- Хантыйский
- Русский
ўв саттӑа вєр тӑйты хӑнты ими
Сәрхан вошн «Соцветие» нємпи якты-ариты емӑңхӑт пурайн тынєсты хӑрӑт рәпитсӑт. Щи артӑн ма хәум тынєсты хӑр шиваӑсум, щит нєш, и вєрӑнтты ими эщӑтма. ўв пиӑа вәтаңа йисум, щит Римма Кирилловна Молданова.
ўв щиты путрӑ оңитсӑэ:
— Ма Вандымов рәт эвӑт. Ащєм Кирилл Вандымов, Сәрхан мўв ики, ӑңкєм Евгения Волдина, ўв Касум мўв имия вәс. Ма Дарко-Горшково хӑнты кәртӑн 1962-мит он сєма питсум. Мўң семьяевн хәт няврєм вәс, ин тәп Слава апщєм пиа хӑщсумн. ўв Сытомино кәртӑн вә.
Горшково кәрт 1972-мит он лӑп пунсы, мўң Сытомино кәрта касӑсўв. Тӑта ма 9-мит класс етшуптумєм юпийн Ёмвоша мӑнсум, тынєсты вєра вәнтыйсум. Щӑта Сәрхан воша апкайн рәпитты питсум, щӑта кәщая павӑтсыюм. Щи оӑтн икия мӑнсум, ўв нєм Пётр Тихонович Молданов. ўв пиӑа хәум няврєм єнмӑсумн. Ям арат о юхы ўв ӑнтәма йис, мӑнєма шєңк авӑрт ўв такӑа вәты, тәп хуты вєрты.
— Хән нӑң саттэна вєр тәты питсӑн?
— 2000-мит он ма саттєма вєр тәты питсум па хӑнты пурмӑсӑт вєрты вўянтсум. Сыры сӑк эвӑт арсыр хурамӑң турлопсӑт, тўтхотӑт кӑрӑтсум. Щи тумпи вўы па вой сухӑт тӑнӑум, пуркайт, милӑт па па утӑт ёнтум. Оля эвєм хурамӑң хӑншӑң вейт, посӑт тый. Щи тумпи сухта эвӑт пурмӑсӑт вєрум.
Вўт кәртӑң мир ищи мӑнєма тынєсты щира арсыр пурмӑсӑт тәӑт, ма тыныум. Муравленко вошӑң ики мӑнєма тыныты щира вўы оңтӑт тәс. Вантэ, ыв хущеа оңӑт шєңк ар, щитӑт эвӑт вєрум хурамӑт авӑрт тыныты. Хӑнты мир вәтаң писатель хә Еремей Айпин ўв киникайа тыныты партӑс. Ма ищи ўвеа нётум. ўв киникайа ма ўңӑтты шєңк мосман тӑйӑам, щирн сӑмӑңа нётум.
Щитӑт тыныты щира ма арсыр вошӑт хўват яңхум, щит Ёмвош, Сәрхан, Лянтор, Юбилейной, Нижнесортымской, Русскинской, Когалым, Ноябрьск, Муравленко па па вошӑта емӑңхӑтӑта яңхум. Итәх пурайн вўт кәртӑң хӑнтэт пиа Сәрхан вошн тынєсты хӑрӑтн ияха тынєсўв.
Ин пенсияйн вәум, щирн кәм тӑйум шўкщӑты вєрӑт вєрты.
— Ма вантєм, хәум тынєсты хӑр омӑсмен, шєңк ар пурмӑс, хута авӑман тӑйӑӑн?
— Юн. Ма Сәрхан вошн и хот йитуп хотн вәум. Вошӑң мир мӑнєм вәӆэ, щирн итәх пурайн муты әтты мос ки, ма хущєма юхтыйӑт.
— Сӑк, нәй хуща әтӑн?
— Ма Екатеринбург воша яңхум па щӑта ям чешской сӑкӑт әтум. Нәй мўң Сәрхан вошевн вўум.
— Ма вантєм нӑң иса муй хошӑн вєрты.
— Ӑнтә, ма хў сухӑт эщӑтты па ёнтты ӑн хошум. Шєңк ӑңхаум щи вєра вәнтыйты па арсыр хириет, тўтхотӑт, әмӑтсухӑт ёнтты. Ма айтєн аңкаңкєм, щащєм, ӑңкєм эвӑт вой сух тӑңӑты, ёнтты, сӑкӑң пурмӑсӑт вєрты вәнтыйсум. апкайн рәпитмємн иса пурайн нумӑс тӑйсум, щи шўкщӑты вєрӑт еы тәты. 18 о юхы щиты тывӑс.
— Нӑң Сәрхан вошн вәӑн, вўт кәрт тӑйӑн?
— Па муй. Нижнесортымской кәрт пўңӑн ма рәтам вәӑт па щӑта ма ищи вўт кәртєм вә. Итәх пурайн щив рўтьщӑты яңхўв, хў вепӑсӑўв, воньщумутӑт ӑкӑтўв.
— Нӑң няврємӑн хӑнты ясӑң тӑйӑт?
— Ӑнтә, вантэ, вән вошн єнумсӑт, тәп хӑнты мир вәупсы сӑмӑңа тӑйӑт. Ма хиыӆам «Катра Сәрхан» пурмӑсӑт авӑты тӑхия яңхӑт па щӑта хӑнты якӑт якты вәнтыйӑт. Щӑта арсыр емӑңхӑтӑтн вәяӑт. Тӑмхӑт ыв ищи яксӑт, мӑнєма ыв пєэа шєңк әмӑщ вантты вәс. Ма ывеа хӑнты әмӑтсухӑт ёнтсум.
Сәрхан вошн ма хӑнтэт пиа хӑнты ай хопӑтн кӑсўв, айат ёх ай хопн яңхты вәнтӑўв. Хиыам ищи хошӑт.
Р.К. Молданова
пиа путӑртӑс
Людмила СПИРЯКОВА
Хантыйская предпринимательница
Во время фестиваля национальных культур «Соцветие» в Сургуте выступали творческие коллективы, работали торговые ряды. В поисках сувенира я прошлась и по рядам, где продавалась продукция народов ханты и манси. Один из торговых палаток меня привлёк обилием не только сувенирной продукции, но и традиционной одеждой народа ханты. Я нашла хозяйку этих палаток, ей оказалась хантыйская мастерица, которая с удовольствием рассказала о себе.
Вот как она начала рассказ о себе:
– Я происхожу из хантыйского рода Вандымовых, отца звали Кирилл Вандымов, а вот мама родом из села Казыма Белоярского района, звали Евгенией Молдановой. Я родилась в национальной деревне Дарко-Горшково в 1962 году. Нас у родителей было шестеро, сейчас, к сожалению, мы остались только с братом Славой, который живёт в селе Сытомино. В 1972 году деревню закрыли, и мы вынуждены были переселиться в посёлок Сытомино. Здесь я закончила 9 классов и поступила в Ханты-Мансийский торгово-кооперативный техникум. Дипломированным специалистом была направлена на работу в один из магазинов города Сургута, была рядовым продавцом, а затем и заведующей. Вышла замуж, мужа звали Пётр Тихонович Молданов. Воспитали троих детей. Несколько лет назад его не стало.
– Когда Вы стали индивидуальным предпринимателем?
– Свою предпринимательскую деятельность оформила в 2000 году как «Розничная торговля сувенирными изделиями народно-художественных промыслов». Сначала делала бисерные украшения, кошельки и т.д. Кроме этого, занимаюсь выделкой шкурок и пошивом меховых изделий, шапок, бурок и др. Моя главная помощница – это дочь Ольга – она вяжет традиционные орнаментированные чулки, варежки. С ней же мы лепим глиняные фигурки персонажей из хантыйского фольклора.
Также жители стойбищ, зная, что я занимаюсь торговлей, привозят мне свои изделия на продажу. Парень из Муравленко привозит оленьи рога, которых на Ямале в изобилии. Там население не особо их покупает, а здесь они довольно хорошо раскупаются. Даже наш известный хантыйский писатель Еремей Айпин обратился ко мне за помощью, мы заключили «Договор». Он предоставил на продажу 15 тысяч экземпляров своих книг, которые я и продаю. Они пользуются популярностью среди читателей и хорошо раскупаются. Я и сама люблю его творчество, поэтому очень рада ему помочь.
С торговыми палатками мы выезжаем на различные праздники, которые проходят не только в Югре, но и на Ямале. Были в Ханты-Мансийске, Лянторе, Нижнесортымском, Русскинских, Когалыме, Мегионе, Ноябрьске и в других городах. Чаще всего, конечно, в Сургуте, поскольку я здесь живу. Бывает, что со стойбищными жителями мы торгуем на городском рынке. Сейчас я на пенсии, поэтому у меня времени на рукоделие предостаточно.
– Я смотрю, что у Вас тут аж три палатки стоит, очень много продукции, а где Вы всё это храните?
– В своей городской однокомнатной квартире. Надо сказать, что меня знают многие сургутяне, поэтому часто приходят и покупают у меня на дому.
– А испытываете ли трудности с приобретением бисера и сукна?
– Нет, трудностей особых не испытываю, за хорошим чешским бисером я езжу в Екатеринбург, а сукно покупаю на оптовых базах города Сургута.
– Я смотрю, Вы мастер на все руки.
– Не совсем, мне бы ещё освоить технику обработки рыбьей кожи и научиться шить сумочки и другие изделия. Я всегда восхищаюсь, когда вижу сумочки и платья из рыбьей кожи, как же это красиво! А так я ведь росла в традиционной семье, где девочка рано начинает держать иголку, всегда наблюдала за бабушками, мамой, от них и научилась выделывать шкурки, шить, плести из бисера. Когда работала продавцом, то всегда подумывала, что когда-то буду заниматься творческим делом по душе, и вот 18 лет назад я осуществила свою мечту.
– Вы – городская жительница, у Вас есть родовые угодья?
– Конечно, у меня есть небольшое родовое угодье под посёлком Нижнесортымским, там же неподалёку живут и мои родственники. Мы часто выезжаем с семьёй туда отдыхать, рыбачить, собирать ягоды, шишки.
– А вот интересно, Вам удалось в городской среде научить детей хантыйскому языку?
– Конечно же, нет, ведь это очень сложно сделать в таком крупном городе, когда на детей давит русская языковая среда. Но они с любовью и уважением относятся к культуре народа ханты и манси. Мои внуки посещают историко-культурный центр «Старый Сургут», где учатся исполнять традиционные танцы обских угров. Часто выступают на национальных праздниках. Сегодня они тоже исполняли танцы, мне так приятно на них смотреть, испытываю гордость. Для них сшила традиционную одежду на все сезоны.
Я и сама посещаю музей «Старый Сургут», с единомышленниками мы создали команду для соревнований на обласах от города Сургута, называется она так же, как и сам музей. Обучаю гребле на обласах как взрослых, так и молодёжь. Мои внуки довольно хорошо держатся в лодках-обласках.