- Хантыйский
- Русский
Хурӑт хӑншӑ па пурмӑсӑт вєр
Пишет картины и занимается декоративно-прикладным творчеством
В октябре в Ханты-Мансийске прошел окружной семинар художников обско-угорских народов «Человек рисующий». Из села Казым Белоярского района в нем принял участие художник и косторез Игорь Потпот. Этот талантливый человек родился в Чукотском автономном округе в поселке Нешкан. Окончив школу в районном центре, в поселке Лаврентия Чукотского района, в 1982 году поступил в педагогический институт им. А.И. Герцена. В день приезда через весь Ленинград пошел пешком посмотреть крейсер «Аврору». Провинциальному парню, который видел знаменитый крейсер только в кинофильмах, очень хотелось увидеть его своими глазами. На третьем курсе однажды он сидел у окна и смотрел на улицу. К подъезду подъехала машина, и вышли две девушки с багажом, он побежал их встречать и помочь донести багаж. Так Игорь познакомился с будущей женой-ханты Риммой Тользиной и впоследствии оказался на хантыйской земле. Через год они поженились, в 1986 году родился сын, а 6 лет спустя появилась дочь. После окончания института с семьей уехали на его родную землю. Когда началась перестройка, и жить стало тяжело, в 1991 году семья Потпот переехала в Казым. Он часто задумывается, если бы не постсоветский кризис, когда на Чукотке в упадок пришли не только горнодобывающие, но и традиционные отрасли, бюджетная сфера, то они сейчас там так и жили. Очень хочется Игорю домой, но возвращение на родную землю не планирует, поскольку дети выросли в Ханты-Мансийском округе, это их малая родина. Он сомневается, что они сейчас захотели бы жить на его родине. Родители давно умерли, на Чукотке осталась только его тетя. В советское время в Чукотском автономном округе населения было много, после распада Советского Союза большая часть жителей уехала в другие регионы. Многие из небольших поселков, приезжие и местные, в поисках заработка переехали жить в районный центр, а жители райцентров перебрались в Дудинку, так как многие предприятия закрылись, а поселки оказались заброшены. В 2002 году Игорь ездил на родину и говорит, что раньше в поселке Катрыткино были двухэтажные и одноэтажные жилые дома. При советской власти не хватало жилья, в однокомнатных квартирах жили по четыре-шесть человек, сейчас большинство квартир пустые, в трехкомнатных квартирах живут по одному человеку. Были в Катрыкино и погранзастава, и больница, и противотуберкулезный диспансер. Сейчас остались лишь пятнадцать пограничников, возможно, больница и тубдиспансер. Все остальное развалено. А местное население как раньше так и сейчас повсеместно занимается рыболовством, оленеводством, морским зверобойным промыслом, охотой на моржей и нерп. После добычи проводят «Праздник кита» с обрядами и танцами, а мясо раздают жителям. Более двадцати лет Игорь Потпоп живет на хантыйской земле. Говоря о родном языке, отметил, что молодые чукчи, как и большинство хантыйских детей и молодежи, не знают родного языка. «Еще в советское время в интернатах в основном говорили на русском языке. И в санатории, куда меня отправили лечиться в пять-шесть лет, тоже разговаривали только на русском языке. С того периода я забыл родной язык. Помню некоторые обиходные слова: принеси, садись, встань и т.д. Могу составить предложение, но это занимает время. На хантыйском языке тоже знаю: принеси, дай ложку, дай нож, иди сюда, быстрее. Но, прежде чем сказать предложение, хорошо подумаю и потом произнесу. Так и на родном языке», – сказал Игорь. Фамилия Потпот для хантыйского слуха звучит необычно. Выяснилось, отца Игоря звали Кайэттувье, в переводе на русский язык – «маленький щенок», а «Потпот» на чукотском языке означает «налево». Когда каюр управляет собаками, он им дает команды «налево», «направо», «вперед» или «стоять». Вероятно, его отец часто говорил «налево», поэтому ему дали кличку «потпот». А когда выдавали паспорт, то ее вписали как фамилию. Вот так появилась фамилия Потпот. Реональда ОЛЬЗИНА |