- Хантыйский
- Русский
«Пимочка» – Пим юхан хӑнты ариты тӑхи
Ям арат о юхы Вурңа хӑт вантты Лянтор воша яңхсум. Щӑта ма «Пимочка» нємпи хӑнты ариты тӑхи кәща нє Светлана Михайловна Сенгепова пиа вәйтантыйсум.
«Пимочка» – визитная карточка пимских ханты
На Вороньем празднике в городе Лянторе, мне удалось пообщаться с бессменным руководителем Образцового художественного коллектива «Пимочка» Светланой Михайловной Сенгеповой.
– Светлана Михайловна, расскажите немного о себе!
– Я родилась здесь, местная ханты. Когда мама была беременна мной, умер отец, он был родом с реки Лямы. Позже мама вышла замуж за местного пимского ханты Михаила Лемпина, поэтому моя девичья фамилия Лемпина. Я росла здесь, потом переезжала на Ляму, поэтому хорошо знаю пимских и ляминских ханты. У меня здесь есть свои родовые угодья.
В школу пошла в посёлке Лямино, жила в интернате. Потом училась в Лянторе, но заболела, лечилась в санатории, не доучилась. У бабушки было много оленей, нужна была помощница, поэтому она меня увезла в лес. Какое-то время не училась. Потом в 8 класс пошла и здесь, в Лянторе, новую школу построили – эта было первое образовательное учреждение, куда мы ходили с интерната. После окончания школы нигде не училась, нет специального образования.
Я как-то спросила у Ольги Ивановны Колывановой, почему реку назвали Пим? Она рассказала, что раньше держали больше оленей. А на этой территории оленей всегда было меньше. Поэтому ханты и назвали реку Пинг, а себя называли пинг ёх ‘пеший народ’, т.е. пешие, не имеющие оленей.
– Расскажите немного о своей семье, детях!
– Потом мы жили в лесу. Я вышла замуж за Сергея Степановича Сенгепова. Нас познакомили наши деды Сенгепов Яков Анович и Песиков Семён Павлович, они жили почти рядом. Муж Сергей как раз учился в Нефтеюганске, Тюмени, всегда на каникулы приезжал к деду, у них было много оленей. Нас молодых познакомили и сосватали наши деды. Потом мы два года жили в лесу, добывали рыбу, начали держать оленей, а позже переехали в посёлок Горный. Это хороший посёлок, здесь был леспромхоз, мы прожили 10 лет, я работала в детском саду нянечкой. Потом посёлок расформировался, в декабре 1997 года переехали в Лянтор, потому что здесь у мамы была квартира. С разрешения мамы мы переехали в Лянтор, потому что она жила на стойбище. Долго мы стояли в очереди на получение жилья. Квартиру получили только в 2008 году, т.е. 10 лет стояла в очереди, хотя мы – многодетная семья. Здесь я начала работать в школе № 5.
В 2004 году здесь проходил окружной детский фестиваль «Салыкве» («Оленёнок»), после которого меня пригласили на работу в ДК «Строитель» (сейчас Дом молодёжи «Строитель»), потом продолжила – в ДК «Нефтяник».
Муж работает в НГДУ «Лянторнефть» электриком и слесарем, работает вахтовым методом, в свободное время он рыбачит, охотится. Уезжает на это время на родовые угодья. Не может без лесу. У меня четыре дочери и один сын. Старшая дочь Степанида (Стеша) окончила нефтяной колледж в Сургуте, замужем, есть внука. Вторая дочь Татьяна уже работает в Сургуте, работа связана с культурой. Третья дочка Катя с малых лет была в ансамбле «Пимочка», тоже закончила нефтяной колледж по разработке нефтяных и газовых месторождений, работает в торговом центре. Четвёртая дочка Людмила, она у меня незаменимая, поёт и танцует. Самый младшенький – сыночек Рома – тоже с малых лет на сцене.
– Расскажите немного об ансамбле «Пимочка».
– Ансамбль «Пимочка» был создан в 2004 году, назван был в честь реки Пим, на которой мы живём, и, которая нас кормит. В 2011 году наш ансамбль подтвердил звание Образцово-художественного коллектива.
Если говорить о количестве участников, то приходит 8, 10, а то и 13 человек. Мне хочется брать детей именно нашей народности ханты, они хорошо знают свой язык, прекрасно поют. Есть и взрослые. У нас в коллективе разновозрастные участники – с 6 и до 40 лет.
Если говорить о репертуаре, то у нас есть мастерица, сказительница, самобытная исполнительница Ольга Ивановна Колыванова, с её разрешения мы берём её авторские песни, кроме этого, исполняем фольклорные песни, пробуем и сами сочинять на родном сургутском диалекте.
Постановками танцев занимаюсь я сама. Сейчас есть возможность у кого поучиться, в Ханты-Мансийске живут и работают два хантыйских хореографа – Фаина Павловна Иштимирова и Маргарита Фёдоровна Рябова. Они приезжают и проводят мастер-классы по постановке традиционных танцев. Мы ездили с детьми в Ханты-Мансийск, где исполнили танец к Вороньему дню. М.Ф. Рябова говорит, что узнаёт свои постановки в исполнении детей.
В Нефтеюганске есть межпоселковый Центр ремёсел, в котором изготавливают одежду, музыкальные инструменты, домашнюю утварь и т.д. Бубны делал мастер из посёлка Нижнесортымский Нимперов. Мы заказываем мастерам, а потом выкупаем. Также часто приобретаем изделия у самобытных мастеров. Наряды для выступлений в основном я шью сама, а также – Ольга Ивановна Колыванова и её дочь Лариса, жительница стойбища. Мы хотим приобрести женские сахи-шубы. На это выделяются деньги.
В последнее время мы пользуемся популярностью. Ездили в посёлок Тром-Аган, где пять раз вызывали на бис. Им так понравились хантыйские песни «Оленёнок», колыбельная и др. Участвуем во всех окружных праздниках, фестивалях, часто приглашают в Ханты-Мансийск. Нам сразу же присылают заявки на участие в следующих мероприятиях. В июле 2013 года участвовали в фестивале народов Севера, который прошёл в городе Шушенском Красноярского края.
– Светлана Михайловна, вы считаетесь искусной мастерицей, расскажите немного об этой стороне своей жизни.
– Да, я сама участвую на выставках, на которых показываю изделия из бересты, меха и бисера. Кроме этого, веду кружок по декоративно-прикладному искусству, на который с большим желанием приходят не только девочки, но и мальчики. Часто проводим мастер-классы для взрослого населения. Также во время летнего отдыха работаю с детьми в этнолагерях.
Беседовала Людмила Спирякова