- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӑӊ щирн кӑссӑт
Ас потты тыӆӑщ 1-мит хӑтӆӑн Ёмвош округевн колледжӑтн вәнӆтыйӆты айӆат ёх пӑта рәт ясӊӑт әхтыйн кӑсупсы вєрӑнтсы. Иса нӆ вәнӆтыйӆты тӑхи эвӑӆт 28 эви-пух кӑссӑт. Щит Ёмвош, Сәрханӆ, Нуви сӑӊхум па Ӆаӊки пос вошӑтн вәнӆтыйӆты айӆат хуятӑт.
Ханты ясӑӊӑн – 19 хуят, вухаӆь ясӑӊӑн – 9 хуят хӑншсӑт. Мєт ар, щит 100 балл ёша павӑтты рӑхӑс. Рәт ясӑӊ хўват – 50 балл па рәт литература – 50.
Мосӆ лупты, хуты тӑм оӆ па сыры оӆӑтн вєрӑнтум рәт ясӊӑт әхтыйн кӑсупсэт Ас-угорской институтн рәпитты ёх ӆэщӑтӆӑт.
Хӑнты айӆат хуятӑт кўтн оӆӑӊ тӑхия Егор Кабаков (Нуви сӑӊхум вош) питӑс, ӆўв 95,5 арат балл ёша павтӑс. Кимит тӑхийн – Александра Каюкова (Нуви сӑӊхум вош) – 90 балл, хәӆмит – Варвара Конева (Ёмвош), ӆўв 85 арат балл тӑйӆ.
Вухаӆь няврємӑт кўтн оӆӑӊ тӑхи Владислава Лаверина вўс, ӆўв 94,5 арат балл тӑйӆ, кимит тӑхийн – Сабрина Хозумова – 92,5, хәӆмит тӑхийн Алина Норова – 75 балл. Тӑм вухаӆь эвет Ёмвошн технолого-педагогической колледжӑн хуӆыева вәнӆтыйӆӆӑт.
Хуйтат ӆӑӊхаӆӑт ки, http://iro86.ru/ сайт хущи «Мероприятия» – «Олимпиады» тӑхийн вантты щир тӑйӆӑт. Хуӆыева кӑсупсэӊ рәпата хӑншум няврємӑт электронной сертификатн катӆуптӑӆыйт.
Ас-угорской институтн хӑнты ясӑӊ ӆєрамтты нє Виктория Сязи тӑм вєр оӆӑӊӑн лупӑс:
- Ма нәмӑсӆум, хуты тӑм оӆ кӑсупсэв ма мӑнӑс. Айӆат ёх рәпатайӆаӆ пӑта ар балл хоӆумсӑт. Тӑм пўш мўӊ хӑншты вєр еша кєншӑка вєрсэв. 17 иньщӑсупсы кана 11 ут вєрсўв. И задания ӆавӑртшӑк вәс, щи ут пӑта аршӑк балл мӑсўв. Шєӊк м, хуты няврємӑт ӆавӑрт иньщӑсупсы ищи вєрсэӆ. 19 хуят эвӑӆт нивӑӆ хуят 50 балл эвӑӆт аршӑк ёша павӑтсӑт. Шєӊк м, айӆат ёх рәт ясӊеӆ ӑн юрємӑӆэӆ.
Ас-угорской институтн вухаӆь ясӑӊ ӆєрамтты нє Мария Кумаева щиты путӑртӑс:
- Вухаӆь ясӑӊӑн ртъяӊ хуят онлайн щирн хӑншсӑт. Ӆыв рәпатайӆаӆ ма па тәса вєрсӑӆаӆ. Щит мўӊева вән амӑт тәӆ. Няврємӑта па ӆыв вәнӆтӑты ёхӆаӆа вән пәмащипа ясӑӊ лупты ӆӑӊхаӆум.
Развития образования институтн рәпитты нє Елена Акбаш вухаӆь ясӑӊ рәпатайт вантӑс, ӆўв лупӑс:
- Тӑм пўш рәпатайт кєншӑк вәсӑт, щи пӑта аршӑк хуят щит тәса вєрсӑт. Ма нәмӑсӆум, хуты онлайн щирн хӑншты ищи м. Итәх няврємӑта мосӑӊ ӑӊкет-ащет нётсӑт, тәп щит атум ӑнтә. Щит мєт м, ӆыв иха няврємӆаӆ пиӆа рәт ясӑӊа кўншємӑӆӑт.
Ма ищи жюри щирн рәпитсум па лупты ӆӑӊхаӆум, хуты на щи, тӑм пўш рәпатайт кєншӑк вәсӑт, путӑр ипўш хӑншты мосӑс. Аршӑк айӆат ёх иньщӑсупсэт ма вєрсӑт. Еӆӆы ищиты тӑмӑщ кӑсупсэтн ат кӑсӆӑт па рәт ясӊеӆ ӆавӑӆман па шавиман ат тӑйӆэӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Олимпиада по родным языкам
1 ноября 2021 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре состоялась региональная олимпиада для обучающихся в профессиональных образовательных организациях по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. Она проходила в очной форме с использованием дистанционных технологий в местах проведения олимпиады. В олимпиаде приняли участие 28 человек из 4 образовательных организаций профессионального образования.
По хантыйскому языку и литературе участвовало 19 человек, по мансийскому языку и литературе – 9 человек. Участвовали обучающиеся из Белоярского, Лангепасского, Сургутского политехнических колледжей и Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа.
Олимпиада по родным языкам и литературе проводилась в одной возрастной группе отдельно по каждому предмету. Максимальная сумма за задания – 100 баллов, в том числе за задания по родному языку – 50 баллов, за задание по родной литературе – 50 баллов.
По итогам олимпиады жюри определило победителей и призёров по каждому предмету отдельно на основании набранных баллов за выполнение заданий олимпиады.
По хантыйскому языку и литературе победителем Олимпиады стал Егор Кабаков, 2 место заняла Александра Каюкова, они из Белоярского политехнического колледжа. На 3 месте – обучающаяся Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Варвара Конева.
По мансийскому языку и литературе победителем стала Владислава Лаверина, на 2 месте – Сабрина Хозумова, на 3 месте – Алина Норова, все они обучаются в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже.
Информация по региональной олимпиаде Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся профессиональных образовательных организаций по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера размещена на сайте http://iro86.ru/ раздел «Мероприятия» – «Олимпиады». По итогам участия в олимпиаде всем участникам будут вручены электронные сертификаты.
Я попросила разработчиков и членов жюри прокомментировать прошедшую олимпиаду по родным языкам и литературе.
Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела мансийской филологии и фольклористики Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, кандидат филологических наук Мария Кумаева рассказала о проведённой олимпиаде:
– В этом году форма проведения отличается. Ребята под руководством своих преподавателей выполняли работы онлайн. По мансийскому языку и литературе приняли участие 9 обучающихся. Работы по языку и по литературе выполнены успешно, качественно, многие справились с заданиями, победители набрали около ста баллов. Хотелось бы поблагодарить и обучающихся, и преподавателей, всех, кто принял участие в Олимпиаде.
Эксперт методического отдела учебно-методического центра Института развития
образования Елена Акбаш так прокомментировала прошедшее мероприятие:
– В этом году задания были очень лёгкие, поэтому в мансийском языке процент выполнения очень высокий. Многие студенты получили за выполнение заданий больше 50 баллов. Наивысший бал – 94,5 балла. То, что они выполняли задания онлайн, это достаточно удобная форма работы и можно дальше применять её, учитывая сегодняшние реалии. Возможно, и родители помогали, потому что есть очень хорошие индивидуальные работы. Это даже хорошо, что родители вместе с детьми выполняли задания, общались с ними на родных языках.
Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела обско-угорских литератур Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, кандидат
филологических наук Виктория Сязи также является разработчиком данной олимпиады и членом жюри. Она сказала:
– На мой взгляд, олимпиада по родному языку и хантыйской литературе прошла успешно. Участники набрали максимальное количество баллов. Это радует. Мы, как разработчики, хотим отметить то, что задания, в отличие от прошлого года, мы упростили. В прошлом году было 17 заданий по литературе, в этом году всего 11. При этом мы ввели вопрос под знаком звёздочка, то есть это вопрос повышенной сложности. И на него выделили большее количество баллов, чтобы отметить ребят, которые ориентируются в этом направлении, а именно в теории литературы. Задание представляло собой четверостишье. Нужно было определить размер четверостишья, рифмы и рифмовку. Не все, конечно, с этим заданием справились, но мы рады тому, что ребята обратились к этому заданию и попытались выполнить его. Максимальное количество баллов в этом задании набрал всего один участник.
Количество участников в этом году было 19. Из этого количества участников примерно 8 человек набрали более 50 баллов. Это говорит о том, что дети увлекаются и хантыйским языком, и хантыйской литературой. Так же следует отметить, что ребята выполняли работы в непривычных условиях. Режим локдауна сыграл свою роль. Я думаю, что интернет был доступен ребятам, поэтому многие задания были выполнены по максимальному количеству баллов в отличие от прошлого года. Локдаун очень хорошо повлиял на результаты Олимпиады, поэтому стоит обратить на это внимание. Если бы ребята писали в классах, то результаты, наверное, отличались бы от того, что мы имеем сегодня. А так, мы, как разработчики и проверяющие этого задания, довольны. Так как мы сами составляем, сами проверяем и понимаем, какие задания стоит включать в Олимпиаду, какие не стоит. На что стоит обратить внимание преподавателям и студентам, участвующим в Олимпиаде. Поэтому, я скажу, что я, как разработчик, довольна результатом.
Мне, как члену жюри данной Олимпиады, хочется отметить, что, действительно, работы в этом году выполнены гораздо лучше. Хочется пожелать и участникам, и преподавателям, и составителям Олимпиады по родным языкам и литературе творческих успехов и развития. Чтобы дети и родители не забывали свой родной язык, пользовались им, чтобы наши языки и дальше развивались.
Надежда Вах