- Мансийский
- Русский
Оманыл-тяныл ляпат ханищтаӈкве патавет
Ювле хультум нотт, 1990-ыт тлытт, нпак хансум рн хум Юрий Вэлла такви лнэ мтт «Стойбищная школа» врыглас. Тув св мныл нврам ханищтан хтпат ёхталасыт, гирищит ос пыгрищит ханищтавсыт. Нврамыт оманыл-тяныл ёт лсыт, нмхотталь л ат тотыглавсыт, мт пвыл манос интернат ат вщинтасыт.
Юрий Вэлла лвслыс: «Нврам хт самын патыс, тот вос лы, яныгман мтт вос ханищтахты. Мньтгыл сунсгыт, мхманыл хумус лгыт, маныр вргыт. Пыгрищит яныгнувег мтгыт, слы ӯруӈкве, враяӈкве ос хӯл алыщлаӈкве врмгыт, рнэ алыщлапыт ос мт пормасыт вруӈкве хсуӈкв патгыт. гирищит нсхатуӈкве, хӯл нилюӈкве ос яктуӈкве ханьщувлгыт. Хунь янгыг мтгыт, ӯсыӈ мт рӯпата ат те хнтгыт, юв ёхтгыт. Пс йис лупса тн вганыл, хт-ти рӯпитаӈкве врмгыт, пувиньтахтуӈкве хсгыт. Тувыл юн тнти тнутаныл тим яныгмгыт - нрхул, нрнвыль, пил та маныр. Оманыл-тяныл ляпат сыманыл ат тгалавет, алпияныл ат плявет, пустгыл хйтыгтгыт, яныгмгыт. Мк таи, нврамаквет тнти лтӈаныл вӈкв патыяныл. Щнь лтыӈ суйты те, мире лы, мире хӯлы».
Та школа 12 тл туп рӯпитас. Юрий Вэлла кӯщаитн такос лвслыс, нврамытн оманыл-тяныл тл интернатт луӈкве трвитыӈ, щнь лтӈаныл торыӈ вӈкв ат патыяныл. Яныг кӯщаитныл олн ос мт нтмил ввслыс, тох ат та нтыглавес. Ты тлыт сыс пвлн 18 свит учитель-хтпа ёхталасыт, рӯпитасыт. Ханищтан хтпа такви кинсыс, тн ётаныл потыртахтас, хотьют рӯпитаӈкве ёхты, ойтхатас.
Пх лумхласн вр мт луӈкве трвитыӈ, таимгыс тот хоса ат вритасыт, мощ рӯпитгыт, ювле щпитахтуӈкве та патгыт. 2006 тлт Юрий Вэлла школатэ лап та пантвес.
Ань кӯщаит ты урыл номсуӈкве патсыт, ущ та хнтсаныл. Лвнныл, та рн хум сль лвыглам, нврамыт интернатытн тотуӈкве ат ри, коланыл ляпат вос ханищтахтгыт. Юрий Вэлла номтэ лаль тотуӈкв таӈхияныл. Ты урыл округ кӯщай вӈын хтпатэ палт рӯпитан н Надежда Савина тав потыртас:
– Округт лнэ сосса мирыт лтӈаныл ос культураныл нх-врмалтан тлат ханищтан мхум ос кӯщаит янгыщ ксащасыт, ань тва мт тамле школат вос вравет. Та пс нам «Стойбищная школа» ань йильпи щирыл намаяслув – «Мобильная электронная школа» (МЭШ). Округ янытыл лнэ школат ос интернатыт мн пуссын яласасанув, суссув, нврамыт хумус лгыт, учителит ёт потрамасув. Ос мк таи тра-паттуӈкве рыс, тамле МЭШ кол хт ӯнттуӈкве, хотьютн тав прыс тотуӈкве врми. Тва мт мхум ат ксащгыт, лвгыт, юн торыӈ хунь ханищтавет, рнэ учебник тим, ханищтан хтпат мнь пвылн минуӈкве хунь ксащēгыт.
Пвыл мхум ат те таӈхгыт тамле школа ньщуӈкве, нвраманыл пс хольт интернатн тотыяныл, тн кӯщаитын рвгыл нмхотьютаныл ат кащилтавет. Тамле школа мк таи мгыс враве, ань нврамыт щнь лтӈаныл ул вос ёрувлыяныл. л хотталь тотавет те, акваг рущ лтӈыл потыртаӈкв та патгыт.
Мн ань Сургутский район Тром-Аган пвыл кӯщай Степан Кечимов ёт потыртахтасув, тувыл с аквта районт Пим втат лнэ ос Хльӯс район Пашторы ос Тугияны пвлыгт лнэ ханты мхум ёт лтӈанув акван-ёхтысыт. Мн ань школат рӯпитан мгыс мхум кинсв, нпакыт ёвтв. Ты тл сӯкыр тпос выл хталт втахтем нврам «Мобильная электронная школа» щирыл ханищтахтуӈкве вылтахтгыт.
Светлана РОМБАНДЕЕВА
В Югре заработает «Мобильная электронная школа»
Этой осенью в Югре появится аналог «Стойбищной школы» – «Мобильная электронная школа». Об этом журналистам газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» рассказала советник первого заместителя губернатора Югры Алексея Шипилова Надежда Савина. По её словам, в 1990-е годы ненецкий поэт Юрий Вэлла уже создавал «Стойбищную школу». Дети, чтобы не ехать в другие поселения в интернат, обучались дома, проживали рядом со своими родителями.
Юрий Кылевич говорил: «Наши ученики являются жителями стойбища. И всё, что касается стойбищной жизни, они знают и могут: обеспечить себя теплом, водой, дровами, следить за оленями, дела рыбацкие, охотничьи – это мимо них не проходит. А когда молодой человек узнаёт, что такое олень (не назидательно, не за одну неделю преподали ему это, а постепенно познавал всё в процессе всей своей жизни, от рождения), он может сейчас, окончив школу, со своей частью оленей отделиться, создать семью и жить самостоятельно. И в случае, если из него не получится специалиста по компьютерам, автомобилям, не станет он депутатом, чиновником, то в любое время он может заняться оленеводством, рыбалкой, охотой».
На родовых угодьях Юрия Вэллы «Стойбищная школа» работала 12 лет. Он сам её содержал, находил учителей. За эти годы там побывало 18 преподавателей, но они не смогли жить так, как живут коренные жители, поэтому уезжали из стойбища.
Поэт пытался доказать, что детям оленеводов необходимо именно такое образование, чтобы они жили, росли и учились рядом с родными. Таким образом, они перенимают у своих родителей, дедушек и бабушек все навыки, умения и знания, вырастают крепкими, здоровыми людьми. На стойбище человек питается привычной пищей, а не той, чем кормят в интернатах. А самое главное, они сохранят свой родной язык, будут знать его не по учебникам.
Надежда Савина сказала:
- Хорошая идея не может исчезнуть бесследно. Представители департамента образования и молодёжной политики Югры предложили проект «Мобильная электронная школа» (МЭШ) для детей, не имеющих возможности учиться в школе. Основополагающая цель данного проекта – сохранение родных языков. Теперь у родителей есть выбор, определить ребёнка в интернат или дать возможность проживания в привычной ему среде.
На данный момент мы изучаем готовность принятия этой системы образования самими родителями, поскольку идея МЭШ ими воспринимается по-разному, а зачастую просто в штыки. Также занимаемся поиском учителей родных языков, готовых выезжать на стойбище и в малые деревни.
Мы посетили все интернаты и школы округа, учителям и родителям рассказали о проекте «Мобильная электронная школа». На сегодняшний день договорились с главой стойбища Тром-Аганской территории Сургутского района Степаном Кечимовым, с молодым оленеводом Климом Кантеровым, проживающим на стойбище в 57 километрах от города Лянтор и с жителями деревень Пашторы и Тугияны. Первого сентября 2020 года около тридцати юных жителей стойбищ и малых деревень округа станут учениками «Мобильной электронной школы».
Светлана РОМБАНДЕЕВА