- Хантыйский
- Русский
Муй щирн м рәпата вәйтты рӑхӆ
Муй щирн па хуты тӑм йисн ма тӑйты рәпата па сӑмӑӊа ӆэщӑтты вєр кашӑӊ хәя муй нєӊа мущатты рӑхӆ? Щимӑщ вєрӑт оӆӑӊӑн тӑта мосванӑн Ёмвош Центр занятости тӑхи ёх округев «Хӑнты ясӑӊ» газетаева айкеӆ китсӑт.
Йис пураитн вәӆум учёной Сенека щимӑщ вєрӑт оӆӑӊӑн тӑмиты лупӑс:
- Нӑӊ ин ӑн ки вәӆэн, муйсӑр тӑхия мӑнты па хута иӆ вуӆыты ӆӑӊхаӆӑн, щит нємуӆты вот рўвн еӆӆы ӑн тәӆыйн па тўӊщирӑӊа ӑн нётӆыйн.
Вантэ, тӑм йис хә щи пӑта ма нёхмӑс, хуты кашӑӊ ай муй вәншӑк хӑннєхә ӆўвеӆа еӆӆы вєрты вєрӆаӆ оӆӑӊӑн ушӑӊа-сащӑӊа вәӆты-хоӆты щирӑӆн нумӑс ат тӑйс па щитӆ унтасн сӑмӑӊ вєр вәйтӑс.
Мўӊ вәӆупсэв хўватн щимӑщ вуӆаӊ вєрӑт па тәп пура-пурайн ӆикумты вєритӆӑт, хән кашӑӊ атэӆт хӑннєхуята тўӊщирӑӊа нәмӑсты мосӆ, муй ӆўв еӆӆы вєрты питӆ, ӆәӆн вәӆты-хоӆты щирӆаӆ тәса ат мӑнсӑт. Мєт вуӆаӊ вєр, мєт ушӑӊ-сащӑӊ нумӑс – щит еӆӆы вәӆупсы щиревн м па мосты рәпата мущатты. Ин рўщ щирн ки путӑртты, кашӑӊ рәпата вєрты вєрев мўӊ вәӆупсэв вәӆты хўваттыйн тўӊщирӑӊа ӆэщӑтӆэв.
Кашӑӊ айшӑк муй па вәншӑк вєрӑт, мӑта утӑт хӑннєхуятӑтн вєрӆыйт, щи хӑннєхә рәпитты щирӆаӆ оӆӑӊӑн лупты вєритӆ. Щи пурайн, вантэ, мўӊ уша вўӆўв, муй щирн кашӑӊ хӑннєхә рәпитӆ, муй ӆўв ӆэщӑтты вєритӆ, хуты щи рәпатайӆ мосман па сӑмӑӊа муй вевтама па атмащ тӑйӆӑӆэ.
Рәпата па сыр-сыр вәӆты вєрӑт ар пєлӑк хӑннєхуятӑт вәӆупсыйн вән унтасӑт иса тәӆӑт. Щи пӑта нємуӆты вєр эвӑӆт хуятӑта пӑӆты ӑн мосӆ па щи вәӆты йитӑт юхӑтты кємн әмӑщ щирн щитӑт пєӆы вантты па ӆэщӑтты.
«Муй щирн м па мосты рәпата мущатты рӑхӆ?» – щиты кашӑӊ хӑннєхә нынӑн иньщмӑӆ, хән ӆўв хәя-воя муй тәса вєрӑнтты нє вўш вәнты єнмӑӆ па юхӑтӆ. Итәх хуятӑт нәмӑсӆӑт, хуты ӆыв рәпатаеӆ муй па профессияеӆ – щит иса и хурасуп вєр. Кашӑӊ атэӆт рәпата, вантэ, ӆўв щирӑӆн кєншӑк па ӆавӑртӑӊшӑк щирӑт тӑйӆ. Щи пӑта ӑӆ рәпата ӆэщӑтты вєрӑт, рўщ щирн, профессиональной рәпатаита ӑн па ӆўӊтӑсӆӑт. Тәп щимӑщ хӑннєхә профессия щирӑӆн вєрӑӆ ӆўӊӑтӆы, мӑта хә муй нє нємасыя щи рәпитты тӑхия питты еӆпийн тўӊщирӑӊа сыр-сыр вєр ӆэщӑтты вәнӆтыӆӑс па щи пийн квалификация нєпек ёша хоӆумтӑс.
Профессия – щит па муй? Рўщ щирн ки мсыева уша павӑтты, щимӑщ вєр, мӑта утӑт ӆэщӑтты пурайн муӆты вәнӆтӑты тӑхи етшуптӑты мосӆ, щӑӆта щит вєрты па тәса кашӑӊ щирӑт муйт тўӊщирӑӊа ух веӆумн тӑйты.
Профессия специальность па должность эвӑӆт иса па хурасуп. Специальность – щит, вантэ, тәп и муртӑӊ вєр щирн тәса ӆўӊтӑсты кашӑӊ айӆат муй вәнӆат хӑннєхуятӑт рәпата. Щи пӑта тӑмиты лупты рӑхӆ, хуты тохтур профессияя щимӑщ арсыр «специальность» щирӑт ӆўӊтӑсты вєритӆӑт, щит терапевт, хирург, окулист, педиатр, уролог па па сыр-сыр утӑт, мӑта рәпатайт иса мәш мӑӆты вєр тӑйӆӑт.
Профессия мущатты вєр – щит тўӊщирӑӊа, ма па тәса муӆты рәпитты щирӑта вәнӆтыйӆты вән вєр.
Щимӑщ вәнӆтыйӆты вєр пурайн кашӑӊ хӑннєхә, ӆўв сӑмӑӊа па мосман тӑйты хурасӑӆн, ӆўвеӆа мосты «специальность» вєр ищиты ушӑӊа-сащӑӊа ёша павӑтты вєритӆ. Тәп щи пӑта айӆат хӑннєхуятӑта ар ӛр пунты па мосты нумсӑт еӆӆы вәӆты па вәнӆтӑты щиреӆн тӑйты мосӆ. Ин тӑмхӑтӆ вәнта па йиӆпа юхӑтты вән хӑннєхә вәӆупсыйн сыр-сыр рәпатаиӊ вєрӑт вещката вєрты.
Йиӆуп рәпата кӑншты айӆат ёх ат вәйтӆэӆ:
- муйсӑр вєр вєрты хӑннєхуята ма еӆӆы тӑм мўвн вәӆты питӆум;
- муйсӑр вєрӑт вєрты мосӆ: кружокӑт, секцияйт, сӑмӑӊа тӑйты вєрӑт;
- муй вєрты па муй щирн рәпатая питты: щимӑщ вєр вәйтты щирӑт, вухӑт сухуптӑты унтасн, рәт щира ӆўӊтӑсты хуятӑт нётупсэт унтасн па м ӆәхсӑӊа вәӆты ёх вуӆаӊ нётупсэт унтасн;
- муй вєрты рәпата кӑншты еӆпийн: вәнӆтӑты тӑхи мущатты, кашӑӊ рәпитты щирӑта ма па тўӊщирӑӊа вәнӆтыйӆты, ӆавӑртӑӊ вєр вєрты;
- муй вєрты кашӑӊ хӑннєхә ушӑӊ-сащӑӊ муй ӆўв тумтака ин вәӆты па рәпатайӆ ма ӆэщӑтты вєрӆаӆ пиӆа?
Муй щирн тӑм йисн мосты профессия щира вәнӆтыйӆты? Хуты карьера вєрӑт ӆэщӑтты, ӆәӆн нын пиӆана ванӑн вәӆты ёх нємуӆты турас аӆ вєрсӑт? Щи пӑта кашӑӊ хӑннєхуятӑта ин мосӆ Карла Маркса вош хўлыйн 12-мит хотн, оӆӑӊмит хот йитн вәӆты ёх эвӑӆт иньщӑсты па 8-3467-32-05-03 карты кеӆ хўват айкеӆ вўты.
Ёмвош Центр занятости населения айкеӆ
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Владимир Енов
Формула успешного выбора профессии
«Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным».
(Сенека)
В нашей жизни не так много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. Один из таких важнейших шагов - выбор профессии. Работа и все, что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека! Однако не нужно относиться к выбору профессии, как пугающей необходимости, гораздо позитивнее видеть в этом начало нового интересного жизненного этапа.
«Как выбрать будущую профессию?» - рано или поздно таким вопросом задается каждый. Многие в процессе профессионального самоопределения заходят в тупик по причине того, что не видят разницы между профессией и работой. Чем же отличается «профессия» от «работы»? Не любой труд может считаться профессиональным.
Трудовую деятельность принято считать профессиональной, если человек обладает определённым уровнем квалификации, прошел обучение в учебном заведении, о чем свидетельствует документ об образовании и выполняемая человеком деятельность приносит доходы.
Что же это такое профессия?
Профессия – трудовая деятельность человека, требующая определенного образования, подготовки навыков и опыта. Происходит это слово от латинского professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал, и о котором заявлял публично. Профессию надо отличать от специальности и должности.
Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности и др.
Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность.
Профессиональное самоопределение характерно не только для юного возраста. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.
Цели должны быть:
-конкретными (хочу получить хорошее образование и т.д.);
-реалистичными, то есть соотнесенные с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д.;
-ограниченными во времени (цель-это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.
При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
- Главная цель (кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть).
- Цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, обращение в службы для прохождения переподготовки и т.д.).
- Пути и средства достижения целей (знания и умения, связи, финансы).
- Внешние условия достижения целей (выбор места учебы, возможные препятствия и пути их преодоления).
- Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье).
Правильный выбор профессии, по мнению специалистов, возможен только, если человеком учитывается одновременно сразу три фактора, которые условно называют так: «склонен» (интересуется), «способен», «требуется». Своеобразная «формула выбора профессии» представлена известным ученым-психологом Е. А. Климовым, и кратко эти составляющие получили название «хочу», «могу», «надо».
Вначале нужно определить для себя свои профессиональные потребности. А именно, чем хотели бы заниматься, какой вид труда интересует (управление, обслуживание, образование, оздоровление, творчество, производство, консультирование, исследование, защита, контроль и т.д). Определить для себя предмет труда, с чем или кем именно Вы хотели бы взаимодействовать в своей профессиональной деятельности (человек, информация, финансы, техника, искусство, животные, растения, продукты, изделия, природные ресурсы и т.д.).
Выбирая профессию старшеклассникам нужно учесть факторы, влияющие на ошибочное профессиональное самоопределение человека:
- недостаточное представление о специфике будущей профессии;
- выбор профессии «за компанию»;
- выбор профессии под давлением родителей;
- выбор престижной профессии;
- отождествление учебного предмета с профессией (например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика, однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей);
- отождествление профессии с конкретным человеком (младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии);
- несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии;
Как сориентироваться в многообразии профессий? Чем определяется успех в построении карьеры? Каковы типичные ошибки на пути профессионального самоопределения, можно ли их избежать? Как перейти от общих размышлений о своем будущем к конкретным действиям?
Ответить на эти вопросы школьникам помогут специалисты по профориентации центра занятости населения при обращении по телефону 32-05-03 и по предварительной записи на индивидуальное консультирование по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. К. Маркса, д. 12, кабинет №1.
Государственная услуга по профессиональной ориентации предоставляется бесплатно.
И.В. Шрайнер,
ведущий инспектор отдела
по профобучению и профориентации
КУ «Ханты - Мансийский центр
занятости населения»
Перевод на хантыйский язык Владимира Енова