Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Муй щирн айат ёх армияя ӑкӑтсыйт
  • єтут вєрты вєр нух єнмӑс
  • Хӑннєхә әтты єтутӑт артаӑты вєр
  • Йис вєрӑт нух аумты мос
  • Хуты хотӑң войт па єтутӑт єнмӑты тӑхет нётыйт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Нєпек єсӑты хӑта эщӑтыйӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Мўвтєӆ шуши мир емӑӊхӑтӆ пиӆа!
  • Тамара Семёновна Макарова — каркам Тэкӑң ими
  • ўв саттӑа вєр тӑйты хӑнты ими
  • Щатьщаще — вєрӑң хә, хиэ па вєрӑң хә
  • Йис вєрӑт оӑңӑн айке тәс
  • Шуши мир мәшӑт яматӑс

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хў веты ёх хӑт Понавӑт кәртӑн
  • Мўвев сӑмӑңа тӑйэв, округев пӑта юращўв

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Ева нумсӑн тӑйԯэв
  • Мадьяр нє вєрӑт нәмԯўв
  • Валериан Петров нємпи хур вўты вєр вәс

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Щатьщаще — вєрӑң хә, хиэ па вєрӑң хә
П.М. Тользин
П.М. Тользин
  • Хантыйский
  • Русский

Щатьщаще — вєрӑң хә, хиэ па вєрӑң хә

XX-мит «Мужские и женские ремесла: музееведческий и этно-педагогический аспекты» нємуп вєртут вєрты хӑрн, щи ут лыпӑт тыӑщн «Торум Маа» музейн вәс, щӑта Павел Михайлович Тользин пиа путӑртсум. Мєт сыры ўв рәта оӑңӑн путӑртӑс, вантэ, мўң мўвев тумпи Тользинӑт Ямалн вәӑт. Ӛхӑт ўве иньщӑссєм, хән пурмӑсӑт вєрты вәнӑс па «Хӑнты ясӑң» нєпек ўңӑт муй ӑнтә.

Павел Тользин:
— Ямалн вәты Тользинӑт щит ма рәтам. Шурышкарской районӑн Толзинӑт вәӑт, ыв ищи Тользинӑт, тәп нєм нєпекан єпӑт пос ӑн хӑншсы. Ма щатьщащєм Дмитрий Иванович Кўнавӑт юханӑн вәс, ўв яй ищи щӑта вәс. Ӛхӑт яй щӑсаты Ас пєлӑка касӑс. Щатьщащєм әңх юхана, Касум пєлӑка, мӑнӑс, хута вўы тащӑт па сӑранӑт вәсӑт. әңх юхан (Кев пєлӑк) сӑран щирн Балбан Ю нємн аьщӑы.
И рәт хәйєм Москвайн вә, щит Эдик Тользин. ўв Монетной двор нємуп хотн хурӑт хӑншты хуята рәпит. Хән интернет вєрсы, мўңев вәйтӑс па иатн кәртэва юхтыӑс. ўв лупӑс: «Щатьщащєм па щащєм Кўнавӑтн вәсңӑн» па щи тӑхи шӑшӑс, хута ма щатьщащєм ищи вәс. Интум щӑта Алексей па Никита йивпухам вәӑңӑн. ын тащ авӑты хәйңӑн. Дуся па Надя йивэвеңӑам ищи щӑта вәӑңӑн. Надя ма нәптупєм. Хән ӑшколайн вәнтыйсамӑн, кўтємн пищма хӑншийсамн. Никита семьяен мєт вән вә, щит пӑты Надяен пухӑт хәрмӑтяӑт, муй пӑты акеӆ ывеа Касумӑн вәты рәта оӑңӑн ӑн лупӑс. Сыры щи оӑңӑн ки вәсӑт, ән хўвн мўңев вәйтсӑт. Хән ма войт лекщитты хәя вәсум, хәум пиркатайн рәпитсум. 3-мит пирката ёх Ямалн вўэт авӑсӑт па Полуй юхан хўват ямальской ёх щив юхтыйсӑт. Щи пурайн Никита ищи щив юхтыӑс. Ӛхӑт муты пӑты няврємаа щи оӑңӑн нємӑт ӑн лупӑс. Юхи хӑщум оӑтн ма щи рәтам хущи мойңа яңхсум, ыв ищи мўң хущева вәсӑт. Интум кашӑң о мўңев ыв мўвеа яңхты вохӑт. Мўң ищи ыве вохўв. И о ма Надым мухты щи мўвн вәты тащӑта яңхсум. Арсыр пиркатаятн вәсум, щӑта кашӑң тащн рәтам вәӑт.
Щатьщащєм и лотн вәс, ўв шим вўы тӑйс, тәп әхӑ киртыя па итәх пурайн нюхия хурты. Щатьщащєм вєрӑӊ хәя вәс па арсыр әхӑт вєрӑнтӑс. Кўтайт па пасыр пурмӑс ищи вєрӑс. Сӑранӑт вән таща пиа нәам тывет-тухет касӑсӑт, әхӑт вєрты ыв морум ӑн тӑйсӑт. Щи пӑты щатьщащєм щитӑт вєрты партсӑт. Сўсн, хән вўєң ёх войал ияха ӑкӑтсӑт, ўв щив яңхӑс па ывеа пурмӑса тыныйс, щи ёх ўвеа вўэт мӑсӑт. Щиты щи тынєссӑт.
Ма 1959-мит он юрн хотн сєма питсум. Пиркатаев әңх юханӑн вәс. Мўң семьяевн хуыева юрн хотн сєма питсӑт, Римма Потпот апщєм ищи щӑта сєма питӑс. Ма вәйт ор тыӑщн сєма питсум, кәрта йиуп о кємн юхӑтсўв па тәп щи пурайн нєм нєпекӑн мӑсыюм. Касум эвӑт увӑса ки вантты, әңх юхан щӑта вә, Ямал пўңӑн. Щи пурайн колхоз щӑта вухсарӑң пєрма тӑйс, щатьщащєм щащєм пиа щӑта вәсңӑн. Щӑта юханӑн вухсарӑт апӑттыя хў весы. Ванӑн вўы тащӑт вәсӑт, хән мәшӑң вўэт пӑрсӑт, вўы нюхи щи пєрмая тәсы.
Ай пурайн, хән Касума юхтыйсўв, мўң щӑта хот ӑн тӑйсўв па Рочевӑт юрн хотн хосўв. 1965-мит он ащєм Касумӑн хот әтӑс. Щив касӑмев пурайн ма тәп ӑшколая мӑнсум. Ӑңкєм-ащєм еы юрн хотн вәсңӑн. Ма яюм па Риммаем пиа атэт юн вәсўв, интерната мӑнты ӑн кашащсўв. Яюм иса щӑта ӑн хоӑс. Ма ат хосум па ищи юхи хунтасум. Щи юпийн учителят мўң хотэва яӊхсӑт па вантсӑт, муй щирн вәўв. Вантэ, щи пурайн тўтъюх сэвӑрты па юхан эвӑт йиңк аяты мосӑс. ыв вантсӑт па лупсӑт: «Вәатн атэт, тәп яма вәнтыйатн». Мўң сащӑңӑт вәсўв па ивәнты вәнтыйты, хот сўртӑт вєрты па юнтты аємӑсўв. Щиты щи вәсўв.
Нив класс етшуптӑсум па еы вәнтыйты мӑнсум. Щи пурайн совхос кәщая Михаил Иванович Вокуев вәс. ўв вўєң ёх няврємӑт Пуңавӑт воша китӑс, ән войт лекщитты ёха ыв ат вәнтыйсӑт. Вәнтыйты пурайн совхосн нух нётты вухн сухуптӑсыюв. Щӑта тәрум пӑты вәнтыйты па вәты рӑхӑс. Щит ям нётупсы вәс. Интум пухєм вәнтӑтыя кашӑң апӑт ўвеа вух китум. Вәнтыймєм пурайн ямальской вўєң ёх хущи практикая яңхсум. Щатьщащєм щӑсаты вәс па щи мирн ўв вәсы.
Хән юрн хотн вәсўв, ащєм нәам пурмӑс вєрӑс. Юрн хотн вәты ёх хуыева әхӑ па па пурмӑс вєрты хошӑт. Щит пӑты ма ай пура вўш эвӑт пурмӑс вєрум. Интум ма рўтьщӑум, ищипа нәам муты вєрум. «Торум Маа» музейн иатн рат хӑр вєрсум па хот омӑссум. Касумӑн хот омӑссум, хута ащєм 1965-мит он хот әтӑс. Щи хот иса катрая йис па щит юкана йиуп хот омӑссум. Щӑта ищи ар рәпата вә па ванкўты щив яңхум. Хән пурмӑс вєрты рәпата ӑнтәм, вўєң ёха нётум. Упєма па нётум, ўв ма вўыам ищи авӑӑэ. Сыры, хән мәшы вәсум, нәам сўсн войт нух ўңӑтты па хурты пурайн тащӑта яңхсум.
«Хӑнты ясӑң» нєпек ўңӑтум. Имєм щи ут пәщта эвӑт юхи тәтья. Ма ищи нәмӑсум, газетайн уша ӑн вєрты щирн хӑншман вә. Иатн Касум музейн диктант хӑншсўв. Р. Потпот путӑр ўңтӑс. Ма лупсум: «Муй щирн сыры хӑншсўв, щиты хӑншты питум. Ма тӑм йис посӑт нух вәнтӑты ӑн ӑңхаум па ӑн питум». Сыры щирн хӑншсум па ня утн омӑссыюм. Тӑм пўш ӑн хӑншсум. Апа, вәнтӑн вәсум.

Дед – мастер, и внук – мастер

На XX научно-практическом семинаре «Мужские и женские ремесла: музееведческий и этнопедагогический аспекты», который прошёл в июне в музее «Торум Маа», поговорила с мастером из села Казыма Павлом Михайловичем Тользиным. Разговор начался с его родословной, поскольку Тользины живут не только в нашем округе, а закончили беседу с вопросов о том, как давно он мастерит и читает ли газету «Ханты ясанг».

 

Павел Тользин:

– Те Тользины, которые живут на Ямале, это мои братья. В Шурышкарском районе есть ещё Толзины, это те же самые Тользины. Когда их записывали, мягкий знак не добавили. Мой дед Дмитрий Иванович жил на Куновате, моего деда брат тоже жил на Куновате. Его брат уехал вниз по реке Куновату в сторону Оби. Раз уехал в ту сторону, значит, там рыбу ловил. Видимо, ему это было больше по душе. А мой дед, наоборот, уехал в сторону Лонгх югана (Святая речка), в сторону Казыма, где были оленеводческие бригады. Там же зыряне оленеводы жили. Лонгх юхан (Приполярный Урал) по-зырянски Балбан Ю: Балбан – идол, Ю – речка.

Один родственник живёт в Москве, Эдик Тользин. Он в Московском Монетном дворе работает художником. Когда интернет появился, он нас разыскал и однажды к нам в посёлок приехал. И говорит: «У меня дед с бабкой жили на Куновате». Я говорю: «Мой дед тоже на Куновате жил». Мы с ним ни разу не виделись, а он в ту же точку показал, где мой дед жил. У меня там двоюродные братья Алексей и Никита живут. Они оленеводы. Сестры Дуся и Надя живут. Надя – моя ровесница. Пока в школе учились, переписывались. А потом потеряли друг друга. Никита в семье старший. Сыновья Нади обижаются, почему дядя ни разу не говорил, что у них родственники в Казыме есть. Мол, давно бы уже нашли нас. Когда я зоотехником работал, у меня было три бригады. 3-я бригада на Ямале пасёт оленей и по Полую туда приезжали ямальские оленеводы, тогда Никита приезжал в нашу бригаду. Но почему-то детям об этом не рассказал. В последние годы я к ним ездил, и они к нам приезжали. Сейчас они каждый год зовут меня туда съездить. Мы их, конечно, к себе зовём. Я один год как-то собрался, поехал через Надым и у них в чумах побывал. В нескольких бригадах был, везде наши родственники. Там оказывается их много.

Мой дед жил оседло, у него было немного оленей, чтобы ездить туда-сюда и несколько голов, когда мяса нет, чтобы можно было забить. Дед был мастером по дереву, грузовые, женские и мужские нарты делал. И в чуме, что надо было, например кўтайт (сиденья) делал. А зыряне каслали с большими стадами. Раз они постоянно оленей пасли, им некогда было заниматься изготовлением нарт. Они, особенно те, кто был знаком с моим дедом, заказывали ему нарты и хореи. И вот он мастерил. Осенью, когда оленеводы стада собирали, он туда приезжал, и они делали обмен. Он им всё, что сделает, те ему оленей. Такая торговля у них шла, такой обмен.

Я с 1959 года рождения, родился в оленеводческой бригаде в чуме. Бригада стояла на Лонгх югане. На этой речке я родился. У нас все в чуме родились. Римма Потпот – младшая сестра – тоже родилась в чуме. Я родился в августе, а приехали в посёлок зимой к новому году, вот тогда только меня записали. Если от Казыма смотреть, то Лонгх юган на севере находится, ближе к Ямалу. Там при колхозе была лисоферма, и дед с бабкой жили на этой ферме. Там на реке можно было ловить рыбу для лис и оленеводы рядом каслали. Когда падёж бывал или надо было слабых оленей забить, свозили мясо на ферму лисам на корм.

В детстве, когда мы в Казым приезжали, у нас даже дома не было. Тогда много оленеводов было. Сейчас мало становится, молодежь не идёт туда. В первый раз жили в зырянском чуме у Рочевых, ночевали вповалку по всему полу. Не только мы приезжали, многие, родственники зыряне приедут, и мы приедем. Они всех принимали. В 1965 году отец купил дом в Казыме. В свой дом переселились, я как раз пошёл в школу. А отец с матерью всё равно в чуме ездили. Мы с братом и Риммой жили одни, нам в школу надо было ходить. Нас даже пытались загнать в интернат, но мы упорно отказывались. Особенно брат, он на два года старше меня был. К сожалению, его не стало. Мне кажется, он так ни одной ночи в интернате не ночевал. Все время убегал домой. Я несколько ночей ночевал там и убежал домой. Потом учителя приходили к нам домой, смотрели, как живём. Считай, дрова надо наколоть, тогда же печное отопление было. А жили возле речки, из проруби воду надо было таскать. В общем, они посмотрели, как живём и сказали: «Живите, как хотите. Главное, чтобы учились хорошо». У нас головы нормально работали, мы успевали учиться, и по дому управляться, и играть. Вот так и жили.

Потом восемь классов закончил и поехал учиться. Тогда хорошо было. Михаил Иванович Вокуев был директором совхоза, он отправлял тех, кто был из оленеводческих семей, в Салехард учиться на зоотехника. Тогда с кадровым вопросом проблем не было, потому что директора были хозяйственные мужики. Они заранее готовили кадры. И стипендию платили из совхоза, это же хорошее подспорье для студента. Ну и, конечно, государственное обеспечение было. Не то, что сейчас. Сейчас сына выучить, надо каждую неделю ему деньги посылать. А тогда мы сами справлялись.

Родители в чуме. Кто мне отправит деньги, у кого я просить буду? Отучился, на Ямале проходил практику, с ямальскими оленеводами ездил. Они моего деда знали, потому что он оттуда родом.

Когда в чуме жили, отец всегда мастерил. Нарты – это необходимость. Без них в чуме нечего делать. Если не умеешь делать нарту, какой ты оленевод? Так что все умеют делать нарты, кто в чуме живёт. Если я в чуме вырос, должен был всё уметь делать, поэтому умею мастерить. Я на пенсии уже. Всё время что-нибудь делаю. В музее «Торум Маа» возле чума очаг сделал, избушка промысловая там стоит, тоже я строил. В Казыме дом построил там, где отец дом купил в 1965 году. Избушка была небольшая, уже старенькая. Вместо неё новый дом построил. Не из дерева, чтобы не гнило, а из современного материала. Там тоже всё время работа есть. Как свободное время, туда бежишь. Работы всегда хватает. Когда вот такая, как в музее, работа подвернется. Когда нет такой работы, тогда оленеводам помогаю. У меня несколько оленей есть. Себе на еду. Сестре, которая наших оленей пасёт, помогаю. Осенью, пока здоровье нормальное было, всё время к оленеводам ездил на сборы оленей, просчёт и забой.

Газету «Ханты ясанг» читаю. Жена все время с почты приносит. Значит, на наше имя приходит. Я тоже такого мнения, что в газете непонятно пишут. В музее Казыма как-то писали диктант. Римма Потпот диктовала текст. Я говорю: «Как раньше писал, так и буду писать. Вот эти закорючки я даже запоминать не хочу и не буду». Как раньше писали на своем языке, написал и четвёрку поставили. Нынче не писал диктант. Наверно, в лесу был.

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 15 (3507)
8.08.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика