- Хантыйский
- Русский
Хӑтӆ єтты пєлӑк мўвн няврємӑт вәнӆтӑӆ
Кашӑӊ сўс мўв ӆуваттыйн эвет, пухӑт вәнӆтыйӆты вўнтӆӑт. Няврєм вәнӆтӑты ёх ӆывты ӆўӊӑтты, хӑншаньщты па тәса, ма вәӆупсы хўват шәшты вәнӆтӑӆаӆ. Хўв йис тєӆн вәнӆтыйӆты вєрӑт мєт мосман тӑйӆайт. Тәса рәпитты учитель унтасн эвет, пухӑт вәӆупсы хўват ма мира нётӆӑт па ӆыв вещкат нумсуп хӑннєхәя єнумӆӑт. Вантэ, муй иты айӆат ёх вәнӆтӑӆыйт, щимӑщ хуятӑт питӆӑт еӆӆы мўӊ мўвевн рәпитты. Ма тӑм ванӑн няврємӑт вәнӆтӑты хӑнты имие Марина Александровна Прасина пиӆа вәйтантыйӆсум па путартсумн.
– Путӑртэ, муй тӑхийн рәпитӆӑн?
– Ма 1986-мит оӆн Ёмвошн педучилище етшуптӑсєм. Еӆӆы Сәрханӆ воша китсаюм рәпитты. Щив юхӑтсум, вәӆты хот ӑн вәйтсум. Щиты Нижневартовской район кәщайтн Охтеурье ай воша партсаюм мӑнты рәпитты. Щӑта ма оӆӑӊмит па хәӆмит класс вәнта няврємӑт вәнӆтуман вәсум. Имуӆтыйн нумӑс вєрсум єнмум рәт мўвєма мӑнты. Щиты юхи Корлик вошєма юхӑтсум. Мєт оӆӑӊ щӑта интернат хуща няврємӑт вантыйӆман тӑйты нєӊа рәпитсум. Ӑшколайн эвет, пухӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты 1989-мит оӆн вўнтсум. Щӑӆта Ларьяк воша 1993-мит оӆн касӑӆсум па щӑта няврємӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты оӆнитсум. Вантэ, сыры оӆӑтн ӆапӑт мӑр кашӑӊ классн эвет па пухӑт рәт ясӑӊ кӑт щос мӑр уша вєрӑнтсӑт. Щӑӆта щирн ай ёх ясӊеӆ ма вәсэӆ.
– Ин па муй вўрн няврємӑт хӑнты ясӑӊ вәнӆтӑӆӑт нын ӑшколаянӑн?
– Ларьяк вош ӑшколайн няврємӑт рәт ясӊеӆ факультативной щирн 2018-мит оӆ вўш эвӑӆт вәнӆтӑты питсэӆ. Ин хӑнты ясӑӊ ӑшколайн нємасыя ӑн вәнӆтӑӆы. Щи щирн тәп вєра ясӑӊ вәты ӆӑӊхаты айӆат ёх юхтыйӆӆӑт. Мӑнєма щи няврємиет шєӊк шаӆь. Вантэ, рәт ясӑӊ вәты айӆат ёх ямашӑк вәнӆтыйӆӆӑт. Ма щирємн, кашӑӊ хӑнты пушӑха рәт ясӑӊ вәты мосӆ.
Ин ӑшколайн хуӆыева урокӑт етшӑты пийн хӑнты ясӑӊ факультатив щирн кимӑтмит, хәӆмит па нӆмит класс няврємӑт вәнӆтӑӆӑт. Ай эвета па пухӑта әмӑщ ясӑӊ вәнӆтӑты. Щи пӑта ӆыв хуӆыева рәт ясӑӊ уша вєрты ӊхӆӑт. Мўӊ ӆыв пиӆаӆа ха моньщӑт ӆўӊӑтӆўв. Арсыр хӑнты мир юнтӑтн юнтӆўв. Арсыр кӑсупсэтн кӑсӆўв. Рәт ясӑӊ әхтыйн олимпиадая ӊхийӆӆўв. Тәняӆ 2018-мит оӆн ма рәт ясӑӊа вәнӆтум няврємєм Семён С. Нижневартовской район ӆуваттыйн олимпиада хуща оӆӑӊ тӑхия питӑс. Тӑм оӆ хәӆмит тӑхия Вах мўв эвет па пухӑт кўтн Виктория С. питӑс. Хӑнты ясӑӊ кӑсупсыйн нух питум няврємӑт районэв кәщайн вухн па ишӑкты нєпекӑн мойӆуптӑсыйт.
Щӑӆта ветмит класс вўш эвӑӆт ртъяӊмит классӑтн вәнӆтыйӆты айӆат хуятӑт «Культура народов Севера» нємуп вєр вәнӆтӑӆӑт. Тәп щӑта ӆыв рәт ясӑӊ уша ӑн вєрӆӑт.
– Нӑӊ муйсӑр киникайт хўват эвет, пухӑт вәнӆтӑӆн?
– Вах юхан мир рәт ясӑӊӑн киника шєӊк шимӆ. Щӑӆта няврємӑт вәнӆтӑты нємасыя киника ӑнтәм. Щи пӑта ма ай ёх вәнӆтӑтєм кєша хӑтӆ єтты пєлӑк мўв хӑнты ясӑӊӑн нєпекӑт ӆэщӑтсум. Мўӊ рәт ясӊевн аршӑк киника айӆат хуятӑт кєша хӑншты мосӆ.
Вах юхан няврємӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты ими Марина Александровна Прасина ясӊємн сухмум кємн лупӑс:
– Вантэ, кашӑӊ ай эвие, пухие ӑшколая нюр м нумӑсн юхӑтӆ, тәп еӆӆы мўӊева хошты мосӆ щи хӑннєхә тәса вәнӆтӑты.
Тӑм сўс 2019-мит оӆн М. Прасина оӆӑӊ ӑшколая юхтум ай тёпиет вәнӆтӑты вўянтӑс.
Указывающая путь
В жизни каждого человека есть люди, которые помогают сформировать правильные черты характера и мировоззрение. Народ ханты таких людей называет 'ӛш памӑтты хӑннєхә' – 'человек, указывающий путь'. Сегодня эту роль во многом выполняют учителя. И особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий в нужный момент сказать правильные слова, увлечь детей знаниями. Марина Александровна Прасина является внимательным и чутким педагогом. Встретившись с ней, я поинтересовалась о её работе.
– В 1986 году я окончила педагогическое училище в городе Ханты-Мансийске и меня направили в Сургут работать учителем начальных классов. Здесь проработала совсем недолго, возникли проблемы с жильём. Было принято решение вернуться домой. В администрации Нижневартовского района меня направили работать в село Охтеурье. Именно в этой школе у меня были первые ученики, класс. Младшие школьники любознательны, доверчивы, им всегда нужна своевременная поддержка и помощь учителя. Я стараюсь каждому ребёнку уделять внимание. Когда мой класс окончил начальную школу, я переехала в родное село Корлики. Там работала воспитателем школы-интерната. В 1989 году меня пригласили в школу преподавать хантыйский язык. Но однажды я встретила свою судьбу, создала семью и переехала в село Ларьяк. Так с 1993 года в Ларьякской школе работаю учителем хантыйского языка.
– В каких классах преподаётся хантыйский язык?
– До недавнего времени в нашей школе родной язык преподавался в каждом классе, в неделю на эту дисциплину выделяли два часа. Дети лучше владели хантыйским языком. С 2018 года преподавание хантыйского языка перевели во внеурочную деятельность. Поэтому мои уроки посещают не все дети, а только по желанию. Но я заметила, те дети, которые владеют родным языком, и по другим предметам лучше учатся. Ребята начальных классов с удовольствием посещают уроки хантыйского языка. Они старательны, к предмету относятся серьёзно. Мы на уроках с детишками читаем сказки народа ханты, узнаём всё об играх и игрушках. Мои ученики активны, мы участвуем в различных конкурсах по родному языку. В 2018 году в районной олимпиаде по родному языку мой ученик Семён С. занял первое место. В 2019 году на такой же олимпиаде моя воспитанница Виктория С. заняла почётное третье место. Ребята от главы Нижневар-товского района получили денежные призы и дипломы победителя. Также в Ларьякской школе с 5 по 9 класс преподаётся «Культура народов Севера».
– Марина Александровна, по каким учебным пособиям обучаете детей хантыйскому языку ваховского диалекта?
– К сожалению, учебников и пособий по хантыйскому языку ваховского диалекта практически нет. На уроках пользуюсь «Русско-хантыйским разговорником», который 1998 году сама издала. Потом в 2003 году выпустила «Картинный словарь хантыйского языка» и «Тесты по ваховскому диалекту для 1-4 классов». В 2005 году вышла «Қәнтәқ азбука» («Хантыйская азбука»). Поэтому нам необходимы учебники по ваховскому диалекту хантыйского языка.
Хочу отметить, Марина Александровна заботливый учитель. Следит за развитием учащихся, много времени уделяет каждому ученику. С помощью хантыйских игр у детей развивается наблюдательность, умение самостоятельно работать. Помогает детишкам выбрать путь в жизни, в каком направлении им дальше развиваться, учиться.
Она 30 лет работает в школе, является учителем родного языка высшей категории и автором различных учебных пособий на ваховском диалекте, победителем окружного конкурса «Учитель года родного языка и литературы обско-угорских народов» в 2015 году, заслуженным учителем Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и обладателем нагрудного знака «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
Две дочери М. Прасиной пошли по её стопам: Татьяна – учитель родного языка и литературы в коррекционной школе села Ларьяка, Яна – учитель изобразительного искусства.