- Хантыйский
- Русский
Ӆўв ар сувӆ хиӆыӆаӆн еӆӆы ариӆа
Касум мўвн Вўтвош пўӊӑӆн ар хӑнты мир вўӆы ӆавӑӆман, вой-хўӆ веӆпӑсӆуман вәӆӆӑт. Имуӆтыйн щи мўвн арӑӊ, моньщӑӊ каркам па м нумсуп ики Данил Николаевич Тарлин вәс. Ма ӆӑӊхаӆум тӑм хуят оӆӑӊӑн хӑншты.
Ӆўв Помут вошн сєма питӑс па єнмӑс. Ая вәӆум оӆӆаӆ кєнӑт ӑн вәсӑт. Вантэ, хәӆум оӆа тәп ювмаӆн ӑӊкиеӆ хўв пӑнта мӑнӑс. Щиты ай пухие ащеӆн єнмӑӆса. Ӑӊки лупум нявлӑк ясӑӊ ӑн нәмӆ па ӑӊкие шӑншӑн ӑн пуньхємӑс. Муй тӑхия ащеӆ вўӆєӊ әхӑӆн ӆєӆумӆ, ӆўв әхӑӆ пушия щи омсумӆа. Щиты пухие шәкащман єнмӑс.
Вуӆаӊ Отечественной ӆаӆь оӆӊитумн ӆўвеӆа нивӆ оӆ вәс. Щирн ӆўв вән хуятӑта хўӆ веӆпӑсӆӑты нётӑсӑс. Тӑӆн ӆаӊки кӑншман, вәнтыман вәс. Ай тєӆн вўӆы пиӆа катӆӑсыйӆты хошӑс. Щӑӆта пӑӆтап ӆаӆь хуӆам пийн Данил Николаевич вўӆєӊ әхӑӆн Помут вош эвӑӆт Вўтвош вәнта пәщта нєпекӑт, пищмайт тўвман рәпитӑс.
Ӛхӑт ёшӆ ёша ювум пийн, кўрӆ кўра ювум пийн Касум совхосн 30 оӆ муӆтас няврємӆаӆ ӑӊки Дарья Григорьевна Тоголмазова пиӆа вўӆы ӆавӑӆман вәс. Ар оӆ мӑр 9-мит тащ кәщая рәпитӑс. Вўӆы ӆавӑӆман Касум пўӊӑӆ ар ёхум, ар нӛрум кўрн па шәшийӆсӑӆэ. Вантэ, вўӆы ӆавӑӆты рәпата шєӊк ӆавӑрт, ӆоньщ муй па рт хӑтӆ иса авиеӆӑн вантыйӆман тӑйӆӑӆӑн. Щӑӆта щурсӑӊ тащ тӑйты ищи хошты мосӆ. Ар оӆ мӑр ма рәпитмаӆ пӑта ишӑкты нєпекӑтн па мойӆупсэтн катӆуптыйӆса.
Данил Николаевич нәптӑӆ вәӆум Дарья Григорьевна пиӆӑӆ пиӆа эвеӊ хот, пухӑӊ хот єнмӑӆсӑӊӑн. Ӛхӑт рўтьщӑты мӑнман пийн имеӊӑн-икеӊӑн юкан вўӆыеӆӑн ӆавӑӆман вәнт кәртӑн вәсӊӑн. Ин ӆыв вәнт кәртэӆн пухн Павел Данилович вәӆ. Ащеӆ вєр еӆӆы тәӆ. Вән пухӑӆ Владимир Данилович ищи ащеӆ иты ар оӆ мӑр Касум совхосн 9-мит тащн кәщая рәпитӑс.
Данил Николаевич вєра ма пўпи якты хот арӑт вәсӆэ. Ӆўв арсыр Най-Вәрт арӑт арийӆӆӑс. Вантэ, Николай Яковлевич ащеӆ па Якәп щатьщащеӆ эвӑӆт ар йис путӑр, моньщ, тӑрнӑӊ арӑт, Най-Вәрт арӑт хәӆӆяс. Ӆўв ая вәӆмаӆн ар пўш вантыйс, муй иты ёх и хота ӑкумӆӑт па пўпие кєша мӑӊхӑтӆ вєрӆӑт, щирн ӆўв мурта арӑт, ӆўӊӑӆтупӑт вантӑс па хәӆӑнтӑс.
«Пўпи якты хот» вєрӑт вәнӆтӑты учёной ики Тимофей Молданов лупӑс:
– Вантэ, хўв мӑр «Пўпи якты хот» лащн ӑн єсӑӆса вєрӑнтты. Ӛхӑт 1988-мит оӆн мєт оӆӑӊ пўш ар мир вантты кєша Аган юхан мўв хӑнтэт хуща ӆэщӑтса. Щӑӆта ищи щи оӆн Ёмвошн «Пўпи якты хот» вєрса. Щив вән Най-Вәрт арӑт вәты хуятӑт иха ӑкӑтсайт. Щирн Касум мўв эвӑӆт Данил Николаевич Тарлин юхтыӆӑс па мӑӊ арӑт арийс. Ӛхӑт Вўтвошн 1991-мит оӆн пўпие якты хӑрн вәс. Щи пийн Кышик воша 1992-мит оӆн пўпи пухие мӑӊхӑтӆа ӊхӑс. Данил Николаевич тумпеӆ ма пӑнт патыя Най-Вәрт арӑт вәсӆэ.
Тӑмӑщ арӑӊ, моньщӑӊ ики мўӊ эвӑӆтава хўв пӑнта ӆўӊӑн 2006-мит оӆн ӆєӆумтӑс.
Ӆўв хиӆэӆ Олег Тарлин Ас-угорской «Хӑтӆ» нємпи театр хуща рәпитӆ. Тӑм пухие тәса хә якӑт якӆ. Хуйн вәӆы, мосӑӊ, ӆўв хәнты хӑтӆ щатьщащеӆ ариюм мӑӊ ар сувӑт еӆӆы сәхтӑӆӆэ.
Его песню и сказку внуки продолжат
На Казымской земле издревле коренные народы занимаются оленеводством, рыболовством. Сегодня хочу вам рассказать об оленеводе, знатоке фольклора, исполнителе репертуара «Медвежьих игрищ».
Данил Николаевич Тарлин родился на стойбище вблизи деревни Помута в юртах Ильбигорта Берёзовского (ныне Белоярского) района. Годы его детства были нелёгкими, он осиротел в возрасте трёх лет. Воспитанием мальчика занимался отец Николай Яковлевич, и куда бы он не направился на оленной нарте, сына брал с собой. В последующем ещё долго в народе говорили: «Мальчик, выросший в дороге, в нарте».
Когда началась Великая Отечественная война, Данилу исполнилось 8 лет. Он наравне со взрослыми рыбачил, а зимой добывал дичь. Затем он развозил почту на оленьих нартах с деревни Помут до ближайшего населённого пункта Юильска.
Данил Николаевич всю жизнь проработал в Казымском совхозе в оленевод-ческой бригаде № 9 бригадиром. С супругой Дарьей Григорьевной воспитали десятерых детей. Сегодня дело отца продолжают сыновья – Владимир Данилович Тарлин как и отец много лет проработал бригадиром оленеводческой бригады номер 9 в Казымском совхозе. Сын Павел живёт на родовом стойбище и присматривает за стадом рода Тарлиных.
Данил Николаевич с детства был участником проведения обряда «Медвежьих игрища». Сказки, преданья и песни медвежьих игрищ перенял у своего деда – Якова и отца – Николая Яковлевича, они были выдающимися знатоками и исполнителями хантыйского фольклора.
Кандидат истроических наук Тимофей Молданов прокомментировал:
– Медвежий праздник вплоть до конца 1950-х гг. находился под жёстким запретом, хотя тайно он проводился. Конец 1980-х гг. – особый период в истории обско-угорских народов. Эта особенность связана с тем, что в корне меняется официальный статус традиционных культур. Они стали именоваться «уникальными», «самобытными», начали получать поддержку официальных органов власти. Для национальной интеллигенции, вышедшей из традиционной среды, данный этап стал возможностью выразить собственное понимание ценностей своей культуры, в том числе фольклора. В 1988 году по инициативе представителей национальной интеллигенции Ю.Н. Шесталова, Е.Д. Айпина были проведены «Медвежьи игрища», Данил Николаевич принял в них активное участие. Также 1991 году Д. Тарлин исполнил множество ритуальных песен на празднике «Медвежьи игрища». Далее в Ханты-Мансийском районе в посёлке Кышике в 1992 году на таком же празднике принял участие, исполнял песни духов-покровителей.
Знаток фольклора народа ханты, оленевод Данил Николаевич Тарлин в мир иной ушёл в 2006 году.
Сегодня внук Данила Николаевича Олег Тарлин работает артистом театра обско-угорских народов. И он достойно продолжает исполнять песни и сказки деда.