- Хантыйский
- Русский
Японияйн яңмит опостӑты питы
Яртъяң о юхы ООН «Десятилетие образования в интересах устойчивого развития» нємуп вєр оӑңӑн нєпек єсӑс. Мўң мўвевн щи вєр оӑңӑн «Спасти и сохранить» хӑтӑт вәяты пурайн мўвтє мирхот вєрӑнты, хута щи оӑңӑн нєпекӑң ёх путӑртӑт. Тӑм пўш Россия мир тухӑпи щимӑщ хуятӑт Польша, Словакия, Финляндия, Болгария, Канада, Япония па па мўвӑт эвӑт мирхота юхтыйсӑт. Ас нопӑтты тыӑщн пресс-конференцияйн айке ӑкӑтты ёх пиа Анатолий Захлебный (Российской академия образования), Йоко Мочизуки (Япония), Стефании Ходж (ЮНИСЕФ) па Антонина Урсу-Архипова (Ёмвош округ образования па молодёжной политика департамент) вәйтантыйсӑт па устойчивое развитие вєр оӑңӑн арсыр ай павӑтсӑт.
Анатолий Захлебный:
10-летие отметят в Японии
23 мая состоялась пресс-конференция на тему «Проведение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре «Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в рамках 10-летия ООН по образованию для устойчивого развития».
На вопросы журналистов отвечали председатель Научного Совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования, член-корреспондент РАО Анатолий Захлебный, специалист программ сектора ЮНЕСКО Йоко Мочизуки, специалист по вопросам образования в ЮНИСЕФ Стефани Ходж, начальник управления государственной политики в сфере общего образования департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры Антонина Урсу-Архипова.
Напомним, Генеральная Ассамблея ООН объявила 2005-2014 годы Десятилетием образования в интересах устойчивого развития. В этом году конференция по этой тематике была посвящена 150-летию академика В.И.Вернадского, где рассматривался опыт и практика разных стран в рамках данного Десятилетия и вопросы выработки дальнейшей стратегии развития в области образования в интересах устойчивого развития. Данная конференция была включена в План основных мероприятий Правительства Российской Федерации по проведению в 2013 году в России Года охраны окружающей среды.
Анатолий Захлебный отметил, что на встрече в Ханты-Мансийске подвели предварительный итог перед завершением Всемирного десятилетия по образованию в интересах устойчивого развития и что в системе образования роли просвещения отводится большое внимание. В течение последних 30 лет специалисты активно занимаются вопросами экологического образования, попытаются определить, как сочетается социально-экономическое развитие с возможностями природы. В1972 году американский ученый Деннис Медоуз в книге «Пределы роста» обратил внимание на то, что есть пределы безграничному экономическому развитию и росту численности землян. Группа бывшего норвежского премьер-министра Г-Х. Брундтланда тоже пыталась всех убедить в том, что экологическая емкость биосферы ограничивает беспредельное экономическое развитие и демографический рост на планете. Профессор А. Захлебный обратил внимание, что в прошлом году родился семимиллиардный житель планеты. В связи с этим, более 50 тысячам человек в разных регионах земли задали вопрос: они хотят жить на среднеевропейском, среднеафриканском или среднетайском уровне? Большинство выбрали среднеевропейский уровень. Расчеты показали, чтобы семь миллиардов человек могли жить, например, на среднетайском уровне, потребуются ресурсы шести планет Земля. Уже сейчас прогноз, сделанный на следующие тридцать лет, показал, что человечество ждет дефицит большинства ресурсов. Поэтому в ООН обсуждается проект о правах будущих поколений на часть ресурсов планеты.
А. Захлебный считает, что эти проблемы сегодня стоят и перед системой образования. Оно должно рассказать, в каком будущем будут жить дети, в чем принцип устойчивости планеты Земля и устойчивости цивилизации? «Мы учим детей, как жить в будущем, а 70 процентов информации рассказываем им о прошлом, 15-20 процентов о настоящем и всего 2-3 процента о будущем. Нужно изменить пропорцию содержания образования между прошлым, настоящим и будущим. Это первейшая задача общего образования», – сказал профессор.
Йоко Мочизуки рассказала о том, что 2013 году международная конференция по образованию в интересах устойчивого будет проходить в Японии, где подведут итог Десятилетия и будет дан старт рамочной программе на следующее 10-летие. «Второй декады не будет, но мероприятия будут. В 2012 году ЮНЕСКО разработал предложения на следующее Десятилетие и сейчас проводит предварительные консультации по этому вопросу во всех регионах: африканских, арабских, странах карибского бассейна и т.д.», - отметила она.
По словам Стефани Ходж, за время декады они увидели, какова роль образования в интересах устойчивого развития: «Сейчас основной момент в этом – это выработка общего подхода к образованию. ЮНЕСКО уже ведет работу в этом направлении со всеми правительственными организациями, разрабатываются нормативы и стандарты образования. Многие проекты, которые осуществлялись в рамках декады, были базовыми. Сейчас есть возможность их скоординировать в общее планирование».
По ее мнению, учителя играют очень важную роль в образовании устойчивого развития, потому что учебный план претворяется в жизнь ими. И вопрос в том, как он составляется? Она считает, что образование устойчивого развития обязательно должно включать в себя местную, национальную и глобальную составляющие. И очень важно при обучении эти аспекты объединить.
Антонина Петровна Урсу-Архипова устойчивое развитие образования связывает с устойчивым развитием Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и с обучением детей. По ее словам, в округе хорошо налажена система непрерывного экологического образования, которое преподается в дошкольных учреждениях, проходит через систему общего образования и высшей школы. А сейчас требуется внести изменения в технологию преподавания этих знаний и в целом в систему просвещения. «Наша задача не только сформировать сумму экологических знаний у ребенка, но и сформировать компетентность учеников в новой парадигме образования – практико-ориентированной. Уже сегодня используется новый инструментарий и новые технологии, проводятся социальные практики, которые позволяют ребятам полученную сумму знаний продемонстрировать на практике», – сказала она. И в качестве примера назвала информационно-просветительский проект «Моя Югра – моя планета», который стартует в День Земли, а заканчивается в День защиты детей. В нем принимают участие дошкольники, школьники, студенты 22 муниципальных образований, это 94% обучающихся. В регионе работает 64 школьных лесничества, ежегодно проводится акция «Аллея выпускников», во время которой ребята высаживают деревья. 1 сентября 2013 года по постановлению правительства, посвященного Году охраны окружающей среды, в школах округа будет проведен экологический урок для учащихся начальных классов. «Как бывший учитель, не нарушая контекст устойчивого развития образования, провела бы урок о любви к родному краю. Ближе, чем малая родина, ничего не может быть. В детстве наш путь начинается с родного крыльца, родного порога и в глубокой старости тоже хотим вернуться к своим корням, откуда начали свой путь. Поэтому любовь к родному краю – это главная тема урока на все времена», - считает А. Урсу-Архипова.