- Хантыйский
- Русский
мӑӊ вєр муй па мӑӊхӑтӆ?
Хәӆумъяӊ муӆтас оӆ мӑр «Торум Маа» йис пурмӑсӑт шавиты хот рәпатнекӑт хӑнты, вухаӆь, юрн мир йис вәӆупсы оӆӑӊӑн айкеӆӑт тәӆӑт. Тӑм ёх унтасн мўӊ уша павӑтты вєритӆўв, хутыса йистєӆн вән ёхӆўв вәсӑт, йис мӑӊ вєрӑт, рәт ясӊӑт па культура ӆєрамтты щирӑт оӆӑӊӑн уша вєрӆўв.
Әмӑщ ванӆтупсэт тумпийн тӑта рәпитты апрӑӊ па нумсӑӊ нєӊӑт-хәйт сыр-сыр мосты вәнӆтӑты хӑрӑт, мирхотӑт, ӆўӊтупсэт, йис мӑӊхӑтӆӑт тәса ӆэщӑтӆӑт. Шуши мирӆўв йис пурмӑсӑт йиӆпатты, йис ёх пойкщӑты вєрӑт, мӑӊхӑтӆӑт па юнтӑӊ хӑрӑт тўӊщираӊа ванӆтӑты щира ӆыв Ёмвош округев, пиӆ Ямал мўв вошӑт па кәртӑт эвӑӆт йис вєрӑт ма вәты хӑннєхуятӑт вохӆӑт, ӆәӆн нумса пунты, хутыса йис щирн сыр-сыр вєрӑт ӆэщӑтсыйт. Тӑта ӆӑпи сєвсӑт, нюхи хот ӆыпи пурмӑсӑт ӆэщӑтсӑт, хушапӑт ёнтсӑт, вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты вєра нємасыя щўӊкӑт вєрсӑт, увӑс мир няврєм пӑта сыр-сыр юнтутӑт па па мосты йис щирӑт йиӆпатсӑт. Щи вєра мўӊева вәнӆтыйӆты мосӆ.
Тӑм вәйтантупсэт шєӊк мосӆӑт. Вантэ, тӑта мўӊ шуши мирӆўв ӑнтә тәп вәйтантыйӆӆӑт, тӑта па мир мўӊ йис вәӆупсэв оӆӑӊӑн әмӑщ айт уша павӑтӆӑт.
2012-мит оӆ вўш эвӑӆт «Торум Маа» рәпатнекӑт «Этнографические посиделки» нємуп вәйтантупсы ӆэщӑтӆӑт. Иха ӑктӑщум вәна пєлка вум па айӆат ёх арсыр йис вєрӑт оӆӑӊӑн уша вєрӆӑт.
Щиты тӑм ванӑн Ёмвошн интернет хўват вәйтантупсы вәс. Онлайн щирн ӑктӑщум хуятӑт «Хутӑӊ хурас» щит мӑӊхӑтӆ муй па мӑӊ вєр?» оӆӑӊӑн путӑр тәсӑт.
Щи вєр пӑта нємасыя хәс мутас о Сўмӑтвош йис путрӑт, моньщӑт, арӑт ӑкӑтты тӑхийн каркам па путрӑң хӑнты ими Любовь Васильевна Кашлатова вохсы. Па научной рәпатнек иты ўв ванкўты округ уваттыйн арсыр ўңтупсэта ңхӑ, ән ӑктӑщум мира эщӑтум путӑра вантӑты.
Вантэ, кашӑң мўвн, кашӑң рәт ёх хуща кан мӑң тӑхи вә.
«Хутӑң хурас» мӑң хӑр тәп Кӑԯтащ кәртӑң вәӆты ёх пӑта вәя. Щит пӑта кашӑң хӑннєхәя щив мӑнты ӑн рӑх.
Любовь Васильевна ясӊӑт щирн, тӑм ванӑн ӆўв интернетн әмӑщ путӑр вәйтӑс, мӑтты ки, «Хутӑӊ хурас», «Хутӑңа па м вәум па вўща вєр вєрты порыӊӑн» «Вурңа хӑт» иты мӑңхӑта айӆыйңӑн па постӑыйңӑн. Щит ювра путӑр. Щиты путӑртты ӑн рӑх, вантэ, кашӑң мўвн, кашӑң рәт ёх хуща кан пойкщӑты тӑхи вә. Интернетн па хӑншман, хуты ӑнтә тәп «Вурңа хӑт» постӑы, «Хутӑңа па м вәум па вўща вєрты» нємпи вєрӊӑн ищипа мӑңхӑт.
– Ма щит ма ўңӑтсєм, щӑта нумса юхӑтсум щи оӑңӑн мєт ма уша вєрты па нух хӑншты мос. Вантэ, мос, ән иса мир тӑм мӑң вєр оӑңӑн тәса нумса ат пунсӑт. Сырыя ма архивной па полевой нєпекӑт кӑншсум, ма нух ўңӑтсӑам. Щӑта уша вєрсєм, хуты мўң Кӑԯтащ Ими Аңкев хутӑң хурасупн ңхӑ па мӑң тӑхи тӑй. Щи мӑң тӑхи Кӑԯтащ кәртӑн вә, хута сырыя мўң опращ ёхўв, аңкаңкиўв, ащиўв вәсӑт. ыв кашӑң товийн, хән хутңӑт морты мўв эвӑт юхӑтсӑт, щӑта ӊта пӑсан вєрӑнтсӑт. Сўсн па хән хутңӑта юхы кєрӑтты пурая йи, мӑнты пӑсан вєрӑнтсӑт. Щи мӑнты-ӊхты пӑсанӑн йир вєрӑнтсӑт. Щӑта щӑрты ёх ясӑң вўйясӑт па лупийсӑт: «Сорни Аңкиев щи юхтӑс. Мўң пиэва тӑта омӑсты пит». Щи пийн Кӑԯтащ Ими Аңкев хутӑң хурасупн мӑнта епийн рәт ёхўва луп: «Нын тӑта ма хӑщӑтн, ма па еы мӑнум. Тӑта вәты ёх ма ат вәӆӑт».
Щи пӑта тӑм мӑңхӑт тәп щи ёхўв вєрсӑт, хуйтат тӑта вәсӑт. Икет ңхсӑт мӑң тӑхия, имет па юн омӑссӑт. Интӑм Кӑԯтащ кәртэвн нємхуят ӑнтәм, пурмӑсўв иса нух хирсайт. Щи пӑта мўң Муликәртӑн мӑң лупас омӑссўв. Интӑм мўң рәтўв кашӑң о щив поры вєрты ңхӑт. Муликәртӑн щикўш ёхўв вәӑт, ыв ищи поры вєрӑнтӑт, тәп йир такы. Щи оӑңӑн ма лупты щи вўтщӑсум, ән кашӑӊ хӑннєхә ыпия ат питӑс, хуты «Хутӑң хурас» нємпи щир – Кӑԯтащ ёх пӑта мєт мӑң вєр, – айкеӆ тәс Любовь Кашлатова.
Мосӆ ястӑты, шуши мир мӑӊхӑтӆӑт па мӑӊ вєрӑт оӆӑӊӑн Томск вош университет хуща рәпитты нє К.П. Черемисина ищи хӑншӑс. Щи оӆӑӊӑн тӑта https://cloud.mail.ru/public/Eogk/QLFQJLLy4 ӆўӊӑтты рӑхӆ.
Тӑм путӑр ӆэщӑтӑс: Ирина Самсонова
«Обряд или праздник?» – вот в чём вопрос
Научно-творческие встречи с говорящим названием «Этнографические посиделки» в музее «Торум Маа» проводятся с 2012 года. Их главной целью является сбор, обработка научной и этнографической информации, её практическое использование в культурно-образовательной и научно-просветительной деятельности. А потому участниками посиделок становятся активные, болеющие всем сердцем и душой за культуру обских угров, истинные носители родного языка и традиционной культуры люди.
Проведение традиционных праздников и обрядов обских угров в музейном пространстве – тема не новая, ежегодный календарь таких праздников во многих музеях уже традиционно включает в себя: Вороний день, праздник трясогузки. Уже 10 лет Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» проводит обряд приношения Луне «Тылащ пори». Этот список можно смело продолжать.
А вот введение в практику музейной деятельности новых календарных праздников и обрядов требует тщательной подготовки, обдуманного подбора фольклорных источников, грамотного подбора участников, специальных знаний при определении времени проведения и т.д.
В связи с этим 27 октября 2020 года в онлайн-режиме состоялись этнографические посиделки на тему «Обрядовые ритуалы в музейном пространстве. Практика. Особенности. Ограничения».
Главная гостья посиделок – представительница сразу двух народов ханты и манси из рода Лысковых или рода Шишки – хранителей священных ларцов Богини Калтащ Ими – Любовь Васильевна Кашлатова (Ендырева). Л.В. Кашлатова, кандидат культурологических наук, начальник Берёзовского филиала Фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, более 20 лет занимающаяся исследовательской деятельностью. Как и полагается научному сотруднику, Любовь Васильевна – постоянная участница различных районных, окружных, региональных, всероссийских научно-практических конференций, семинаров-практикумов и других научных площадок.
Вот и сегодня в режиме видеосвязи она постаралась рассказать об особенностях проведения обрядов проводов и встреч священной птицы лебедя на территории проживания среднеобских ханты, а это Октябрьский район Югры.
«Проводы и встреча лебедя» в музее – это обряд или праздник? Наткнувшись однажды на статью в интернете, рассказывающую о том, что «Проводы лебедя» – это праздник, равнозначный Вороньему дню, Любовь Кашлатова была крайне возмущена. По мнению носителя культуры среднеобских ханты исследовательница уверена, «Проводы лебедя» – это не праздник, а ритуальное сакральное действо, которое проводят только хранители священного места Богини Калтащ Ими в деревне Калтасьяны Октябрьского района.
Для большей уверенности и подтверждения воспоминаний из детства Любовь Кашлатова обратилась к архивным документам и полевым материалам, рассказывающим о данном ритуале.
«Поскольку одним из орнитоморфных образов богини Калтащ Ими является лебедь, хозяева-хранители деревни Калтасьяны каждую весну проводили обряд, называемый «Встреча лебедя», а осенью устраивали ритуальное действие – «Проводы лебедя». Каждый обряд сопровождался жертвоприношением животного, которое устраивали мужчины, женщины, в этот момент находящиеся дома. «Проводы лебедя» – это священный ритуальный обряд жителей деревни Калтасьяны, и это действо ни в коем случае нельзя сравнивать с традиционным праздником обских угров «Вороний день». Очень важно, чтобы люди правильно трактовали и понимали то или иное действо коренных жителей Югры», – подытожила свой рассказ Любовь Васильевна Кашлатова.
И в заключении приведём выдержку из опубликованного доклада преподавателя кафедры методики преподавания иностранных языков Института развития стратегического партнерства и компетенций Томского политехнического университета К.П. Черемисиной на тему «Опыт возрождения этничности» (на базе Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа»).
В своей работе Ксения Петровна Черемисина отмечает: «Данные обрядовые праздники пользуются большой популярностью у населения, поскольку представляют собой яркие, информационно насыщенные события, являющиеся плодом совместной деятельности творческих людей. Нужно отметить, что для обеспечения аутентичности проводимых обрядов в музее была введена такая форма работы, как «Этнографические посиделки», участниками которых являются представители Совета старейшин коренных малочисленных народов Севера при общественной организации
«Спасение Югры», этнографы и сотрудники музея. Здесь пытаются разобраться в истоках проводимых обрядовых праздников, их общих и отличительных локальных черт. Важное значение имеют: реквизит, национальный орнамент, присутствующий при оформлении костюмов и сцены.
При подготовке сценариев этих вышеупомянутых праздников сотрудники музея столкнулись с проблемой – старейшины, выросшие в этнических посёлках, не могли прийти к единому мнению по поводу персонажей, истории возникновения того или иного праздника, костюмов, реквизита и т.д. В большинстве случаев разногласия не носили критического, взаимонеприемлемого характера, но в то же время ни по одному пункту сценария единогласного решения принято не было. Поэтому представляется довольно проблематичным реконструировать истоки не только описанных выше, но и других обрядов. В беседе с информантами намечается общая, несколько размытая единая линия, которая затем, в зависимости от территории проживания, значительно варьируется. Видимо, доступным исследователю будет лишь реконструкция локальных вариаций, но и это будет неоценимым вкладом в дело воссоздания традиционной обрядности обских угров, которых на территории округа с каждым днём становится все меньше».
Ирина Самсонова