- Хантыйский
- Русский
Кўлупев Красной чум эвӑӆт тывӑс
Щи оӆӑӊӑн Корлики кәртӑн сєма питум, тӑта вәӆты па Вах юхан хонӑӊӑн хӑнтэт йис вәӆупсы тәты нє Антонина Алексеевна Исаева (Прасина) лупӑс. Ӆўв кәртӑӊ культура хот кәща Светлана Николаевна Ульянова пӑта мєт вуӆаӊ ӆӑӊкӑр нє, арсыр вєрӑтн нётӆ.
А.А. Исаева лупӑс, мєт сыры Корлики кәртӑн Вах юхан хонӑӊӑн Красной чум омсӑс, щӑта мир кинайт, якты-ариты хот вантты, киникайт ӆўӊӑтты вєритсӑт. 1970-мит оӆн кўлуп хот омӑссы, 1974-мит оӆн культура вєрӑт тәты питсыйт, ариты-якты хӑрӑт тывсӑт. Мєт сыры ӆыв вўт кәртӑта ӊхсӑт па пирӑщ ёх эвӑӆт йис путрӑт, моньщӑт, ӆўӊтарӑт, арӑт магнитофона, щӑӆта нєпека нух хӑншсӑт. Щӑӆта А.А. Исаева сыры ӑшколайн «Истоки» па щӑӆта кўлупӑн «Ворант нынэт» («Вәнт нєӊӑт») нємуп хӑнты арӑт ариты тӑхеӊӑн пўншӑс.
Кәща нє Светлана Николаевна Ульянова лупӑс, м арат оӆ юхӆы Корлики кәртӑӊ культура па катра пурмӑсӑт ӆавӑӆты хотӊӑн иха пиӆтащсыйӊӑн па ӆын Ларьяк кәртӑӊ культура хота ӆуӊты питсӑӊӑн. Еӆӆы ай тәс:
– Мўӊ хущева ариты-якты яӊ тӑхи вәӆ. А.А. Исаева тӑм пура вәнты ипўӆяӊ кӑт тӑхи тәӆ. Щи тумпи ӆўв «Намӑт» хӑрн эвет шўкщӑты вєра вәнӆтӑӆ. Кәртӑӊ имет «Русская душа», «Родные напевы» рўщ арӑт ариты тӑхеӊӑнӑн ариӆӑт. Няврємӑт «Свирелька», «Домисолька», айӆат ёх «Экспромт», «Golden Star» тӑхетн ариӆӑт па якӆӑт. Хурамӑӊа путрӑт, ӆўӊтарӑт ӆўӊӑтты вәнӆтыйӆты пӑта «Художественное слово» хӑр рәпитӆ. Етнхот аӆьты щира ищи нємасыя театр тӑхи вәӆ.
И вән нўша – кўлуп хотэв вєра катрая йис, щи тумпи тӑта шєӊк рмат. Тӑӆ пурайн тӑта ищки.
2020-мит оӆн мўӊ хотэв 50 оӆа йиӆ. Ӆавӑӆӆўв, хән йиӆуп хот омӑсӆы. Ин тәп йиӆпатӆўв. Кўлупев сєма питум хӑтӆ постум оӆн Нижневартовской район культура вєрӑт тәты кәщайт мўӊева сот щурӑс шойт мойӆӑсӑт. Щи вух унтасн мўӊ тӑм йис мосты утӑт, щўӊкӑт, интернетн рәпитты пӑта нємасыя антенна ӆәтсўв. мӑӊхӑтӆ пурайн мўӊ хущева Анатолий Прокопьевич Кауртаев юхтыӆӑс, ар тёпӑӊ ясӊӑт лупӑс, тынӑӊ мойӆупсэт мойӆӑс. Мўӊ нәптаӆ вәна ювум ики мосман тӑйӆэв. Хәнты ӆўв Красной чум эвӑӆт культура хот вєрты пӑта нємасыя поступсыйн ёш пос пунӑс.
С.Н. Ульянова эвӑӆт уша вєрсум, итәх пурайн ӆыв ариты-якты тӑхет ёх арсыр вән мӑӊхӑтӆӑта ӊхӆӑт. Кашӑӊ оӆн лыпӑт єнумты тыӆӑщн ӆыв Нижневартовск воша «Самотлорские ночи» фестивалян вошӑӊ па мойӊ мир еӆпийн ариӆӑт па якӆӑт. А.А. Исаева лупӑс, сыры оӆӑтн няврємӑт пиӆа «Салыкве» («Вўӆые»), «Живущие по солнцу» па па мӑӊхӑтӆӑта ӊхсӑт. Щи тумпи ӆўв шуши мир ариты-якты тӑхеӊӑн эвет-пухӑт пиӆа па хон пєлӑк Швеция, Болгария мўвӊӑнӑн вәс. Щӑта вәӆты ёха шєӊк әмӑщ мўӊ увӑс мирӆўв йис вәӆупсы оӆӑӊӑн уша вєрты.
Корлики – щит Вах юхан хонӑӊӑн вәӆты хӑнты па юрн ёх мўв, щирн щӑта шуши мир мӑӊхӑтӆӑт ищи ӆэщӑтӆыйт. м арат оӆ юхӆы Корлики кәртӑн «Вўӆы ӆавӑӆты, веӆпӑсӆӑты ёх» кєша мӑӊхӑтӆӑт вєрсыйт, щив Ларьяк, Новоаганск, Вата па па кәртӑт эвӑӆт мойӊ ёх юхтыйӆсӑт.
Щи тумпи Вурӊа хӑтӆ, ай хопӑӊ кӑсупсы, Мўвтєӆ шуши мир хӑтӆ, рәт финно-угрӑт хӑтӆӑт па па мӑӊхӑтӆӑт постӑӆыйт. «Хәнты «Хӑнты мир йис рәтӑт» нємпи етнхот ӆэщӑтсум, щи пурайн кәртӑӊ нӆ рәт ёх ӆыв йис вәӆупсы оӆӑӊӑн ай тәсӑт. Щи пурайн Корлики кәртӑӊ мир Кунин, Прасин, Каткалев па Пыгатов рәтӑт оӆӑӊӑн уша павӑтсӑт. Ӆывеӆа тынӑӊ мойӆупсэт мойӆӑсўв. хтум кәртӑӊ мира мӑӊхӑтӆ шєӊк мәстӑс», – лупӑс А. Исаева.
Юхи хӑщум оӆӑтн Корлики кәртӑн Ас нопӑтты тыӆӑщ 9-митн ищи Вуӆаӊ Отечественной ӆаӆьн ӆаӆясум ёх хурӑт пиӆа шәшӆӑт. Тӑм кәрт эвӑӆт 34 хуят ӆаӆя мӑнӑс, нємуӆт хуят юхи ӑн кєрӆӑс. Щи тумпи хӑнтэт ӆаӆясум ёх пӑта хўӆ па вой веӆпӑсӆӑсӑт. «Ӑӊщащєм Григорий Николаевич Прасин 1905-мит оӆн сєма питӑс, 1943-мит оӆн ӆаӆясты мӑнӑс. Ас хӑӆты тыӆӑщ 30-митн 1945-мит оӆн ӑнтәма йис», – нәмӑӆмӑс Антонина Исаева.
Щиты хӑтӆ єтты пєлӑк хӑнтэт хуща йис вәӆупсэӆ ӆавӑӆман тӑйӆы.
Путь от Красного чума до Дома культуры
Именно Красный чум стал прародителем Дома культуры села Корлики Нижневартовского района. Об этом нам рассказала старожил села Антонина Алексеевна Исаева (Прасина), которая также является и первой помощницей художественного руководителя сельского Дома культуры Светланы Николаевны Ульяновой.
По словам А.А. Исаевой, когда-то давным-давно на берегу реки Корлик стоял Красный чум, в котором была кинобудка, библиотека. Лишь в 1970-м году в центре посёлка построили здание под Дом культуры, который открылся в 1974 году. На тот период стояла одна из главных задач учреждения – это возрождение и сохранение традиционной культуры ваховских ханты, поэтому сельская интеллигенция начала записывать на магнитофон фольклорные произведения, песни, потом расшифровывать и переносить на бумагу. Всё это позволило А.А. Исаевой создать сначала при школе детский фольклорный коллектив «Истоки», а затем уже в клубе организовать взрослый женский коллектив «Лесные женщины».
Рассказывая об учреждении, Светлана Николаевна Ульянова отметила, что несколько лет назад сельский Дом культуры объединили с музеем, а вместе они являются подведомственным учреждением Культурно-досугового центра села Ларьяка:
– В нашем Доме культуры насчитывается десять творческих коллективов. А.А. Исаева – руководитель сразу двух фольклорных коллективов – детского и взрослого, кроме этого, ведёт кружок по декоративно-прикладному искусству обских угров «Игольница». Также здесь собираются на репетиции солистки ансамблей русской народной песни «Русская душа», «Родные напевы», детского вокального ансамбля «Свирельки», сольного ансамбля «Домисолька», ансамбля «Экспромт», танцоры хореографического коллектива «Golden Star», а также чтецы кружка «Художественное слово». Репетиции длятся до самого позднего вечера.
Одна из самых больших проблем – старое ветхое здание, которое продувается холодными зимними ветрами. Кроме этого, для такого большого количества коллективов уже и места для репетиций мало. Пока только обходятся косметическим ремонтом, а ведь в 2020 году зданию исполнится 50 лет. Сельчане пока пребывают в ожидании нового здания. В один из последних юбилейных дат руководство Нижневартовского района пообещало строительство нового Дома культуры. На юбилейные торжества приезжало много гостей, среди которых был и уважаемый в районе человек – Анатолий Прокопьевич Кауртаев. Когда-то именно им было подписано Постановление об открытии Дома культуры в селе Корлики.
Творческие коллективы села иногда выезжают выступать и за пределы посёлка, они – частые гости фестиваля «Самотлорские ночи», который ежегодно в июне месяце проходит в столице Самотлора – городе Нижневартовске. А.А. Исаева рассказывает, что она старается вывезти фольклорные коллективы на различные праздники, связанные с сохранением и популяризацией традиционной культуры обских угров. Юные солисты детского фольклорного коллектива «Истоки» не раз были участниками фестивалей «Салыкве» (манс. «Оленёнок»), «Живущие по солнцу» и т.д. Они также представляли культуру народа ханты в Швеции и Болгарии. Зарубежная публика с восторгом принимала самобытные коллективы, им интересно было услышать необычный язык, увидеть танцы других народов, соприкоснуться с уникальной культурой северных народов России.
Корлики – историческая родина ваховских ханты и лесных ненцев, поэтому здесь стараются сохранять культуру этих народов. Раньше часто проводился «Праздник рыбака, охотника и оленевода», на который съезжались как рыбаки, охотники, оленеводы, так и самобытные артисты из сёл Ларьяка, Новоаганска и Ваты. Кроме этого, здесь ежегодно проводится День прилёта вороны, соревнования по гонкам на обласах, Международный день коренных народов, декада родственных финно-угорских народов и др. «Однажды с успехом провели «День хантыйских родов», на который откликнулись местные ханты Кунины, Прасины, Каткалевы и Пыгатовы. Сельчане и гости посёлка познакомились с интересными историями появления этих родов, об уникальных личностях, об их вкладе в развитие села Корлики, Нижневартовского района, Югры, а также России. Все остались довольны этим мероприятием», – с гордостью рассказала Антонина Исаева, которая происходит из древнего хантыйского рода ваховских ханты Прасиных.
В последние годы в селе Корлики, как и по всей стране, каждое 9 мая проходит Бессмертный полк. Известно, что из деревни Корлики на фронт ушло 34 человека, никто не вернулся. Кроме этого, на нужды фронта трудились рыбаки, охотники и оленеводы. «Мой дед Прасин Григорий Николаевич, 1905 года рождения, был призван в ряды Красной Армии в 1943 году. Из присланных мне документов из окружного военкомата стало известно, что он погиб 30 января 1945 года. Больше о нём ничего не известно. Даже нет фотографии, но это и понятно, в те далёкие года не всем было доступно фотографироваться. А вообще перед войной Корлики была деревней, здесь стояло несколько избушек, берестяных чумов, но сюда съезжались со всех близлежащих стойбищ, это был своего рода некий центр», – рассказывает Антонина Исаева.
Вот так и проходит культурная жизнь жителей самого отдалённого населённого пункта автономного округа.