Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Вещката кашӑң рәпата эщӑтсӑт
  • Атум вєрӑт йира вущкӑты мосԯ
  • Оӆ оӆңитумн ԯавӑрт вәс
  • Рўтьщӑты пура оӑңӑн
  • Пищма хӑнша
  • Рәт ясӑңа вәнтум нє вәтшӑсўв
  • Тўрпайт катрая йисӑт
  • Нефтеюганск вошн шуши мирӑт ӑктӑщийсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Оса тӑхет оԯӑңӑн путӑртсӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Щатьщащеԯ па ащеԯ кәщая вәсңӑн
  • Тӑмӑщ вантупсэт мосӑт
  • Тәса ёнтӑсты нє
  • Хӑрщия рәпитум ими
  • Хӑннєхә вәԯупсы оԯӑңӑн ԯэщӑтум вєр
  • Арсыр ёх рәт мўвєм вантты юхтыйӑт

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнты ими пурмӑсӑт ванԯтӑсыйт
  • Рәт ясңӑтн нєпекӑт єсӑсыйт
  • Шуши мир ԯухӑң кӑсупсыйн кӑссӑт
  • Рәт ясңємн ариум
  • «Тыӑщ поры» мӑнӑс
  • Сәрханԯ вошн Тыԯӑщ пух ԯапӑттӑсы
  • Хӑнты ими хӑщум путрӑт ӆэщӑтсыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Сәрханԯ вошн Тыԯӑщ пух ԯапӑттӑсы
Светлана Сенгепова пойкщӑӆ
Светлана Сенгепова пойкщӑӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Сәрханԯ вошн Тыԯӑщ пух ԯапӑттӑсы

Няԯмит пўш «Старый Сургут» нємуп тӑхийн хӑнтэт па вухаԯят Тыԯӑщ поры вєрсӑт. Щи вєр ай кєр тыԯӑщ 4-мит хӑтӑԯн вәс. Катра йис вўш эвӑԯт поры Ас хӑԯты тыԯӑщ вўш эвӑԯт ай кєр тыԯӑщ вәнты тыԯӑщ нух єнумты пурайн шуши ёх щит порыԯӑԯӑт па Тыԯӑщ пухие пойкԯӑт, ԯәԯн тәрум иԯпийн ар вой-хўԯ ат питԯ па хӑннєхәйт тащӑңа, щўняңа ат вәԯԯӑт.

Поры вєрты еԯпийн камн ратива хўват хӑнты па вухаԯь арӑт арисыйт, юрн хотн шуши мир анӑт-сәнӑт па ԯәмӑтсухӑт мира ванԯтӑсыйт, пӑрщин хотңӑн хущи пурмӑсӑт еԯ тынысыйт. Поры хӑра мӑнты еԯпийн айԯат ёх юрн хотӑта євпӑс ӑкӑтты яңхсӑт. Щив юхӑтмеԯн сӑран хот ов нәмԯта иԯԯы пєԯы хӑхрисӑт па путӑртсӑт: «Тови вощ юхтӑс, тови вощ юхтӑс! Тови вощ пул вохӑԯ, тови вощ ԯєтут вохӑ, тє вохӑ». Хотӑң ими мойң ёха ԯєтуты ан ким тәс па юхԯы лупӑс: «Вўща вәатн! Мўң пӑсанԯўв иты нын пӑсанԯӑн ищи тєԯыева ат вәԯԯӑт. Нын упасӑн мўң лупасԯўв иты тєӑңа ат йиӑт». Щиты и хот эвӑԯт па хот хущи яңхман эвет-пухӑт уптӑхты хира ԯєвпӑс ӑкӑтсӑт. Щи юпийн якты-ариты хӑра Александр Сайнахов юхтӑс па кўйп сєңкӑс, эвет мойң мира Хӑтԯ Най па Тыԯӑщ пух оԯӑңӑн ԯўңӑԯтуп ванԯтӑсӑт. Итәх моньщӑтн щитңӑн яй па упи, па моньщӑтн  – ики па ими.
Щӑԯсаты мойң ёх ԯоньщ пӑсан-вўрт пӑсан хонӑңна мӑнсӑт. «Пинэлы» нємуп якты-ариты тӑхи кәща нє Светлана Сенгепова (Лянтор) щӑта пойкщӑс: «Йиԯуп Най пух єтӑс, йиԯуп вой пух єтӑс! Нӑң мўң ԯєтутэв ԯєва. Ԯєтут шимԯ ки, нын ԯєтутӑңа ат йиԯты. Ԯупас таԯты ки вәс, лупас тєԯӑңа ат йиԯ. Ан хунта ки уӆ, шума ат пит. Ёшԯан-кўрԯан вевԯы ки йисӑт, ӛрӑңа ат йиӑт». Тыԯӑщ  пух ԯапӑттум юпийн ай па вән ёх поры ԯєтут ԯєсӑт, ԯоньщ нух тӑхсӑт, сыстамсыйт.
Щӑԯта хуԯыева хота ԯӑңсӑт, хута «Ас нэ» па «Луима ханса» тӑхет хә ёх па эвет хӑнты, вухаԯь арӑт арисӑт, якӑт яксӑт па ай эвет стихӑт ԯўңӑтсӑт. Шєңк ущхуԯь вәс, хән ԯуңӑԯтупӑт ванԯтӑсыйт па Светлана Сенгепова «Северная сюита» нємуп як якум юпийн мойң ёх иньщӑссыйт, муй оԯӑңӑн ԯўв якӑс. Ԯыв лупсӑт, хуты ԯўв воньщумут воньщӑс, хўԯ веԯӑс па ай хопн ԯовӑԯтӑс. Щи юпийн якты-ариты хуятӑт ишӑкты нєпекӑтн мойԯӑсыйт па нєңӑт, эвет шўмӑң нянь эвӑԯт войт вєрты вәнԯтӑсыйт.
Мосԯ лупты, щи порыя Нефтеюганск эвӑԯт Дарья Сенгепова Константин икеԯ пиԯа, Лилия Юмина пухԯ, меньԯ па хиԯнєңӑԯ пиԯа юхтыйԯсӑт. Ԯыв кашӑң оԯ Сәрханԯ воша Тыӑщ порыя яңхԯӑт.
Дарья Сенгепова:
– Мӑнєма тӑм емӑң-хӑтӑԯн шєңк ям вәс. Иса сӑма рӑхӑс: вәтаң ёхԯам пиԯа вәйтантсум па каш хӑр вантсум. Шуши мирӑт рәпитты хотн па пўш киньщи мєт ар якты-ариты ԯәмӑтсух шиваԯӑсум. Щит пєԯы вантты ям вәԯ.
Константин Сенгепов: 
– Шєңк яма емӑңхӑтԯ мӑнӑс. Ванкўтԯы щимӑщ емӑңхӑтԯӑт вєрты мосԯ.  Светлана Сенгепова па па хуятӑт тәса арисӑт, яксӑт, ԯўңӑԯтуп вєрсӑт. 
Лилия Юмина: 
— Ма нәԯам Вурңа хӑтԯа, Тыӑщ порыя па Ай хоп кӑсупсыя тыв юхтыйԯԯум. Кашӑң оԯ Тыӑщ поры па щирн вєрӑнтԯы. Тӑмӑщ порет юпийн ԯыпємн па нумсємн шєңк ям. Кўш вошн вәԯԯўв, ищипа рәт мирев вәԯупсыя сӑмевн таԯԯыюв. Хән Танюшка хиԯнєңєм якӑԯ, нюр ӑңкєм якӑԯ. Щит пӑты тӑмӑщ емӑңхӑтԯӑт сӑмӑңа тӑйԯӑԯԯам.

Месяца-сына угостили

В четвертый раз в Историко-культурном центре «Старый Сургут» ханты и манси провели Тылащ пори – обряд Нарождения луны. Традиционно обские угры проводят его в январе-марте, когда луна начинает расти или приближается к полной фазе и вечера еще тёмные. Обряд символизирует начало нового года, когда природа пробуждается после зимней спячки. Таким образом, ритуал угощения луны означает переход от зимы к теплому времени года, когда люди во время обряда просят Тылащ-пух способствовать размножению животных и благополучию жителей.

Перед началом обряда на территории центра звучали хантыйские, мансийские песни и наигрыши, в чуме была развернута выставка хозяйственной утвари, посуды и одежды, в палатках продавали изделия декоративно-прикладного творчества обско-угорских народов.

По традиции до проведения обряда женщины испекли фигурки домашних и диких животных, которые приносят в жертву Месяцу-сыну. Мужчины загодя на улице соорудили снежный стол. Обряд угощения Месяца-сына начался с инсценировок приготовления угощений для снежного стола и обхождения домов с лопатой для сбора угощения к праздничному столу. На глазах у зрителей девушки и юноши обошли чумы. С собой у них были мешки для сбора угощений и деревянная лопата, которой у входа скребли сверху вниз. Хозяйка чума вынесла угощение за порог и положила на лопату. Гости обратились к ней со словами: «Здравствуйте! Новый, новорожденный Божественный сын неба – Месяц – появился. Месяц-Месяц поесть, попить просит. Как наши столы никогда не оставались пустыми, пусть ваши столы будут полными! Как наши лабазы полны, пусть и ваши лабазы будут полны!» Хозяйка в ответ: «Здравствуйте! Как у нас на столах много угощения, так и пусть у вас будет полным стол! Как наш амбар полон, так и у вас пусть амбар будет полон!» Молодежь поблагодарила хозяйку чума и продолжила путь к следующему жилищу.

Затем на сцену, стуча в бубен, вышел Александр Сайнахов. Под звуки бубна девушки показали инсценировку легенды о происхождении Луны (Месяца) и Солнца. В одних легендах они брат и сестра, в других – муж и жена, где луна (месяц)  – охотник, а солнце – женщина. Преследовательница луны однажды делила ее с солнцем, не поделив её добром, они разорвали луну пополам. Луна умерла, но на следующий месяц вновь возродилась. И так происходит от одного лунного цикла до другого: луна возрождается, становится богатырем Тылащ-пух (Месяц-сын) и опять умирает.

После инсценировки хозяева и гости праздника собрались вокруг снежного стола – божества стола. Обряд угощения Луны провела гостья и участница развлекательной программы Светлана Сенгепова, руководитель образцового фольклорно-этнографического ансамбля «Пинэлы» («Пимочка») из Лянтора. Она обратилась к Месяцу со словами: «Месяц появился, Месяц народился! Прими наши угощения. Если мало еды, пусть еда приумножится. Если чаша опрокинута, пусть наполнится. Если амбар опустеет, пусть амбар наполнится! Если ослабнут руки и ноги, пусть сила прибавится!» Затем участники обряда угостились фигурками животных и праздничным угощением, собранным молодежью. Обряд закончился ритуалом очищения снегом: участники подбрасывали его вверх или осыпали им друг друга, якобы началась вьюга.

Обряд продолжился концертно-игровой программой фольклорных коллективов «Ас нэ» («Обская женщина») и «Луима ханса» («Северные орнаменты»). Они исполнили хантыйские  и мансийские песни, танцы, школьницы прочли стихи. Большое оживление и смех вызвали сценки из Медвежьего праздника и традиционные обско-угорские игры. После танца «Северная сюита», которую исполнила Светлана Сенгепова, зрителям предложили угадать содержание танца. Они не ошиблись, сказав, что в танце показан сбор ягод, ловля рыбы, закидывание невода и поездка на лодке-обласе.

Завершилась программа награждением участников праздника дипломами и мастер-классом по изготовлению фигурок животных из теста.

Надо сказать, среди гостей праздника были жители Нефтеюганска: Дарья Сенгепова с мужем Константином Сенгеповым, Лилия Юмина с сыном, невесткой и внучкой. Они ежегодно приезжают в Сургут для участия в обряде Тылащ пори и других традиционных праздниках.

Дарья Сенгепова:

– Я довольна праздником. Все понравилось: людей повидали и пообщались. Увидела, что Дом народов Севера много новых костюмов пошил, в прошлые годы было их меньше. Приятно на это смотреть.

Константин Сенгепов:

– Очень хороший праздник был. Чаще бы такие праздники проводили. Хорошо выступили Светлана Сенгепова и другие артисты. Всем довольны.

Лилия Юмина:

– Всегда приезжаю сюда на Вороний день, Тылащ пори и Праздник обласа. Очень нравятся соревнования и хантыйские, мансийские традиционные наряды. Репертуар Тылащ пори каждый год разный, отличается от прошлогоднего обряда. В прошлом году была сценка «Жадный охотник». Сейчас во время сценки меня чуть не облили водой, напугалась. Оказалось, вместо воды был серпантин. От наших праздников на душе становится светло, все равно у нас есть ностальгия по своей культуре. Когда внучка Танюшка танцует, мне кажется, что это моя мама танцует. Люблю такие вечера, всегда приезжаю сюда. Организаторы праздника – молодцы!

Щол юнт
Порыйн вәӆум ёх
Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 5 (3473)
7.03.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика