- Хантыйский
- Русский
Порєсты хӑтӆа ӆэщӑтыйӆсӑт
Ас нопӑтты тыӆӑщ 3-мит хӑтӆӑн Ёмвошн «Торум Маа» музей хотн «Тыӆӑщ поры» ванӆтупсы вәс. Щӑта «Дневники экспедиций. Пугоры, Теги, Полноват» нємуп ванӆтупсыйн уша павăтсўв, муй вўрн ай кәртӑтн щи мӑӊхӑтӆ вєрӑнтыйӆса.
«Тыӆӑщ поры» вєрӑнтӆа, хән тыӆӑщ єнумты питӆ. Иса хәӆумкєм пўш тыӆӑща пойкщӑӆӑт – щит тӑӆэв сора хуӆаты пӑта. Тыӆщева ки пойкщӑӆўв, вәрт пухев ӛрӑӊа йиӆ па сора єнмӑӆ, щирн тӑӆэв сора хуӆаӆ. Щи тыӆӑщ поры оӆӑӊӑн наука щирн нєпек Тамара Пятникова хӑншӑс, ӆўв Ас хуща вәӆты ай кәртӑтн щи оӆӑӊӑн путрӑт ӑктӑс па киникая вєрсӑӆэ.
Хән тӑм ванӆтупсы пўншса, «Торум Маа» хуща рәпитты ими Ирина Ксенофонтова оӆӑӊ ясӑӊ вўс па путӑртӑс, хән тӑм мӑӊхӑтӆ музей хуща вєрты питса:
- Щи вєр 2011-мит оӆн вәс, щирн мўӊ ушӑӊа ӑн па вәсэв, муй вўрн тӑм вән вошн щи вєр вєрты, арсыр мир юхӑтты тӑхийн, арсыр мўвӑт эвӑӆт юхӑтты мир ещаӆт. Щи пӑта мўӊ хущева рәпитты имев Наталья Краснопеева 2014-мит оӆн Сўмӑтвош район ай кәртӑта ӊхӑс, мир мӑӊхӑтӆ вєрты оӆӑӊӑн иньщӑсӑс, хур вўс па нєпека хӑншӑс.
Наталья Краснопеева нумӑсн тӑм мӑӊхӑтӆ вєрты щи оӆӊитса, ӆўв путӑртӑс:
- 2009-мит оӆн мўӊ кәща ёхӆўвн партсаюв муӆты йис мӑӊхӑтӆӑт па муӆты вєрӑт тӑм вәӆупсыйн музей хуща вєрты.
Мўӊ щирн щи «Тыӆӑщ поры» оӆӑӊӑн нәмӑӆмӑсўв, тәп ӑн вәсэв, муй вўрн музей хуща щи пойкщӑты вєр вєрты. 2010-мит оӆн ма Нуви сӑӊхум вошн вәӆты фольклорной архив хуща ӊхсум, пойкщӑты ясӑӊ кӑншсум па хӑншум путрӑт хәӆӑнтсум.
Мєт оӆӑӊ мӑӊхӑтӆ Евдокия Андреевна Нёмысова па Мария Кузьминична Волдина ӛрн вєрӑнтсўв. Щӑӆта па нумӑс пунсўв мӑӊхӑтӆ еӆпийн ха ӑктӑщийӆты па щи вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртты. Путӑртсўв, муй вўрн щи еӆпийн мӑӊхӑтӆўв мӑнсӑт па Евдокия Андреевна ӆыӆӑӊ хурӑт ванӆтӑс – щит Поӆнавӑт вошн 1998-мит оӆн вєрум хурӑт.
Евдокия Андреевна ясӑӊ щирн:
- Тӑм мӑӊхӑтӆӑн мєт мосты ясӊӑт – щит мирев тӑӆаӊа, ма вәӆты ясӊӑт. Нын мәшитты хӑннєхә хота ки ӆуӊӆӑты, щи хӑннєхәя тӑӆаӊа, ма вәӆты ясӑӊ хӑйты. Нўшая вәӆты хӑннєхә хота ки ӆуӊӆӑты, щи хӑннєхәя уяӊа, пищӑӊа вәӆты ясӑӊ хӑйты. Ева Шмидт 1998-мит оӆн Поӆнавӑт хуща вєрум «Тыӆӑщ поры» оӆӑӊӑн хӑншсӑӆӆэ, щи мӑӊхӑтл Пётр Иванович Юхлымов вєрӑнтыӆӑс. Щи хӑннєхә иса йис вєрӑт ма вәсӆэ.
Эрика Петровна Сургутскова путӑртӑс, муй вўрн тӑм мӑӊхӑтӆ ар мир пӑта вєрты оӆӊитса:
- Тӑм мӑӊхӑтӆэв – щит пойкщӑты хӑтӆ, мўӊ щи пӑта ар мир ещаӆт ванӆтӑты щира тӑм мӑӊхӑтӆ айӆта тәсэв. Тәх тӑхиӆўв ма тывийӆсӑт, тәх тӑхиӆўв – атма. Мєт оӆӑӊ Мария Кузьминична лупум пойкщӑты ясӑӊ вўйӆясўв, щӑӆта па Тимофей Алексеевич мўв ӑӊкия пойкщӑты ясӑӊ мўӊева путӑртӑс. Тәняӆ оӆ ар ики тӑм мӑӊхӑтӆӑн пойкщӑсӑт – щит Яков Никифорович Тарлин, Сергей Васильевич Кечимов, Данил Николаевич Покачев, Тимофей Алексеевич Молданов. Хўв мӑр путӑртман тӑм тыӆща пойкщӑты хӑтӆа щи юхӑтсўв.
Путӑртум пийн ӑкмум мир нянь вой вєрты питсӑт. «Тыӆӑщ поры» мӑӊхӑтӆ, пойкщӑты тӑхеӆ щит па хӑтӆӑн «Торум Маа» сӑӊхумн вєрса.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Выставка «Тылащ поры»
В честь проведения обрядового праздника «Тылащ поры» 3 марта в музее «Торум Маа» прошла выставка «Дневники экспедиций. Пугоры, Теги, Полноват», посвящённая обряду приношения месяцу.
Обряд «Тылащ поры» относится к календарным обрядам обских угров, он проводится в период роста нового месяца, до трёх раз в году с января по март связан с ритуальными действиями, способствующими к переходу зимы на весну и лето. На примере хантов Полноватского Приобья обряд описан Тамарой Пятниковой. На открытии выставки научный сотрудник музея «Торум Маа» Ирина Ксенофонтова отметила, что на базе музея этот обряд впервые проведён в 2011 году и были некоторые трудности в том, как из него сделать массовое мероприятие, на который придут не только коренные народы, но и люди разных национальностей. С этой целью Наталья Краснопеева в 2014 году совершила поездку в Берёзовский район, где этот праздник проводился и имел опыт массового проведения.
Наталья Краснопеева – инициатор проведения этого праздника на базе музея, она отметила: «В 2009 году перед нами была поставлена задача – сделать больше предложений по проведению праздников и обрядов. И мы тогда предложили «Тылащ поры», хотя не знали, как это будет выглядеть у нас, в музее. Для этого мы съездили в 2010 году в фольклорный архив г. Белоярского, искали молитвы, прослушивали аудио. Первые обряды проводили Евдокия Андреевна Нёмысова, Мария Кузьминична Волдина и эти молитвы как раз использовались. Придумали «Этнографические посиделки» перед проведением праздника, анализировали прошлые праздники, Евдокия Андреевна предоставила видео с. Полновата 1998 года.
По словам Евдокии Андреевны Нёмысовой: «Самое главное в празднике – это пожелание добра и здоровья. Если вы заходили в дом, где кто-то болел, то говорили, чтобы он выздоровел. К бедным заходили, говорили, чтоб богаче стал. Ева Шмидт записала «Тылащ поры» в 1998 году в Полновате, которые проводил Пётр Иванович Юхлымов, мы это видео смотрели. Это был человек духовно очень богатый, проводил Медвежьи игрища, знал все обычаи».
Научный сотрудник музея «Торум Маа» Эрика Сургутскова рассказала слушателям, как начинали проводить этот праздник на массовую аудиторию: «У нас это единственный календарный праздник обских угров, который включает публично обрядовую часть, и мы по большому счёту к публично обрядовой части шли достаточно сложно и многоэтапно с разными плюсами и минусами. Вначале использовали молитву Марии Кузьминичны, а уже потом с лёгкой подачи Тимофея Алексеевича в 2012 году появилось обращение к духам земли.
В прошлом году уже несколько мужчин принимало участие в обряде – это Яков Тарлин, Сергей Кечимов, Данил Покачев, Тимофей Молданов. После долгих обсуждений на наших посиделках мы пришли к нашей сегодняшней форме проведения обряду приношения Луне».
Выставка завершилась выпеканием вотивных животных «нянь вой». А само мероприятие «Тылащ поры» прошло на открытой экспозиции музея «Торум Маа».
Пётр Молданов