- Хантыйский
- Русский
«Тыӑщ поры» мӑнӑс
Ай кєр тыӑщ 3-мит хӑтӑн етн Ёмвошн «Тыӑщ поры» емӑңхӑт вєрӑнтсы. Щи епийн «Югорская Долина» рўтьщӑты хӑрн юрн хотн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиман тӑйты тӑхийн рәпитты ёх вошӑң йис вєрӑт яма вәты имет па икет вохсӑт, ән ияха нємасыя емӑңхӑт пӑты емӑң няняң войт вєрты.
Обряд приношения Луне состоялся
3 марта на территории открытой экспозиции Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» состоялся традиционный семейный праздник обских угров «Обряд приношения Луне». Обские угры устраивали его в феврале и марте на растущую луну. Считается, что он способствует возрождению, размножению всего живого в природе, поэтому во время обряда обращались к божествам с просьбами, чтобы рыбы и звери размножались, а для детей просили здоровья и благополучия. Проведение обряда вселяло уверенность в том, что небесные светила обязательно обратят внимания на просьбы людей.
Поскольку у обских угров лунный календарь, то для них очень важен обряд приношения Луне. Он сохранился до наших дней и способствует воспитанию подрастающего поколения в почтении природных сил, светил, которые, по поверью старожил, помогают жизни. Таким образом, сохраняется преемственность в передаче духовных ценностей своего народа детям, поэтому именно они становились ядром всего происходящего.
Накануне празднования в традиционном чуме музея, который расположен у «Югорской Долины» сотрудники «Торум Маа» совместно с приглашёнными носителями традиционной культуры изготавливали жертвенные фигурки животных из теста, на хантыйском языке их называют «нянь вой» («хлебные животные»).
Кандидат исторических наук Татьяна Молданова так прокомментировала Обряд приношения Луне: «Издревле представители народа ханты приносили в жертву домашних животных. Стойбищные жители приносили в жертву рогатых животных – оленей, а жители Оби - лошадей. Со временем вместо кровавого жертвоприношения стали изготавливать из обычного теста жертвенные фигурки животных. И таким же образом, согласно территориальным особенностям, представители обских угров изготавливали жертвенные угощения. Возрождение таких обрядов в наше время, безусловно, радует, разве плохо, что мы все встречаемся, общаемся, говорим на родном языке. Может, таким образом, мы сохраним родную культуру и язык».
К вечеру на территорию открытой экспозиции музея стали собираться жители и гости города. У ворот каждого из них дружелюбно приветствовали сотрудницы музея.
Началось мероприятие с игровой программы. Дети с большим удовольствием катались на собачьих упряжках, перетягивали канат и прыгали через нарты.
А сотрудники музея совместно с артистами Обско-угорского театра «Солнце» и представителями молодёжи из числа коренных народов Севера подготовили праздничный концерт. Легенда о появлении Луны гласит: «Согласно мифам и легендам, явления природы, небесные светила некогда были людьми древнего рода. Жена Месяца Солнце и преследовательница её мужа вырывают Месяц друг у друга и разрывают пополам. Солнечной женщине досталась половинка без сердца. Скатала она из того, что ей досталось, маленького ребенка, посадила его в люльку и принялась качать, холить, лелеять и растить. Ребенок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова убывал и превращался в неразумного младенца. Она вновь принималась его качать, лелеять и растить. И снова он становился взрослым только на трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки. Скатав шарик, она бросила его вверх со словами: «Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!» И этот шарик стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает».
По окончании представления старейшины коренных малочисленных народов Севера преподнесли дары к снежному столу, где провели сакральный обряд. Затем последовала чайная церемония с угощениями с обрядового стола, к которой присоединились гости праздника.