- Хантыйский
- Русский
Касум вошн мӑӊхӑтӆ вәс
Нуви сӑӊхум район Касум вошн хәӆмит оӆ мўвтєӆ шуши мирӑт мӑӊхӑтӆӑн «Югра мўвевн хўӆ веӆпӑсӆӑты вєр» нємпи мӑӊхӑтӆ вєрӑнтӆы. 2020-мит оӆн пандемия пӑта щи хӑтӆ онлайн щирн вєрӑнтсы. Тӑм оӆн мирхот сыры иты мӑнӑс, тәп шєӊк ар хуят щив ӑн вохсы.
мӑӊхӑтӆ пурайн арсыр вәнӆтыйӆты хӑрӑт вєрӑнтсыйт. Щи хӑтӆӑн тӑм ванӑн вєрум сохӑӆ ваньщты нурум мира ванӆтӑсы. Хутыса щи ут вєрты мосӆ, щи оӆӑӊӑн хӑнты хә Андрей Александрович Ерныхов путӑртӑс. Ӆўв айӆат пураяӆн щимӑщ утн сохӆӑт ваньщӑс па эвтӑс, щиты ӆўв рәпитты оӆӊитӑс. Ӆўв Евгений Тарлин пиӆа ванӆтӑсӊӑн, хутыса щи утн павӑртӑт эвӑтты мосӆ. Йис пурайн щи утн хоп пӑта х эвӑтсы.
Па хӑрн мойӊ ёх уша павӑтсӑт, хутыса йис пурайн хәӆ әӊх вєрсӑт. Интӑм вәӆупсыйн хӑннєхә әӊх ӑн ӑкӑтӆ па юӆн щи ут пиӆа нємӑӆт ӑн вєрӆ. Мосӆ лупты, ХХ-мит йис кўтуп вәнты хәӆ әӊх мир вєрсӑт, щит аюм кана тӑйсы, щӑӆта хопӑт әӊхӑщсӑт.
Щиты әӊх вєрсы: оӆӊӑӆн хәӆ х еша эвӑтсы, щи эвӑӆт әӊх єтӑс, щи пийн ӆўв сусма ювӑнтӑс. Щӑӆта щи питы сусум утӑт ӑкӑтсӑт па вән пўтн кавӑртсӑт, кӑр па х эвӑӆт сыстамтсӑт. Вєрум әӊх сусма йиӆ, щиты хўв мӑр тӑйсы.
Хән хоп әӊхӑщты мосӑс, щит хошмӑӆсӑт па хоп нєрсӑт. Щиты хопа йиӊк ӑн питӆ.
Щӑӆта мӑӊхӑтӆӑн па тӑхийн нєӊӑт хўӆ сух вєрты вәнӆтӑсӑт, хўӆ шӑнш ӆўвӑт эвӑӆт тўрӆопсӑт вєрсӑт па тунтыйн хўӆ хӑншсӑт.
Па тӑхетн мойӊ ёх уша павӑтсӑт, хутыса хўӆ нхӑсты, эвӑтты мосӆ, хутыса шәмӑх, юхӑл, хўӆ вуй вєрты, хутыса нянь кәрн хўӆ кавӑртты.
Щӑӆта ай ӆорн юрн хопн хӑтӑтьӆясӑт, щит шєӊк сора йира кєрӑтты хоп, щи утн кашӑӊ хӑннєхә ма ӊхты щир ӑн тӑйӆ. Амня юханӑн мойӊ ёх сӑран хопн тәтьӆясыйт. Щи вән хоп щимӑщ мӑӊхӑтӆӑн 2019-мит оӆн вєрӑнтсы, Андрей Александрович па Николай Ерныховӊӑн ванӆтӑсӊӑн, хутыса щит вєрты мосӆ.
мӑӊхӑтӆ пурайн няврємӑт пӑта юнтты хӑр вәс, ӆыв уша павӑтсӑт, хутыса арсыр хўӆӑт хӑнты щирн аӆьщӑсыйт. Щӑӆта х эвӑӆт вєрум хўӆ оӆюпн нєрсӑт.
Хӑнты хотн Харсурт Еня (Евгения Салахова) мойӊ хуятӑт ӆавӆӑс, ӆўв моньщ моньщӑс, хутыса сорт ухӑӆ вєрӑс.
Щӑӆта мирхот пурайн ванӆтупсы вєрӑнтсы, юхтум мир уша павӑтсӑт, муйсӑр утӑтн хӑнтэт хўӆ веӆпӑсӆӑӆӑт.
Етн пєԯа мойӊ ёх Амня юханӑн тухӑӆн хўӆ веӆпӑсӆӑты щир тӑйсӑт. Веӆум хўӆ ӆыв пӑнӑн вўйӆясӑт, ӆәӆн юӆн арсыр єпӆӑӊ ӆєтут кавӑртты.
мӑӊхӑтӆ «Касум ёх» тӑхи ёх, «Ильбигорская», «Осётные», «Нярса» общинайт па «Люкан», «Пўпи» тӑхеӊӑн ёх иха ӆэщӑтсӑт. «Страшко» ИП тӑхи ёх сохӑӆ ваньщты нурум вєрты пӑта х павӑртӑт мӑсӑт.
Мєт оӆӑӊ пўш сохӑӆ эвӑтты ут бронзовой йисн вєрӑнтсы. Кӑт хӑннєхә щи утн сохӆӑт ваньщсӑӊӑн, щитӑт эвӑӆт тўтӑӊ хопӑт вєрӑнтсыйт. Касум вошн хўӆ веӆпӑсӆӑты тӑхетн ищимӑщ утӑт вәсӑт. 1960-мит оӆӑтн Осётные кәртӑн Андрей Ерныхов щимӑщ утн рәпитӑс, Михаил Песков пиӆа сохӆӑт ваньщсӑӊӑн па эвӑтсӑӊӑн.
Елена Федотова хӑншум путӑр хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Надежда Рагимова
В Казыме прошёл фестиваль «Рыболовные традиции Югры»
Уже третий год ко дню коренных народов мира (9 августа) в Казыме организуют фестиваль «Рыболовные традиции Югры». Если в 2019 фестиваль прошел с размахом, то в 2020, из-за пандемии мероприятия были перенесены в онлайн. Делились видеорецептами приготовления блюд, рассказывали сказки о рыбах.
В итоге выпустили диски и несколько книг. В этом году фестиваль прошел в обычном режиме, только без особого размаха, количество зрителей было ограничено. И весь фестиваль разделили на большое количество мастер-классов, мероприятий, которые проходили на разных участках огромной территории под открытым небом. Началось все с открытия нового крупногабаритного экспоната - ручной пилорамы (Сохəԓ ваньщнурəм). Инициатор установки пилорамы Андрей Александрович Ерныхов начинал свою трудовую деятельность именно на такой пилораме. Вместе с Евгением Тарлиным они показали принцип распиливания бревен. Именно таким способом добывались доски для строительства лодок.
Немного истории
История пилорам уходит в глубину веков, начинается она с обычных пил. Первые пилы появились в Бронзовом веке. Уже в начале I тысячелетия до н. э. в государстве Финикия была изобретена двуручная пила. Благодаря этой пиле стала возможна выработка бруса, который в свою очередь использовался в кораблестроении. Чуть позже, для привода пилы в движение догадались использовать водяное колесо. В итоге данная конструкция долгие годы была основной, вплоть до изобретения парового двигателя. Что впоследствии стало прототипом современных пилорам.
До изобретения лесопилок роспуск леса по вдоль производился вручную. Происходило это с помощью специальной двухметровой пилы с длинными ручками. Пилили бревно вдвоем — один человек находился на помосте сверху бревна (верхний пильщик), второй внизу, в яме. Раскрой бревна был физически очень тяжёлым и долгим занятием. Всё ещё осложнялось тем, что на нижнего пильщика сыпался ворох опилок. Верхний должен был обладать недюжинной физической силой. Толщина доски зависела всецело от верхнего пильщика, который направлял пилу по заранее намеченной линии. Производство досок и бруса путём ручного распиливания было дорогим. Такие ручные пилорамы были установлены на каждой рыболовецкой артели в с Казым. Этой пилой пользовались в рыбартели, где сейчас располагается д. Осетные. В начале 60-х годов Андрей Александрович Ерныхов начал свою трудовую деятельность именно на такой пилораме. Их поставили работать на ручную лесопилку вместе с Песковым Михаилом. Как работать на ней, никто не объяснил. Они вдвоем только три дня разбирались, подстараивались, пока приноровились. Доски использовались на строительство полов, крыши, лодок.
Второй мастер-класс в мужской мастерской был связан с восстановлением старинной технологии вытапливания еловой смолы. В настоящее время смолу практически не используют в повседневной жизни, в обиходе, хотя мастера еще помнят, как она добывалась. Вплоть до середины 20 века еловая смола использовалась повсеместно как клей, для смоления лодок. Для этого делались на ели насечки, живица выходила, потом кристаллизовалась, деревенела, превращаясь в наросты темного цвета. Их собирали и в котлах вытапливали, отделяли от древесины, коры, хвои, грязи. Вытопленную смолу хранили в твердом виде. При смолении лодок смолу нагревали, а для связки использовали оленью шерсть. Этим составом смолили лодки, чтобы они не протекали.
В женской мастерской можно было попробовать выделывать рыбью кожу, делать украшения из рыбьих позвонков, нарисовать орнамент рыбы на бересте.
На гастрономических мастер-классах учились разделывать рыбу на шомах, юхал, на засолку вытапливать рыбий жир, запекать рыбу в нянь-коре. Кстати, одна из национальных печей была построена в 2019 году на первом фестивале.
На небольшом озере желающих учили кататься на обласах, у нас их называют «ненецкие лодки» - юрн хоп. Это очень юркая лодочка, управлять ею нужно мастерство, чувство равновесия. А на реке Амня можно было прокатиться на саран хопе – «зырянской лодке». Эту большую деревянную лодку сделали в 2019 году именно на фестивале «Рыболовные традиции Югры», восстановил технологию Андрей Александрович Ерныхов с помощником Николаем Ерныховым.
Для детей были подготовлены игры - пазлы, где можно было выучить названия игра на хантыйском языке. Каждый желающий мог раскрасить рыбку из дерева на память.
В национальной избе всех ждала Евгения Салахова – Харсурт Еня, которая рассказывала сказку «Как щука себе голову сделала», показывала косточки из головы щуки.
Во время фестиваля работала сельская благотворительная ярмарка, которую подготовил Фонд поддержки угорских проектных инициатив.
Во время фестиваля работала выставка «Рыбалка на земле Священного Озера». Это итог поездки в экспедиции на озеро Нумто, на стойбище Кантеровых Григория Николаевича и Тамары Пийтомовны и стойбище Пяк Александра Аляковича и Татьяны Дмитриевны. Каждый желающий увидел редкие экспонаты – морды-гимги по-пимски, черпаки, короба. На фотографиях можно было познакомиться с запорным видом рыболовства.
Завершился фестиваль вечерней рыбалкой на реке Казым. Рыбачили неводом. Пойманную рыбу все желающие смогли разделать и увезти с собой, чтобы дома продолжить приготовление рыбных блюд. Фестиваль подготовили и провели сотрудники Центра «Касум ёх» совместно с национальной общинами «Ильбигорская», «Осетные», «Нярса», ООО «Люкан», Фондом ПУПИ. Спонсором выступила ИП Страшко – выделили бревна для установки ручной пилорамы.
Елена Федотова, перевод Надежды Рагимовой