Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Щар мк яныг сккон та пирмайтасыт
  • Ӯргалахтым лн, лы хн мн ул минн

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Оманыл-тяныл ляпат ханищтаӈкве патавет
  • Слыӈ мхум врмаляныл урыл
  • Тыт врнэ тнутыт яныг лпкат тыналавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Нхщамвль 120 тлэ твлыс
  • Мньщи нкве янытлылӯв
  • Сосса хтпат тнки мныл ӯлылыяныл
  • Нврамыт ёт рӯпитан н
  • Мн ӯсувн эвенк ги ёхталас

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пвлытын ялантым мхум мньщи щирыл нсхатгыт
  • Лгыл маснут нтуӈкве акван-атхатыгласыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • лнэ мв урыл потрыт хансум хум

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • М-вит ӯргалаӈкве вос хсгыт
  • гит-пыгыт пслум хурияныл суссылтавсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » Оманыл-тяныл ляпат ханищтаӈкве патавет
  • Мансийский
  • Русский

Оманыл-тяныл ляпат ханищтаӈкве патавет

Ювле хультум нотт, 1990-ыт тлытт, нпак хансум рн хум Юрий Вэлла такви лнэ мтт «Стойбищная школа» врыглас. Тув св мныл нврам ханищтан хтпат ёхталасыт, гирищит ос пыгрищит ханищтавсыт. Нврамыт оманыл-тяныл ёт лсыт, нмхотталь л ат тотыглавсыт, мт пвыл манос интернат ат вщинтасыт. 

Юрий Вэлла лв­слыс: «Нврам хт самын патыс, тот вос лы, яныгман мтт вос ханищтахты. Мнь­тгыл сунсгыт, мх­маныл хумус лгыт, маныр вргыт. Пыгри­щит яныгнувег мтгыт, слы ӯруӈкве, враяӈ­кве ос хӯл алыщлаӈкве врмгыт, рнэ алыщ­лапыт ос мт порма­сыт вруӈкве хсуӈкв патгыт. гирищит нс­хатуӈкве, хӯл нилюӈкве ос яктуӈкве ханьщув­лгыт. Хунь янгыг м­тгыт, ӯсыӈ мт рӯпата ат те хнтгыт, юв ёх­тгыт. Пс йис лупса тн вганыл, хт-ти рӯпитаӈкве врмгыт, пувиньтахтуӈкве хс­гыт. Тувыл юн тнти тнутаныл тим яныг­мгыт - нрхул, нр­нвыль, пил та маныр. Оманыл-тяныл ляпат сыманыл ат тгалавет, алпияныл ат плявет, пустгыл хйтыгтгыт, яныгм­гыт. Мк таи, нврамак­вет тнти лт­ӈаныл вӈкв паты­яныл. Щнь лтыӈ суйты те, мире лы, мире хӯлы».

Та школа 12 тл туп рӯпитас. Юрий Вэлла кӯщаитн такос лвслыс, нврамытн оманыл-тяныл тл интернатт луӈкве тр­витыӈ, щнь лтӈаныл торыӈ вӈкв ат паты­яныл. Яныг кӯщаитныл олн ос мт нтмил вв­слыс, тох ат та нтыг­лавес. Ты тлыт сыс пвлн 18 свит учитель-хтпа ёхталасыт, рӯпи­тасыт. Ханищ­тан хтпа такви кинсыс, тн ётаныл потыртахтас, хотьют рӯ­питаӈкве ёхты, ойтхатас. 

Пх лумхласн вр мт луӈкве трвитыӈ, таимгыс тот хоса ат вритасыт, мощ рӯпи­тгыт, ювле щпитах­туӈкве та патгыт. 2006 тлт Юрий Вэлла школатэ лап та пантвес.

Ань кӯщаит ты урыл номсуӈкве патсыт, ущ та хнтсаныл. Лв­нныл, та рн хум сль лвыг­лам, нврамыт интерна­тытн тотуӈкве ат ри, коланыл ляпат вос ханищтахтгыт. Юрий Вэлла номтэ лаль то­туӈкв таӈхияныл. Ты урыл округ кӯщай вӈын хтпатэ палт рӯпитан н Надежда Савина тав потыртас:

– Округт лнэ сосса мирыт лтӈаныл ос культураныл нх-вр­малтан тлат ханищ­тан мхум ос кӯщаит янгыщ ксаща­сыт, ань тва мт тамле школат вос вра­вет. Та пс нам «Стойбищ­ная школа» ань йильпи щирыл намаяслув – «Мобильная электрон­ная школа» (МЭШ). Округ янытыл лнэ школат ос интернатыт мн пуссын яласасанув, суссув, нврамыт хумус лгыт, учителит ёт потрамасув. Ос мк таи тра-паттуӈкве рыс, тамле МЭШ кол хт ӯнттуӈкве, хотьютн тав прыс тотуӈкве врми. Тва мт мхум ат ксащгыт, лвгыт, юн торыӈ хунь ханищтавет, рнэ учебник тим, ханищтан хтпат мнь пвылн минуӈкве хунь ксащēгыт. 

Пвыл мхум ат те таӈхгыт тамле школа ньщуӈкве, нвраманыл пс хольт интернатн тотыяныл, тн кӯщаитын рвгыл нмхотьютаныл ат ка­щилтавет. Тамле школа мк таи мгыс враве, ань нврамыт щнь лт­ӈаныл ул вос ёрув­лыя­ныл. л хот­таль тотавет те, акваг рущ лтӈыл потыртаӈкв та патгыт. 

Мн ань Сургутский район Тром-Аган пвыл кӯщай Степан Кечимов ёт потыртахтасув, тувыл с аквта районт Пим  втат лнэ ос Хльӯс район Пашторы ос Тугияны пвлыгт лнэ ханты мхум ёт лт­ӈанув акван-ёхтысыт. Мн ань школат рӯпи­тан мгыс мхум кин­св, н­пакыт ёвтв. Ты тл сӯкыр тпос выл хталт втахтем нврам «Мобильная электронная школа» щирыл ханищтахтуӈкве вылтахтгыт.  

Светлана РОМБАНДЕЕВА

В Югре заработает «Мобильная электронная школа»

Этой осенью в Югре появится аналог «Стойбищной школы» – «Мобильная электронная школа». Об этом журналистам газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» рассказала советник первого заместителя губернатора Югры Алексея Шипилова Надежда Савина. По её словам, в 1990-е годы ненецкий поэт Юрий Вэлла уже создавал «Стойбищную школу». Дети, чтобы не ехать в другие поселения в интернат, обучались дома, проживали рядом со своими родителями.

 

Юрий Кылевич говорил: «Наши ученики являются жителями стойбища. И всё, что касается стойбищной жизни, они знают и могут: обеспечить себя теплом, водой, дровами, следить за оленями, дела рыбацкие, охотничьи – это мимо них не проходит. А когда молодой человек узнаёт, что такое олень (не назидательно, не за одну неделю преподали ему это, а постепенно познавал всё в процессе всей своей жизни, от рождения), он может сейчас, окончив школу, со своей частью оленей отделиться, создать семью и жить самостоятельно. И в случае, если из него не получится специалиста по компьютерам, автомобилям, не станет он депутатом, чиновником, то в любое время он может заняться оленеводством, рыбалкой, охотой».

 

На родовых угодьях Юрия Вэллы «Стойбищная школа» работала 12 лет. Он сам её содержал, находил учителей. За эти годы там побывало 18 преподавателей, но они не смогли жить так, как живут коренные жители, поэтому уезжали из стойбища.

 

Поэт пытался доказать, что детям оленеводов необходимо именно такое образование, чтобы они жили, росли и учились рядом с родными. Таким образом, они перенимают у своих родителей, дедушек и бабушек все навыки, умения и знания, вырастают крепкими, здоровыми людьми. На стойбище человек питается привычной пищей, а не той, чем кормят в интернатах. А самое главное, они сохранят свой родной язык, будут знать его не по учебникам.

 

Надежда Савина сказала:

- Хорошая идея не может исчезнуть бесследно. Представители департамента образования и молодёжной политики Югры предложили проект «Мобильная электронная школа» (МЭШ) для детей, не имеющих возможности учиться в школе. Основополагающая цель данного проекта – сохранение родных языков. Теперь у родителей есть выбор, определить ребёнка в интернат или дать возможность проживания в привычной ему среде.

 

На данный момент мы изучаем готовность принятия этой системы образования самими родителями, поскольку идея МЭШ ими воспринимается по-разному, а зачастую просто в штыки. Также занимаемся поиском учителей родных языков, готовых выезжать на стойбище и в малые деревни.

 

Мы посетили все интернаты и школы округа, учителям и родителям рассказали о проекте «Мобильная электронная школа». На сегодняшний день договорились с главой стойбища Тром-Аганской территории Сургутского района Степаном Кечимовым, с молодым оленеводом Климом Кантеровым, проживающим на стойбище в 57 километрах от города Лянтор и с жителями деревень Пашторы и Тугияны. Первого сентября 2020 года около тридцати юных жителей стойбищ и малых деревень округа станут учениками «Мобильной электронной школы».

 

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Рубрика: 
Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
Номер Луима сэрипос: 
№ 6 (1216)
26.03.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика