- Хантыйский
- Русский
Емың Каттащ куртые
Мўң мўвын емың Каттащ курт ут. Ас пўңтэнын ай постые хущи, щи ай пост хоныңын щи курт омсыс. Тўв катра курт.
Священная деревня Калтысъяны
Родиной наших предков была священная деревня Калтысъяны. Стояла она на берегу маленькой протоке, которая берёт начало у реки Обь.
Это очень старая деревня, существует легенда: «Каттась ими, дочь Торыма живет в доме величиной (размером) в семь саженей, величиной в шесть саженей. В доме её отца было отверстие в полу, через которое он наблюдал за Землёй. Дочь тоже смотрела туда каждый день и любовалась Землей. Так ей она нравилась, и думала: «Как же хорошо жить внизу на Земле, она вся покрыта зелёным ковром». И стала проситься на Землю. Отец не отпускал её, но она настойчиво просилась. Пришлось отцу в железной зыбке на железных цепях опустить дочь на Землю. Вместе с ней он отправил бумагу, наказав, чтобы она записывала души мальчиков, души девочек при рождении и определяла, сколько человеку нужно прожить. Место она якобы выбрала сама на берегу Оби, в деревне Калтысъяны». Вот здесь и находится святое место нашей богини Каттась-Ими. Сюда приезжало много людей для проведения обрядов. Привозили телят, овец, петухов, а оленеводы приезжали с оленями.
Никто не знает, когда здесь поселились люди. По последним письменным источникам, здесь жили Лысковы, они были хранителями святого места. Затем род стал разрастаться, появилась семья Проскуряковых. Так увеличивался род Лысковых. По переписи 1926 года, в деревне жило 50 человек: 28 мужчин и 22 женщины. Потом появилась ещё семья Хватовых.
Во время Великой Отечественной войны все мужчины ушли на фронт. В 1941 году было большое наводнение, и деревню затопило. Все постройки – дома, стайки, амбары – всё лето простояли в воде, а когда осенью вода ушла, жить в таких домах уже было невозможно. И люди потихоньку оставили Калтысъяны и переехали в Мулигорт.
Последний житель этой деревни – Андрей Тимофеевич Лысков, после смерти жены он остался один, в 1969 году покинул деревню. Ему было тяжело, во время войны он был ранен в руку, которую потом ампутировали, вернулся инвалидом. Он тоже переехал в Мулигорт. После этого деревня совсем опустела. Дома долго стояли пустые. В большом прадедушкином доме жили покосники, которые однажды по нелепой случайности подожгли его. С тех пор в деревне не сохранилось ни одного дома.
Мы со своими родственниками каждое лето приезжаем сюда, проводим обряды, отдыхаем. Привозим детей и наказываем им: «Эта наша малая родина, не забывайте её, приезжайте и как можно дольше сохраните её для потомков!»
Любовь Кашлатова
Перевод на русский язык Надежды Вах
«Ханты ясанг» № 23 (3443) 2015 г.