Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Пєӊк кӑши-мәш мӑӆты вєр
  • Хутыса округевн мир лекщитты вєр тәӆы
  • Ӑшкола няврємӑт рәт ясӑӊ щирн кӑссӑт
  • Вуӆаӊ мойӆупсыйн катӆуптӑсыйт
  • «Няврємăт вәнӆтӑты па вантман тăйты хăннєхә оӆ» пўншсы
  • Ӑӊки ясӑӊ тәты вєр оӆӑӊӑн мирхот вәс
  • Хӑнты ясӊев оӆӑӊӑн киникайт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Кӑсупсэт оӆӑӊӑн айкеӆ тәс
  • Тәс ёшуп-кўруп хӑнты нєӊие
  • Хăнты ясӊев ӆєрамтман вәӆ
  • Няврємӑт пєӆы сӑмӑӊ нє

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • «Тыӆӑщ поры» постăсы
  • Порєсты хӑтӆа ӆэщӑтыйӆсӑт
  • Вўӆэт наврӑӆты хӑтӆ
  • Опращев йис ясӑӊ ӆавӆум хә

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Ма мирєм ясӑӊ
  • Мосӆ муй ӑнтә рәт путăр

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Имета

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)

Вы здесь

Главная » «Няврємăт вәнӆтӑты па вантман тăйты хăннєхә оӆ» пўншсы
  • Хантыйский
  • Русский

«Няврємăт вәнӆтӑты па вантман тăйты хăннєхә оӆ» пўншсы

Тăм оӆ тови пура оӆӊитумн Ёмвошăӊ па мойӊа хтум мир ăнтә тәп товия амăтсăт, вантэ, ипўӆяӊ хăтӆăн «Няврємăт вәнӆтăты па вантман тăйты хуят оӆ» пўншсы. Тăм вєр пăта «Югра-Классик» арăӊ-якăӊ тăхийн вән мăӊхăтӆ ӆэщăтсы.

Мосӆ ястăты, Россия мўв Президент ики партупсы щирн, 2023-мит оӆ «Няврємăт вәнӆтăты па вантман тăйты хăннє­хә оӆа» аӆьщăсы. Вуӆаӊ кәщаев нємасыя щиты ӆăӊхăс, вантэ, мосӆ, ӆәӆн вәнӆтăты вєрăт тәты хăн­нєхә рәпата мєт мос­ман тăйты ат питсы.
Округев эвăӆт тыв щу­рăскєм Югра мўв ӆуват­тыйн няврємӑт вәнӆтӑты ёх па щи вєрӑт вантман тӑйты хуятӑт, рәт ясӊăт па литература вєрăт тәты хăнты, вухаӆь па юрн ёх, арсыр кăсупсэтн нух питум хуятăт, йиӆуп вєрăт ӆэщăтум па еӆӆы тәты нє­ӊăт-хәйт, оса вєрăт тәты мир, нётăсты ёх, «Знамя» нємуп Российской оса тă­хия ӆуӊум хуятăт па айкеӆăт вєрты хуятăт ăктăщсăт.
Мойӊ мир ещаӆт Югра мўв кәща нє Наталья Комарова па Россия мўв ӆуваттыйн вәнӆтăты вє­рăт әхтыйн министр ики Сергей Кравцов вўща ясӊăт лупсăӊăн. 

Округ кәщаев ястăс, ху­ты ӆўв вәнӆтăты хуятӆаӆ ма нәмӆăӆэ па ин вәнты сăмăӊа тăйӆăӆэ. Вантэ, айӆат пурайӆ вўш эвăӆт Наталья Владимировна вәӆупсы ӛшн тәп мутрайӊ па нум­сăӊ так ясӊуп вәнӆтăты хуятăт вәсăт. Ԯўв лупăс: 

- Нәмăсӆум, щит вєра ӆавăрт рәпата, ай няврєм эвăӆт нумсăӊ хăннєхә єнмăӆты, ух ӆыпия тәс нумсăт пунты кашăӊ хуят хән хошӆ.

Вўща ясӊăт пийн Юг­ра мўв кәщаев Россия мўв хўваттыйн вәнӆтăты вєрăт вантман тăйты вуӆаӊ министр ики эвăӆт мєт апрăӊ па рәпата пєӆа сă­мăӊ нєӊăта-хәйта ишăк нєпекăт мойӆăс. Щит Ёмвош 5-мит ăшколайн няврємăт вәнӆтăты нєӊ­ӊăн Наталья Богателия па Юлия Мишина. Щи тум­пийн Сәрханӆ вош тех­нологической ăшкола эвăӆт хтум имета: О. Му­сиенко, Л. Федорова па Е. Шульга.
Ма щирємн, мєт әмăщ вәс, хән округ губернатор Наталья Комарова пиӆа «Няврємăт вәнӆтăты хуят оӆ» пўншты Кăсум мўв эвăӆт ар оӆ мăр пушхăт вәнӆтăты хăнты нєӊие Софья Каксина нємасыя вохсы. Вăнтэ, тәняӆ оӆ Софья Максимовна рәт ясăӊ па литература вєрăта вәнӆтăты кăсты хуятăт кўтн округ кăсупсыйн нух питăс. 

Рәпата оӆăӊăн апрăӊ хăнты имие щиты лупăс: 

- Ма юхӆы пєӆа вант­ӆум, нєш, 30 муӆтас оӆ няврємăт пила рәпитӆум. Щи мурт сора кєши щос мăнăс, нюр и мăрые. Арсыр ӆавăрт суртăт, амтăӊ па уӊ вєрăт рәпитты мăр єтӆясăт, сыр-сыр кăсупсэтн няврємӆам пиӆа ар пўш нух питыйӆсўв, щикєм амăт, нюр па щи йиӆуп кă­супсыя вўратӆўв. Нємăӆт пурайн ăшкола эвăӆт йи­ра мăнты нумăс ăн тăйсум. Тәх щосн щикущ лавăрт, тәп няврєм вәнӆтăты вєр ăн вўщкăӆєм, няврємӆам нємхуята ăн мăӆӆам, муй кєм ӛр тăйӆум, щиты еӆӆы рәпитӆум. Ма щирємн, няврєм вәнӆтăты вєр – щит мєт әмăщ па вещкат рәпата. Вантэ, кашăӊ хăтӆ эвиӆам-пухӆам сємăт пєӆа вантман имухты йи­ӆуп вєра ӆывăт вәнӆтăты ӆăӊхаӆум. Кашăӊ хăтӆ йиӆуп вєр няврємӆама ванӆтум пурайн ма ищиты ӆыв итєӆа вәнӆтыйӆӆум. Ар киника, арсыр пут­рăт-ясӊăт ӆўӊăтӆум, вән­ӆата вум ёхӆам пиӆа вәйтантыйӆӆум, ӆыв эвăӆ­тэӆа иньщăсӆум. Щăӆта ин йиӆуп вәӆупсыйн ин­тернет хуща тєӆыева әмăщ утăт шиваӆăты рăхӆ, щи утӆам урока ӆэщăтӆăӆам, ӆәӆн кашăӊ пўш вәншăк классăтн вәӆты айӆат эве­та-пухăта әмăщ ат вәс, тәп щи пурайн ӆыв нумсăӊа па ушăӊа йиӆăт. Ма – уяӊ хăннєхә, рәпатам мосман тăйӆєм, ай пушăхӆам сă­мємн тăйӆăӆам!

 

Тăм вән мирхот ушă­ӊа тывăс. Вантэ, арсыр вәнӆтăты хăрăт, ӆўӊтуп­сэт, юнтупсэт, әмăщ вәй­тантупсэт, нумсăӊ пар­тупсэт, ванӆтупсэт па па арсыр вєрăт тәса па әмща ӆэщăтсыйт. Итәх – «Югра-Классик» ариты-якты хотн, итәх – Увăс няврємӆўв ис­кусствайт вєра вәнӆтăты арăӊ-якăӊ, нарăсты хăтн юнтты па оӆюпн хурăт хăншты тăхийн ӆэщăтсыйт.
Кашӑӊ пурайн тӑм вән мирхотн мойӊа ӑктӑщум мир арсыр вәнӆтӑты хӑ­рӑта ортӆыйт. Щиты интӑм вуӆаӊ пленарной ӆўӊтупсы сухнум пийн нємасыя  ӆэщăтум хăрăт пўншсыйт. Щит «Ма рә­патам эвăӆт ӛращлум (мєт сăмăӊ па мосты)», «Няврєм вәнӆтăты хуят рәпата – щит мєт әмăщ па мосты рәпата» па па няврєм вәнӆтăты вєрăт оӆăӊăн путăртсы. Иха ăктӑщум нєӊăт-хәйт нә­мăссăт, хутыса йиӆуп щирн Россия па округ у­ваттыйн вәнтӑты вєрӑт эщӑтты, ән няврємӑт па айат ёх рәт па па ясңӑта, литературая, йис вәупсыя, искусства вє­рӑта мєт ма ванамӑты.
Хăтӆ кўтуп пийн вуӆаӊ ӆўӊтупсэт сухнум пурайн вәнӆтăты вєрăт тәты хуятăт йиӆуп вәнӆтӑты хӑрăта ăктăщсăт. 

 

Нумсăӊ па путрăӊ хă­рăт щиты аӆьсыйт: «Рәт яс­ӊєм – щит ум, щит пи­щєм!», «Айӆат ёх ăшкола етшуптăты вєр еӆпийн ванăн мутрайӊ хăннєхә вәӆ ки, тăк ясăӊăн еӆӆы вәнӆтыйӆты па вәӆты щира мосты мир рәпата пириты нётăсты хуят (рўщ щирн «наставничество»)», «Пушхие вәӆты щирăт: а муй щирн пушхие вәӆ, урокăт вєрты нємăсыя хăншты пăсан, рўтьщăты  пурайн уӆты нурум вәӆ муй ăнтә, ӆәӆн нємăӆт сый муй па ут вәнӆтăты вєра ăн рўвтăс», «Йис ӆєрăт, йис вєрăт, ясӊăт па путрăт айӆат ёха мăты вєр», «Вәнӆтăты пушхие па вәнӆтăты хуят – иха катӆăсман нумсă­ӊа йиты» нємуп вєрăт оӆă­ӊăн  путăртты щирăт.

«Рәт ясӊєм – щит ум, щит пищєм!» нємуп вәнӆ­тӑты хӑр кәщая, юхи хăщум оӆăт иты, культурология вєрн учёной нє, округ ӆуваттыйн ӑшколайтн рәт ясӑӊа па литература вєрӑта вәнӆтӑты хуятӑт пиӆа рәпитты Ёмвошн вәӆты хӑнты нє Наталья Величко павӑтсы.
Тăта шуши мир па па ясӊăта вәнӆтăты хуят­ӆўв, ясӊев ӆєрамтты вє­рăт вантман тăйты ёх, искусствайт вєрăта вәнӆ­тăты нєӊăт-хәйт айӆат ёх­ӆаӆ пиӆа, «Ԯыӆăӊ союм» няврємăт йис вєрăта па рәт ясӊăта вәнӆтăты тăхи  учителят, Ас-угорской научной институт эвӑӆт учёной нєӊиет па ăӆ хăннєхә, мăта хуята рәт ясăӊ тынăӊ.

 

Югра мўв ӆуваттыйн няврємӑт вәнӆтӑты ёх па щи вєрӑт әхтыйн рә­питты хуятӑт кўтэӆн пу­тӑртӆӑт, хутыса округ у­ваттыйн вәнтӑты вєрӑт эщӑтты, ән няврємӑт па айат ёх рәт па па яс­ңӑта, литературая, йис вә­упсыя, искусствая па па вєрӑта мєт ма ванамӑты.

Ӛмăщ, хуты Нуви сăӊ­хум мўв эвăӆт ӆўӊтупсыя нємасыя Поӆнавӑт кәр­тӑӊ ӑшкола кәща хә Алек­сей Лузянин вохсы. Уд­мурт мир эвăӆт вәӆты хăн­нє­хә айкеӆ тәс, хуты ӆыв хущеӆа и йиӆуп вєр тывӑс – Тўкъякӑӊ кәртӑн  ай няврємӑт хӑтӆӑтн вәӆты пӑта «Стойбищной ӑшкола-сад» нємпи кәр­тӑӊ хот пўншса. Тӑм вєр хўват хәӆум-ӆапӑт оӆӑӊ няврємӑт ӆапӑт хӑнты семья эвӑӆт карты щўӊкӑт мухты вәнӆтыйӆты пищеӆ вәӆ. Щиты кәртӑӊ няврємӑт ӑӊкиӆаӆ-ащиӆаӆ хонӑӊӑн вәӆман Поӆнавӑт ӑшкола мухты вәнӆтыйӆты питӆӑт.

Сәрханӆ мўв Лянтор вош эвăӆт хтум нє Юлия Башукова ищиты «Вәнт ăшкола па хăтӆ мăр тёпиет тăйты тăхи» вєр оӆăӊăн айкеӆ тәс.
Ёмвошăӊ «Ԯыӆăӊ союмн» ар оӆ мăр вухаӆь мир йис вєрăта па рәт ясăӊа вәнӆтăты нє, Ю. Шес­талов нємпи премия ёша павтум нє Ольга Норова ай пушхăт пăта хәӆум оӆ вўш эвăӆт нємасыя вухаӆь ясăӊ вәнӆтăты щира нєпек хăншăс. Ин ӆўв хăншум программа хўват нивӆ оӆ мăр ай пушхăт вухаӆь мир йис вєрăта па ясăӊа вәнӆтăӆыйт. Вантэ, Ӆы­ӆӑӊ союм» тӑхи тумпийн тёпиет пиӆа рәпитты нє­ӊӑт-хәйт ӆыв тӑхеӆ тум­пийн хӑтӆ мӑр пушхӑт ӆавӑӆман тӑйты ясли-хотӑта, ӑшколайта, оса тӑ­хета ӊхты щир тӑйӆӑт. Щӑ­та ӆыв ищиты увӑс мир йис вєрӑт ванӆтӑӆӑт, рәт ясӑӊ тәӆӑт.
Мирхот сухнум еӆпийн Поӆнавăт ăшкола кәщая А. Лузянина Ас-угорской инс­титут эвăӆт ишăк нєпек мойӆăсы. Вантэ, тăм апрăӊ хăннєхә ӛрн кашăӊ оӆ Поӆнавăт кәртăн «Хӑнты, вухаӆь па юрн ясӊӑтн диктант» хӑншты мєт ар мир юхăтӆ.

Путӑр хӑншӑс: 
Ирина Самсонова
 

Дан старт «Году педагога и наставника»

Первый день весны 2023 года для жителей и гостей окружной столицы стал знаменателен не только приходом весны, а ещё и тем, что именно в этот день состоялось торжественное открытие «Года педагога и наставника» в рамках профессионального форума «Учить. Вдохновлять. Развивать».

 

Напомним, Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен «Годом педагога и наставника» в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность.

 

Участниками форума стали едва ли не 1 000 человек: заслуженные учителя, педагогические сообщества Югры, педагоги-ветераны, молодые преподаватели, учителя-волонтёры, учителя родных языков и литературы коренных малочисленных народов ханты, манси и лесные ненцы, победители и призёры всероссийских, региональных и муниципальных конкурсов профессионального мастерства, представители лучших образовательных организаций автономного округа, участники инновационных проектов в области образования, представители профсоюзных организаций, члены регионального отделения Российского общества «Знание», почётные гости.

 

С приветственными словами к участникам Форума обратились министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и губернатор Югры Наталья Комарова.

Глава региона отметила, что очень уважительно относится к профессии педагога, и считает себя счастливчиком, потому что ей на жизненном пути попадались хорошие учителя и наставники: «На вас лежит колоссальная ответственность. И мы понимаем, как вам непросто. Ведь каждый человек – особенный и уникальный. И ваша задача: найти в каждом ученике эту уникальность, которую в него заложили родители. Развить этот талант и помочь ему получить от жизни всё то, что ждёт от него общество. Это колоссальная ответственность!»

 

Во время торжественной церемонии губернатор Югры вручила благодарственные письма Министерства просвещения Российской Федерации за активное участие в мероприятиях Всероссийского проекта «Билет в будущее» и программе специализированного проектного модуля по разработке профориентационных инициатив учителям средней общеобразовательной школы № 5 имени Безноскова Ивана Захаровича из Ханты-Мансийска Наталье Богателия и Юлии Мишиной, педагогам дополнительного образования Сургутской технологической школы Оксане Мусиенко, Людмиле Федоровой и Екатерине Шульга.

 

Отрадно и гордостно, что вместе с главой региона Натальей Комаровой в нажатие кнопки «старт» для торжественного открытия «Года педагога и наставника» была специально приглашена представительница казымских ханты, учитель начальных классов и родного языка из села Казыма Белоярского района Софья Каксина. Отметим, Софья Максимовна – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства в номинации «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2022».

 

 

Софья Максимовна делится с нами своими воспоминаниями о годах  работы с детьми: «Как-то незаметно пролетели три десятка с лишним лет… Многое было за эти годы: слёзы, неудачи, радости побед. Но ни разу не пожалела о своем выборе. Нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя. Каждый день видеть своих учеников, видеть их глаза, а глаза полны ожидания чуда, новых открытий. Я люблю свою профессию, потому что я постоянно учусь чему-то новому не только у коллег, по книгам и статьям, но и у детей, которых я учу. Каждый урок приносит новые открытия не только моим воспитанникам, но и мне, как учителю, ведь с каждым классом работа строится по-разному, и в голове возникает множество способов объяснения того или иного материала, придумываются новые игры и упражнения, появляются новые темы и проблемные вопросы, которые необходимо обсудить на уроке. Передо мной никогда не стоял вопрос выбора профессии. Учителем я мечтала быть с 5 класса. Сегодня для меня быть учителем – счастье, ведь я – учитель начальных классов!»

 

Программа форума была очень содержательной. Мероприятия проходили сразу на двух площадках: в концертно-театральном центре «Югра-Классик» и колледже-интернате «Центра искусств для одарённых детей Севера».

 

Очень интересные и познавательные темы в сфере образования обсуждались на площадках профессионального диалога «Гордость за выбор профессии педагога». Особое место в мероприятиях Форума было уделено работе круглых столов на интересные и важные темы: «Родной язык – мой клад, моё богатство»; «Наставничество как эффективный инструмент развития кадрового потенциала»; «Среда как третий учитель», Разговор о важном: «Связь поколений через традиции и ценности»; диалоговой площадке «Успешное будущее наших детей – в руках педагогов и наставников» Российского общества «Знание»; педагогических мастерских «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам».

Ведущим модератором круглого стола «Родной язык – мой клад, моё богатство» по традиции была доцент кафедры гуманитарных дисциплин Института развития образования, кандидат культурологии Наталья Величко.

 

Участники мастерской, а это студенты Центра Искусств для одарённых детей Севера, представители Института развития образования города Ханты-Мансийска, сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, преподаватели и ученики Детского этнокультурно-образовательного центра, учителя родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера, национальные СМИ и просто слушатели, кому интересна судьба родных языков.

 

Приглашёнными спикерами и докладчиками педагогической мастерской выступили директор средней общеобразовательной школы им. И.Ф. Пермякова села Полновата Белоярского района Алексей Лузянин, который представил проект по сохранению культуры народов Севера в местах традиционного проживания «Стойбищная школа – детский сад». По словам директора, самой главной целью данного проекта является создание условий для развития новой формы дошкольного образования для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в отдалённых территориях сельского поселения Полновата, не имеющих возможности посещать дошкольное образовательное учреждение, с использованием дистанционных информационно-образовательных технологий на основе включения родителей в образовательную деятельность.

 

 

Юлия Башукова, воспитатель детского сада «Город детства» из города Лянтора Сургутского района, поделилась с участниками мастерской аналогичным проектом «Стойбищная школа – детский сад», где родной язык выступает основой сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера.

 

Педагог дополнительного образования Детского этнокультурно-образовательного центра г. Ханты-Мансийска, лауреат премии правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры им. Ю.Н. Шесталова Ольга Норова представила разработанную ею и успешно реализуемую образовательную программу «Технология применения национальных игр в образовательном процессе» на протяжении уже восьми лет. Следует отметить, что данная программа реализуется не только  в стенах Центра, но и во многих образовательных дошкольных учреждениях города Ханты-Мансийска. Программа рассчитана на детей, возраст которых составляет пять лет и старше, где дети знакомятся с культурой коренных народов, населяющих Югру. Кроме того, Ольга Норова разработала учебно-методический комплекс на мансийском языке «Учимся читать», «Учимся считать», «Учимся писать», с помощью которых дети в игровой форме в течение года осваивают алфавит, начинают читать, считать на мансийском языке.

 

 

Таким образом, участниками педагогической мастерской по родным языкам, представившим свои проекты в сфере этнокультурного образования в дошкольных, школьных организациях, а также в учреждениях дополнительного образования был выстроен продуктивный диалог и определены пути решения в деле сохранения, развития и популяризации родных языков и культуры коренных народов Севера в местах компактного проживания и ведущих традиционный уклад жизни.

 

В завершение работы Форума директору школы села Полновата Алексею Лузянину в знак благодарности за плодотворный и добросовестный труд и продуктивное сотрудничество в деле по сохранению и популяризации родного языка и культуры коренных малочисленных народов Югры, а также за организацию самой большой площадки по образовательной акции «Фронтальный диктант на хантыйском, мансийском, ненецком языках – 2023» сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок  вручили благодарственное письмо.

 

Ирина Самсонова

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 5 (3617)
9.03.2023

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика