- Хантыйский
- Русский
Мўң хущева няврємӑт яма вәнтӑыйт
Нуви сӑңхум вошн вән, ащкам, ар йитпи па шєңк хурамӑң оӑңмит кўтуп ӑшкола вә па рәпит. Иатн Нуви сӑңхум воша айат хуятӑт пӑта литературной вәйтантупсэт эщӑтты яңхсўв. Щи хӑтӑтн арсыр ӑшколаитн вәнтыйты няврємӑт пиа вәйтантыйсўв, сыр-сыр айкеӑт вєрсўв. Кашӑң тӑхийн Югра мўвев поэтӑт, писателят сӑмӑңа тӑйсыйт па хәӑнтсыйт.
Мос лупты, хуты щимӑщ литературной вәйтантупсэт етшуптумев кємн ма Нуви сӑңхум оӑңмит ӑшкола кәща ӑңкӑр нє Наталья Александровна Нероева пиа путрємӑсум па айке вўсум, муй щирн ыв хущеа няврємӑт вәнтӑыйт па тӑйыйт. ўв ясӑңа эвӑт уша павӑтсум, хуты ыв вошен ӑшколае няврємӑт вәнтӑты тӑхет кўтн мєт вән. Айке вўюм пураемн ыв хущеа араттєн нивӑсоткєм айат ёх вәнтӑты оӑңмит па иса ихущъяңмит класс вўш вәнта яңхӑс. Щӑта ӑшкола кәща ӑңкӑр нє путӑртӑс, хуты ыв аӑңӑн рәпатая юхӑтӑт па тәп хӑт кўтуп вўшн няврємӑт вәнтӑты етшуптӑӑт. Щи вєр юпийн айат пухӑт па эвет юхи мӑнӑт. Ӛхӑт еша рўтьщӑӑт па йипа ӑшкола хотэа юхӑтӑт. Щи вєр оӑңӑн тӑм кәща ӑңкӑр нє тӑмиты путӑртӑс, мӑтты оӑң хӑт шәпн пухӑт па эвет тӑта урокӑтн вәӑт. Кимит хӑт шәпн айат ёх сыр-сыр секцияита, кружокӑта, творческой тӑхета юхтыйӑт. Щиты ӑшколаен вәнтыйты вєр тумпийн, айат хуятӑт кимит хӑт кўтупн арсыр кӑсты муй ӛращты вєрӑта вәнтӑыйт. Пухӑт па эвет дополнительной образования щирн сыр-сыр нӑрӑсъюхӑтн юнтты вәнтӑыйт, хурамӑң стихӑт па путрӑт тәса хӑншты хущыйт. Кашӑң няврєм вәнтӑты урокӑт етшуптӑты кємн, ўв вєрум нумсӑ щирн, арсыр тӑхета тӑмиты рўтьщӑты яңхӑ па мєт сӑмӑңа тӑйты вєрӑта катӑсыйты иса вєрит.
Еы ӑшкола кәща ӑңкӑр нє па путӑртӑс, хуты кашӑң вәнтӑты о сухӑнты пурайн ыв хущеа тўңщирӑңа па вещката вәнтыйты кӑт муй хәум айат ёх, мӑта пухӑт па эвет товийн ӑшколае етшуптӑӑт, сорни мев посӑтн катуптӑыйт. Тәня о щимӑщ мев пос хоумтум няврєм ӑнтәм вәс. Тӑм пўш ӑшкола етшуптум щимӑщ вет эви тӑйсӑт. ыв кәща ёхн вән мирхот эщӑтум хӑтӑн хуыева сорни мев посӑтн мойӑсыйт. Щит ар пєлӑк, вантэ, ищипа нє няврємӑт, мӑта эвет шєңк яма, сӑмӑңа тӑта вәнтыйсӑт па ӑшколаен сыр-сыр емӑңхӑтӑтн якты муй ариты тӑхет вєрсӑт па ыве вәнтӑты вән ёхаа арсыр нётупсы па унтас вєрсӑт. Юхи хӑщум оӑтн ученической самоуправление щирн тӑм эвет ар рәпатайт тўңматсӑт, тәса эщӑтсӑт.
Хән ма иньщмӑсєм тӑм ӑшкола кәща ӑңкӑр нєңєм, муй арат айат ёх вәнтӑты хӑннєхә ыв хущеа вә па рәпит, ўв тӑмиты юхы лупӑс: «Ин мўң кўтуп ӑшколаевн араттєн нивӑъяңкєм няврєм вәнтӑты ёх рәпит. ыв ар щирн мўң няврємўв вәнтӑӑт. Тӑта тӑаңтєн хәс яртъяң класс-комплект эщӑтман тӑйўв. Рӑх лупты, хуты ӑшколаев ўвеа мосты арат айат ёх вәнтӑты хуят тӑй. Щит, ма щирємн, шєңк вән вєр».
Наталья Александровна еы путӑртӑс, муй щирн ыв хущеа рәпитты учителят ар пєлӑк иса высшей категория ёша павӑтман тӑйӑт. Щит пӑта щи хӑннєхуятӑт няврємӑт яма вәнтӑӑт.
Щӑта Нуви сӑңхум вош кўтуп ӑшкола кәща ӑңкӑр нє тӑмӑщ айке вєрӑс, хуты ыв хущеа няврєм вәнтӑты ёха ар пєлӑк тәп няъяң муй няъяң хәум о увата ванамӑсӑт. Вантэ, хәс муй хәс хәум о уватӑң айшӑк ёх ищиты ӑшколаен рәпитӑт. Еша вәнашӑк няъяң вет па ветъяң вет оа питум нєңӑт па ыв хущеа вәӑт па няврємӑт вәнтӑӑт. Тәп щимӑщ вән хӑннєхә вєра шим. Вантэ, ўв ясӑңа щирн, пирщамум хӑннєхуятӑта ищипа ар мир па арсыр няврємӑт пиа авӑрт рәпитты па ыв пиэа кашӑң хӑт вукємӑты. Щит пӑта ыв хущеа ӑшколайн тӑмӑщ ушӑң-сащӑң па ӛрӑң-щомӑң хуятӑт иса щи рәпитӑт па кашӑң он няврємӑт вәнтӑты рәпата тўңщирӑңа тәӑт.
Мєт юхи хӑщум кўтн ма иньщӑссєм Наталья Александровна, муй ўв округев уватн арсыр ӑшколаитн па рўтьщӑты хотӑтн тӑмӑщ литературной вәйтансупсэт оӑңӑн нәмӑс. Па муйсӑр унтас няврємӑта поэтӑт па писателят тәты вєритӑт, мос муй ӑнтә тӑмӑщ вєр ывеа?
Нуви сӑңхум вош оӑңмит ӑшкола кәща ӑңкӑр нє тәп тӑмиты юхы мӑнєма путӑртӑс: «Мўң кашӑң хӑт мӑр ӑшкола няврємӑт пиа вәўв па рәпитўв. Айат пухӑт па эвет мўң эвӑтэва шєңк мєтӑт. Ма тӑта тәп нух амӑтсум, хән хәсум, хуты мўң няврємўв пиа кӑт-хәум щос мӑр Югра мўв поэтӑт па писателят вәйтантупсэт эщӑтӑт. Мўң вәнтӑты няврємўв пиа кашӑң о тӑмиты вәйтантыйты мос!»
Наших детей обучают на совесть
В городе Белоярском Ханты-Мансийского автономного округа – Югры есть просторная и красивая средняя общеобразовательная школа № 1. В одной из своих служебных командировок мне удалось побывать в ней в течение всей первой половины дня, повстречаться с учащимися старших классов, а также побеседовать с их учителями. Тогда, 16 февраля 2016 года, поэты и писатели для проведения литературного десанта проехались по Белоярскому району и побывали в таких отдалённых сельских поселениях, как: Полноват, Казым, но и, конечно, в средних общеобразовательных школах города Белоярского.
В каждом Доме культуры или в школьном кабинете нас, поэтов и писателей Югры, встречали радушно, с большим интересом слушали рассказы каждого творческого человека о его вхождении в мир литературы. Поэты читали собравшейся аудитории стихи, писатели рассказывали сказания и предания, рассказы и повести, написанные и выпущенные ими в отдельных художественных книгах. В конце каждой такой литературной встречи было много самых разных вопросов к писателям, на которые всегда находились ответы. После каждой такой беседы с юными читателями каждый литератор начинал понимать, что его творчество в настоящее время востребовано, что совсем не зря не досыпает ночами, дописывая рассказы или стихотворения.
Именно во время проведения таких традиционных ежегодных литературных встреч я успевал встречаться людьми, беседовать с ними и собирать материал в свою окружную газету. В этот раз я поговорил с заместителем директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 1 города Белоярского Натальей Александровной Нероевой. Я попросил собеседницу рассказать о работе их учебного заведения и отдыхе учащихся после школы.
По словам Натальи Александровны, их средняя школа является достаточно крупным учебным заведением. В настоящее время в ней обучается порядка восьмисот детей. Самое главное, что образовательное учреждение работает только в первую смену, что даёт всем преподавателям хорошую возможность организовать свободное время учащихся во второй половине дня. В школе для отдыха учащихся постоянно работают самые различные секции, кружки, творческие объединения дополнительного образования для детей, которые идут по разным направлениям. Есть кружки, связанные с физкультурой и спортом, действуют кружки творческой направленности и художественно-литературный. По мнению заместителя директора школы, для проведения всех этих кружков у них есть все необходимые условия: кабинеты, педагоги дополнительного образования и дети, которые идут за ними и всегда хотят заниматься в стенах своей родной школы.
Далее в своей беседе я затронул вопрос об особо одарённых учащихся школы и попросил Наталью Александровну рассказать о выпускниках-отличниках из их учебного заведения. На мой вопрос она ответила: «Конечно, такие ребята у нас имеются. Как правило, наша школа ежегодно выпускает по два-три медалиста. Я говорю только про золотых медалистов, так как серебряных в настоящее время вообще не существует. В прошлом году у нас таковых не оказалось, а вот в этом 2016 году мы выпустили пять золотых медалисток. И это всё наши девочки. Они, обучаясь в школе, всегда были очень активными не только в процессе своей учёбы, но и в творческой жизни. На мой взгляд, они постоянно являлись бессменными лидерами и ведущими организаторами всех праздничных мероприятий и ученического самоуправления школы. Мы можем гордиться ими и тем, как их прекрасно воспитали и обучили учителя нашего среднего учебного заведения».
На мой вопрос о коллективе учителей и о его среднем возрасте, заместитель директора отметила, что «в школе сегодня работает порядка восьмидесяти педагогов, которые преподают разные учебные предметы. Есть двадцать девять классов-комплектов, то есть наша школа полностью укомплектована всеми учителями. Большая часть педагогов, а это все восемьдесят процентов из них, имеют высшую квалификационную категорию. Можно сказать о том, что наш школьный педагогический коллектив в настоящее время полностью является высококвалифицированным. Я не могу сказать, что наш коллектив молодой и не могу сказать, что он – старый. Его средний возраст сегодня составляет сорок и сорок три года. Есть, конечно, у нас и молодые девушки, которым по двадцать или двадцать три года. Имеются женщины в возрасте сорока пяти и пятидесяти пяти лет. В общем, все мы работаем вместе, делаем одно дело и уживаемся друг с другом. Учителей с очень большим стажем работы у нас нет. И я считаю, что это правильно. Ведь каждому человеку морально тяжело столько много лет отдавать себя школьной работе. Мы все прекрасно знаем такое понятие, как «профессиональное выгорание».
В конце нашей беседы я поинтересовался у Натальи Александровны о том, нужны ли такие литературные встречи для учащихся их средней школы, что они конкретно дают детям? На поставленный мною вопрос она ответила: «Несомненно, такие литературные встречи писателей Югры с их учащимися жизненно необходимы. Когда я вчера узнала, что есть такая возможность на своих классных часах дать слово своим местным поэтам и писателям, очень обрадовалась. Это способствует духовно-нравственному воспитанию наших детей, расширению их кругозора. Ученики ежедневно встречаются с нами и устают от нас. Если же видят человека со стороны – это большой плюс. Нам не так-то просто привлечь писателей со всего автономного округа. Хорошо, что Департамент культуры Югры проводит такие литературные десанты, на которых наши дети могут напрямую пообщаться с поэтами и писателями».