Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ШУЛЬГИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Вуӆаӊ нємн мӑсы
  • Хутыса юхтум мир вәӑт
  • Мәшмӑтум ёх ямӑтӑты вєр оӑңӑн
  • Емӑңхӑтӑт вєрты вәнтӑсыйт
  • Югра мўва министр юхтыӑс
  • Арсыр мўвӑт ёх айт хӑншты вєрӑт оӑңӑн путӑртсӑт
  • Айат ёх вәйтантупсы
  • Емӑңхӑтӆэв постӑсэв
  • Антонина Фёдоровна Тарханова мир сӑмн хӑщӑԯ!
  • Тамара Васильевна Диодорова нәмты питӆэв

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Шуши мир пӑты поступсэт оӑңӑн айкеӆ тәс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Касум вош интернатн
  • Вўы авӑты вєрӑт яма вәэ
  • Хута сєма питсӑн, щӑта щи вәӑн
  • Хў вепӑсӑты хә
  • Вўєң хуятӊӑн мўвтє кӑсупсыйн нух питсӑңӑн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • «Сорни тунты» емӑңхӑт вәс

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Ай пурайн вухаь ясӑң вәнтӑты нумӑс павтӑс
  • Шоруньжа нємпи мари мир кәрт вәупсы

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Шоруньжа нємпи мари мир кәрт вәупсы
Йинтупӑӊ-ӆуяӊ мари имет
Йинтупӑӊ-ӆуяӊ мари имет
  • Хантыйский
  • Русский

Шоруньжа нємпи мари мир кәрт вәупсы

Тӑмхӑт ма нынана, газетаев ўңӑтты ёха, ӑңхаум Шоруньжа нємпи мари мир кәрт оӑңӑн хӑншты. Щив ма ям арат о юхы яңхсум па кәща нє Эльвира Демьяновна Евгеньева пиа путӑртсум.

Тӑм кәрт Марий Эл мўв кимӑн, Татарстан мўв пўңӑн вә. Тӑта ванӑн Тора нємпи юхан ув. Мари мир учёный хә Д.Е. Кузнецов хӑншӑс: «Шоруньжа кәрт нєм кӑт ясӑң эвӑт тывӑс, ит — шор, щит сӑран ясӑң эвӑт тулмащтӑты ки — сойм, кимит — унжа, щит селькуп мир ясӑңӑн — сойм, ай юхан». Яна па, тӑм кәртӑн ар сойм вә. Шоруньжа пўңӑн мари мир Онар похатур кєши вән кев пунман вә. Йис путрӑт эвӑт уша йис, хуты Онар похатур тӑта кевӑт па рєпӑт вєрӑс.
Ям арат о юхы тӑм кәрт пўңӑн археологӑт рәпитсӑт па мари мир хәт нәпӑт эвӑт йис шавиты тӑхет вәйтсӑт. Сыры щи йис мир азелицӑта аьщӑсы, тәп хуна учёный мир и нумса ӑнт юхӑтсӑт, азелицӑт — щит мари муй удмурт мир?
Катра пурайн Шоруньжа кәрт пўңӑн нєпекӑт вєрты тӑхи вәс. Э.Д. Евгеньева архив нєпек ўңтӑс: «Тӑта хәс хуят рәпитӑс, ыв о мӑр 5000 нєпек вєрсӑт, щирн 2000 щєл вух шойт сухуптӑсы. Вевтам нєпек. Щитӑт Бухария па Азия мўвӑта китсыйт».
Ин Шоруньжа ай воша нив кәрт уңман вә — щит Шоруньжа (1069 хуят, 273 хот), Муканай кәрт (146 ху-ят, 40 хот), Шурга кәрт (141 хуят, 36 хот), Уньжа кәрт (132 хуят, 49 хот), Сапуньжа кәрт (131 хуят, 42 хот), Ямбатор кәрт (136 хуят, 34 хот) па Паймыр кәрт (36 хуят, 14 хот). Ияха ўңӑтты ки — 2239 хуят вә, щи эвӑт 2117 мари хуят, 56 рўщ хуят, 65 хӑтань хуят, и казак, и чуваш, и мордва нє. 1960-мит оӑтн па 1990-мит оӑтн тӑта ар хуят сєма питӑс.
Кәща нє лупӑс, арсыр вєрӑта, нўшайт тўңматты пӑты о мӑр хәум миллион шойт вух мӑы, тәп щит ӑн тӑрма. Нив кәртӑн 16 ай кәща рәпит, ыв мир эвӑт катсот шойт вух ӑкӑтӑт, сот шойт — щит кәрт яма-сыстама тӑйты, сот — тўт эвӑт кәртӑт авӑты вєра мӑн. Ин мир мўв-йиңк авӑман тӑйты кєши атєт нампар ӑкӑтты питсӑт.
Щӑта «Передовик» нємпи мис тӑйты хот вә, хута сот мутас хуят рәпит. Юхи хӑщум артӑн тӑта ар єсум йиңк пәсы. «Автотранс» тӑхи ёх вухн нётӑт. ыв унтасэӆн катра ӑшкола хотн нємасыя тӑхи пўншсы, щӑта имет мари мир әмӑтсухӑт ёнтӑт, икет юх нувӑт эвӑт корзинайт сэвӑт. Щӑта щитӑт тыныӑт. Ӛхӑт тӑта катра пурмӑсӑт авӑты хот пўншсы.
Э.Д. Евгеньева ай тәс, 1871-мит он Шоруньжа кәрт хуща оӑңмит мари мир ӑшкола пўншсы. Ин тӑта 250 няврєм 76 вәнтӑты хуятн вәнтӑыйт. 1-11-мит классӑтн эвет-пухӑт рәт мари ясӑң па литература вәнтӑӑт, щӑта 9-11-мит классӑтн экзаменӑт мӑӑт. Әмӑщ, хуты 1-мит классӑн няврємӑт тәп мари ясӑң вәнтӑӑт, щӑта 2-мит классӑн рўщ ясӑң оӑңӑн уша вєрӑт. Щи вєрн мєт яма М.А. Кастрен нємуп финской тӑхи ёх нётсӑт. Ӑшкола юпийн няврємӑт университетӑта па колледжӑта вәнтыйты мӑнӑт.
Юхи хӑщум оӑтн ўң пурайн кӑт апӑт Шоруньжа кәрт хуща айат ёх пӑты рўтьщӑты хӑр рәпит. Тӑта 40 мутас хуят рўтьщӑты вєрит, щит ӑнтә тәп кәртӑң эвет-пухат, па хон пєлӑк мўвӑт эвӑт финно-угрӑт ищи юхтыйӑт. ыв мари ясӑң, литература, йис вәупсы, катра вєрӑт оӑңӑн  уша  вєрӑт. Э.Д. Евгеньева нәмӑэ: «Етн пурайн вән тўт тӑхсўв, мари арӑт арисўв. Мўң хущева моиңа мари щӑртӑң ёх юхтыйсӑт».
Мӑнєма шєңк әмӑщ вәс уша вєрты, хутыса морт мўвн вәты финно-угорской рәт мир хоккей юнтупсы мосман тӑйӑт. Шоруньжа кәртӑн хоккейной команда вә.
Мєт вән нўша — щит ям ӛш-пӑнт ӑнтәм, итәх пурайн Марий Эл мўв кәщайт нётӑт щи сурт тўңматты. Рәпатайы ёх вә ки, ыв Москва, Казань, Увӑс мўвӑта рәпата кӑншман яңхӑт. Вош кәща нє ясӑң щирн, мари икет мєт яма хотӑт омӑсты хошӑт.

Жизнь марийского села Шоруньжа

Сегодня мне хочется вам, дорогие читатели, рассказать о жизни марийского села Шоруньжа Моркинского района, где мне удалось побывать и побеседовать с главой поселения Эльвирой Демьяновной Евгеньевой.

Село находится на границе республики Марий Эл и Татарстана,возле которого течёт река Тора. Шоруньжа является одним из древних селений Моркинского района. Марийский учёный Д.Е. Кузнецов считает, что название села имеет пермское происхождение. Первый компонент топонима шор ‘ручей’ коми-зырянского происхождения, а вторая часть унжа ‘ручей, речка’ из селькупского языка. Название вполне оправдано, поскольку в самом селе есть несколько родников. Рядом с Шоруньжой возложен камень древнему марийскому великану, былинному богатырю Онару. Согласно древним легендам и преданиям народа мари, именно здесь Онар образовал горы и курганы, которыми сегодня славится край.

Несколько лет назад рядом с селом работала археологическая экспедиция, было найдено захоронение древних мари, датируемое VI веком нашей эры. Тогда этот древний народ называли азелицами. Учёные-археологи до сих пор спорят, азелицы — это древние черемисы (марийцы) или древние вотяки (удмурты)? Впервые эти раскопки были произведены в 1963 году, а затем в 1983 году. Судя по находкам, этот древний народ жил очень даже зажиточно, до сих пор хорошо сохранились кожаные сапоги, украшения и т.д.

Некогда в селе работала бумажная фабрика. Э.Д. Евгеньева зачитала архивную справку: «Бумажная фабрика близ деревни Шоруньжа. Всего работает 20 человек. Ежегодно выделывается 5000 стоп бумаги на общую сумму 2000 рублей серебром. Бумага нехорошая. Почти вся отправляется в Бухарию и за пределы Азии».

Сегодня в сельское поселение Шоруньжа входят 8 населённых пунктов — это сама Шоруньжа (1069 жителей, 273 хозяйства), деревни Муканай (146 жителей, 40 домов), Шурга (141 человек, 36 хозяйств), Уньжа (132 жителя, 49 домов), Сапуньжа (131 человек, 42 дома), Ямбатор (136 жителей, 34 дома) и Паймыр (36 жителей, 14 домов). На территории сельского поселения Шоруньжа проживает 2239 человек, из них 2117 марийцев, 56 русских, 65 татар, 1 казак, 1 чуваш, 1 мордвинка. В 1960-ых в Моркинском районе активно пошёл прирост населения, это же наблюдалось в тяжёлые для страны в 1990-ые годы.

Общий годовой бюджет составляет более трёх миллионов рублей, но этой суммы, по словам Э.Д. Евгеньевой, не хватает. В 8 населённых пунктах 16 старост, 11 депутатов Шоруньжинского сельского поселения. Одна из функций старост — это сбор с населения денег, а это 200 рублей с семьи, на благоустройство села, из них 100 рублей уходит на обеспечение пожарной безопасности. В последние годы в сёлах начали практиковать раздельный сбор мусора.

Градообразующим предприятием Шоруньжи является сельхозартель «Передовик», в котором трудятся более ста человек. В прошлые годы это предприятие было миллионером, но в годы Перестройки производство значительно упало. В последнее время благодаря новому руководству предприятие значительно улучшило свои показатели по надою молока. Основное же население трудится в бюджетных учреждениях.

Хорошими спонсорами для поселения является предприятие «Автотранс», благодаря помощи которого в деревне Ямбатор в здании старой начальной школы была создана творческая мастерская. Здесь в цехе умелые марийские женщины занимаются традиционной вышивкой, мужчины плетут различные изделия из лозы, а затем всё это успешно реализуют. Таким образом, часть сельчан имеет постоянный заработок. Постепенно открыли и музей, в котором представлены старинные марийские вещи, предметы быта и т.д.

Рассказывая о школе, Э.Д. Евгеньева отметила, что первая черемисская школа открылась именно в Шоруньже в 1871 году. Сегодня в школе обучается более 250 учащихся, а педагогический состав составляет 76 человек. В настоящее время в школе с 1 по 11 классы в качестве основного предмета преподаётся марийский язык и литература. В 9-11 классах учащиеся сдают экзамены по этим предметам. Что интересно, в первом классе дети изучают марийский язык, и лишь со второго начинают знакомиться с русским языком. Преподавание родного языка стало возможным благодаря грантовой поддержке финского культурного общества имени М.А. Кастрена. По окончании школы часть детей поступает в вузы, а часть — в профессиональные колледжи.

Вот уже несколько лет здесь в летний период две недели работает молодёжный лагерь, в котором отдыхают более 40 волонтёров не только из Шоруньжи, но и из финно-угорского зарубежья. Во время смены проводятся мастер-классы по традиционной марийской вышивке, плетению лозы, молодёжь изучает марийский язык, знакомится с древней культурой народа мари. Эльвира Демьяновна и сама принимает самое активное участие в работе лагеря, вот что она говорит: «Особенно завораживают вечерние посиделки у костра, когда мы дружно поём марийские народные песни. К нам всегда в гости приходят марийские жрецы-карты, которые дают молодёжи наставления».

Что ещё меня удивило, так это то, что у нашего южного финно-угорского родственника есть необычайная любовь к зимнему виду спорту — хоккею. В Шоруньже есть своя хоккейная команда, которая каждую зиму заливает каток, на котором катаются как они сами, так и все желающие приобщиться к спорту.

Говоря о проблемах, глава отметила, что одна из главных проблем сельского поселения — это отсутствие дорог, лишь обращение к главе республики хоть как-то способствует постепенному разрешению этой проблемы. Так, после очередного обращения жителей сёл была сделана новая дорога. Как таковых безработных нет, те, кто не нашёл здесь работу, выезжают на заработки в Москву, Казань и на Север. По словам главы поселения Э.Д. Евгеньевой, марийские мужчины славятся хорошими строителями.

Рубрика: 
Финно-уграт - Финно-угорские народы
Номер Ханты Ясанг: 
№ 20 (3488)
19.10.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика