- Хантыйский
- Русский
«Сорни тунты» емӑңхӑт вәс
Хәнты Эренбург нємуп писатель хә щиты лупӑс: «Париж вош шиваӑты — па сурма питты рӑх!» Ма Париж вош ӑн вантсум, тәп тӑм о Томск воша яңхсум. Щи юпийн ма ӑңхаум лупты: «Томск вош шиваӑты — па веккеши сӑм хӑрн хӑйты!». Щӑта щимурта хурамӑң йис хотӑт шиваӑсум, сӑмӑң па нявлӑк хӑннєхуятӑт пиа вәтаңа йисум. Щив ма командировкая «Сорни тунты» емӑңхӑта вохӑнтсыюм. Щи емӑңхӑт Томской область Асино вошн вєрӑнтсы.
Фестиваль «Золотая береста»
«Увидеть Париж и умереть» — произнёс как-то писатель Эренбург. Впоследствии эта фраза стала знаменитой. Я Париж не видела, но побывала в старейшем научном и образовательном центре Сибири — Томске, после чего так и хочется воскликнуть: «Увидеть Томск и влюбиться». В его архитектурные памятники и особую атмосферу, а главное — в людей: доброжелательных, увлечённых своим делом и любящих город, в котором живут. Это была командировка: откликнулась на приглашение побывать на фестивале-конкурсе декоративно-прикладного искусства «Золотая береста» в городе Асино Асиновского района Томской области.
Название города происходит от имени Ася, которой является уменьшительной формой имени Ксения. Поселение было основано в Ново-Кусковской волости Томского уезда в 1895 году как переселенческий посёлок, в 1897 названное Ксеньевкой, позже посёлком Ксеньевский — в честь Ксении Александровны, сестры императора Николая II.
Ксеньевский был расположен в 6 километрах юго-восточнее тогдашнего административного центра волости села Ново-Кусково. Официально основанием полноценного поселения Ксеньевский принято считать 1896 год.
И уже ставший традиционным межрегиональный фестиваль «Золотая береста» в четвертый раз прошёл в городе Асина. Где собрались десятки мастеров и учёных из регионов и городов, а также специалисты учреждений культуры и образования из Томской, Кемеровской, Иркутской областей и Ханты-Мансийского автономного округа. Основная цель фестиваля — сохранение, восстановление и развитие локальных традиций художественной обработки бересты в Сибири.
Много тысяч лет назад береста была в Западной Сибири для человека не просто древесной корой, из которой можно что-то сотворить, но и был талисманом, способным уберечь от опасности. Бересту издревле называют «золотом» России. В домашнем хозяйстве, рыбалке, охоте, строительстве — береста была незаменима как повсеместно распространённый, лёгкий, водоотталкивающий и прочный материал. В берестяных колыбелях наши предки качали младенцев, на берестяных лодках открывали новые земли, в берестяных же пеленах хоронили умерших; в бересту одевались и обувались, хранили продукты и переносили вещи; жилище было наполнено берестяной утварью, да и сам дом покрывали и застилали берестой. Не напрасно гласит старая пословица: «Кабы не лыко да не береста, так бы мужичок рассыпался».
23 сентября в городском парке города Асина развернулось главное событие фестиваля — народное гуляние «Берестяная фишка», в рамках которого прошло торжественное открытие межрегионального фестиваля-конкурса «Золотая береста», выставка произведений участников фестиваля, ярмарка-продажа изделий прикладного творчества и мастер-классы по прорезной резьбе, скоблению и плетению бересты.
24 сентября праздник продолжился в Асиновском краеведческом музее открытие выставки изделий из бересты «Берестяночка», которая познакомила гостей с авторскими коллекциями берестяных изделий мастеров и также с коллекцией Виктории Ротман — профессионального искусствоведа, пропагандиста, консультанта и эксперта. С её подачи работы неизвестных ранее мастеров нашли своё место в формировании фондов, экспозиций музеев не только Сибирского и Уральского регионов, но и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства города Москвы.
С 1997 года Виктория Григорьевна Ротман живёт в Новосибирске. В период работы в официальных структурах областного управления культуры города Томска в 1967 году Ротман создала и возглавила здесь первую художественную школу, которая явилась центром художественной жизни Томска. Организовывала экспедиции по районам Крайнего Севера Томской области, результатом явилась выставка, где изделия хaнты, селькупов, эвенков были представлены не как утилитарные предметы быта, но и как объект искусства.
В библиотечно-эстетическом центре участники фестиваля ожидала знакомство с презентацией каталога «Берестяная утварь южных селькупов», автор-составитель А.А. Лактионова. За круглым столом Ольга Михайловна Рындина — доктор исторических наук, профессор кафедры музеологии культурного и природного наследия Национального исследовательского Томского государственного университета вместе со всеми участниками обсудили возможности сохранения и перспективы развития берестяного промысла, а также принятии Резолюции.
Народный мастер России, лауреат премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ирина Кузьминична Фирсова познакомила с культурой народов ханты и локальными особенностями работы по бересте и с технологиями пошива берестяной утвари, провела творческую лабораторию «Казымская береста».
Фестивальный день завершился презентацией туристического маршрута «Есть в Сибири такое место…» и театрализованной программой для гостей «Музыкальный салон на усадьбе» в селе Ново-Кусково.
Вот, пожалуй, и всё, что я успела увидеть и узнать о Томске за эти дни, и чем бы мне хотелось поделиться с читателями.
Ирина Фирсова Перевод на хантыйский язык Надежды Вах