Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила СПИРЯКОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Мўвӑт-йиңкӑт авӑты оӑңӑн
  • Югра мўв эвӑт вәнтыйӑт
  • Югра кәщайт «Сорни сўс» Гран-при мойупсы ёша хоумтсӑт
  • Югра мўвн йиуп поңхӑң шар таты ут эвӑт 8 хуят ӑнтәма йис
  • Владимир Шесталов хўв пӑнта шәшмӑс
  • Няврємӑт вәнтӑты мєт сӑмӑң па мосты хуят
  • Айтыева йиуп хӑнты алфавит єрaмтты мос
  • Хут вәшум няврємӑт кӑншты тӑхи
  • Программа КАМИС Сәрханӆ филиал хуща омӑсты вєр
  • Югорской университет 13 оа йис

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума 37-мит мирхот
  • Округ бюджет оӑңӑн путӑртсӑт
  • Сўмӑтвош мир пиа вәйтӑнтыӑс
  • Мирев яма вәты пӑта

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ӑшкола кәща айкеӑт
  • Няврємӑт тәса вәнтӑ
  • Карым кәрт вәупсы оӑңӑн
  • Песиковӑт рәт эвӑт айат ёх
  • Карым кәртӑн вәты-хоты хотӑт омӑсты вєр оӑңӑн
  • Сәрхан хӑнтэт

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Увӑс мир арӑң-якӑң ёх ӑктӑщийсӑт
  • Йис пурмӑсӑт шавиты хот оӑңӑн
  • Юван Шесталов нємпи хот йит-музей пўншсы
  • Нарӑсты па ариты хә юхи хӑщум вәйтантупсы
  • Айтєн хӑнты па вухаь мирңӑн культура оӑңӑн уша вєрты мос

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Песиковӑт рәт эвӑт айат ёх
  • Хантыйский
  • Русский

Песиковӑт рәт эвӑт айат ёх

Сәрхан хӑнтэт – щит хӑт єтты пєлӑк хуща вәты хӑнтэт. ыв Лямин, Пим, Тромъеган, Аган па Юхан юханӑт хонӑңӑн вәӑт.

Лямин юхана сәрхан хӑнтэт тәп XIX-мит нәпӑт тӑм мўвн шушмащсӑт. Мєт сыры вән па ай юханңӑн эвӑт Песиковӑт рәт юхтӑс. Тӑм хӑнты рәт оӑңӑн мєт тәса Аграфена Сопочина «Сказки, рассказы с реки Ляма» киникайн хӑншӑ. Тӑм рәт Каюковӑт рәт эвӑт мӑнӑс. ыв вой вепӑсӑсӑт па вўэт тӑйсӑт.
Тӑм киникайн Аграфена Семёновна хӑншӑс, муй пӑты ыв рәтэ шәка хойс. Вантэ, и йис путӑр эвӑт уша йис, хәнты Вәнт Ими лупӑс: «Песиковӑт рәтн шим пух сєма питты пит, щирн айтыева тӑм рәт шєңк ая йи».
Юхан хонӑңӑн вәум хә Пётр Семёнович Курломкин лупӑс:
– Песиковӑт рәт пӑрӑс, вантэ, хәнты тӑм рәт эвӑт и хуят Советской лащ пурайн хӑнты әңхӑт йира вўты нётӑс, щирн щи рәт пєы Тәрум Ащєм ыкӑщӑс. 
Хӑщум Песиковӑт Лямин па Пим юханңӑна касӑсӑт, щӑта айтыева яма вәты щи питсӑт.
Тӑм ванӑн вәйт ор тыӑщн мўң, Лянтор вошӑң хӑнты музей рәпатнекӑт,  Песиковӑт хущи мойңа яңхсўв. Кәща Вячеслав Яковлевич шєңк ар йис путӑр, моньщ, ар вә, щитӑт мўң нух хӑншсўв. Тӑм хә име па няврєма пиа кӑт Хоуп па Сэсы юханңӑн тый хонӑңӑн вәӑт. Щӑта хотӑт, ампарӑт омӑсӑт. Хот тӑм йис щирн омӑссы. Кәща хә лупӑс, ўв кӑт о мӑр хот омсӑс. ащкам хот ыпийн карты кәр вә. Хот пўңӑн упас, певӑтхот па арсыр утӑт авӑман тӑйты щира ӑ хотӑт вәӑт.
Вячеслав Яковлевич Сәрхан район Дарко-Горшково кәртӑн 1965-мит он сєма питӑс.  Аще, Яков Ефимович Лозямов, Касум юхан эвӑт, ӑңке, Евдокия Семёновна, Пим юхӑн эвӑт. ын хўв ӑн вәсңӑн, щирн айтєн Слава-пухие щащен па щатьщащен єнмӑса. Паспорт ёша хоумтты пурайн Вячеслав ӑңке Песиков опращнєм вўс. Вантэ, Песиков опращнєм тӑйты ики шима йис.  1989-мит он Юган хонӑңӑн вәум эви Зоя Лянтина имия вўсэ.  Хәум няврєм сєма питӑс.  Леонтий пух па Наста эве пухңӑн тӑйӑңӑн, щирн Песиковӑт рәт еы мӑнӑс. ыв хуыева вўт кәртӑн вәӑт, воша тәп єтут па мосты пурмӑсӑт әтты щира яңхӑт. Зоя Егоровна нянь кәрн нянь паӑ, кәр сухта эвӑт вєрӑс. Вячеслав Яковлевич пәнӑт пәный, тәп тӑм йисн щит хўв тӑйты кєша карты ке эвӑт вєр. Рўтьщуман хиыаа йис путрӑт, моньщӑт моньщӑ.
Вячеслав ӑшколайн вәнтыум пурайн ариты вєр сӑмӑңа тӑйты питӑс. Ӑшкола етшуптума юпийн сӑма рӑхты вєр оӑңӑн ар хӑншӑс па арийс. Вантэ, щи пурайн Зоя  Егоровна Угут рәт кәрта мӑнӑс, Вячеслав ўв такэа вєра мӑрємӑты питӑс. Тӑм хӑнты ики емӑң арӑт ӑнт арий, тәп вәупсэ оӑңӑн арӑт вєр. Хӑнтэт лупӑт, емӑң арӑт муй якӑт ӑн вәэн ки, а ария па а яка. 
Ювоӑңӑн Вячеслав Яковлевич лупӑс, кашӑң хӑннєхәя ўв йис рәта оӑңӑн вәты мос, вантэ, ыв иса авӑрт пурайн нётӑт.
 
Татьяна Лозямова, Лянтор вошӑң хӑнты музей рәпатнек
Хӑнты ясӑңа тулмащтӑс Людмила Спирякова

Полевые исследования - 2014. Потомки рода Песиковых

Сургутские ханты – это одна из восточных групп обских угров, проживающих в бассейне нескольких рек – Лямин, Пим, Тромъеган, Аган, Юган. Она характеризуется общностью языка, культуры, быта, промысловой деятельностью и близкородственными семейными отношениями. 

По реке Лямин сургутские ханты начали селиться только с середины ХIХ века. Первыми постоянными поселенцами были семьи, прибывшие с Пима, Большого и Малого Югана. Одной из таких семей была семья Песиковых с реки Юган.

Историю рода Песиковых подробно описывает Аграфена Песикова в фольклорном сборнике на языке сургутских ханты «Сказки, рассказы с реки Лямы». Известно, что он является ответвлением рода Каюковых и проживал в верховьях реки Большой Юган.  Род  был многочисленный. Представители рода занимались не только охотой, но и держали большое поголовье оленей.

Также в фольклорном сборнике  Аграфена Семёновна приводит версии несчастий этого рода. По одной из легенд, Лесная богиня прокляла многочисленный род Песиковых, сказав, что в этом роду будут жить одновременно от семи до одного мужчины, остальные будут женщины. Так на самом деле и случилось.

 По версии юганского ханты Курломкина Петра Семёновича, род Песиковых исчез из-за проклятия богов. Один человек из этого рода помогал Советской власти в уничтожении идолов юганских ханты. Оставшиеся в живых вынуждены были покинуть обжитые земли, так они оказались на реках Лямин и Пим. На этих благодатных землях предки рода Песиковых прочно пустили свои корни.

И  сегодня, в ХХI веке, потомки  древнего рода живут по берегам малых рек, впадающих в Пим и Лямин. Как и много веков тому назад ведут традиционный образ жизни, идут в ногу со временем. Растят детей и внуков.

В гостях у одной  такой семьи потомков Песиковых побывала фольклорно – этнографическая экспедиция, организованная сотрудниками Лянторского хантыйского этнографического музея в августе 2014 года. Участники экспедиции знают, что глава семьи Вячеслав Яковлевич славится знанием сказок, легенд и песен, что очень редко в наше время. Цель экспедиции – сбор фольклорно – этнографического материала в местах компактного проживания древнего рода Песиковых.

Семья Вячеслава Яковлевича и Зои Егоровны Песиковых проживает на стойбище, расположенном на берегу слияния двух маленьких рек Хотыпты (в переводе с хантыйского ’Сеть’) и Сэсы юхан (в переводе с хантыйского ‘Слопцовая речка’). На территории стойбища расположены жилой дом и многочисленные хозяйственные постройки.  Дом построен в нетрадиционном стиле с использованием современных материалов: размер 9 метров на 13 метров, высотой в 13 брёвен, с шестью углами и  большим количеством окон. По рассказам хозяев, дом строили два года, сначала для прочности заливали фундамент. В доме одна большая жилая комната с большой печкой-буржуйкой, расположенной в центре дома. Такое расположение нетрадиционно, у ханты принято обустраивать чувал у входа. Печь служит в качестве обогрева и приготовления пищи в зимнее время. В летнее же время хозяева готовят пищу в летней кухне под навесом, которая располагается рядом с домом. Вблизи дома расположен лабаз, баня, беседка и три вагончика, которые используется для жилых и хозяйственных нужд.

Вячеслав Яковлевич родился в 1965 году в деревне Дарко Горшково Сургутского района в семье Лозямова Якова Ефимовича и Песиковой Евдокии Семёновны. Отец был родом с реки Казым, а мать – с Пима. Родители рано ушли из жизни, маленького Славу воспитывали бабушка и дедушка со стороны отца. До 16 лет он носил фамилию Лозямов, а при получении паспорта в 16 лет решил взять фамилию своей матери, понимая, что в роду Песиковых мужчин совсем не осталось. В 1989 году женился на девушке с реки Юган – Зое Лянтиной. У них родилось трое детей. Род Песиковых продолжается: у сына Леонтия и дочери Анастасии родились сыновья. Сегодня Песиковы постоянно живут на стойбище, а в город или в посёлок выезжают только лишь за продуктами и предметами первой необходимости. Хлеб Зоя Егоровна  выпекает как в старые  времена – в хлебной глиняной печи, которую смастерила сама. Вячеслав Яковлевич ходит на рыбалку, плетёт ловушки «морды», только уже не деревянные, а из алюминиевой проволоки. Говорит, что они практичнее и не поддаются гниению. В свободное время любит внукам рассказать сказки и легенды, которые когда – то ему рассказывала  бабушка Татьяна Егоровна.  Участникам экспедиции в этом смысле повезло меньше – свободного времени у главы семейства совсем не было: то дров нужно напилить, то на рыбалку нужно сходить, то колья нужно заготовить для нового запора для зимней рыбалки. Вячеслав Яковлевич говорит: «Если в лесу не поработаешь, то останешься голодным, это в городе можно телевизор посмотреть и полежать на боку».

Песенным фольклором увлёкся ещё в школе, первую свою серьёзную песню «О разлучной любви» на хантыйском языке  Вячеслав Яковлевич написал после школы, когда Зоя Егоровна уехала к себе на родину, в село Угут. Он исполняет только свои личные песни, священные песни петь не осмеливается.  Старики говорили, если знаешь много о священном, то можно петь, а если знаешь мало о священном, то лучше за это не браться. По меркам Вячеслава Яковлевича, он не достаточно знает о священных песнях и танцах.  Ведь в танце делать движение – что пришло в голову – нельзя,  каждое движение – это выражение каких-либо чувств и эмоций. Из танца можно узнать то, чего нет песне или мифе.  Вячеслав Яковлевич считает, что по песенному фольклору собран хороший материал, а по танцевальному материал отсутствует. Нет таких знатоков и уже, наверное, не будет. Старики, которые знали,  ушли из жизни,  а молодёжь ни к чему не хочет стремиться.

Вячеслав Яковлевич считает, что каждый должен помнить о своих корнях. В настоящее время молодёжь из числа коренного населения, живущая в городе, зачастую имеет отдалённое представление о культуре и языке своих предков. Безусловно, сегодня человеку, живущему в городе, сложно сохранить знания об этнической самобытности и укладе жизни народа. Это возможно только на территориях традиционного проживания.

Т.А. Лозямова, заведующая отделом научно – методической и экспозиционно – выставочной работы Лянторского хантыйского этнографического музея

Перевод на хантыйский язык Людмилы Спиряковой

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 20 (3416)
23.10.2014

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика