- Хантыйский
- Русский
Пєрна пунты вєр оӆӑӊӑн
Тӑмхӑтӆ ма ӆӑӊхаӆум Степанида Петровна Молданова аӊкаӊкєм оӆӑӊӑн нәмӑӆмӑты па «Славянский ход» вєр оӆӑӊӑн хӑншты.
Аӊкаӊкєм ай хотыеӆ иса пурайн сыстам вәс. Хот хӑрӆ ӆюхӑтмаӆн, кашӑӊ пурайн кешийн хӑхрыйӆсӑӆэ. Ай вәӆасӆаӆ ищи кешийн нуви вәнты хӑхӑрман вәсӑт. Пӑсанӑн нємӑӆт муӆтас ут ӑн уӆӑс. Ӆєтутӆаӆ эӆты сыстам сухн лаӊкийӆсӑӆэ. Хән мўӊ ӆўв хущеӆа мойӊа юхтыйӆсўв, ӆўв єпӆӑӊ воньщумут юхи ӆуӊӑӆтыӆӑс. Мәрӑх муй па еша хўӆ вуйн пунум ӛм мўӊ ай тунты муй па х аныет эвӑӆт ӆєсўв.
Нәмӆєм, ӆўв ай хотыеӆн рўщ мӑӊ хурас ӆоӆяс. Щи ай хурасые еша питышӑка йис. Мўӊ ӆӑӊхасўв щит ёша вўты па мсыева вантты. Тәп аӊкаӊкевн щи хурас ёша вўты ӑн єсӑӆсыюв. Ӆўв тәп лупӑс, хуты тӑм мӑӊ хурасн ӆўв хәнты Сўмӑтвош эвӑӆт юхтыӆум пәп икийн мийӆясы. Аӊкаӊкев кўш хӑнты щирн Ная-Вәрта эвӆӑс, тәп рўщ мӑӊ хурас ищи ӆавӑӆман тӑйсӑӆэ па ӆєваса ёша ӑн вўйӆясӆэ.
Щиты ма оӆӑӊ пўш рўщ мӑӊ вєр уша павӑтсум. Ӛхӑтшӑк, хән вәнашӑка йисум, ма имайӆам иньщӑсӑӆӆам, хутыса ӆыв щимӑщ хурамӑӊ рўщ нємӑтн мӑсыйт. Ӆыв юхӆы лупсӑт, хуты товийн, хән ӊк Асн нопӑтӆы, ӑӊкет-ащет сєма питум пушӑхӆаӆ Сўмӑтвоша тәтьӆясӆаӆ па щӑта мӑӊ хотн пәп икийн пєрнайн пунсыйт па йиӊки вән ана єсӆыйӆсыйт. Щи пурайн няврєма мӑты нєм путӑртсы: Анна, Степан, Кузьма, Мария, Ольга, Екатерина, Ксенья. Щиты шуши мирн рўщ мӑӊ вєрӑт па хӑнты эвӑӆты щирӑт йис вўш эвӑӆт иха тәты питсыйт.
2006-мит оӆн єтӑр ӆўӊ хӑтӆӑн мўӊ кәртэва «Славянский ход» вєр пиӆа тўтӑӊ хоп юхтӑс. Кәртӑӊ мир намн ӑктӑщсӑт, вантӆэв, вән нуви тўтӑӊ хоп щи йиӆ. Айӆтыева сэй пана хойс, хәнтэп иӆ єсӑӆсы. Оӆӊӑӆн Антоний пәп ики иӆ вухӆӑс, ӆўв пеӆн Екатерина Владимировна Лоншакова рўщ ими. Ӆўв щи пурайн «Общество русской культуры» тӑхийн кәща нєӊа вәс. Ӆын панӑн студентӑт, аспирантӑт, наука щирн рәпитты ёх па па щи тўтӑӊ хопн юхтум хуятӑт иӆ вухӑӆсӑт. Щӑӆта хуӆыева юхтум па кәртӑӊ мир кўлупа шәшсӑт.
Кәртӑӊ хуятӑт эвӑӆт, хуйтат пєрна пунты ӆӑӊхасӑт, Антоний пәп ики пиӆа Ас хонӑӊа мӑнсӑт. Ӆўв щӑта няврємӑт па вән хуятӑт пєрнайн пунсӑӆэ. Кәртӑӊ хӑннєхуятӑт итн-итн йиӊка ӆуӊтыйӆсӑт па пәп икийн рўщ мӑӊ ясӑӊ путӑртман хәӆум пўш ухӆаӆ йиӊка єсӆыйӆсыйт. Щи – хӑннєхә пєрнайн пунсы. Мосӆ лупты, хуты ищи артӑн кўлупн юхтум хуятӑта ариты мосӑс. Екатерина Владимировна иньщӑсӆ, муй пӑта шимӆ хӑннєхә юхтӑс. Юхӆы лупсы, хуты кәртӑӊ хуятӑт Аса пєрна пунты мӑнсӑт. Еша вәс мир кўлупа ӑктӑщсӑт. Ӆыв ещаӆтэӆа юхтум пухиет мӑӊ арӑт ариты питсӑт. Кәртӑӊ мир, мӑта хуятӑт мӑӊ хотн муй па театр, опера тӑхета иса ӑн ӊхсӑт, щи арӑт хәӆӑнтман ӑн па нюхӆыйӆсӑт. Мӑшьяя омӑсман хәӆӑнтсӑт, щӑӆта мӑшьяя ким єтсӑт. Нємӑӆт ӑн па лупийӆсӑт.
Муй оӆӑӊӑн щи пурайн ӆыв нәмӑссӑт, хуйн вәйтӆы?
Ӛхӑт, хән тўтӑӊ хопн юхтыӆум хуятӑт еӆӆы мӑнсӑт, кәртӑӊ мир вәӆты щирӆаӆа кєрӆӑсӑт. Кашӑӊ хуят ӆўв щирӑӆн тӑм вәйтантупсы сӑмӑӆн тӑйсӑӆэ. Ма, хән щи оӆӑӊӑн нәмӑсӆум, аӊкаӊкєм хурас сємєм еӆпийн тывӆ. Па щи пурайн щи мурта сӑмєм хущи хошма йиӆ.
Антонина Ледкова хӑншум путӑр
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Надежда Вах
Славянский ход
Прежде чем описать приезд экспедиции «Славянский ход-2006», мне хочется вспомнить свою бабушку Степаниду Петровну Молданову, прожившую долгую трудовую жизнь.
В её маленьком уютном домике со скромным убранством было слишком чисто. Некрашеный пол она не просто мыла, а скоблила ножом добела. Маленькие скамеечки тоже были выскоблены добела ножом. На аккуратненьком столике, стоявшем в углу, не было ничего лишнего. Пища накрывалась сверху тряпочкой.
В честь нашего прихода она заносила с улицы замороженную ягоду. Это была или морошка, чуть-чуть припущенная сахаром, или черёмуха с растопленным рыбьим жиром. Ели мы из самодельной посуды: или берестяной сән (чашечка), или деревянная чашка (юх ан). Что же в её домике было необычным? Это была икона. Маленькая, потемневшая. Среди скудного убранства она смотрелась инородным телом. Хотелось потрогать руками, разглядеть, но бабушка не разрешала брать её в руки. Строгая, сдержанная на чувства, немногословная, она лишь отвечала, что икону дал поп, который приезжал из Берёзово. Для бабушки, жившей по законам, традициям, основам языческой веры, было понимание, что икона – это икона!!! И трогать её без надобности нельзя!!! Таким было моё первое знакомство с христианством. Чуть позже, подростком, я спрашивала у своих тёток, кто давал им такие красивые имена. Они рассказывали, что после ледохода родители увозили родившихся за эту зиму ребятишек в Берёзово, где поп в церкви окунал ребёнка в воду и, вынимая из чана, выкрикивал имя: Анна, Степан, Кузьма, Мария, Ольга, Екатерина, Ксенья… Так что взаимопроникновение христианства и язычества имеет глубокие корни.
А теперь подробнее о тёплом летнем дне 2006 года, когда все жители деревни высыпали на берег Оби, ожидая прибытие теплохода «Славянский ход». И вот вдали появляется большой белый теплоход. Медленно приближается к берегу. Спускают трап. Первым на трап ступает священнослужитель отец Антоний, за ним в вышитом русском костюме худенькая стройная женщина Лоншакова Екатерина Владимировна – руководитель «Общества русской культуры». За ними спускаются студенты, аспиранты, исследователи и остальные члены славянского крестного хода. Выстраивается колонна, все двигаются к центру деревни – сельскому клубу.
Программа крестного хода обширная. Желающих креститься отец Антоний приглашает к реке Оби. Возрастных ограничений нет. Почти все жители идут к реке. Родители за руки ведут ребятишек, несут на руках. Люди по одному разуваются, заходят в воду, и поп окунает три раза головой вниз, произнося при этом молитву. И всё – человек крещён. Надо сказать, в это время в клубе по программе должны были петь. Но Екатерина Владимировна волнуется, спрашивает: «А почему никого нет? Почему так мало людей?» Ей объясняют, что все жители на крещении у реки. Выступление переносят на более позднее время. И вот народ собирается в клубе. На сцене мальчики. Начинают петь. Для деревенских жителей, никогда не бывавших в церкви, в театре, тем более в опере, это было такое открытие!! Все сидели молча! Шоковое состояние длилось на протяжении всего сольного исполнения. Когда закончилось пение, люди молча шли к выходу. Участники экспедиции пытались выяснить впечатления слушателей. Но для деревенских жителей, слушающих популярные песенки, такое пение было непонятным. Пение, от которого могут мурашки по коже бегать или волосы на голове шевелиться – это неизведанное ощущение. Они молча выходили из клуба, стараясь быстрее «проскользнуть» мимо гостей. Что творилось в их душе!?!? Смятение. Я думаю, что смятение. Хотя хочется сказать для пафоса: восторг. После отъезда теплохода люди вновь вернулись к своей будничной жизни. В один из дней захожу к одной из своих соседок. Между нами происходит следующий диалог:
– Интересно, правда или нет, что крещённому человеку пить нельзя?
– Да, нельзя. Это грех.
– Что, и материться нельзя?
– Нельзя. Это тоже грех.
– Ой, что хоть делать?
Конечно, моя соседка так и не смогла отказаться от своей пагубной страсти к алкоголю, но её первое время очень смущало это обстоятельство.
Каждый по-своему носит в душе момент прикосновения к основам христианской религии. Кто знает, у кого из жителей этой глубинки в момент трудной жизненной ситуации или в момент радостного события возникнет в памяти солнечный день крещения?! У кого из детей и при каких обстоятельствах всплывут в памяти звуки сольного исполнения, как у меня возник образ моей бабушки, возле которой я чувствовала себя такой защищенной, спокойной.
Антонина Ледкова
Перевод на русский язык Надежды Вах