- Хантыйский
- Русский
Йиӆуп щирн ӆэщӑтум хӑнты юнтутӑт
Тӑм ванӑн Нуви сӑӊхум мўв Касум вош шуши мир йис пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиман тӑйты тӑхи апрӑӊ ёх интернет хўват әмӑщ ӆўӊтупсы ӆэщӑтсӑт. Вантэ, тӑм оӆ Ас хӑӆты тыӆӑщ 28-мит хӑтӑӆн ӆыв йис пурмӑсӑт тӑйты тӑхеӆ мӑӊхӑтӆ постӑс – 30 тӑӆ юхӆы Касумн музей пўншсы.
Щиты онлайн щирн иха ӑктӑщум округ музеят научной рәпатнекӑт Касум йис пурмӑсӑт шавиты тӑхи рәпата оӆӑӊӑн айт хәӆӑнтсӑт. Муй щирн па мӑта ёх унтасн музей хот пўншсы па хутыса еӆӆы 30 оӆ мӑр щи тӑхи рәпитӑс.
Тӑм тӑхи пўншты вєра Андрей Ерныхов, Евдокия Задорожных па Ольга Першина ар ӛр пунсӑт. Интӑм Касум вош этнографической музей кәщая Елена Федотова вәӆ.
Тӑмхӑтӆ тӑта рәт мир йис вәӆупсы, йис вєрӑт нух аӆумты па еӆӆы тәты щира Касум вош музейн арсыр мирхотӑт, мӑӊхӑтӆӑт, ванӆтупсэт, ӆўӊтупсэт, арсыр вәнӆтӑты хӑрӑт, щит «Касум юхан моньщӑӊ хӑр», «Пўпи якты хот хӑр», «Кина вєр ӆэщӑтты хӑр» па па әмӑщ нумсӑӊ хӑрӑт вєрӆыйт. Щи тумпи сыр-сыр кӑсупсэт вєрӑнтӆыйт, щит кўтн па вўӆєӊ ёх кӑсупсы, хўӆ веӆпӑсӆӑты ёх хӑтӆ, Вурӊа хӑтӆ, Пўпи якхот, «Няние» па па мӑӊхӑтӆӑт. Щи тумпи порєсты хӑтӆӑт вєрӆыйт, щӑта юхтум мир тәп рәт ясӑӊӑн путӑртӆӑт. Щи пӑта Касум музей оӆӑӊӑн ӑнтә тәп Югра па Россия мўвевн ма вәӆы, па хон пєлӑк мўвӑтн тӑм йис вєрӑт ӆєрамтты тӑхи оӆӑӊӑн ищи хәӆсы, ар пєлӑк мўвӑт эвӑӆт ёх тыв мойӊа юхтыйӆсӑт.
Мєт амтӑӊ, хуты Касум йис пурмӑсӑт шавиты тӑхийн айӆат ёх ищи рәпитӆӑт. Ванӆтупсэт тумпийн ӆыв йиӆуп щирн катра вєрӑт мутрайӊа ӆыӆӊуптӑӆӑт, ӆәӆн щитӆаӆ хўват шуши мир рәт ясӊев, йис вәӆупсэв оӆӑӊӑн няврємӆўва, айӆат ёха па иса мира әмща уша павӑтты вәс.
Онлайн щирн ма ищи тӑм ӆўӊтупсыйн вәсум. Әмӑщ вәс йиӆуп вєрӑт оӆӑӊӑн айкеӆ хәӆӑнтты. Тӑта «Увӑс мир юнтутӑт», «Ильбигорская» община ёх пиӆа «Хўӆ веӆпӑсӆӑты ёх вєрӑт» нємпи вән мӑӊхӑтӆ, «Хоттєӆ ёх йис вєрӑт ӆєрамтты ӑшкола», театральной вєрӑта вәнӆтӑты хӑр, рәт ясӑӊӑн кина вєр ӆэщӑтты хӑр па па әмӑщ утӑт оӆӑӊӑн уша павӑтсўв.
Мӑнєма мєт әмӑщ вәс шуши няврємӆўв пӑта хӑнты моньщӑт хўват йиӆуп щирн ӆэщӑтум нумсӑӊ юнтутӑт оӆӑӊӑн уша вєрты.
Тӑм мосты вєр айӆат кӑтӊӑн, Наталья Федотова па Татьяна Любавина, округ кәща грант вухӑӊ кӑсупсы ёша катӆуптум пийн оӆӊитсӑӊӑн.
Щиты хӑнты пушӑхӆўв пӑта йиӆуп щирн ӆэщӑтум юнтутӑт хўват йис путрӑт, моньщӑт, катра вєрӑт па иса шуши мир вәӆупсэв оӆӑӊӑн уша павӑтты рӑхӆ. Щӑӆта щит унтасн тёпиеӆўв артаӆуман хәӆӑнтты вєра, ма нәмӑсты вәнӆӆӑт. Ай ӆўйӆаӆ ма рәпитты кєша ай нєпек пўлӑт, сыр-сыр ай юнтутӑт, ущхўӆь партупсэт ёшӆаӆн иха ӑкӑтӆӑт. Щиты тӑм вєр мухты няврємӆўв нумсӑӊа, ушӑӊа-сащӑӊа па ӛрӑңа йиӆӑт.
Кашӑӊ мир ӆўв рәт ясӊӑӆ, ӆәмӑтсухӆаӆ, йис вєрӆаӆ па иса йис вәӆупсы щирӑт тӑйӆ. Йистєӆн вән ёхӆўв айӆат эвиӆўв-пухӆўв йис вєрӑта вәнӆтӑӆӑт па ванӆтӑӆӑт, хутыса кашӑӊ вєр тәса па шак-пака ӆэщӑтты мосӆ.
Вантэ, рўщ моньщӑт хўват мўӊ «Иван-царевич», «Никита Кожемяка», «Баба-Яга», «Елена Премудрая» па па моньщӑӊ нємӑт ма вәӆўв. Муя па ар пєлӑк хӑнты мир моньщӑӊ ёх нємӑт оӆӑӊӑн шимӆ вәӆӑт? Йис вєрӑт, моньщ вєрӑт шимӆа вантыйӑт.
Щи пӑта Касум йис пурмӑсӑт шавиты тӑхи ёх мосты вєр оӆӊитсӑт – йиӆуп щирн ӆэщӑтум юнтутӑт мухты ай ёхӆўв йис вәӆупсэв вәты, рәт ясӊев вәнӆтӑты питӆӑт. Вантэ, хуӆна рӑхӆ ай тёпиеӆўв йис вєрӑта хущты. Няврємӑт ӆыв хуты муй тӑхия хущӆайт, щи пєӆа щи кєрӆӑӆӑт. Ат ӆыв єнумӆӑт йис ёхӆаӆ арӑт-моньщӑт нємн па йис ёхӆаӆ вәӆупсы пєӆа м нумӑсн, м сӑмн вантман.
Щиты апрӑӊ нумсӑӊ Касум айӆат ёх унтасн и оӆ ӆуват вўш эвӑӆт 16 оӆ ӆуват вәнты няврєм кєши 15 вєрн ӆэщӑтум юнтӑӊ утӑт, рўщ щирн «пазлы» тывсӑт. Кашӑӊ пўлые нємасыя иньщӑсупсы тӑйӆ, тәп щит хуӆыева ӑкӑтты пийн уша йиӆ, муйсӑр ясӑӊ щи моньщупсы муй амамӑтьщи тӑйӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Ирина Самсонова
Лучшие практики «Касум ёх»
28 января 2021 года в формате онлайн состоялась пресс-конференция, приуроченная к 30-летнему юбилею Этнографического музея-парка села Казыма Белоярского района.
Напомним, Казымский музей был создан в 1991 году. Инициатором создания был Андрей Александрович Ерныхов. Большой вклад в развитие и становление музея также внесли Евдокия Алексеевна Задорожных, Ольга Григорьевна Першина и многие другие. В настоящее время директором является Елена Терентьевна Федотова.
Идея создания Казымского этнографического музея-парка существовала с 1980-х годов. Касум, так на языке ханты звучит Казым, является интереснейшим очагом регенерации культурных традиций народов: ханты, лесных ненцев, коми-зырян. Древняя самобытная культура северных народов к концу XX века претерпела значительные изменения. Процессы урбанизации разрушительно повлияли на традиционный уклад жизни, духовную и языковую культуру, фольклор. В результате длительного совместного проживания разных этносов наблюдается ассимиляция культуры малочисленных общностей с культурой других народов. Неумолимо уходят в прошлое знания старожилов, носителей традиционного фольклора; умение мастеров-наставников, хранителей старинного прикладного ремесла и промыслов. Всё это требует поддержки и грамотного фиксирования.
Впервые музей открыл свои двери для посетителей в 1991 году. А в 2013 году закончено строительство нового комплекса музея, который располагается на левом берегу реки Амни, поэтому доступ в музей стал возможным в любое время года. Входная группа построена по типу укрепленного городища.
Построен двухэтажный дом, где находится выставочный зал и экспонируются различные сменные выставки.
На территории музея находится ратн-хот, юннты хар с наземным пирамидообразным жилищем, летним углубленным в землю жилищем и зимним таким же.
Игровая площадка оборудована для стрельбы из лука, «Кусыйн», Кулы юх, для проведения спортивных состязаний – прыжков через нарты, метание тынзяна на хорей. На площадке – «Стойбище оленеводов – кочевников» – возведены два чума, летний и зимний меховой, кораль – загон для оленей, дом для оленей, нарты различного типа. Площадка «Стойбище рыбака-охотника, ведущего полуоседлый образ жизни» оборудована зимней избушкой, тремя лабазами, очагом, хлебной печью – нянь кор, навесом для хранения и сушки вещей. А на тропе охотника и рыбака представлены ловушки на дичь, пушного зверя, рыбу, временное укрытие рыбака.
Здесь можно увидеть как старинные, так и современные орудия лова, средства передвижения. Вход в музей оборудован по типу укрепленного городища, по периметру ограда из жердей.
Культурное наследие – это не только дар предков, но это и то, что можно поддержать, развить, сократить или заморозить. Музей воспроизводит этническую среду, создаёт естественную ауру, поэтому здесь проводятся различные мероприятия, связанные с сохранением культуры: семинары по декоративно-прикладному искусству, фольклорные праздники и семинары, фестивали и конкурсы.
К ярким мероприятиям, которые проходят на территории музея-парка относятся: День оленевода, фестиваль «Рыболовные традиции Югры», праздник Прилёта вороны, ритуальный праздник Медвежьи игрища, праздник хлеба «Няние» («Хлебушек») и многие-многие другие.
В период пандемии Центр стал лидером в освоении дистанционных форм работы с посетителями. Это прямые эфиры, онлайн-школа традиционной семьи, фольклорная школа для детей, паблик-токи (разговоры на публике), совместные просмотры спектаклей, виртуальные акции и челленджеры, видео мастер-классы.
На ура прошла и юбилейная пресс-конференция в формате онлайн, темой которой стали «Успешные проектные практики Центра «Касум ёх». К слову, научным сотрудникам музея есть чем похвастаться, проекты эти действительно успешны и заслуживают внимания. К примеру, проект «Нумӑсты юнтупсэт («Игрушки для думания»)», «Мелодия древней Югры», «Финно-угорская киношкола» и многие-многие другие.
Меня заинтересовал проект развивающих игрушек по сказкам народа ханты, автором и куратором которого являются Наталья Федотова и
Татьяна Любавина, на реализацию данного проекта они выиграли грант губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
О проекте
В рамках проекта «Развивающие игрушки по сказкам народа ханты» планируется создать ряд современных игрушек для детей, рассказывающих о преданиях,
сказаниях, сказках народа ханты, тренирующие внимательность, память и мелкую моторику.
Ведь у каждого народа свои обряды, обычаи, предания, сказания, песни. К примеру, мы хорошо знаем героев русских народных сказок, былин – Ивана-царевича, Никиту Кожемяку, Бабу Ягу, Елену Премудрую, Илью Муромца, Змея Горыныча и многих других. А что знаем мы о героях хантыйских преданий, сказаний сказок, песен? А ведь хантыйский фольклор – это уникальный богатейший материал, это захватывающие и мистические истории, интересные герои.
Главной целью авторов проекта является – знакомство в игровой форме детей с фольклором казымских ханты через игрушки, которые понятны современному ребенку.
По мотивам фольклора будет разработана и произведена серия пазлов (не менее 15 видов) по легендам, сказкам, песням. Каждый пазл будет содержать загадку, на которую можно будет ответить, собрав пазл. Детали будут вырезаны в форме героев и предметов конкретной сказки.
Данный проект направлен на создание современного учебного материала – игрушек, которые расскажут о традициях и культуре народа ханты через фольклор.
Работа будет вестись совместно с группой педагогов (воспитателями детского сада «Олененок») и носителями языка. В результате будет разработана серия игрушек-пазлов (не менее 15 видов), которые будут не просто развивать мелкую моторику ребенка, но и знакомить с традициями, природными явлениями, языком, географией нашей местности через фольклор. После этого с художником будет проработан сюжет и нарисовано изображение, далее дизайнер создаст макет игрушки, которая будет изготовлена на лазерном станке с отшлифовкой каждой детали, распечатана инструкция и упакована вместе с игрушкой.
Данные игрушки будут актуальны не только для детских садов, но и для интернатов, где проживают дети из оленеводческих стойбищ и отдалённых населённых пунктов, а также для школ на уроках родного хантыйского языка. Игрушки, разработанные в данном проекте, смогут приобрести родители для домашнего развития ребенка.
Все картинки будут подписаны названиями на хантыйском языке, что позволит учить родной язык детям, умеющим читать.
Проект рассчитан на детскую и подростковую аудиторию – дети от 1 года до 16 лет. Также наши игры будут отличным сувениром с северным колоритом для туристов.
На данный момент уже готовы «Развивающие игрушки о Югре» (карта округа, растительность, рыбы, животный мир); «Культура народа ханты» (одежда, быт, язык и т.д.).
Материал подготовила: Ирина Самсонова