Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Вещката кашӑң рәпата эщӑтсӑт
  • Атум вєрӑт йира вущкӑты мосԯ
  • Оӆ оӆңитумн ԯавӑрт вәс
  • Рўтьщӑты пура оӑңӑн
  • Пищма хӑнша
  • Рәт ясӑңа вәнтум нє вәтшӑсўв
  • Тўрпайт катрая йисӑт
  • Нефтеюганск вошн шуши мирӑт ӑктӑщийсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Оса тӑхет оԯӑңӑн путӑртсӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Щатьщащеԯ па ащеԯ кәщая вәсңӑн
  • Тӑмӑщ вантупсэт мосӑт
  • Тәса ёнтӑсты нє
  • Хӑрщия рәпитум ими
  • Хӑннєхә вәԯупсы оԯӑңӑн ԯэщӑтум вєр
  • Арсыр ёх рәт мўвєм вантты юхтыйӑт

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнты ими пурмӑсӑт ванԯтӑсыйт
  • Рәт ясңӑтн нєпекӑт єсӑсыйт
  • Шуши мир ԯухӑң кӑсупсыйн кӑссӑт
  • Рәт ясңємн ариум
  • «Тыӑщ поры» мӑнӑс
  • Сәрханԯ вошн Тыԯӑщ пух ԯапӑттӑсы
  • Хӑнты ими хӑщум путрӑт ӆэщӑтсыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Хӑннєхә вәԯупсы оԯӑңӑн ԯэщӑтум вєр
Антти Тенец па Штефан Дудек Вулэнг мир емангхаталн Когалым вошн 2016-мит ол
Антти Тенец па Штефан Дудек Вулэнг мир емангхаталн Когалым вошн 2016-мит ол
  • Хантыйский
  • Русский

Хӑннєхә вәԯупсы оԯӑңӑн ԯэщӑтум вєр

Штефан Дудек шуши мирн яма вәԯы, ԯўв1993-мит оԯ вўш эвӑԯт Ёмвош округа хӑнты мир вәԯупсы уша павӑтты юхтыйԯ. Финской хур вўты хә Антти Тенец оԯӑңӑн мўң 2011-мит оԯн уша вєрсўв, хән ԯўв вухаԯят па увӑс хӑнтэт хущи яңхӑс па щи юпийн «Merkintöjä Ob-joelta» нємуп киника рәт ясңӑԯн єсԯӑс. 2015 па 2016-мит оԯңӑнӑн ԯўв Штефан пиԯа тыв юхтыԯӑс. Щи пурайн ԯын ORHELIA («Oral History of Empires by Elders in the Arctic», хӑнты щирн «Арктикайн вәԯты пирӑщ ёх путрӑт») нємуп вєрн Арктической научной хот хущи Лапландской университетӑн рәпитсаңӑн. Щи вєр вўраңӑн 2011-2015-мит оԯӑтн учёной ёх Арктической мўвн вәԯты шуши мир путрӑт нух хӑншсӑт.

Муй пӑты ORHELIA нємуп вєр ԯэщӑтсы
 
Ш. Дудек: Вәԯтєм нәпӑт әмӑщ уша вєрты вәс, муй щирн шуши мирӑт йис вәԯупсэԯ тӑруптӑты питсӑт. Хән катра йис киникайт ԯўңӑтсум, щӑта иса хӑншман вәԯ, ешайн хӑнты иса ӑн хӑщԯ. Щит пӑты хән 1990-мит оԯӑтн тыв юхӑтсум, пищӑңа уша вєрты вәс, хуты шуши мир хуԯна йис вәԯупсэԯ ӑн вәтшӑсӑт. Кўш советской лащ вәс, рўщ ԯәңха ԯыв эвӑԯты партсыйт. Муй оԯӑңӑн ԯыв нәмӑссӑт, хән Октябрьской революция па Вуԯаң Отечественной ԯаԯь питӑс, щӑԯта вән колхозӑт вєрсыйт, хӑннєхәйт па кәртӑта касԯуптӑсыйт, касӑԯты ёх кәртӑн вәԯты партсыйт?  Щи вєрӑт питум юпийн хутысаты ԯыв вәԯты питсӑт? Щит уша вєрты ԯӑңхасўв. Итәх хуятӑт мўңева лупсӑт: «Мўң нәмӑссўв, Советской Союзн мўңева яма вәԯты питԯ. Кәщайт лупсӑт, колхозӑн хән рәпитты питԯўв, ям хотн мӑԯыюв па щўняңа вәԯты питԯўв. Ӛхӑт сащн юхӑтсыюв, кәртӑн вәԯман няврємԯўв вўԯєт кирты па вўԯы әхӑԯн яңхты ӑн хошԯӑт». Щирн, мир вәԯупсы уша павӑттыя ORHЕLIA нємуп вєр ԯэщӑтсўв па пирӑщ ёх путрӑт нух хӑншсўв.
 
Нєпекӑң ёх кўтн юрнӑт, немцӑт, итальянцӑт
Няԯ оԯ мӑр антропологӑт муԯтарат тыԯӑщ мӑр вўԯєң мир пиԯа нӛрумн касӑԯсӑт па шуши ёх хотӑтн вәсӑт. Ԯыв финской (Лапландия) па российской саамӑт (Кольский полуостров), Ненецкой па Ямало-Ненецкой округӑн юрнӑт па Саха-Якутия шуши мир вәԯупсы ԯєрамтсӑт. Нєпекӑң ёх кәщая немец Флориан Штаммлер вәс, ԯўв Лапландской университет профессор, юрнӑт культура уша павӑтԯ. Кимит немец – Штефан Дудек, ԯўв хӑнты па юрн вәԯупсы ԯєрамтӑԯ.
Ш. Дудек: Ма Ненецкой округӑн Канинской полуостров па Печора юханӑн вәсум. Пиԯъёхԯам Ямал, Кольской пәхӑр, Лена юханӑн Якутия хущи вәсӑт. Нуччио Мацулло Сицилия эвӑԯт, ԯўв Финляндияйн рәпитԯ па саамӑт ясӑңӑн путӑртӑԯ. Щи хә ар оԯ колтта саамӑт вәԯупсы Лапландияйн уша павӑтԯ. Кольской пәхӑр хущи рўщ нє Нина Месштыб мир эвӑԯт путрӑт хӑншӑс. Ԯўв Томск хущи вәнԯтыԯӑс, Финляндияя рәпитты юхтӑс па щӑта ики вєрӑс. Щи нє европейской юрнӑт па саамӑт культура ԯєрамтӑԯ. Лукас Аллеманн Швейцария эвӑԯт вәԯ, ищи кольской саамӑт культура вәнԯтӑԯ. Ԯўв Арктической университет рәпатнек, интум докторской нєпек хӑншӑԯ, саамӑт оԯӑңӑн ям киника хӑншӑс. Анна Штаммлер-Госсманн – якутка, Арктической хотн вуԯаң рәпатнека вәԯ, ԯўв юрн мир Кольской пәхӑрн па саамӑт вәԯупсы уша павӑтԯ. Юрн нє Роза Лаптандер Приуральской район нӛрумн єнмӑс, ӛхӑт Санкт-Петербургӑн нєпекӑң нєңа йис. Интум ԯўв Нидерланды мўвн вәԯ па Рованиеми вошн Арктической хотн рәпитԯ па хӑнты, юрн, сӑран ясңӑт ԯєрамтӑԯ.
Мўң әмӑщ путрӑт Лена юханӑн нух хӑншсўв. Щӑта шуши мирӑт, якутӑт па Сталин вәԯум пурайн касԯуптум нўм мўв ёх вәԯԯӑт. Щитӑт кўтн финнӑт па эстонцӑт ищи вәԯԯӑт. Пирӑщ финка пиԯа путӑртсўв, ԯўв Сталин сурма питум юпийн щӑта вәԯты хӑщӑс. Финской Лапландияйн колтта саамӑт эвӑԯт ищи әмӑщ путрӑт хӑншсўв. Ԯаԯь юпийн ԯыв мўвеԯ Советской Союза кӑрӑтсы, щит пӑты Финляндияя касӑԯтсӑт.
 
Хӑнты ёх путрӑт 
ищи мосԯӑт
2015-2016-мит оԯңӑнӑн Ш. Дудек па А.Тенец хӑтԯ єтты пєлӑк хӑнтэт хущи Аган, Тром-Аган, Русскинская па Когалым хущи яңхсӑңӑн. Антти щӑта хур вўс, Штефан мир эвӑԯт путрӑт хӑншӑс.
Ш. Дудек: Ма нух хӑншты ԯӑңхаԯум, хутысаты 1980-мит оԯӑтн хӑнтэт вәсӑт, хән хуԯна Советской Союз вәс. Әмӑщ уша вєрты, щи пурайн муй вєрты рӑхӑс, муй ӑн рӑхӑс. Щит пӑты Сәрханԯ па Нижневартовской районңӑна мӑнԯӑмн. Щир вәԯ уша павӑтты, муйсӑр йиԯуп вєрӑт 1980-мит оԯ вўш эвӑԯт вєрсыйт, хән шуши мир нєпекӑң ёх йис вәԯупсэԯ па рәт ясңеԯ ԯыԯңуптӑты пиньщӑсӑт, щӑԯта ученойт нәԯам тӑм мўва юхтыйԯты питсӑт. Щи тухӑԯпи ԯӑңхаԯум иньщӑсты, хутысаты 1988-мит оԯн Леннарт Мери нётӑсты ёхԯаԯ пиԯа Аган юханӑн «Сыновья Торума» нємуп кина вєрӑс.
 
Муй тывӑс ORHELIA вєр эвӑԯт
Щи вєр етшуптум юпийн нєпекӑң ёх нумсӑң нєпекӑт мир путӑртум путрӑт оԯӑңӑн хӑншсӑт, щӑԯта еңта путаԯы па USB-флеш нємуп щўңкие єсӑԯтсӑт, хута увӑс ёх путрӑт, ԯыв хурԯаԯ па ԯыв оԯңеԯн вєрум кинайт вәԯԯӑт. Щит нємасыя ԯэщӑтсы, ԯәԯн нєпекӑң ёх тухӑԯпи щитӑт шуши ёхн ат вантсыйт.
Ш. Дудек: Мўң веб-сайт тӑхи вєрты ԯӑңхаԯўв, хута путрӑт, хурӑт па кинайт ар мира ванԯтӑты питԯўв. Хӑнты па па ясңӑтн ӑктум путрӑт щӑта ищи вәԯты питԯӑт. Ӛхӑт щитӑт английской, рўщ, мосӑң, финской ясңӑта тулмащтӑӆԯўв. Щи вєра ар вух мосԯ. Мосӑң, Финляндияйн вәԯты научной тӑхет вух мӑԯӑт. Вантэ, мўң нумсӑң нєпекԯўв унтасн парш тӑйԯўв. Щитԯўв ищи щуши мирӑта унтас ат вєрԯӑт, хуйтат эвӑԯт арӑт, моньщӑт па путрӑт ӑкӑтԯўв. Ԯәԯн щи нєпекӑт унтасн ԯыв айԯат ёх ат вәнԯтӑԯӑт па пасыр мирӑта вәԯупсэԯ оԯӑңӑн ай ат павӑтԯӑт.

ORHELIA: история страны в истории жизни человека

Я бы назвал очевидцев исторических событий в Арктике настоящими героями. У наших респондентов удивительные способности выживать и сохранять человеческое достоинство не только в тяжёлых климатических, но и сложных исторических и политических условиях. (Ш. Дудек. Из интервью газете «Выбор НАО», 2014)

ORHELIA: история страны в истории жизни человека

Немецкого антрополога Штефана Дудека обские угры знают хорошо, с 1993 года он приезжает в Ханты-Мансийский округ для исследования хантыйской культуры. А с финским фотохудожником Антти Тенецем мы познакомились в 2011 году, когда он побывал у манси и северных ханты и впоследствии по следам экспедиции опубликовал книгу на финском языке «Merkintöjä Ob-joelta». В 2015 и 2016 годах уже со Штефаном приезжал в наш округ. Тогда оба были участниками исследовательского проекта ORHELIA («Oral History of Empires by Elders in the Arctic» или по-русски «Устная история, рассказанная старожилами Арктики») Арктического научного центра Лапландского университета. В рамках проекта с 2011 по 2015 годы учёные записывали устные рассказы коренных жителей Арктического региона, которые показывают влияние хода истории на жизнь конкретного народа и судьбу человека. 

Идея проекта ORHELIA

Ш. Дудек: Меня всегда интересовал процесс и феномен утраты знаний традиционной культуры. Когда читаем научную литературу последних трёх столетий, везде пишут, что скоро хантов не будет. Поэтому я был удивлен, когда впервые в 1990-х годах сюда приехал, и увидел, как еще глубоки знания о природе и духовной связи с окружающим миром у коренных народов округа. Всё это еще есть, несмотря на становление советского строя, христианизацию и прочие события в истории России. Мы знаем процессы и причины утраты знаний, видим изменения жизненного уклада северян и в ходе проекта ORHELIA попытались узнать, какие изменения произошли в жизни людей в прошлом столетии? Как Октябрьская революция, Великая Отечественная война, укрупнение колхозов, исчезновение деревень, переселение групп населения из одного места в другое и перевод на оседлость ими воспринимались? Примерно мы знаем, как это осуществлялось. Но как люди на это смотрят, и как это повлияло на их повседневную жизнь? Эти вопросы считаем важными для изучения. Какую роль сыграет наше исследование? Что это изменит для коренных жителей или что им даст? Такие вопросы нас тоже интересуют.

Мы пришли к выводу, что надо записать и изучить рассказы пожилых людей на то, как они смотрят на свою жизнь. Может быть, они расскажут, как изменили взгляды на свою жизнь. Есть очень много примеров, когда нам говорили: «Мы верили в изменения, которые дал Советский Союз. Верили, что будет светлое будущее. Нам говорили, что объединимся в колхозы, дадут дом, и в этом доме нам будет жить хорошо. А потом поняли, что дети теряют знания, живя в деревнях: они уже не знают, как управлять оленями, не знают, как ездить на упряжке». Вот такие рассказы и воспоминания людей о многом говорят: не только о прошлом, но и как люди видят свое будущее.

Интернациональная команда: ненцы, немцы, итальянцы

В течение четырех лет семь антропологов несколько месяцев кочевали с оленеводами по тундре или жили у своих рассказчиков в сельской местности. Они изучали историю финских (Лапландия) и российских саамов (Кольский полуостров), ненцев Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов и коренных народов Республики Саха (Якутии). Нужно отметить, группа учёных была интернациональной. Руководителем проекта был немец Флориан Штаммлер, антрополог, профессор Лапландского университета. Он изучает культуру ненцев. Еще один немец – Штефан Дудек – специалист по традиционной культуре ханты и европейских ненцев.

Ш. Дудек: Я был в Ненецком округе, в основном на Канинском полуострове, и в некоторых местах на Печоре. Мои коллеги ездили на Ямал, Кольский полуостров в Мурманской области и реку Лену в Якутии. Один из участников сицилиец Нуччио Мацулло работает в Финляндии, говорит на саамском языке и много лет проводит исследования культуры колтта саамов Лапландии. На Кольском полуострове собирала материал Нина Месштыб – русская – училась в Томске, приехала работать в Финляндию и там вышла замуж. Она исследует культуру европейских ненцев и саамов. Швейцарец Лукас Аллеманн тоже занимается исследованием традиционной жизни саамов Кольского полуострова. Он работает в Арктическом университете, сейчас пишет докторскую диссертацию, у него вышла очень хорошая книга об истории кольских саамов. Якутка Анна Штаммлер-Госсманн, старший научный сотрудник Арктического центра, занимается исторической антропологией народов Сибири, европейских ненцев и саамов Кольского полуострова. Конечно, нельзя забывать ненку Розу Лаптандер. Она родилась в Приуральской тундре, училась в Санкт-Петербурге, сейчас живёт в Нидерландах. Работает в Арктическом университете города Рованиеми, исследует хантыйские, ненецкие и коми-зырянские языковые связи.

У нас есть очень интересные материалы, собранные в устье реки Лены. Там живут малочисленные народы, якуты и переселенцы, которых туда сослали в сталинские времена. Там даже финны и эстонцы есть. Есть интервью с пожилой финкой, после смерти Сталина все финны уехали домой, она осталась там жить. Есть интересные записи из финской Лапландии, где живёт группа колтта саами. Они отличаются от других саами тем, что православного вероисповедания. У них очень интересная история переселения. Часть территории их проживания после войны отошла к Советскому Союзу, и они переселились в Финляндию, потеряв прежние места проживания. С этим были связаны сложности в их жизни.

Устная история ханты тоже важна

В 2015-2016 годах Ш. Дудек и А. Тенец побывали у восточных ханты на Агане, Тром-Агане, в Русскинской и Когалыме. Антти интересовал комплекс, связанный с культом медведя, потому что это не только праздник, это охота и отношение человека к окружающей среде. Он делал съёмки по визуальной антропологии, а Штефан записывал воспоминания людей.

Ш. Дудек: Я хочу записать воспоминания людей о 1980-х годах, когда еще были живы старики, и еще был Советский Союз. Тот период был очень сложный. Хочется выяснить о вещах, которые в СССР, может быть, не были под запретом, но религиозная практика не была открытой. Поэтому у меня идея провести такую работу в местах, куда долгие годы ездил, это Сургутский и Нижневартовский районы. Есть возможность узнать об изменениях, которые произошли с 1980-х годов, когда интеллигенция коренных народов активно начала заниматься вопросами возрождения культуры и языка, исследователи начали интенсивно приезжать в округ. Может, в ходе опросов узнаем об их влиянии и попытках интеллигенции что-то возродить и инициировать. Может быть, эти влияния на жизнь коренных народов были незначительные и они не принесли тех последствий, о которых тогда мечталось. Также есть возможность расспросить людей не только о религиозных практиках, но и как снимался в 1988 году фильм «Сыновья Торума» эстонского режиссера Леннарта Мери о Медвежьем празднике на реке Аган. Я хочу посмотреть, как фильм повлиял на жизнь людей, как они оценивают процесс съемки фильма и ситуацию вокруг этого.

Итоги проекта ORHELIA

Одним из важных итогов проекта стали научные публикации учёных, издание диска и USB-флеш-накопителя (флешки) с рассказами северян, фотографиями и видеозаписями. Это сделано, чтобы собранными антропологами материалами могли пользоваться не только учёные, но и обычные люди. Чтобы они могли послушать воспоминания жителей Арктики, посмотреть фотографии и видеоролики.

Ш. Дудек: Мы хотим создать веб-сайт, где бы разместились записи, сделанные в ходе проекта. Там будут оригинальные материалы Медвежьего праздника, видеосъемки, аудиозаписи, фотографии, научные и популярные тексты. Кроме материалов на ненецком, саамском языках, будут записи на аганском и тром-аганском говорах сургутского диалекта хантыйского языка с переводами на английский и русский языки, может быть, и на финском. Это наша мечта. Затраты проекта будут немаленькие при транскрибировании и переводе тексты на разные языки. Надеемся, что фонды научных исследований Финляндии дадут деньги. В первую очередь, они заинтересованы в издании научных публикаций. К сожалению, многие фонды не понимают, что антропология как наука требует сотрудничества с коренными народами, которые не просто являются объектами исследования, они – партнеры исследования. Если мы осуществляем проекты вместе с равноправными партнерами, они в равной мере должны получить пользу от наших изысканий. Мы, как исследователи, получаем пользу через научную публикацию, а опубликованные материалы были бы полезны на местах, где проводим работу, чтобы это принесло пользу нашим партнерам по проекту. Результаты наших научных исследований люди могли бы использовать в образовательных целях, с их помощью  могли бы представлять свою культуру в окружающем мире в таком виде, чтобы другие народы уважительно относились к ней и чтобы они понимали, почему надо сохранить культуру северных народов.

Реональда Ользина

Фото: слева направо Флориан Штаммлер, Нуччио Мацулло, Штефан Дудек. Фото еженедельника «Выбор НАО», Нарьян-Мар

Флориан Штаммлер, Нуччио Мацулло, Штефан Дудек  Выбор НАО нэмуп газета хур
Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 5 (3473)
7.03.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика