- Хантыйский
- Русский
Ащи вєрӆ еӆӆы тәӆӆэ
Кашӑӊ оӆ округев сєма питум хӑтӆ постӑты пурайн «Югра-Экспо» нємпи хотн ванӆтупсы вәӆӆяӆ. Щив арсыр пурмӑсӑт-ӆєтутӑт ӆэщӑтты ёх юхтыйӆӆӑт. Ӆыв кўтэӆн ма «Йиӆпикәрт» нємпи община кәща нє Мария Ивановна Игишева (Рандымова) шиваӆӑсум, ӆўв пиӆӑӆа путӑртсум па иньщӑссум, муй щирн интӑм ӆыв рәпитӆӑт, муй вєрӆӑт.
- Мария Ивановна, хән нын общинаен тывӑс?
- 1994-мит оӆн Иван Павлович Рандымов ащєм общинаев ӆэщӑтӑс. Катра пурайн тӑта Помут хӑнты кәртые вәс, щӑӆта совхозӑт вєрум пурайн кәртӑӊ мир Касум кәрта вәӆты па рәпитты мӑнсӑт. Тӑта тәп пирӑщ ёх хӑщсӑт. Община вєрум пурайн инумса юхӑтсўв «Ильбигорская» нєм мӑты, щимӑщ нєм катра пурайн мўӊ вўт кәртэв тӑйс. 1998-мит оӆн ащев па пўш мосты нєпекӑт ӑктӑс па йиӆпа общинаев ӆэщӑтӑс, щиты 2008-мит оӆ вәнты рәпитӑс. 2010-мит оӆн ма па пўш щи общинаев ма нємєма нух хӑншсум, щиты ащєм вєрты партӑс. 2012-мит оӆн мўӊ «Йиӆпикәрт» община тӑйты пӑта мўвн мӑсыюв.
- Общинайн рәпитты ёх муй вєрӆӑт?
- Мўӊ общинаева 19 хоттєӆ ёх ӆуӊман вәӆ, кашӑӊ семья эвӑӆт вет хуят рәпитӆ. Мєт сыры хўӆ па вой веӆпӑсӆӑсўв, арсыр воньщумутӑт ӑкӑтсўв, тӑм ванӑн вўӆы ӆавӑӆты питсўв. Вантэ, тӑта м щахрӑт. Катра пурайн тӑта ищи вўӆы тащ ӆавӑӆсы.
2014-мит оӆн «Опращев ӛш хўват» нємпи грант хоӆумсўв. Щи нётупсы вух унтасн няврємӑт па айӆат ёх йис щирн вой па хўӆ веӆпӑсӆӑты вәнӆтӑсўв. Мўӊ эвет-пухӑт кәртэва тәтьӆясўв, щӑта вән хуятӑт, икет ӆывеӆ щи вєра вәнӆтӑсӑт.
Мойӊ ёх мўӊ кәртэва тәтьӆяты вєр ищи ӆэщӑтсўв, тәп и нўша – мўӊ вўт кәртэв Касум кәрт эвӑӆт шєӊк хўвн омӑсӆ, соткєм вєрста йиты мосӆ. Касум юхан хўват мотор хопн шєӊк хўв йиты мосӆ, тӑӆ пурайн тәп «Буран» әхӑӆн, щирн шимӆ мойӊ хуят юхӑтӆ. Мосӑӊ, м, хуты шимӆ мойӊ ёх юхтыйӆӆӑт. Вантэ, ӆўӊ пурайн мойӊ ёх юхтыйӆӆӑт ки, ӆыв саттэӆа вәӆӆӑт, хўӆ веӆӆӑт, щи пийн щи тӑхийн вәнт тўтн ӆєӆ, щит вєр хән? Мўӊ кашӑӊ мойӊ хуят вантман тӑйты ӑн вєритӆўв. Мойӊ ёх мєт сыры па хуят пиӆа мўӊ хущева юхтыйӆӆӑт, щӑӆта атэӆт ӛш аӆьты щўӊкӑт унтасн йиӆӑт. Ин мўӊ Касум кәртӑн вәӆӆўв, ӑн вєритӆўв ванкўтӆы вўт кәртэва ӊхты.
Ипўш Москва хон вошев эвӑӆт мойӊ ёх вохсўв. Ӆыв атэӆт хоп, мотор тўвман юхтыйӆсӑт. Панӑн амп вўсы. Ӆыв вән джип машинайн юхӑтсӑт. м арат хӑтӆ мӑр вўт кәртӑн вәӆӆӑт, рўтьщӑӆӑт. Ипўш мўӊ роман ӆыв хущеӆа юхӑтсўв, иньщӑссўв: «Нын муй тӑта вєрӆӑты?» Вантӆўв, ӆыв тӑм йис арсыр пушканӑт, хўӆ няшты утӑт тӑйӆӑт. Щӑӆта мўӊ уша вєрсўв, хуты ӆыв мӑӆӑӊ хуща похнӑӆтыйӆман хўӆ веӆӆӑт, щит вєр хән? Мўӊ ӆывеӆа лупӆўв: «Юхтӑты, хўӆ веӆаты, мўӊев шаӆь хән. Тәп ӑн мосӆ похнӑӆтыйӆман хўӆ веӆты!» Щи пийн икєм пиӆа инумса юхӑтсумн, хуты щимӑщ мойӊ ёх мўӊева ӑн мосӆӑт.
Тәняӆ оӆн округ губернатор грант вух ёша хоӆумсўв, ин арӑӊ ёх нух хӑншӆўв па «Югра мўвев йис ар сўвӑт» нємпи диск ӆэщӑтӆўв.
- Мария Ивановна, еша нӑӊ семьяен оӆӑӊӑн путӑрта.
- Мин икєм пиӆа кӑт пух тӑйӆумн, Михаил Игишев – вәтаӊ хуят, ӆўв ванкўтӆы Увӑс мир кӑсупсэтн нух питӆ, ӆўв сот муӆтас мевӆ пос тӑйӆ. Евгений пухєм ищи еша Увӑс мир кӑсупсэтн кӑсӑс, ин ЮГУ хуща вәнӆтыйӆ. Ӆын имеӊа йисӊӑн, имеӊӑн – хӑнты нєӊӊӑн. Хиӆы па хиӆнє тӑйӆум.
М.И. Игишева пиԯа путӑртӑс па путӑр хӑншӑс:
Людмила Лонгортова
Продолжает дело отца
Каждый год в день рождения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в окружной столице – городе Ханты-Мансийске – в выставочно-экспозиционном центре «Югра-Экспо» проходит выставка «Товары земли Югорской». Среди многочисленных участников приятно было видеть и представителей коренных народов. Мне удалось пообщаться с председателем национальной общины «Ильбигортская» из села Казыма Белоярского района Марией Ивановной Игишевой. Она рассказала о том, как сегодня работает община, какие проблемы испытывает.
– Мария Ивановна, сколько лет уже существует ваша община?
– Общину в 1994 году создал отец Иван Павлович Рандымов. Община располагается на месте, где находится живун, по-хантыйски йильпи. На русский лад название общины звучит как «Ильбигортская», а по-хантыйски «Йильпикорт», что в переводе на русский означает «Деревня, где находится живун». С двух сторон располагаются хантыйские деревушки Старый Помут и Новый Помут, здесь и добывали после загара рыбу жители этих обеих деревень. С началом коллективизации, укрупнения, создания колхозов и совхозов жители деревни перебрались в село Казым, в Помуте остались только пожилые люди.
В 1998 году в связи с изменениями в законе отцу пришлось перерегистрировать общину, так она просуществовала до 2008 года. А в 2010 году я её уже зарегистрировала на своё имя, об этом меня попросил отец. В 2012 году нам выделили землю под общину, мы её зарегистрировали уже как территорию традиционного природопользования (ТТП).
– Сколько человек трудится в общине, чем занимаетесь?
– В общине зарегистрировано 19 семей, в каждой из которой работает примерно по пять человек. Занимаемся рыбодобычей, охотой, сбором дикоросов. С некоторых пор начали заниматься оленеводством, исторически здесь располагались хорошие пастбища, когда-то здесь выпасали оленей.
Стараемся расширять сферу своей деятельности. В 2014 году мы защитили грант губернатора Югры «Дорогами наших предков» и организовали экспедицию до нашей родовой деревни. Обучали молодёжь изготовлению традиционных орудий лова, а также традиционным способам добычи рыбы, зверя.
Если говорить об этнографических, туристических турах, то это палка о двух концах. С одной стороны, замечательно, что к нам приезжают гости, а с другой стороны, родовое стойбище находится далеко от села Казыма, более чем в ста километрах. По извилистой реке долго добираться, а зимой заметает дороги, ведь это уже территория лесотундры. Сейчас туристы один раз с кем-то приезжают, а потом уже сами с навигаторами, вооружённые различными орудиями лова. Как-то раз приглашали туристов из Москвы, на следующий раз они уже сами на джипе приехали со своими лодками, моторами, даже собаку с собой привезли. Вот мы их оставили на стойбище, сами уехали в Казым. Неожиданно приехали, спрашиваем: «Что делаете?», видим, что у них современные спиннинги, ружья с оптическими пристрелами. Мы с мужем поняли, что такой туризм с одной стороны коварен, имеет обратную сторону медали. Эти туристы уходят далеко, глушат в озёрах рыбу, после них где-нибудь да и случается пожар. Мы сколько раз им говорили: «Приезжайте рыбачить, нам не жалко, но только не глушите рыбу, тушите после себя костры!»
В ноябре прошлого года выиграли грант губернатора на реализацию проекта «Мелодии Древней Югры», сейчас записываем исполнителей личных песен, в результате должен выйти диск с традиционными песнями.
Если говорить о проблемах, то к нам всё ближе приближается нефтяная компания «Сургутнефтегаз», а это, конечно же, сказывается на экологии. На нашей территории берут начало реки Помут и Ун вошъёган, малейший разлив нефти и всё пойдёт дальше. Надеемся, что компания будет работать с соблюдением всех экологических требований.
– Мария Ивановна, расскажите о своей семье.
– Мы с мужем вырастили двух сыновей, Михаил – известный в округе чемпион по северному многоборью, у него более ста медалей, спортом начал заниматься с 10-летнего возраста. Младший сын Евгений тоже занимался северным многоборьем, но бросил, говорит: «Не всем же быть спортсменами». Оба уже взрослые, женились на девушках-ханты, я помогаю с воспитанием внуков.
В свободное время рукодельничаю, мне нравится шить красивые традиционные наряды для внуков, внучек. Шью практически всё – традиционную одежду, обувь, женские рукодельные сумки-тучаны, различные берестяные короба, сувенирную продукцию. Хоть я и происхожу из семьи искусных мастериц, но сейчас все знания восстанавливаю, учусь на различных семинарах-практиках. Занимаюсь традиционным вязанием, бисероплетением, также работаю с ровдугой. Все мои изделия я привезла на выставку, вы видите их на наших прилавках. Кроме этого, у нас можно купить рыбу, мясо, дикоросы, все это добыто и собрано нашими общинниками.
Беседовала Людмила Гурьева