- Хантыйский
- Русский
Йис вәӆупсэв хурӑтн
Щимӑщ нєм вәнӆтӑты хӑр тӑйс, мӑта ут Ас потты тыӆӑщ 6-мит хӑтӆӑн Югра мўв шўкщӑты вєрӑт тәты ёх ӆэщӑтсӑт. Щит йис вәӆупсы ӆєрамтты учёной нє Татьяна Александровна Молданова па искусствовед нє Наталья Николаевна Фёдорова тәсӊӑн.
Т.А. Молданова йис вәӆупсэв хурӑт вўты вєр оӆӑӊӑн путӑртӑс:
- Мєт сыры йис вәӆупсы ӆєрамтты ёх хурӑт хӑншсӑт. Ӆыв ма уша вєрсӑт, муй щирн хурӑт тәса хӑншты мосӆ. Ӆәмӑтсухӑт, пурмӑсӑт ар пєлӑк эвӑӆт хӑншты мосӆ. Учёной ёх пӑта йис вәӆупсы вўты хурӑт щимӑщ вәӆӆяӆӑт: научной хур, хур вўты пӑта нємасыя ёх нух ӆоӆьты муй па омӑсты партты, художественной хур, ӑӆ щирн вєрум хур.
Йис вәӆупсы ӆєрамтты ими лупӑс, катра пурайн учёной ёха хӑннєхә вєнш, ӆәмӑтсух мсыева нух хӑншты мосӑс. Щи тумпи вантты мосӑс, ӆәӆн хурамӑӊ хур ат тывӑс, вантэ, еӆӆы щитӑт арсыр журналӑтн муй киникайтн вєрсыйт.
- Вантаты, 1989-мит оӆн вєрум хур, щит финской йис вәӆупсы ӆєрамтты учёной хә Уно Тави Сирелиус вєрӑс. Щи пурайн ӆўв хӑнты ясӊэв ӆєрамтты финской учёной хә Куста Карьялайнен пиӆа мўӊ хущева юхтыӆӑс. Хурн хӑнтэт аӆьман вәӆӆӑт. Щит йис вәӆупсэв аӆьты хур, вантэ, хӑнтэт ӆыв кәртӆаӆн вәӆӆӑт. Щимӑщ хурӑт эвӑӆт уша йиӆ, муй щирн щи пурайн хӑнтэт вәсӑт.
1867-мит оӆн научной хурӑт вўты вєр оӆӑӊӑн тәса нух хӑншсы. Хӑннєхә вєнш кӑтсыр пєлӑк эвӑӆт вўты мосӆ. Щи пурайн хӑннєхә пиӆа ай хур вєрсы, интӑм ма шєӊк вантты ӆӑӊхаӆум, муйсӑр кўр ӆәмӑтсухӑтн хӑнтэт ӊхсӑт, – лупӑс хӑнты вәӆупсы ӆєрамтты учёной нє.
Татьяна Александровна ястӑс, хуты ӆўв мєт сыры ищи вєвтам хурӑт вєрӑс:
- Вантаты, ма катра хурӆам хуща хурамӑӊ сӑхӑӊ ими ӆоӆь, ӆўв шӑншӑӆ пийн тўт х пай, сохӆӑт па па утӑт вәӆӆӑт. Щит вєр хән? Щирн хур вўты пурайн мсыева вантты мосӆ, хӑннєхә шӑншӑӆ пєлӑкн муй вәӆ. Кашӑӊ хурєм иӆпийн ма нух хӑншсум, муйсӑр ими ӆоӆь, муйсӑр кәрт эвӑӆт па па утӑт. Щи тумпи атэӆт ӆәмӑтсух хур вўсум, атэӆт хӑншет. Кашӑӊ ими эвӑӆт иньщӑссум, мӑта оӆн сӑх муй па ӆәмӑтсух ёнтман вәс. Щит ищи йис вәӆупсы ӆєрамтты пӑта мосты па вуӆаӊ вєр.
Йис вәӆупсы ӆєрамтты ими Александр Иванович Молданов ащеӆ хурӑт вантмаӆн уша вєрӑс, муйсӑр рнасӑт, щӑшкан сӑхӑт, вейт па па ӆәмӑтсухӑт хӑнты имет 1957-мит оӆн тӑйсӑт.
Вәнӆтӑты хӑр вантум ёх Т.А. Молдановайн вєрум хурӑӊ ай кина оӆӑӊӑн путӑртсӑт па мосты вєрӑт оӆӑӊӑн иньщӑссӑт. Итәх хуятӑт иньщӑссӑт, хур вўты пӑта муйсӑр єӆуп нєпека муй па щӑшкана пурмӑс пунты мосӆ, ӆәӆн ма ат кӑӆӑс. Ӆўв юхӆы лупӑс, хуты щи пӑта мєт м – хупшат єӆуп.
Еӆӆы искусствовед ими Н.Н. Фёдорова лупӑс, ӆәӆн вєрӑнтты ёх Художественно-экспертной совета китум хурӆаӆ нуви муй хупшат нєпекн муй па щӑшканӑн ат вєрсӑт. Щи пурайн артаӆӑты ёх щитӑт мсыева нух вантты вєритӆӑт. Намӑт вєнш па шӑнш пєлӑкӊӑн эвӑӆт хур вўты мосӆ.
Ӆўв ясӊӑӆ щирн, тунты пурмӑсӑт хур вўты пурайн нуви нєпека пунты мосӆ, вантэ, щи пурайн тунты єӆуп тәса кӑӆ. Турн муй па х пўӊӑӆн тунты пурмӑсӑт мєт ма хурн тывӆӑт.
Н.Н. Фёдорова лупӑс, ешавәӆ вєрӑнтты ёхн китум хурӑт нємасыя альбом нєпекн вантты рӑхты питӆ.
Юхи хӑщум артӑн вәнӆтӑты хӑр вантум ёх вән пәмащипа лупсӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Шульгина
Фотография в этнографии
Так назывался вебинар, который 6 ноября провёл Союз мастеров Югры. Экспертами выступили кандидат исторических наук, член Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Татьяна Александровна Молданова и искусствовед Наталья Николаевна Фёдорова.
Т.А. Молданова рассказала об этнографических съёмках: «Фотографиям в этнографии предшествовали рисунки, уже на той стадии было много наработок по этому вопросу. Этнографическая фотография требует выбора правильного фона, ракурса и детальности. Для нас, учёных, существует несколько видов этнографической фотографии: фиксирующая (научная) фотография, этнографическая постановочная фотография, этнографическая художественная фотография, любительская фотография и любительская (постановочная) фотография».
Учёный-этнограф отметила, что в рисунке для этнографии необходимо было показать антропологические особенности того или иного народа, традиционную одежду, при этом учитывалась и эстетика, т.к. это делалось для публикации в изданиях.
«Вот вы видите фотографию 1898 года финского этнографа Уно Тави Сирелиуса, который был в составе экспедиции финского учёного-хантыведа Куста Карьялайнена. Здесь изображены остяки. Это этнографическая фотография – здесь человек находится в культурном пространстве. Если вы хотите сделать такую фотографию, то вы должны фотографировать человека там, где он живёт, в пространстве его культуры. Это необходимо для фиксации некоторых элементов окружающей культуры. Уже в 1867 году были выработаны методы фиксирующей (научной) фотографии. Портреты должны быть сняты в двух положениях: в фас и профиль. Методы тех времён имеют и свои недостатки, необходимо было снимать по пояс, чтобы лицо было крупным планом. Но мне сегодня не хватает фотографии в полный рост, чтобы я могла увидеть традиционную обувь остяков того далёкого времени», – заметила этнограф.
Татьяна Александровна рассказала и о своих ошибках, которые у неё были вначале научно-исследовательской деятельности: «На моих фотографиях видно, что я неудачно подобрала фон для фотографий. Сейчас я уже не допускаю подобного. Под каждой фотографией я даю краткую информацию о том, кто на ней изображён. Кроме того, у меня есть фотографии с деталями одежды, но нет в полную величину. Поэтому очень прошу вас, сначала сфотографируйте одежду полностью, а потом уже детально. Кроме этого, я спрашивала и записывала у мастериц, например, в каком году сшит тот или иной сах или любая другая одежда. Это тоже важно для этнографии».
В коллекции хантыйского этнографа есть любительские фотографии её отца Александра Ивановича Молданова. Благодаря им Т.А. Молданова может видеть и анализировать, как одевались хантыйские женщины в 1957 году, а что изменилось в традиционной одежде со временем.
Участники вебинара поделились своими впечатлениями от фотографий, подобранных для презентации Т.А. Молдановой, а также задавали интересующие их вопросы. Отвечая на вопрос о фоне, этнограф отметила, что самый удачный фон серого цвета.
В продолжение темы искусствовед Наталья Николаевна Фёдорова посоветовала мастерицам, сдающим фотографии своих изделий на экспертизу Художественно-экспертному совету, делать их на нейтральном фоне, чтобы эксперты могли внимательно рассмотреть каждую деталь изделия. Предмет необходимо фотографировать со всех сторон, например, если это традиционная игольница, то нужно фотографировать как лицевую, так и оборотную сторону изделия.
По её словам, нейтральный белый цвет очень удачен для фотографирования берестяных изделий, так как на этом фоне виден цвет бересты. Берестяные изделия также можно фотографировать на лоне природы, например, у дерева, на траве и т.д., главное, чтобы чётко был виден орнамент и детали изделия.
Н.Н. Фёдорова рассказала, что все присланные фотографии изделий мастеров войдут в «Альбом народного художественного искусства Югры», так как они имеют художественную ценность.
В конце онлайн-встречи участники задали вопросы и поблагодарили за плодотворный вебинар.
Людмила Гурьева