- Хантыйский
- Русский
Вўєң хуятӊӑн мўвтє кӑсупсыйн нух питсӑңӑн
«Югра-2016» нємуп IX-мит Мўвтє ремёслайт хӑрн, щи ут тәня ўңӑн Урайн вәс, Валентина Леонидовна Сопочина шиваӑсум. ўв щӑта пурмӑса е тыныйс па вєртутӑң ёх кӑсупсыйн кӑсӑс, щӑта «Лучший мастер по художественной обработке меха, кожи (животных, рыб)» вєрн нух питӑс. Станислав Сопочин ике ищи щӑта вәс, ўв «Лучший мастер по художественной обработке дерева» вєрупсыйн ям тӑхи ёша павтӑс. Мос лупты, Валентина икисаңӑн и нәптупңӑн, хәнты Русскинской кәртӑн ияха ӑшколайн вәнтыйсӑңӑн. Вәупсый оӑңӑн ўв тӑмӑщ ай павтӑс.
Нужно работать и развивать традиции
Летом прошлого года на IX Международном фестивале ремёсел коренных народов мира «Югра — 2016», который прошёл в Урае, я встретилась с Валентиной Леонидовной Сопочиной. Она и ее муж Станислав Сопочин были приглашены в качестве мастеров декоративно-прикладного творчества. На конкурсе мастерства Станислав одержал победу в номинации «Лучший мастер по художественной обработке дерева», а Валентина — в номинации «Лучший мастер по художественной обработке меха, кожи (животных, рыб)». Он — мастер по дереву, делает нарты, изготавливает различную утварь. Валентина шьёт одежду и обувь, плетёт изделия из бисера.
Сопочины — оленеводы, проживают на стойбище недалеко от села Русскинская Сургутского района. Они знакомы с детства, в свое время учились в одной школе в Русскинской и жили в интернате.
Валентина рассказывает:
— На выставки раньше нечасто ездили. На такой большой фестиваль до этого только один раз ездила, в Ханты-Мансийск. Наверно, лет десять прошло. Однажды в Русскинской с мужем проводили мастер-класс по изготовлению хантыйских изделий. В этом году нам предложили выслать в Ханты-Мансийск наши поделки на конкурс мастеров. Мы заняли призовые места и потом нас пригласили на этот фестиваль. Здесь нам очень понравилось, даже не заметили, как время пролетело.
Мы живём в лесу, рядом с месторождением. Недавно весной по субсидии получили благоустроенную квартиру. Когда находимся в лесу, квартира стоит пустая. Некоторые стойбищные ханты сдают свои квартиры.
У нас на стойбище есть электрогенератор, поэтому, когда надо, включаем свет. Установили тарелку телевизионную, но плохо берёт сигнал. Телефоны сотовые у нас тоже есть, связь хорошая. Сейчас некоторые ханты на стойбище развели огороды, нам некогда этим заниматься, так как у нас много оленей, а нас двое, мы одни их пасём зимой и летом.
— Вот сейчас вы выехали, олени одни остались?
— Когда у нас времени нет, находим пастухов, чтобы за оленями следили. Сейчас тоже нашли и оставили их на нашем стойбище.
— Знаю, что у стойбищных ханты есть различный транспорт. У вас что есть?
— Деревянной лодки нет, есть шлюпки. Обласа есть, на них тоже ездим. Сейчас многие ханты на своих машинах ездят, потому что дороги есть. Мы добирались в Урай через Сургут на своей машине. Из Русскинской на машине приехали в Сургут, там оставили и сюда добрались общественным транспортом.
— Как вам живется по соседству с нефтяниками?
— Живём нормально. «Сургутнефтегаз» рядом работает. Мы уже привыкли к ним. Конфликтов нет. Разливы нефти бывают, но они их ликвидируют.
— Нефтяникам без производственной необходимости нельзя появляться возле стойбищ. Они соблюдают это правило?
— Соблюдают. У нас есть договор с нефтяниками. По соглашению получаем «Буран», лодочный мотор, электростанцию, бензин и компенсацию в квартал по четыре тысячи рублей на одного человека. Нам двоим этой помощи хватает. Если бы бензин не давали, пришлось бы самим покупать. А деньги мы сами зарабатываем, делаем и продаём изделия. Собираем ягоды, зимой и летом рыбу ловим. Продаём оленину. Мы сами себя обеспечиваем. На стойбище нам тоже надо работать и развивать традиции.