- Хантыйский
- Русский
Щатьщаще — вєрӑң хә, хиэ па вєрӑң хә
XX-мит «Мужские и женские ремесла: музееведческий и этно-педагогический аспекты» нємуп вєртут вєрты хӑрн, щи ут лыпӑт тыӑщн «Торум Маа» музейн вәс, щӑта Павел Михайлович Тользин пиа путӑртсум. Мєт сыры ўв рәта оӑңӑн путӑртӑс, вантэ, мўң мўвев тумпи Тользинӑт Ямалн вәӑт. Ӛхӑт ўве иньщӑссєм, хән пурмӑсӑт вєрты вәнӑс па «Хӑнты ясӑң» нєпек ўңӑт муй ӑнтә.
Павел Тользин:
— Ямалн вәты Тользинӑт щит ма рәтам. Шурышкарской районӑн Толзинӑт вәӑт, ыв ищи Тользинӑт, тәп нєм нєпекан єпӑт пос ӑн хӑншсы. Ма щатьщащєм Дмитрий Иванович Кўнавӑт юханӑн вәс, ўв яй ищи щӑта вәс. Ӛхӑт яй щӑсаты Ас пєлӑка касӑс. Щатьщащєм әңх юхана, Касум пєлӑка, мӑнӑс, хута вўы тащӑт па сӑранӑт вәсӑт. әңх юхан (Кев пєлӑк) сӑран щирн Балбан Ю нємн аьщӑы.
И рәт хәйєм Москвайн вә, щит Эдик Тользин. ўв Монетной двор нємуп хотн хурӑт хӑншты хуята рәпит. Хән интернет вєрсы, мўңев вәйтӑс па иатн кәртэва юхтыӑс. ўв лупӑс: «Щатьщащєм па щащєм Кўнавӑтн вәсңӑн» па щи тӑхи шӑшӑс, хута ма щатьщащєм ищи вәс. Интум щӑта Алексей па Никита йивпухам вәӑңӑн. ын тащ авӑты хәйңӑн. Дуся па Надя йивэвеңӑам ищи щӑта вәӑңӑн. Надя ма нәптупєм. Хән ӑшколайн вәнтыйсамӑн, кўтємн пищма хӑншийсамн. Никита семьяен мєт вән вә, щит пӑты Надяен пухӑт хәрмӑтяӑт, муй пӑты акеӆ ывеа Касумӑн вәты рәта оӑңӑн ӑн лупӑс. Сыры щи оӑңӑн ки вәсӑт, ән хўвн мўңев вәйтсӑт. Хән ма войт лекщитты хәя вәсум, хәум пиркатайн рәпитсум. 3-мит пирката ёх Ямалн вўэт авӑсӑт па Полуй юхан хўват ямальской ёх щив юхтыйсӑт. Щи пурайн Никита ищи щив юхтыӑс. Ӛхӑт муты пӑты няврємаа щи оӑңӑн нємӑт ӑн лупӑс. Юхи хӑщум оӑтн ма щи рәтам хущи мойңа яңхсум, ыв ищи мўң хущева вәсӑт. Интум кашӑң о мўңев ыв мўвеа яңхты вохӑт. Мўң ищи ыве вохўв. И о ма Надым мухты щи мўвн вәты тащӑта яңхсум. Арсыр пиркатаятн вәсум, щӑта кашӑң тащн рәтам вәӑт.
Щатьщащєм и лотн вәс, ўв шим вўы тӑйс, тәп әхӑ киртыя па итәх пурайн нюхия хурты. Щатьщащєм вєрӑӊ хәя вәс па арсыр әхӑт вєрӑнтӑс. Кўтайт па пасыр пурмӑс ищи вєрӑс. Сӑранӑт вән таща пиа нәам тывет-тухет касӑсӑт, әхӑт вєрты ыв морум ӑн тӑйсӑт. Щи пӑты щатьщащєм щитӑт вєрты партсӑт. Сўсн, хән вўєң ёх войал ияха ӑкӑтсӑт, ўв щив яңхӑс па ывеа пурмӑса тыныйс, щи ёх ўвеа вўэт мӑсӑт. Щиты щи тынєссӑт.
Ма 1959-мит он юрн хотн сєма питсум. Пиркатаев әңх юханӑн вәс. Мўң семьяевн хуыева юрн хотн сєма питсӑт, Римма Потпот апщєм ищи щӑта сєма питӑс. Ма вәйт ор тыӑщн сєма питсум, кәрта йиуп о кємн юхӑтсўв па тәп щи пурайн нєм нєпекӑн мӑсыюм. Касум эвӑт увӑса ки вантты, әңх юхан щӑта вә, Ямал пўңӑн. Щи пурайн колхоз щӑта вухсарӑң пєрма тӑйс, щатьщащєм щащєм пиа щӑта вәсңӑн. Щӑта юханӑн вухсарӑт апӑттыя хў весы. Ванӑн вўы тащӑт вәсӑт, хән мәшӑң вўэт пӑрсӑт, вўы нюхи щи пєрмая тәсы.
Ай пурайн, хән Касума юхтыйсўв, мўң щӑта хот ӑн тӑйсўв па Рочевӑт юрн хотн хосўв. 1965-мит он ащєм Касумӑн хот әтӑс. Щив касӑмев пурайн ма тәп ӑшколая мӑнсум. Ӑңкєм-ащєм еы юрн хотн вәсңӑн. Ма яюм па Риммаем пиа атэт юн вәсўв, интерната мӑнты ӑн кашащсўв. Яюм иса щӑта ӑн хоӑс. Ма ат хосум па ищи юхи хунтасум. Щи юпийн учителят мўң хотэва яӊхсӑт па вантсӑт, муй щирн вәўв. Вантэ, щи пурайн тўтъюх сэвӑрты па юхан эвӑт йиңк аяты мосӑс. ыв вантсӑт па лупсӑт: «Вәатн атэт, тәп яма вәнтыйатн». Мўң сащӑңӑт вәсўв па ивәнты вәнтыйты, хот сўртӑт вєрты па юнтты аємӑсўв. Щиты щи вәсўв.
Нив класс етшуптӑсум па еы вәнтыйты мӑнсум. Щи пурайн совхос кәщая Михаил Иванович Вокуев вәс. ўв вўєң ёх няврємӑт Пуңавӑт воша китӑс, ән войт лекщитты ёха ыв ат вәнтыйсӑт. Вәнтыйты пурайн совхосн нух нётты вухн сухуптӑсыюв. Щӑта тәрум пӑты вәнтыйты па вәты рӑхӑс. Щит ям нётупсы вәс. Интум пухєм вәнтӑтыя кашӑң апӑт ўвеа вух китум. Вәнтыймєм пурайн ямальской вўєң ёх хущи практикая яңхсум. Щатьщащєм щӑсаты вәс па щи мирн ўв вәсы.
Хән юрн хотн вәсўв, ащєм нәам пурмӑс вєрӑс. Юрн хотн вәты ёх хуыева әхӑ па па пурмӑс вєрты хошӑт. Щит пӑты ма ай пура вўш эвӑт пурмӑс вєрум. Интум ма рўтьщӑум, ищипа нәам муты вєрум. «Торум Маа» музейн иатн рат хӑр вєрсум па хот омӑссум. Касумӑн хот омӑссум, хута ащєм 1965-мит он хот әтӑс. Щи хот иса катрая йис па щит юкана йиуп хот омӑссум. Щӑта ищи ар рәпата вә па ванкўты щив яңхум. Хән пурмӑс вєрты рәпата ӑнтәм, вўєң ёха нётум. Упєма па нётум, ўв ма вўыам ищи авӑӑэ. Сыры, хән мәшы вәсум, нәам сўсн войт нух ўңӑтты па хурты пурайн тащӑта яңхсум.
«Хӑнты ясӑң» нєпек ўңӑтум. Имєм щи ут пәщта эвӑт юхи тәтья. Ма ищи нәмӑсум, газетайн уша ӑн вєрты щирн хӑншман вә. Иатн Касум музейн диктант хӑншсўв. Р. Потпот путӑр ўңтӑс. Ма лупсум: «Муй щирн сыры хӑншсўв, щиты хӑншты питум. Ма тӑм йис посӑт нух вәнтӑты ӑн ӑңхаум па ӑн питум». Сыры щирн хӑншсум па ня утн омӑссыюм. Тӑм пўш ӑн хӑншсум. Апа, вәнтӑн вәсум.
Дед – мастер, и внук – мастер
На XX научно-практическом семинаре «Мужские и женские ремесла: музееведческий и этнопедагогический аспекты», который прошёл в июне в музее «Торум Маа», поговорила с мастером из села Казыма Павлом Михайловичем Тользиным. Разговор начался с его родословной, поскольку Тользины живут не только в нашем округе, а закончили беседу с вопросов о том, как давно он мастерит и читает ли газету «Ханты ясанг».
Павел Тользин:
– Те Тользины, которые живут на Ямале, это мои братья. В Шурышкарском районе есть ещё Толзины, это те же самые Тользины. Когда их записывали, мягкий знак не добавили. Мой дед Дмитрий Иванович жил на Куновате, моего деда брат тоже жил на Куновате. Его брат уехал вниз по реке Куновату в сторону Оби. Раз уехал в ту сторону, значит, там рыбу ловил. Видимо, ему это было больше по душе. А мой дед, наоборот, уехал в сторону Лонгх югана (Святая речка), в сторону Казыма, где были оленеводческие бригады. Там же зыряне оленеводы жили. Лонгх юхан (Приполярный Урал) по-зырянски Балбан Ю: Балбан – идол, Ю – речка.
Один родственник живёт в Москве, Эдик Тользин. Он в Московском Монетном дворе работает художником. Когда интернет появился, он нас разыскал и однажды к нам в посёлок приехал. И говорит: «У меня дед с бабкой жили на Куновате». Я говорю: «Мой дед тоже на Куновате жил». Мы с ним ни разу не виделись, а он в ту же точку показал, где мой дед жил. У меня там двоюродные братья Алексей и Никита живут. Они оленеводы. Сестры Дуся и Надя живут. Надя – моя ровесница. Пока в школе учились, переписывались. А потом потеряли друг друга. Никита в семье старший. Сыновья Нади обижаются, почему дядя ни разу не говорил, что у них родственники в Казыме есть. Мол, давно бы уже нашли нас. Когда я зоотехником работал, у меня было три бригады. 3-я бригада на Ямале пасёт оленей и по Полую туда приезжали ямальские оленеводы, тогда Никита приезжал в нашу бригаду. Но почему-то детям об этом не рассказал. В последние годы я к ним ездил, и они к нам приезжали. Сейчас они каждый год зовут меня туда съездить. Мы их, конечно, к себе зовём. Я один год как-то собрался, поехал через Надым и у них в чумах побывал. В нескольких бригадах был, везде наши родственники. Там оказывается их много.
Мой дед жил оседло, у него было немного оленей, чтобы ездить туда-сюда и несколько голов, когда мяса нет, чтобы можно было забить. Дед был мастером по дереву, грузовые, женские и мужские нарты делал. И в чуме, что надо было, например кўтайт (сиденья) делал. А зыряне каслали с большими стадами. Раз они постоянно оленей пасли, им некогда было заниматься изготовлением нарт. Они, особенно те, кто был знаком с моим дедом, заказывали ему нарты и хореи. И вот он мастерил. Осенью, когда оленеводы стада собирали, он туда приезжал, и они делали обмен. Он им всё, что сделает, те ему оленей. Такая торговля у них шла, такой обмен.
Я с 1959 года рождения, родился в оленеводческой бригаде в чуме. Бригада стояла на Лонгх югане. На этой речке я родился. У нас все в чуме родились. Римма Потпот – младшая сестра – тоже родилась в чуме. Я родился в августе, а приехали в посёлок зимой к новому году, вот тогда только меня записали. Если от Казыма смотреть, то Лонгх юган на севере находится, ближе к Ямалу. Там при колхозе была лисоферма, и дед с бабкой жили на этой ферме. Там на реке можно было ловить рыбу для лис и оленеводы рядом каслали. Когда падёж бывал или надо было слабых оленей забить, свозили мясо на ферму лисам на корм.
В детстве, когда мы в Казым приезжали, у нас даже дома не было. Тогда много оленеводов было. Сейчас мало становится, молодежь не идёт туда. В первый раз жили в зырянском чуме у Рочевых, ночевали вповалку по всему полу. Не только мы приезжали, многие, родственники зыряне приедут, и мы приедем. Они всех принимали. В 1965 году отец купил дом в Казыме. В свой дом переселились, я как раз пошёл в школу. А отец с матерью всё равно в чуме ездили. Мы с братом и Риммой жили одни, нам в школу надо было ходить. Нас даже пытались загнать в интернат, но мы упорно отказывались. Особенно брат, он на два года старше меня был. К сожалению, его не стало. Мне кажется, он так ни одной ночи в интернате не ночевал. Все время убегал домой. Я несколько ночей ночевал там и убежал домой. Потом учителя приходили к нам домой, смотрели, как живём. Считай, дрова надо наколоть, тогда же печное отопление было. А жили возле речки, из проруби воду надо было таскать. В общем, они посмотрели, как живём и сказали: «Живите, как хотите. Главное, чтобы учились хорошо». У нас головы нормально работали, мы успевали учиться, и по дому управляться, и играть. Вот так и жили.
Потом восемь классов закончил и поехал учиться. Тогда хорошо было. Михаил Иванович Вокуев был директором совхоза, он отправлял тех, кто был из оленеводческих семей, в Салехард учиться на зоотехника. Тогда с кадровым вопросом проблем не было, потому что директора были хозяйственные мужики. Они заранее готовили кадры. И стипендию платили из совхоза, это же хорошее подспорье для студента. Ну и, конечно, государственное обеспечение было. Не то, что сейчас. Сейчас сына выучить, надо каждую неделю ему деньги посылать. А тогда мы сами справлялись.
Родители в чуме. Кто мне отправит деньги, у кого я просить буду? Отучился, на Ямале проходил практику, с ямальскими оленеводами ездил. Они моего деда знали, потому что он оттуда родом.
Когда в чуме жили, отец всегда мастерил. Нарты – это необходимость. Без них в чуме нечего делать. Если не умеешь делать нарту, какой ты оленевод? Так что все умеют делать нарты, кто в чуме живёт. Если я в чуме вырос, должен был всё уметь делать, поэтому умею мастерить. Я на пенсии уже. Всё время что-нибудь делаю. В музее «Торум Маа» возле чума очаг сделал, избушка промысловая там стоит, тоже я строил. В Казыме дом построил там, где отец дом купил в 1965 году. Избушка была небольшая, уже старенькая. Вместо неё новый дом построил. Не из дерева, чтобы не гнило, а из современного материала. Там тоже всё время работа есть. Как свободное время, туда бежишь. Работы всегда хватает. Когда вот такая, как в музее, работа подвернется. Когда нет такой работы, тогда оленеводам помогаю. У меня несколько оленей есть. Себе на еду. Сестре, которая наших оленей пасёт, помогаю. Осенью, пока здоровье нормальное было, всё время к оленеводам ездил на сборы оленей, просчёт и забой.
Газету «Ханты ясанг» читаю. Жена все время с почты приносит. Значит, на наше имя приходит. Я тоже такого мнения, что в газете непонятно пишут. В музее Казыма как-то писали диктант. Римма Потпот диктовала текст. Я говорю: «Как раньше писал, так и буду писать. Вот эти закорючки я даже запоминать не хочу и не буду». Как раньше писали на своем языке, написал и четвёрку поставили. Нынче не писал диктант. Наверно, в лесу был.