- Хантыйский
- Русский
Ясңев нух аумты мос
Няврємӑт апӑт мӑр тәп и щос рәт ясӑң вәнтӑӑт
Нужно сохранить наш родной язык
В национальных школах в обучающей программе выделен всего один час в неделю на обучение хантыйскому языку. Может быть, поэтому с каждым годом уменьшается количество детей, свободно владеющих родным языком. Об этом мне удалось побеседовать с учителем хантыйского языка Варьеганской национальной школы Казамкиной Розой Гордеевной.
Она родилась и выросла на стойбище вблизи п. Варьеган Нижневартовского района. Родители были оленеводами, рыбаками. В 11 лет она осталась без родителей, после чего вместе с сестрой Тамарой воспитывалась в семье тёти Анны Егоровны Тырлиной. Затем много лет воспитанием двух сестер Тамары и Розы занимались Егор Степанович и Анисья Ивановна Казамкины. Тяжелые годы детства выработали в характере Розы такие черты, как самостоятельность, выносливость. Сразу после окончания школы она поступила в Ханты-Мансийское педагогическое училище. По завершении учебы в 2003 году вернулась в родное село, работала несколько лет экскурсоводом Новоаганского этнографического музея, затем заведующей хозяйством Варьеганского этнографического музея. В 2011 году ей была предложена должность преподавателя хантыйского языка в Варьеганской средней школе. Следует отметить, что в школе лишь небольшое количество детей изучают хантыйский язык. Составляя планы уроков, учитель опирается на программы С.П. Кононовой и Е.А. Немысовой. Беседуя с Розой Гордеевной, я заметила ее обеспокоенность тем, что дети всего один час в неделю изучают родной хантыйский язык. В связи с этим, они тяжело запоминают теорию языка. В школе родной язык преподается со второго по седьмой класс. В связи с этим, у Розы Гордеевны очень маленькая нагрузка, в неделю всего 6 часов. Но, несмотря на это, у учителя национальной школы Р.Г. Казамкиной в плане поступить в университет, получить высшее образование. Но, к сожалению, в Нижневартовске нет факультета обско-угорской филологии. Она хочет стать дипломированным учителем родного языка.