, вполне возможно, что кто-то из учеников в будущем выбрал бы профессиональной стезей преподавание хантыйского языка.
Также часто бывает, что дети стесняются принадлежности к своему этносу. Думаю, здесь многое зависит от родителей и учителей. Они должны объяснять ребёнку, что ханты – это народ с богатейшей древней культурой и языком, который нужно ценить и сохранять.
Ещё на торжественном открытии «Филологического форума Югры – 2019» с сообщением об обеспечении качественного общего образования с сохранением родных языков выступала депутат Государственной Думы РФ Татьяна Гоголева, которая уверенно заявила, что языковой прорыв возможен только совместными усилиями – государства и общественности в лице коренных народов.
Депутат Госдумы тогда отметила, что учёные, преподаватели, общественные деятели Югры определили основные ожидания по результатам Международного года языков коренных народов через 7 основных шагов:
1 шаг – кадры по родным языкам (преподаватели, исследователи, учёные), кадры для традиционной хозяйственной деятельности как для отрасли.
2 шаг – образование без отрыва от семьи.
Обеспечение качественного общего образования с сохранением родных языков:
- строительство пришкольных интернатов в городе Лянторе, посёлках Нижнесортымском и Тром-Агане;
- запуск программ альтернативного размещения детей в семьях на период строительства интернатов;
- поддержка малокомплектных школ и детских садов;
- обеспечение учебно-методическими, мультимедийными комплексами по мансийскому и хантыйскому языкам.
3 шаг – Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок должен стать научным центром с чёткой задачей по исследованию обских угров, подготовке молодых учёных из числа коренных народов, с сетью медиацентров на местах.
4 шаг – цифровые технологии – на службу родным языкам. Создание национальных лингвистических корпусов мансийского и хантыйского языков.
5 шаг – Медвежьему празднику – новую жизнь. Создание центров Медвежьего праздника, школ обучения этой традиции, стипендии носителям традиции.
6 шаг – финансовое обеспечение через принятие специальной государственной программы «Родные языки коренных народов Югры».
7 шаг – для выхода на результат – строгий контроль. Создать совет при губернаторе по родным языкам.
Сколько шагов на сегодняшний день выполнено и что ещё предстоит выполнить, решать только вам, уважаемые читатели!
Ирина Самсонова