- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӑӊ тәты вєрӑт тўӊматты мосӆ
Тӑм оӆ ай тӑхет потты тыӆӑщн колледжӑтн вәнӆтыйӆты айӆат ёх кўтн хӑнты, вухаӆь па юрн ясӊӑт әхтыйн кӑсты щирӑт ӆэщӑтыйӆсыйт. Мєт оӆӑӊ пўш щимӑщ кӑсупсы тәняӆ вєрӑнтсы.
Тӑм оӆ Игрим, Сәрханӆ, Ӆаӊки пос, Нуви сӑӊхум вош политехнической колледжӑтн па Ёмвош технолого-педагогической колледж хущи вәнӆтыйӆты айӆат ёх хӑншсӑт. Хӑнты ясӑӊӑн – 23 хуят, вухаӆь ясӑӊӑн – 14 хуят па юрн ясӑӊӑн – 1 хуят. Рәпатайӆаӆ вәнӆтыйӆты вошӆаӆн хӑншсӑт па щӑӆта Ёмвоша китсӑӆаӆ. Кашӑӊ нєпекн нємасыя номер хӑншсы, мӑта хуят рәпата – уш ӑнтәм вәс. Хӑнты ясӑӊӑн Ас-угорской институт эвӑӆт В.Н. Соловар, В.В. Сязи, «Хӑнты ясӑӊ» газета эвӑӆт Н.И. Вах рәпатайт вантсӑт. Вухаӆь ясӑӊӑн — Ас-угорской институт эвӑԯт М.В. Кумаева, С.С. Динисламова, развития образования институт эвӑӆт Е.У. Акбаш.
Ӆәӆн муӆты тӑхия питты, 50 балл ёша павӑтты мосӑс. Хӑнты ясӑӊӑн нємхуят 50 балл вәнты ӑнт юхтӑс. Тӑта мєт ар 47 арат балл Нуви сӑӊхум колледжӑн вәнӆтыйӆты эви Валерия Кантерова вўс.
Вухаӆь ясӑӊӑн Богдан Немаздин нух питӑс, ӆўв 76 балл ёша павтӑс. Тӑм айӆат хә ищи Нуви сӑӊхум вош колледжӑн вәнӆтыйӆ.
Ас-угорской институтн рәпитты нє Виктория Сязи тӑм оӆ кӑсупсы оӆӑӊӑн щиты лупӑс:
– Кӑсупсы тӑм пўш ай тӑхет потты тыӆӑщ 29-мит хӑтӆӑн ӆэщӑтсўв. Щит мўӊ кимит оӆ тәп вєрӆўв. Кӑт оӆ мӑр рәпатайт ванттыйн лупты мосӆ, хуты тәняӆ няврємӑт машӑк хӑншсӑт. Тӑм пўш хӑнты ясӑӊӑн нємхуят 50 балл вәнты ӑнт юхтӑс. Тәняӆ мєт вән 70 балл вәс. Тӑм оӆ шимӆ айӆат ёх рәт ясӑӊӑн сочинения хӑншсӑт па хӑнты ясӊӑт рўщ ясӑӊа тулмащтӑсӑт. Тәняӆ щимӑщ хуят аршӑк вәс. Интӑм литература щирн тәсашӑк тестовой заданияйт вєрсӑт. Рәпатайт ванттыйн имухты кӑӆ, няврєм рәт ясӊӑӆ вәӆӆэ муй ӑнтә.
Юхи хӑщум оӆӑтн округев ӑшколайт хущи рәт ясӑӊ факультатив щирн тәты питсы. Мосӑӊ, тәп кӑт ӑшколайн щит урокӑт щирн тәӆы. Тӑм олимпиада кӑсупсэӊӑн мухты вәнӆтӑты ёх шиваӆӑсӑт, хуты няврємӑт рәт ясӊеӆ вевтама вәты питсӑт. Ма нәмӑсӆум, хуты еӆӆы щи вєр ӑн тўӊматты ки, айӆат ёх рәт ясӊеӆ иса юрємӑӆэӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Необходимо решать вопросы по сохранению родных языков
В октябре 2020 года состоялась II региональная олимпиада по родному языку и литературе среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях округа. Первая такая олимпиада по хантыйскому, мансийскому и ненецкому языкам состоялась год назад.
В этом году в олимпиаде участвовали студенты Игримского, Сургутского, Лангепасского, Белоярского политехнических колледжей и Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа. Знания хантыйского языка продемонстрировали 23 человека, мансийского языка – 14, ненецкого языка – 1.
Работы писались на местах, а затем высылались в Ханты-Мансийск. На каждом бланке стоял индивидуальный номер, поэтому чья эта работа – было неизвестно.
В состав жюри региональной олимпиады по родным языкам и литературе народов Севера вошли научные сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок: В.Н. Соловар, С.С. Динисламова, В.Л. Сязи, М.В. Кумаева, эксперт методического отдела Института развития образования Е.У. Акбаш и заместитель директора газеты «Ханты ясанг» Н.И. Вах. Чтобы стать победителем, необходимо было набрать 50 баллов. Среди студентов ханты никто не набрал 50 баллов, учащаяся Белоярского колледжа Валерия Кантерова набрала 47 баллов. В олимпиаде по мансийскому языку победителем стал студент Белоярского колледжа Богдан Немаздин, набравший 76 баллов. Научный сотрудник Обско-угорского института научных исследований и разработок Виктория Сязи прокомментировала:
– Олимпиада проводилась 29 октября 2020 года. Это была вторая олимпиада. В прошлом году был первый опыт проведения Олимпиады для студентов средних специальных учебных заведений. Анализируя два года проведения олимпиады, хочется отметить, что в прошлом году работы были намного сильнее, особенно в блоке языка, были представлены качественные сочинения. Было видно, что дети владеют родным языком. На протяжении двух лет стало очевидно, какие задания вызывают наибольшее затруднение у учащихся, а какие задания пользуются популярностью, и их ребята выполняют качественно. Все задания формировали научные сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. По хантыйскому языку задания составляли сотрудники отдела хантыйской филологии, а блог литературы – отдел обско-угорских литератур. На протяжении двух лет задания представляют собой тестовый вариант и задания в обоих блоках, где нужно было написать сочинение. Некоторые ребята справляются, некоторые нет. Это самый главный показатель того, знает ребёнок язык или нет.
В последние годы, за исключением двух школ, преподавание родных языков в округе ведётся факультативно. Результаты олимпиады по родным языкам показали, что дети забывают родные языки. Если ничего не предпринимать по решению этого вопроса, то в скором будущем это станет глобальной языковой проблемой для коренных народов округа – ханты, манси, лесные ненцы.
Надежда Вах