- Хантыйский
- Русский
Ӑӊки ясӑӊ тәты вєр оӆӑӊӑн мирхот вәс
Тӑм ванӑн тәнӆуп тыӆӑщ 20-мит хӑтӑӆн Ёмвош Ас-угорской институт киникайт ӆўӊӑтты хотн мирхот вәс. Щив иса Нуви сӑӊхум, Сўмӑтвош, Сәрханӆ, Советской, Ёмвош, Манстӑр районӑт ӆуваттыйн ай няврємӑт хӑтӆ мӑр ӆавӑӆты хотӑтн, ӑшколаитн рәпитты нєӊӑт иха юхтыйӆсӑт.
Сырыя ӆыв еӆпеӆн Ас-угорской институт кәща нє Виктория Сподина м вўща па айкеӆӑӊ ясӑӊ тәс. Ӆўв лупӑс, хуты тӑм йисн хӑнты муй па вухаӆь мирӊӑн ясӊӑтн шєӊк шимӆ хӑннєхә путӑртӑӆ. Щи пӑта ин ӆыв ясӊеӆ айӆтыева иса юрємӑты вєритӆӑт. Тӑмхӑтӆ округ ӆуватн хӑнты па вухаӆь ясӑӊа, литературая па культурая айӆат ёх сыр-сыр ай кәртӑтн па вән вошӑтн вәнӆтӑты хӑннєхуятӑт иха юхӑтсӑт. Институтэв хуща вәӆты научной рәпатнекӑт щи вєрӆаӆ оӆӑӊӑн сыр-сыр айкеӆӑт уша павӑтсӑт, мӑта ут унтасэӆн нәмӑсты питсӑт, муй щирн щи няврємӑт вәнӆтӑты хӑннєхуятӑта еӆӆы вәӆты щирӑтн нётты рӑхӆ, ӆәӆн рәт мир ясӊӑт еӆӆы аӆ юрємӑты.
Ас-угорской институтӑӊ кәща нє ясӊӑт пийн Ёмвошн вәӆты «Ӆыӆӑӊ союм» тӑхи кәща нє Ирина Кибкало ясӑӊ вўс. Ӆўв лупӑс, хуты мўӊ Югра мўвн вәӆӆўв. Округев тәп хӑнты па вухаӆь мирӊӑн унтасн щиты аӆьщӑсы. Законӑт хуща ищи щиты нух хӑншман вәӆ, муй щирн хӑнтэт па вухаӆят ӑнтә тәп тӑм мўвн йис пурайт вўш эвӑӆт вәӆты питсӑт. Ӆыв тӑта ма вәӆты-хоӆты щирӑт ӆэщӑтсӑт, рәт ясӑӊӆаӆ, арӆаӆ-моньщӆаӆ еӆӆы тәӆӑт. Тӑмхӑтӆ арсыр па мир кўтн тәп 20-кєм щурӑс хӑнты па 10-кєм щурӑс вухаӆь вәӆ. Рәт ясӑӊ, вәӆупсы щирӑт еӆӆы тәты пӑта, Ирина Кибкало щирн, хӑнты па вухаӆь ясӊӑт мсыева вәнӆтӑты, тӑйты мосӆ.
Тӑм мирхотн няврємӑт пиӆа рәпитты хӑннєхуятӑт арсыр айкеӆ вєрсӑт.
Ӆыв кўтэӆн Касум кәртӑӊ кўтуп ӑшколайн пухӑт па эвет хӑнты ясӑӊа па рәт культурая вәнӆтӑты нє Софья Максимовна Каксина. Ӆўв ясӊӑӆ щирн, тӑмхӑтӆ округ ӆуватн вәӆты ӑшколаитн няврємӑт кашӑӊ ӆапӑт мӑр хәӆум щос араткєм хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты мосӆ. Тӑм йисн, вантэ, тәп внеурочной щирн и щос арат ӆыв рәт ясӊеӆ пиӆа рәпитӆӑт. Щит шєӊк шимӆ. Щи пӑта хӑнты пухӑт па эвет рәт ясӑӊ тӑм йисн ӑн тӑйӆӑт па итәх пурайн ӑн ӆӑӊхаӆӑт щит мсыева вәйтты.
Щӑӆта ма Поӆнавӑт кәртӑӊ кўтуп ӑшколайн няврємӑт хӑнты ясӑӊа муй литературая вәнӆтӑты нє Анастасия Евгеньевна Вахат пиӆа путӑртсум.
Ӆўв лупӑс, хуты ӆыв хущеӆа тăмхӑтӆ 70-кєм процента арат иса хӑнты пухӑт па эвет вәнӆтыйӆман вәӆӆӑт. Ӆыв ӑшколаеӆн оӆӑӊмит класс вўш эвӑӆт па нивӑӆмит класс вәнты няврємӑт рәт ясӊеӆа ма вәнӆтыйӆман тӑйӆыйт. Поӆнавӑт кўтуп ӑшколайн йиӆуп поступсэт хӑншсыйт па щи утӑт унтасн пухӑт па эвет рәт ясӑӊа хущӆыйт.
Мєт юхи хӑщум кўтн тӑм мирхотн Ваньщавӑт кәртӑӊ кўтуп ӑшколайн ай няврємӑт вәнӆтӑты нє Татьяна Валентиновна Молданова-Ользина иньщӑссєм. Ӆўв путӑртӑс, хуты тӑмӑщ рәт ясӑӊ пиӆа рәпитты мирхот ӆўвеӆа шєӊк мосмитӆ. Вантэ, тӑта, арсыр йиӆуп вєрӑт уша павӑтӆ, муй щирн па хуты ай няврємӑт пиӆа еӆӆы ӆыв ӑшколаеӆн арсыр вєрăт вєрты.
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Образовательный Хакатон прошёл в Ханты-Мансийске
20 февраля в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок Ханты-Мансийска совместно с Детским этнокультурно-образовательным центром «Лылынг союм» при поддержке Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска и регионального координационного центра Ассоциированных школ ЮНЕСКО в регионе «Сибирь-Алтай» прошёл сетевой образовательный Хакатон «Ревитализация языкового и культурного наследия обско-угорских народов». Для участия в мероприятии были приглашены методисты, воспитатели и педагогические работники дошкольных учреждений Ханты-Мансийска, специалисты и сотрудники образовательных организаций Белоярского, Берёзовского, Сургутского, Советского, Ханты-Мансийского и Октябрьского районов.
В начале мероприятия перед его участниками выступила директор Обско-угорского института Виктория Сподина. Она отметила, что тема, по поводу которой они сегодня здесь собрались, очень важная. Обско-угорские языки относятся к малоресурсным и исчезающим. Актуальность работы с ними состоит в том, что в настоящее время можно сделать, какие эффективные и новые практики могут быть востребованы, что могут предложить научные сотрудники Обско-угорского института и чем помочь для реализации цели данного мероприятия. Надо помнить и о том, что каждые две недели во всём мире исчезает один язык. Мы не должны допустить того, чтобы наши родные языки исчезли из лингвистической карты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
После выступления директора Обско-угорского института всех собравшихся приветствовала директор Детского этнокультурно-образовательного центра «Живой ручеёк» города Ханты-Мансийска Ирина Кибкало. Она подчеркнула, что статус нашего округа определяется проживанием на данной территории коренных малочисленных народов. И это отмечено в Законе и Уставе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Народы ханты и манси не только освоили арктические районы, трудные по их климатическому проживанию, но и создали свою уникальную культуру. Югра – это многонациональный регион, но особый политический статус здесь имеют языки ханты и манси.
Являясь титульными народами округа, ханты и манси в настоящее время составляют в этнической структуре региона всего свыше двух процентов, а это – 30 тысяч человек. Из них 19 тысяч – ханты и свыше 10 тысяч – манси.
Период с 2022 по 2032 годы Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международным десятилетием языков коренных народов мира. Приобщение человека к речевой культуре происходит не только при изучении того или иного языка, но и под влиянием того, что он слышит, что читает, что видит и с кем общается. Хакатон – это марафон, во время которого несколько команд будут приземлять имеющиеся практики и создавать новые.
Следующее слово для выступления было предоставлено заместителю главы города Ханты-Мансийска Ирине Черкуновой. Поприветствовав участников Хакатона, она сказала, что актуальность этого мероприятия подтверждается интересом коллег из Белоярского, Берёзовского, Сургутского, Октябрьского, Советского и Ханты-Мансийского районов. От имени главы города Ханты-Мансийска Ирина Черкунова выразила признательность образовательному процессу и его партнёрам-наставникам – Обско-угорскому институту прикладных исследований и разработок, колледжу-интернату «Центра искусств для одарённых детей Севера» и Детскому этнокультурно-образовательному центру «Живой ручеёк». При этом сразу же отметила, что они сегодня выступают не просто экспертами, а несут в себе гарант того, что будут расширены профессиональные контакты, обмен мнениями, опытом работы. Насыщенная программа, творческая атмосфера, многочисленные и необходимые дискуссии, в которые погрузятся все участники мероприятия, позволят найти новые пути, быстрые решения для развития этнокультурного образования и воспитания детей и подростков.
После заместителя главы города Ханты-Мансийска выступила представитель регионального координационного центра Ассоциированных школ ЮНЕСКО в регионе «Сибирь-Алтай», заведующая учебно-методическим кабинетом БУ ХМАО – Югры «Центра искусств для одарённых детей Севера» Юлия Кислицина. Она сразу отметила, что в настоящее время актуальным является вопрос укоренения в сознании людей идеи защиты мира и его установления посредством международного сотрудничества в области образования, науки и культуры. Видение ЮНЕСКО в том, что мир должен строиться на основе диалога и взаимопонимания, а также на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества. Содействуя сохранению культурного наследия и защищая равные достоинства всех людей, ЮНЕСКО укрепляет связи.
Во время проведения сетевого образовательного Хакатона прозвучало много разных докладов воспитателей и учителей родных языков, приехавших на это мероприятие с многих районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Среди них с докладом «Этнокультурно-образовательная среда школы-комплекса при изучении хантыйского языка и традиционной культуры» была учительница начальных классов и культурологии Казымской средней школы Софья Каксина. В интервью с нами она подчеркнула, что будет рассказывать о своей системе обучения детей, поскольку много лет работает учительницей родного языка. По её мнению, учащиеся только тогда будут хорошо владеть хантыйским языком, если в школе с первого по 11 классы будут регулярно по три раза в неделю проводиться уроки родного языка. В настоящее же время этого нет. Но у них есть только один час внеурочного времени. И это время обучения их детям вообще ничего не даёт.
Следующим был доклад учителя родного языка и литературы Полноватской средней школы Анастасии Вахат «Фольклор, традиции в создании музейных экспозиций и инсталляций». Докладчица подчеркнула, что её работа представляет опыт Полнаватской средней школы по мотивации к изучению родного языка, литературы и культуры народов ханты и манси.
Ванзеватскую среднюю школу представила учитель начальных классов Татьяна Валентиновна Молданова-Ользина. Её доклад – «Взаимодействие дошкольного, начального и основного общего образования для создания условий изучения языка и культуры народа ханты». По её словам, учителя и воспитатели поделятся между собой необходимым всем им опытом работы, знаниями, умениями и навыками при обучении детей родному языку, литературе и культуре. Такие мероприятия им сегодня просто необходимы.
Владимир Енов