- Хантыйский
- Русский
Шоруньжа нємпи мари мир кәрт вәупсы
Тӑмхӑт ма нынана, газетаев ўңӑтты ёха, ӑңхаум Шоруньжа нємпи мари мир кәрт оӑңӑн хӑншты. Щив ма ям арат о юхы яңхсум па кәща нє Эльвира Демьяновна Евгеньева пиа путӑртсум.
Жизнь марийского села Шоруньжа
Сегодня мне хочется вам, дорогие читатели, рассказать о жизни марийского села Шоруньжа Моркинского района, где мне удалось побывать и побеседовать с главой поселения Эльвирой Демьяновной Евгеньевой.
Село находится на границе республики Марий Эл и Татарстана,возле которого течёт река Тора. Шоруньжа является одним из древних селений Моркинского района. Марийский учёный Д.Е. Кузнецов считает, что название села имеет пермское происхождение. Первый компонент топонима шор ‘ручей’ коми-зырянского происхождения, а вторая часть унжа ‘ручей, речка’ из селькупского языка. Название вполне оправдано, поскольку в самом селе есть несколько родников. Рядом с Шоруньжой возложен камень древнему марийскому великану, былинному богатырю Онару. Согласно древним легендам и преданиям народа мари, именно здесь Онар образовал горы и курганы, которыми сегодня славится край.
Несколько лет назад рядом с селом работала археологическая экспедиция, было найдено захоронение древних мари, датируемое VI веком нашей эры. Тогда этот древний народ называли азелицами. Учёные-археологи до сих пор спорят, азелицы — это древние черемисы (марийцы) или древние вотяки (удмурты)? Впервые эти раскопки были произведены в 1963 году, а затем в 1983 году. Судя по находкам, этот древний народ жил очень даже зажиточно, до сих пор хорошо сохранились кожаные сапоги, украшения и т.д.
Некогда в селе работала бумажная фабрика. Э.Д. Евгеньева зачитала архивную справку: «Бумажная фабрика близ деревни Шоруньжа. Всего работает 20 человек. Ежегодно выделывается 5000 стоп бумаги на общую сумму 2000 рублей серебром. Бумага нехорошая. Почти вся отправляется в Бухарию и за пределы Азии».
Сегодня в сельское поселение Шоруньжа входят 8 населённых пунктов — это сама Шоруньжа (1069 жителей, 273 хозяйства), деревни Муканай (146 жителей, 40 домов), Шурга (141 человек, 36 хозяйств), Уньжа (132 жителя, 49 домов), Сапуньжа (131 человек, 42 дома), Ямбатор (136 жителей, 34 дома) и Паймыр (36 жителей, 14 домов). На территории сельского поселения Шоруньжа проживает 2239 человек, из них 2117 марийцев, 56 русских, 65 татар, 1 казак, 1 чуваш, 1 мордвинка. В 1960-ых в Моркинском районе активно пошёл прирост населения, это же наблюдалось в тяжёлые для страны в 1990-ые годы.
Общий годовой бюджет составляет более трёх миллионов рублей, но этой суммы, по словам Э.Д. Евгеньевой, не хватает. В 8 населённых пунктах 16 старост, 11 депутатов Шоруньжинского сельского поселения. Одна из функций старост — это сбор с населения денег, а это 200 рублей с семьи, на благоустройство села, из них 100 рублей уходит на обеспечение пожарной безопасности. В последние годы в сёлах начали практиковать раздельный сбор мусора.
Градообразующим предприятием Шоруньжи является сельхозартель «Передовик», в котором трудятся более ста человек. В прошлые годы это предприятие было миллионером, но в годы Перестройки производство значительно упало. В последнее время благодаря новому руководству предприятие значительно улучшило свои показатели по надою молока. Основное же население трудится в бюджетных учреждениях.
Хорошими спонсорами для поселения является предприятие «Автотранс», благодаря помощи которого в деревне Ямбатор в здании старой начальной школы была создана творческая мастерская. Здесь в цехе умелые марийские женщины занимаются традиционной вышивкой, мужчины плетут различные изделия из лозы, а затем всё это успешно реализуют. Таким образом, часть сельчан имеет постоянный заработок. Постепенно открыли и музей, в котором представлены старинные марийские вещи, предметы быта и т.д.
Рассказывая о школе, Э.Д. Евгеньева отметила, что первая черемисская школа открылась именно в Шоруньже в 1871 году. Сегодня в школе обучается более 250 учащихся, а педагогический состав составляет 76 человек. В настоящее время в школе с 1 по 11 классы в качестве основного предмета преподаётся марийский язык и литература. В 9-11 классах учащиеся сдают экзамены по этим предметам. Что интересно, в первом классе дети изучают марийский язык, и лишь со второго начинают знакомиться с русским языком. Преподавание родного языка стало возможным благодаря грантовой поддержке финского культурного общества имени М.А. Кастрена. По окончании школы часть детей поступает в вузы, а часть — в профессиональные колледжи.
Вот уже несколько лет здесь в летний период две недели работает молодёжный лагерь, в котором отдыхают более 40 волонтёров не только из Шоруньжи, но и из финно-угорского зарубежья. Во время смены проводятся мастер-классы по традиционной марийской вышивке, плетению лозы, молодёжь изучает марийский язык, знакомится с древней культурой народа мари. Эльвира Демьяновна и сама принимает самое активное участие в работе лагеря, вот что она говорит: «Особенно завораживают вечерние посиделки у костра, когда мы дружно поём марийские народные песни. К нам всегда в гости приходят марийские жрецы-карты, которые дают молодёжи наставления».
Что ещё меня удивило, так это то, что у нашего южного финно-угорского родственника есть необычайная любовь к зимнему виду спорту — хоккею. В Шоруньже есть своя хоккейная команда, которая каждую зиму заливает каток, на котором катаются как они сами, так и все желающие приобщиться к спорту.
Говоря о проблемах, глава отметила, что одна из главных проблем сельского поселения — это отсутствие дорог, лишь обращение к главе республики хоть как-то способствует постепенному разрешению этой проблемы. Так, после очередного обращения жителей сёл была сделана новая дорога. Как таковых безработных нет, те, кто не нашёл здесь работу, выезжают на заработки в Москву, Казань и на Север. По словам главы поселения Э.Д. Евгеньевой, марийские мужчины славятся хорошими строителями.