- Хантыйский
- Русский
Муй пӑта хӑнты нєӊӑт ухшамӑт тӑйӆӑт
Ухшам – щит мєт мосты ӆәмӑтты сух хӑнты нєӊӑт пӑта. Ӆўв иса йис пурайт вўш эвӑӆт па ин тӑмхӑтӆ вәнты еӆӆы вәӆ. ма нәмӆєм, хуты аӊкаӊкєм ащєм муй па вєӊӆаӆ эвӑӆт щимӑщ ухшамӆ унтасн кашӑӊ вәйтантупсы кємн мӑӆман вәӆупсэӆ хўватн вәс. Тӑм йисэвн щимӑщ вєр, вантэ, айн-айн тӑӆаӊтєӆн хуятӑтн иса юрємӑты питса. Хӑнты мир щирӑт, вәӆты-хоӆты хурасӑт па мўӊ рәт ясӊев тӑмхӑтӆ вўшӑт эвӑӆт па еӆӆы ищиты айӆтыева юхи хӑщӆ.
Щи пӑта тӑмхӑтӆ ма хӑнты нє ухшам тӑйты вєрӑт оӆӑӊӑн нємасыя щи айкеӆ хӑншты вўтьщӑӆум. Сўмӑтвошн вәӆты культурология кандидат нєм тӑйты па фольклорной архив тӑхи кәща нє Любовь Кашлатова иса тӑмиты хӑнты нє ухшамӑт тӑйты вєр оӆӑӊӑн хӑншӑӆ:
- Тӑм юхи хӑщум оӆӑтн арсыр ухшам вәӆ. Итәх щимӑщ ӆәмӑтсухӑт ӆапкайн ӆәтты рӑхӆ, кимит утӑт юӆн ёнтӆыйт. Щи тумпийн кашӑӊ хӑтӆ мӑр нух ӆәмӑтӆяты па мӑӊхӑтӆӑтн тӑйты ухшамӑт ӆэщӑтӆыйт. Щӑӆта арсыр поры вєрты пурайн ищи нємасыя щи пӑта ёнтум мӑӊ ухшам кашӑӊ ими ӆәмӑтӆ.
Ухшам щит щимӑщ пос мўӊева ванӆтӑты вєритӆ, хуты тӑм муй тум нє хуятӑӊа йис. Вантэ, вәртӑщты пурайн хә нємасыя ӆўв тәты нєӊӑӆа вән русєӊ ухшам вухӑӆа па пунӑӆтӑӆ. Щи мойӆум сухӑӆ унтасн еӆӆы пєӆы мень нє акиӆаӆ эвӑӆт кашӑӊ пўш мӑӆты вєритӆ.
Хән вәнашӑк вум хә ёх хот ӆыпия ӆуӊӆӑт, мень нєӊӑт ӆыв эвӑӆтэӆа щимӑщ хурамӑӊ русєӊ ушхамӆаӆн мӑӆты щи пиньщӑӆӑт. Щи пӑта хә хуятӑт па кўш кєпа ӆыв пиӆэӆа сыр-сыр вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртсӑт па тәп путрӑт вєрты пураеӆн щи нєӊӆаӆ омӑсты муй вәӆты тӑхиӆаӆ пєӆы иса ӑн па вантсӑт.
Ищиты вєӊ хәйӆаӆ пиӆа иха вәйтантыйӆты кємн вәнтупа вәӆты имєт ищи кўрумн мӑӆты питӆӑт. Вантэ, хӑнты щирн, вєӊ хәеӆ вәнтпӑӆ ими вєнш хурасӆ и пўша мсыева вантты ӑн па вєритӆ. Щимӑщ вєр унтасн вєӊ икет вәнтупаӆ пиӆа тәп ӑӆ щиты хўв тӑхийн вәӆман путрємӑты щир тӑйӆӑт. мӑӆты – щит, вантэ, «мӑӊ вєр». Щи пӑта хӑнтэт кашӑӊ щи хурасуп вєр мӑӊа ӆўӊӑтсӑт па вәӆупсэӆ хўватн тўӊщирӑӊа вєрсӑт.
Итәх пурайн хотӑӊ мень тәты вєр пӑта ӑӊкеӊӑн-ащеӊӑн нємасыя вәна вум пухӑн тӑмиты щи китумтак иньщӑссӑӊӑн: «Нӑӊ па хән, айе, мўӊ вәӆты хотэва ухшамӑӊ ут тәты вєритӆӑн?» Ухшамӑӊ утєн – щит, вантэ, вән русєӊ ухшам пунӑӆтум мень нє. Имуӆтыйн па ӆын пухӑн меньӆ юхи ванӆтум пураяӆн, мєт оӆӑӊӑн нємуӆты вєр мень нєӊӑӆа вєрты иса ӑн па єсӑӆӆӑт. Ӛхӑтшӑк ӆыв хотэӆа ӆуӊўм мень нє веӆщи сыр-сыр ёш рәпатайт вєрты пиньщӑӆ. Щимӑщ вєрӑт пӑта хӑнтэт лупсӑт:
- Нӑӊ муй, йиӆуп мень нє, ӑӆ щиты ёшӊӑӆӑн иха пунман тӑӆаӊ хӑтӆые омӑсты?
Мосӆ тӑмиты еӆӆы путӑртты, хуты ухшамӑт унтасн сыр-сыр пориӆӑты вєрӑт хӑнтэт йис пурайт эвӑӆт мсыева ӆэщӑтсӑт.
Пўпи якты хотӑт вєрты пурайн хӑнты нєӊӑт ищи ӆуӊӑӆтуп арӑт муй па як хурасӑт вєрты щир тӑйӆӑт. Тәп ариты муй якты кємн ӆыв тӑӆаӊтєӆн вән ухшамн ӆывеӆ лӑп пунӆэӆ, ӆәӆн ӆуӊӑӆтум пўпийн ӑӆ мутшӑсыйт.
Ай тӑхет потты тыӆӑщн 15-мит хӑтӆ вўш эвӑӆт па иса 17-мит хӑтӆ вўш вәнты Сўмӑтвошӑӊ шуши мирӑт вєрӑнтты хотн «Хошум хот» тӑхи вәс, хута хӑнты па вухаӆь мирӊӑн ухшамӑт нєӊӑт ёнтсӑт. Щимӑщ вуӆаӊ вєр Зоя Захаровна Сидорова щив юхтыӆум вошӑӊ нєӊӑта ванӆтӑс. Кашӑӊ ушхам мєт оӆӑӊӑн хурамӑӊ щӑшкан эвӑӆт ӆыв тәса ваньщӑссӑт. Ӛхӑт иса ёшн ай па тәс юӆн ёнтӑсты пиньщӑсӑт. Лидия Артанзеева, Любовь Кашлатова па Зоя Сидорова мсыева артаӆӑсӑт, муй щирн Сўмӑтвош нєӊиет айӆтыева нє ухшамӑт ёнттыя вәнӆтыйӆӆӑт, муй араткєм нумӑс ӆыв щимӑщ йиӆуп ёнтӑсты щирӑта мӑӆӑт. Щи ухшам мсыева ёнтмеӆ пийн русыйн щит вєрты пиньщӑсӑт. Имуӆтыйн вєрӑнтты нєӊӑт ӆыв рәпатайӆаӆ щи сухнуптӑсӆаӆ па ухшамӆаӆ етшуптӑсӆаӆ.
Мєт хӑщум кўтн Зоя Сидорова вєрӑнтты нєӊӑта тӑмиты щи лупӑс:
- Ма айтєӆн ӑн па вантыйӆсум, муй щирн ӑӊкєм ими хӑнты ухшамӑт ёнтӑс, вантэ, Поӆнавӑт ӑшколайн вәсум па вәнӆтыйӆсум. Щи пӑта иса арсыр мастер-классӑт мӑнум пурайн артаӆӑсум муй уша вєрсум, хутыса щи хӑнты па вухаӆь мирӊӑн ӆәмӑтты сухӑт ёнтӆыйт. Ин тӑмхӑтӆ русєӊӑӊ ухшам ёнтты нєӊӑт вәнӆтӑсум. Ма щирємн, ин ухшамӆаӆ ма тывсӑт.
Любовь Вынгилева хӑншум путӑр
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Владимир Енов
Платок в традиционной культуре ханты и манси
По мнению Любови Кашлатовой – кандидата культурологии, начальника Берёзовского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок п.г.т. Берёзово Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, платок является одним из самых распространённых элементов одежды обско-угорских женщины. Платки бывают фабричные и самодельные, бытовые, праздничные и обрядово-ритуальные. Он считается признаком замужней женщины. Во время сватовства у обских угров жених надевал платок на невесту, и она закрывала им своё лицо от отца мужа и его старших братьев, а также и его дядей по отцовской линии.
Один из обычаев, сохранившихся до наших дней – соблюдение обряда избегания от мужчин-родственников по линии мужа. И это было легко сделать, используя платок. Женщины в присутствии родственников мужского пола закрывали лицо платком, поворачивались к ним боком или спиной, молчали или тихо разговаривали. Мужчины при входе в жилище, где находилась женщина, предупреждали о своём появлении лёгким покашливанием. Они делали вид, что не замечали её присутствия и не смотрели в ту сторону, где она находилась, если даже и разговаривали с этой женщиной.
Платок присутствует во многих важных ритуалах, в том числе, и в танце, где он скрывает волосы, лицо и руки женщины. Женский танец с расправленным платком связан с обрядом избегания и нахождения женщины в сакральном пространстве. Обрядово-ритуальные платки служат для подношения своим духам-покровителям по различным случаям, например, сразу после рождения ребёнка, чтобы обеспечить ему здоровье и благополучие.
В связи с тем, что до настоящего времени платок играет важную роль в традиционной культуре народностей ханты и манси, берёзовские мастерицы познакомились с этапами раскройки и пошива традиционного платка. В течение трёх дней с 15 по 17 октября в Берёзово проходил семинар «Хошум хот» («Тёплый дом») по пошиву традиционного платка. В связи с ситуацией с эпидемией ковида участниц на семинаре было немного, но в их числе были как более опытные, так и начинающие мастерицы. Во время открытия обучающего семинара Любовь Кашлатова познакомила собравшихся на мероприятие женщин с историей появления платка у ханты и манси, а также рассказала о ритуалах и обрядах, связанных с ним.
Мастер-класс по раскройке и пошиву традиционного платка проводила самая активная участница семинаров, мастер-классов и выставок по декоративно-прикладному искусству берёзовская мастерица Зоя Сидорова. Она отметила: «Я хоть и родилась в деревне, но училась далеко от своего дома, поэтому никогда не видела, как моя мама шьёт различную хантыйскую одежду. Мне уже пришлось обучаться национальному шитью на мастер-классах и различных семинарах. И вот сегодняшний мастер-класс я провожу сама».
Все участницы кроили и шили себе платок из ситца, на котором был рисунок с красиво растущими цветами. Все стежки у этого платка выглядели одинаково мелкими и ровными. Как только мастерицы закончили шитьё, они сразу же под руководством опытных наставниц Зои Сидоровой, Любови Кашлатовой и Лидии Артанзеевой начали изготавливать бахрому для платка.
Все участницы, присутствовавшие на семинаре, хорошо освоили технологию раскройки и шитья, смогли самостоятельно сшить себе традиционный платок.
В тёплой и дружеской атмосфере семинар «Хошум хот» («Тёплый дом») прошёл очень плодотворно.
Статья подготовлена Владимиром Еновым по материалам, предоставленным Любовью Вынгилевой