- Хантыйский
- Русский
Айтєн хў па вой вепӑсӑс
Тәня он Русскинской кәртӑн «Хў па вой вепӑсӑты па вўэң хӑннєхуятӑт» емӑңхӑт пурайн ма рәпатаем щирн вўы тащӑт авӑты хуятӑт эвӑт сыр-сыр айкеӑт вўсум.
Мос лупты, хуты вўыйн кирум әхӑтн навратыйты кӑсупсы ай ор хущи айат ёх кӑсты эщӑтыйсӑт па вәнашӑк ювум хә ёх атэт щирн ияха ӑктӑщсӑт па ыв кўтэн путрємӑсӑт. Ма пирщамум хуятӑт пиа вўща вєрсум па и ики мӑнєм айке вєрӑс, хуты вәупсы хўватн хў па вой вепӑсӑс па муй щирн вәты-хоты щира ўв хущеа мӑнсӑт.
Щи ики опращ нєм Иван Андреевич Покачев. ўв иса айтєн хў па вой вепӑсӑс, ащен хӑюм юкан вўыа еы тӑйс, няврєма хәя-воя йиты вўш вәнта имисаңӑн єнмӑтсӑңӑн, ыве ищиты хӑнты ёх щирн арсыр ёшӑн катӑсыйты па мосты вєрӑта тўңщирӑңа вәнтӑс.
Сырыя Иван Андреевич путӑртӑс, хуты ин ўв иса рәт щирн ўңтӑсты мўвӑн вәнт кәртӑн Нум Тать ягун нємуп тӑхийн хоттє ёха пиа вә, ўв юканаа тӑйты вўы тащӑ авӑ. Щӑта иса єтут арӑткєм хў па вой вепӑсуман яңхӑ. ўв ясӑңа щирн, муй щимӑщ вєрӑт тумпийн пенсияйн вәты хӑнтыя мос. Кашӑң о мӑр тӑм хә ай кєр тыӑщ кўтупн нємасыя шуши мир «Хў па вой вепӑсӑты па вўєң хӑннєхуятӑт» емӑңхӑта Русскинской кәрта яңхӑ, ўвеа мосты вєрӑт эщӑт па вўєң әхӑтн ыв кўтэн кӑсты айат ёх кӑсупсэт артаӑ.
Вантӑ, муй щирн ёх ыв кўтэн катӑсыйӑт, тынщӑң сўва ёвӑӑт, әхӑ шәпи навӑрӑт па ар щирн кӑсӑт. Тӑм икия шєңк әмӑщ сыр-сыр мирӑт якты-ариты хотӑт вантты па хәӑнтты. Щит пӑта щимӑщ тӑхета ўв иса кашӑң емӑңхӑт эщӑттыйн сора-сора па тєрмауман яңхӑ. Тӑм хәев, вантэ, сыр-сыр якты муй ариты вєрӑт иса әмща тӑй.
Щӑта ин вән икєм лупӑс, хуты ыв ӑңке-аще вет пух тӑйсӑңӑн па єнмӑсӑңӑн. ўв нумпен вән яй па вәс, Иван кўтуп пуха ыв кўтэн ўңтӑсӑс. апӑт оа ювман Тромаган кәртӑң нивӑмит ӑшколайн вәнтыйты питӑс па интернатн вәс. Тәп апӑт классӑ етшуптӑс па юн вән яй ӑнтәма йис. Щит пӑта еы вәнтӑты вєрӑ вущкӑсэ па вәнт кәртӑа юхи юхтӑс. Юн аще эвӑт хӑщум юкан вўыа тӑйты питӑс па ӑңкеа апщиа єнмӑты нётӑс.
Иса 1968-мит о вўш эвӑт ўв хў па вой вепӑс вєрӑта катӑсты вўянтӑс. Еша ӛхӑтшӑк айат хә Русскинской кәртӑң коопзверопромхоза хӑншӑньщӑс па иса, вән хуят иты, рәпитты питӑс. Иван Андреевич тӑмӑщ айке вєрӑс, муй щирн ыв, айшӑк ёх, кашӑң товийн Аса питты ай юханӑта хў вепӑсӑты кәща ёхан нємасыя китыйсыйт. Щи пураитн ыв хоупн шєңк ар сорт хў па мевты мущӑтыйсӑт па государстваев планӑта ашкопӑта мӑсӑт. Вепӑсӑты па иса ай хопӑтн яңхсӑт. Вантэ, щи оӑтн нємуты хоп сєвӑс муй па хурасуп мотор иса ӑнтәм вәс. Щӑта тӑм хәем лупӑс, хуты Советской ащ оӑтн арсыр вәнт войт вепӑсӑс. Ӛхӑт вой сухӑт ищиты коопзверопромхоза мийясӑт, щит щимӑщ вәнт войт вәсӑт: ар пєлӑк аңки, антатӑр, вухсар, єпӑк па муртӑңа нюхӑс муй вәнтарӑт.
Щи вепӑс вєрӑт тумпийн тӑм хӑнты ики ўв юканаа тӑйты вўыа пиа па айтыева вукємӑс. Иван Андреевич ясңӑт щирн, сыры мӑнум оӑтн ищипа хў па вой вепӑсӑты хӑннєхуятӑт хуыева ям па ыве рӑхты рәпата тӑйсӑт. Ин тӑм йисн, вантэ, вепӑсӑты ёх нємуты хуята иса ӑн мосӑт. Рәт щирн тӑйты общинайт тәп вәнтӑтн єнумты воньщумутӑт әтӑт па щи. Мўв ипи тащ кӑншты рўщӑт, мӑта ёх ыв мўва пўңӑн вәӑт па рәпитӑт, щикўш айкємн нётӑт, тәп щит эвӑт хў па вой вепӑсӑты вєрӑт нух ӑн аумсыйт па тәса ӑн йисӑт.
Кӑт щурӑс кимит он Иван Андреевич Покачев ветъяң оа йис па иса пенсияя мӑнӑс. Щи пурайн ўв мєт сӑмӑңа юкан вўыа тӑйты питӑс. Ин тӑм вән ики вўы тащӑ еша аршӑка йис. «Мўң вәты рәт мўвевн яма па сӑмӑңа ки рәпитты, щит нӑң вәупсэн ищиты тәса па хурасӑңа еы мӑнты пит. Тӑм йисн Тать ягун нємуп тӑхийн вәты хуятӑт иса ар пєлӑк сот мутаскєм вўы кашӑң хоттє ёх ыв юканэа тӑйӑт», – щиты тӑм ики мӑнєма путӑртӑс.
Мєт юхи хӑщум кўтн Иван Андреевич лупӑс, хуты тӑмӑщ емӑңхӑтӑт 1972-мит о вўш эвӑт Русскинской кәртӑн Сәрхан районӑн эщӑтты питсыйт. ўв щирӑн, «Хў па вой вепӑсӑты па вўєң хӑннєхуятӑт» емӑңхӑтӑт кашӑң о мӑр хурамӑңашӑк па ямашӑк мӑнӑт. Шуши мир пӑта ыв шєңк мосӑт. Щит пӑта тӑм хә иса тыв яңхӑ.
С раннего возраста он стал рыбачить и охотиться
Каждый год в середине марта в деревне Русскинской Сургутского района проводится традиционный праздник коренных народов Севера «День рыбака, охотника и оленевода». В прошлом году на праздник съехались не только сами жители отдалённых родовых угодий, но и все те люди, которым именно на таких мероприятиях приходится участвовать либо по определённой для них служебной надобности, либо просто для своего обычного места отдыха.
Гостей, действительно, с каждым годом на такие национальные праздники приезжает всё больше и больше. Побывав на центральной площади деревни, я решил сходить до широкого чистого сора, находящегося за самой деревней, где в то время как раз шла подготовка оленьих упряжек к очередным гонкам.
Здесь познакомился с Иваном Андреевичем Покачевым – бывшим рыбаком-охотником коопзверопромхоза, ныне – пенсионером. По его словам, сейчас он проживает в местечке, имеющем название Вершина Тать ягуна, которое находится недалеко от деревни Русскинской Сургутского района. Находясь на заслуженном отдыхе, Иван Андреевич никогда не сидит, сложа руки. Он имеет своё частное стадо оленей и постоянно занимается с ними. Время от времени он, как и в прежние годы, выезжает на рыбную ловлю или охоту. Конечно, этими видами традиционного хозяйственного промысла он теперь старается поддержать только свою семью и небольшое поголовье тех оленей, которые перешли ему в наследство от отца. Ежегодно в середине марта он выезжает на традиционный хантыйский праздник «День рыбака, охотника и оленевода», где каждый раз является самым активным болельщиком оленьих гонок и любых видов национального спорта между своими земляками. Само название Татья ягун в переводе с хантыйского языка сургутского диалекта на русский означает Покачевская речка. И название испокон веков переходило из одного рода Покачевых в другой род, пока не дошло до наших дней. Сам же Иван Андреевич, рассказывая мне об этом, с гордостью упомянул, что все люди, проживающие в ближних и дальних стойбищах, а также на всех своих узаконенных родовых угодьях хорошо знают, что их род является самым большим хантыйским родом.
Я попросил Ивана Андреевича, чтобы он рассказал о том, как раньше, ещё в советские времена, рыбачили и охотились. Он скромно ответил, что работал как и все его земляки и ничем особенным не отличался. И тут, видно что-то вспомнив, начал свой рассказ: что в их семье росло пятеро сыновей. Сам он был вторым ребёнком. Старший брат остался помогать родителям по дому и по хозяйству, а его в семилетнем возрасте увезли на учёбу в Тромаганскую восьмилетнюю школу-интернат. Проучившись в посёлке всего семь классов, он забросил свою дальнейшую учёбу, так как старший брат умер и вообще некому стало содержать своих частных оленей. Так, начиная подростком, он уже начал свою трудовую деятельность. Как несовершеннолетнего, его нигде на работу не принимали, поэтому он с 1968 года начал рыбачить и охотиться, содержать оленей для своего домашнего хозяйства. Конечно, позже всё-таки устроился в качестве рыбака-охотника в коопзверопромхоз. По его словам, их, молодых рыбаков, в те годы весной часто отправляли на государственный рыбный промысел в притоки Оби. Рыбы добывали много и сразу же сдавали её на плашкоуты. В те времена плашкоуты и те были деревянными. Ловили, в основном, соровую рыбу – щуку, язя. Рыбачили на притоках Оби в широких заливных сорах, куда ранней весною заходила рыба для икромёта и нагуливания жира. На этих сорах рыбаки выставляли только ставные сети и несколько раз в в сутки проверяли их, чтобы рыба шла в госплан только лишь первым сортом. Основным транспортным средством для рыболовства, конечно же, был обласок и сильные руки рыбака-промысловика. В течение одного дня приходилось постоянно на этой неустойчивой маленькой лодке сидеть, грести и проверять сети. Кроме ставных соровых сетей иногда наши промысловики собирались вместе, настраивали огромный невод и неводили рыбу на тех же самых приобских притоках. Конечно, Ивану Андреевичу, очень нравилось так работать и промышлять большое количество соровой рыбы для выполнения всевозможных и так необходимых государственных планов по рыбодобыче. После того сезон рыболовства заканчивался, сами рыбаки возвращались в свои небольшие лесные поселения. Вскоре наступал охотничий сезон, и рыбаки становились охотниками. Все они на широких охотничьих лыжах расходились по своим отдельным промысловым угодьям. Когда же все они возвращались домой, то сдавали в коопзверопромхоз этой деревни Русскинской множество шкурок различных пушных зверей: белки, ондатры, лисицы, песцов, выдры и соболей. Иван Андреевич считает, что раньше рыболовство и охота всё-таки были постоянными и стабильными, а в последнее время эти виды наиболее крепкого традиционного хозяйствования как-то даже стали забываться. Есть, конечно, некоторые родовые общины, которые занимаются в настоящее время рыбой и пушниной, но большей частью они в последнее время принимают различные дикоросы, в основном, клюкву и бруснику.
Заканчивая нашу беседу, я попросил бывшего промысловика высказать своё мнение об этом традиционном празднике коренных народов Севера «День рыбака, охотника и оленевода». Он ответил, что именно такие праздники начали проводить здесь ещё с 1972 года. Тогда такие же оленьи гонки происходили. Но в сравнении с ними в последние годы этот праздник стал лучше и многолюднее. И, конечно, призы очень достойные. Ему очень нравится посещать такие традиционные праздники.