Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Петр Молданов

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Паштӑр кәрт пушхӑт йиӆуп щирн вәнӆтӑԯыйт
  • Муй щирн мӑнум оӆн пенсияйт сухуптӑсыйт
  • Шуши ёх вәньӆьӆыйт
  • Мєт вән ӊхты-мӑнты рўтьщӑты ӛш пўншӆы
  • Рәт ясӑӊӑн хӑншӆӑт, путӑртӆӑт
  • Шуши мир әхтыйн рәпитты ёх йиӆуп киникайт вєрсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Поступсэт хӑншты ёх вәйтантупсы

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ӑӊки, аӊкаӊки, щащи
  • Няврємӑт хуӆна вухаӆь ясӑӊа вәнӆтыйӆты юхтыйӆӆӑт
  • Няврємӑт хурӑт хӑншты вәнӆтӑс
  • Еремей Айпин хӑннєхә сӑмӑӊа тӑйты вєр оӆӑӊӑн әмща хӑншӑӆ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Йиӆуп щирн ӆэщӑтум хӑнты юнтутӑт
  • Муй Сўмӑтвошн вєрӑнтты ёх мӑнум оӆн вєрсӑт
  • Пушхӑт пӑта нєпекӑт єтсӑт
  • Дыбинӑт рәт ёх оӆӑӊӑн ванӆтупсы пўншсы

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Мари ӆәхӑс ёх оӆӑӊӑн

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)

Вы здесь

Главная » Пушхӑт пӑта нєпекӑт єтсӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Пушхӑт пӑта нєпекӑт єтсӑт

Тӑм мӑнум 2020-мит оӆн Ас-угорской институтн рәпитты ёх няврємӑт пӑта касум ёх ясӑӊӑн па сәрханӆ ёх путрупсыйн ӆўнӑтты нєпекӑт хӑншсӑт. Ӆыв хуӆыева рўщ ясӑӊа тулмащтуман вәӆӆӑт, тәх утӑт па английский ясӑӊа тулмащтӑсыйт.

Касум ясӑӊӑн кӑт ки­ника хӑншсӑт. Итӆ– щит моньщ, нємӆ «Ху­мӑсвәӆ сємие па Турн сэ­­вие». Моньщ хӑнты ясӑ­ӊӑн хӑншӑс па рўщ ясӑ­ӊа тулмащтӑс С.Д. Дя­дюн. Английской ясӑӊа моньщ ищи тулмащтӑса, тӑм йисн хуты няврємӑт имухты па хон пєлӑк ясӑ­ӊа вәнӆтӑӆыйт, рәт яс­ӊеӆ мухты вәнӆтӑӆӑт ки мєт м. Английской ясӑӊа моньщ тулмащтӑс О.Ю. Ди­нисламова.

«Хумӑсвәӆ сємие па Турн сэвие»  хӑншса мєт ай няврємӑт пӑта, ӆыв яснеӆ ма тӑйты щира словарик вєрман вәӆ, муй тӑхийн моньщӑн вәӆты ясӊӑт рўщ, хӑнты па английской ясӊӑтн хӑншман вәӆӆӑт.
Кимӑт киника нємӆ «Занимательная матема­тика на хантыйском языке (казымский диалект)».

Тӑм математика олӑӊ классӑтн вәнӆтыйӆты няв­рємӑт пӑта рўщ па хӑнты ясӑӊӊӑнӑн А.А. Шиянова хӑншӑс. 
Тӑта сыр-сыр ма­те­матика задачайт ӑкӑт­ман вәӆӆӑт, ӆыв няв­рємӑта мостӑты па әмӑщ щира хӑншман вәӆӆӑт. Тӑта моньщуптэт, сыр-сыр ущхуӆь вєрӑт вәӆӆӑт. Математика вєра мосӆ няврєм нумӑс тәса кєрӑтты пӑта, щи  оӆӑӊӑн мєт сыры страницайн В.Н. Соловар стихотворение хӑншман вәӆ:

«… Ӆавӑрт задача ки 
вєрӆӑн,
И еӆӆы вәӆты суртэн,
Ищипа, щи ӆэщмӑӆ:
Нўм тәрум пӑӆаттыйна
Ат аӆмийӆӆайн нӑӊ…» 

Сәрханӆ ёх ясӑӊӑн хә­ӆум киника тӑм оӆ хӑншсӑт. Кӑт моньщ па математика.
И моньщ нємӆ «Муй вўрн кӑти па ай ӆанки ха хойсӑӊӑн». Тӑм моньщ Угут вош Сәрханӆ район А.Н. Бисаркина эвӑӆт хӑншса.
Хӑнты ясӑӊӑн В. В. Кар­чина хӑншӑс па рўщ ясӑна тулмащтӑс. Тӑм м моньщ анг­лийской ясӑӊа О.Ю. Ди­нисламовайн тулмащтӑса.
Моньщ оӆӑӊ классӑн вәнӆтыйӆты няврємӑт пӑ­та хӑншса, тӑм ай киника хурӑӊ словарь тӑйӆ, хурн хӑншум сыр-сыр пур­мӑ­сӑт хӑнты, рўщ па анг­лийской нємӑт тӑйӆӑт. Па и хӑншум хур вәӆ, щӑта хурн кӑти па ай ӆаӊки вәнт кәртӑн пўт кавӑртӆӑӊӑн, тӑта няврємӑт пищеӆ вәӆ оӆьпӑӊ хӑншты хн щў­рьяӆӑты. Няврємӑт хущты пӑта па и хур хӑнш­ман вәӆ «Нёта кӑтия мис вуй вәнта юхӑтты», щи кӑтен арсыр щӑкарєӊ ӛшӑт тӑйӆ, щи пӑнтӑт кўтн тәп и ӛш мис вуй вәнта юхӑтӆ. 


Кимӑт сәрханӆ моньщ киника нємӆ «Уяӊ хиӆы». Тӑм моньщ Русскинской вошн Сәрханӆ районӑн Е.Н. Короб (Мултанова) эвӑӆт хӑншса. Хӑнты ясӑ­ӊӑн хӑншӑс па рўщ ясӑ­ӊа тулмащтӑс В.В. Кар­чина. Тӑм моньщ анг­лийской ясӑна ищи О.Ю. Ди­нис­ламовайн тул­мащтӑса.
Нєпек мєт ай няврємӑт пӑта хӑншса, ӆўв хурӑӊ словарь тӑйӆ, кӑшӑӊ пур­мӑс ищи хәӆум ясӑӊӑн нємӑтман вәӆ. 
Па и хӑншум хур киника тӑйӆ, щӑта сорт па паннэ йиӊк иӆпийн ӊхӆӑӊӑн.
Тӑм хӑншум хур ищи оӆьпӑӊ хӑншты хн щў­рьяӆӑты пищ вәӆ.

Хәӆмит сәрханӆ ясӑӊӑн хӑншум нєпек нємӆ «За­нимательная мате­матика на хантыйском языке (сургутский диа­лект)».
Тӑм математика айшӑк классӑтн вәнӆтыйӆты няв­рємӑт пӑта Г.Л. Нах­ра­че­ва па А.А. Шиянова хӑнш­сӑ­ӊӑн. Оӆӑӊ стра­ницайн вәнӆ­тыйӆты няврємӑта А.С. Песикова м ясӑӊ китӑс.
 
« …Тӑм уяӊ м нәпӑтн,
Тӑм щўняӊ м йисн
Ӑшколайн нын 
вәнӆтыйӆӆӑты,
Ӑшколайн нын 
путӑртыйӆӆӑты…»

Тӑм математика ки­никайн ущхуӆь мате­матика пищӑт ӑкӑтман вәӆӆӑт, ӆыв няврємӑта мостӑты па әмӑщ щира хӑншман вәӆӆӑт. Тӑта моньщуптэт па  сыр-сыр ущхуӆь вєрӑт вәӆӆӑт. 
Тӑм киникайт хуӆыева хурамӑӊ хӑншум хурӑт тӑйӆӑт, щи хурӑт хӑнты щир вәӆупсыя ма мәстӑӆӑт. Щи пӑта няврємӑта әмӑщ питӆ тӑмӑщ нєпек ёша вўты па ӆўӊӑтты. 

Путӑр хӑншӑс: 
Пётр Молданов 

В свет вышли новые книги для детей на хантыйском языке

В прошедшем 2020 году сотрудники «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок» выпустили несколько  иллюстрированных изданий для детей  на казымском и сургутском диалекте хантыйских языков. Книги написаны на хантыйском языке с переводом на русский, а некоторые из них дополнительно с переводом на английский язык.

 

На казымском диалекте изданы две книги. Первое издание – это сказка  «Ягодка-клюквинка и Травяная косичка». Автором публикации является С.Д. Дядюн. Книга адресована детям дошкольного и школьного возраста. В ней имеется небольшой трёхъязычный словарик, который поможет обогатить словарный запас детей. На английский язык данная сказка, как и две другие сказки, но на сургутском диалекте, переведена О.Ю. Динисламовой.

Методическое пособие «Занимательная математика на хантыйском языке (казымский диалект)» подготовлено к публикации А.А. Шияновой, оно предназначено для детей младшего школьного возраста. Занимательная математика содержит логические задачи, загадки, стихотворения, ребусы, кроссворды, головоломки, которые способствуют развитию мышления, внимания и памяти детей. На первой странице данного пособия на хантыйском языке опубликовано стихотворение-приветствие В.Н. Соловар к ученикам младших классов:

 

«…Если задачу сложнейшую решить ты сумеешь

То и в жизни твоей всё наладится,

До самого верхнего неба

Крылья радости да вознесут тебя  …»

 

На сургутском диалекте хантыйского языка для малышей выпущено три книги: две сказки и пособие по математике.

 

Первая книжечка – это сказка «Как кошка и мышка поссорились». На языке-оригинале сказка записана в с.п. Угут Сургутского района у А.Н. Бисаркиной. Сказка переведена на русский язык и подготовлена к печати В.В. Карчиной. Книга предназначена детям младшего школьного возраста для внеклассного чтения. Она содержит небольшой картинный словарик на  трёх языках, картинку для раскрашивания, а также лабиринт «Как кошке пройти к маслу».

Второе издание на сургутском диалекте – это сказка «Удачливый племянник». Оригинальный текст записан в с.п. Русскинская Сургутского района у Е.Н. Короб (Мултановой). В.В. Карчина сделала публикацию на двух языках, а также перевела на русский язык. Книга предназначена как для классной работы, так и для внеклассного чтения школьников младшего возраста. В конце книги содержится небольшой трёхязычный картинный словарик, помогающий обогатить словарный запас школьников, и картинку для раскрашивания.

Третье издание на этом диалекте – это методическое пособие «Занимательная математика на хантыйском языке (сургутский диалект)».  Пособие подготовлено и выпущено  Г.Л. Нахрачевой и А.А. Шияновой, оно предназначено для детей младшего школьного возраста. Как и в «Математике на казымском диалекте» здесь на первой странице имеется стихотворное пожелание, написанное на хантыйском языке А.С. Песиковой:

«…. В это счастливое ваше время,

В эту радостную для вас пору,

С желанием в школе учитесь вы

С желанием в школе общайтесь вы…»

 

«Занимательная математика» содержит логические задачи, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, которые способствуют развитию мышления, внимания детей. Опубликованные материалы можно использовать на любом этапе урока математики, а также во время проведения внеклассных мероприятий.

 

Все книги красочные, оформлены с большой любовью и знанием этнического материала. Несомненно, они принесут радость своим маленьким читателям.

 

Пётр Молданов

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 3 (3567)
10.02.2021

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика