- Хантыйский
- Русский
Шуши мир еӆ вәӆупсы ӆэщӑтты оӆӑӊӑн мирхот
Лыпӑт хойты тыӆӑщ 26-28-мит хӑтӆӑтн Ёмвошн «Этнокультурное наследие коренных народов как ресурс устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» нємпи вән мўвтєӆ мир научной мирхот вәс.
Пленарной мирхот пурайн учёной ими Наталья Кошкарёва путӑртӑс, мӑта пура вўш эвӑӆт хӑнты ясӑӊ ӆєрамтты па киникайт хӑншты питсыйт. Мєт сыры рўщ Тәрума эвӑӆты вєр пӑта хӑнты щирн нєпекӑт хӑншты питсыйт, щит Пуӆӊавӑт вошӑӊ музейн вәӆ. 1930-мит оӆӑтн хӑнты ясӑӊ нӆ диалектӑт пӑта хӑншты щира алфавит вєрсы. Щи пурайн Пётр Ефимович Хатанзеев хӑнты ясӑӊӑн оӆӑӊмит букварь хӑншӑс. Ӛхӑт ищимӑщ ар нєпек єтты питсӑт.
1950-мит оӆӑтн арсыр ясӊӑт эвӑӆт путрӑт хӑнты ясӑӊа тулмащтӑты питсыйт. Щи пурайн иса нєпекӑт Ас хӑнты ясӑӊӑн хӑншсыйт. Еӆӆы вәтаӊ хӑнты учёной хә Николай Иванович Терёшкин лупӑс, хуты арсыр хӑнты ясӊӑтн нєпекӑт ӆэщӑтты па няврємӑт вәнӆтӑты мосӆ, щиты щи вєрсы. Щи пурайн арсыр мирӑт эвӑӆт учёной ёх мўӊ хӑнты ясӊев ӆєрамтты питсӑт, тәп мєт ма рәт ясӑӊ оӆӑӊӑн хӑншты хӑнтэт вєритсӑт. Щирн щи пурайн айӆтыева хӑнты учёнойт тывсӑт.
Тӑм йисн хӑнты мир филологической наукайт щира нӆ доктор тӑйӆӑт, щит Нина Алексеевна Лыскова, Андрей Данилович Каксин, Валентина Николаевна Соловар па тӑм ванӑн Софья Владимировна Онина вән нєм хоӆумтӑс.
Щи тумпи хӑнтэт кўтн мєт ар филологической наукайт кандидатӑт вәӆӆӑт.
- Мєт сыры хӑнты ясӑӊ па хон пєлӑк венгерской, финской, немӑщ учёной ёх ӆєрамтты питсӑт, щӑӆта Ленинград вошӑӊ учёной ёх, ӛхӑт Новосибирск вошӑӊ учёныйт, ин Ёмвошн шуши мир ӆыв рәт ясӊеӆ пиӆа рәпитӆӑт – щит мєт м, – лупӑс филологической наукайт доктор ими Н.Б. Кошкарёва.
Юхи хӑщум артӑн ӆўв лупӑс, ин Российской Академия наук хуща вәӆты арсыр ясӊӑт ӆєрамтты институтн учёнойт хӑнты ясӑӊ кӑтна ортсӑт: хантыйской па кантыкской ясӑӊӊӑн. Канты ясӑӊа сәрханӆ, вах па васьюганской хӑнты ясӊӑт ӆуӊман вәӆӆӑт.
Интӑм хӑнты учёной ёх пӑта мєт вуӆаӊ вєр – щит академической словарь па грамматика хӑншты мосӆ.
Па хӑтӆӑн Югра мўв шуши мирӑт йис вәӆупсы ӆєрамтты учёной ёх ӆыв хӑншум нєпекӆаӆ ӆўӊӑтсӑт. Екатеринбург вошӑӊ учёной нє Наталья Чаиркина лупӑс, ӆыв ванкўтӆы Югра мўв хўваттыйн археологӑт пиӆа ӊхӆӑт па мўв хирман йис вошӑт каншӆӑт. Щи тумпи щӑта йис пурмӑсӑт вәйтман уша вєрӆӑт, муйсӑр пурайн тӑта мир вәс.
Ӆыв Мулымья-3, Каюково-2, Усть-Вагильский сӑӊхум, Аган юхан хонӑӊӑн йис вошӑт па па йис тӑхет вәйтсӑт.
Хӑнты мир йис вәӆупсы ӆєрамтты учёной хә Тимофей Молданов най-вәртӑт оӆӑӊӑн путӑртӑс:
- Нуви Тәрум ӆапӑт пух тӑйс, ӆыв мўӊ мўвев ӆуваттыйн шушмащсӑт па аӆ хӑннєхуятӑт вантман па ӆавӑӆман тӑйты питсӑт.
Сәрханӆ вош эвӑӆт йис вәӆупсы ӆєрамтты хә, «Северная археология-1» нємпи тӑхи кәща хә Георгий Визгалов лупӑс, тӑм йисн ӆўв айӆат археологӑт па архитекторӑт пиӆа Аган юхан хонӑӊӑн ӊхӆӑт па мӑнум нәпӑтн хӑнтэтн хӑщум кәртӑтн вәӆум мўв хотӑт оӆӑӊӑн уша вєрӆӑт. Щи тумпи ӆєрамтӆӑт, муй щирн Аган юхан хонӑӊӑн вәӆты хӑнтэт катра пурайн хотӑт омӑссӑт па муй щирн тӑм йисн омӑсӆӑт.
Тульской педагогической университет эвӑӆт исторической наукайт доктор ими Елена Мартынова хӑнты па вухаӆь мир кӑнащ вошӑт оӆӑӊӑн путӑртӑс:
- С.К. Патканов хӑншӑс, XIII-XIV-мит нәпӑтн мўӊ увӑс мўвевн соткєм кӑнащ вош вәс. Щитӑт тывсӑт, ӆәӆн па мўвӑт эвӑӆт вуракӑт ӑн напӑтсӑт. 1935-мит оӆн С.В. Бахрушев ищи «Остяцкие и вогульские княжества в XVI-XVII веках» вән нєпек хӑншӑс. Ӆўв щирӑӆн, щи пурайн хӑнтэт па вухаӆят хуща феодальной строй вәс.
«Шуши мир йис путрӑт па ясӊӑт» секцияйн ЮГУ хуща рәпитты доцент нє Л.А. Андреева ай тәс, тӑм ванӑн Сәрханӆ вошн «Нӑӊ оӆӑӊмит сот ясӑӊ ма рәт ясӊємн» нємпи кинишка оӆӑӊӑн путӑртӑс. Щӑта хӑнты па вухаӆь ясӑӊӊӑнӑн ищи путрӑт хӑншман вәӆӆӑт.
Шєӊк м, хуты тӑм вән научной мирхота Югорской государственной университет хуща вәнӆтыйӆты айӆат ёх юхтыйӆсӑт. Вантэ, ӆыв мўӊ наукаев еӆӆы тәты питӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Гурьева
Этнокультурное наследие коренных народов Югры
Этнокультурному наследию коренных народов Югры была посвящена Международная научная конференция «Этнокультурное наследие коренных народов как ресурс устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», которая состоялась 26-28 сентября в Ханты-Мансийске.
Во время пленарного заседания выступила доктор филологических наук, профессор Наталья Кошкарёва из Новосибирска. Она рассказала о зарождении хантыйской письменности: «Первые книги на хантыйском языке – это переводы религиозных произведений. Самые первые учебники на родном языке были предназначены для детей, обучающихся в инородческой школе в Обдорске. В 1929 году создаётся единый северный алфавит, который был утверждён научным советом при Центральном исполнительном комитете СССР. В течение 30-х годов прошлого века создаётся несколько букварей на хантыйском языке. Первый «Букварь» было написан Петром Ефимовичем Хатанзеевым.
В 1950-е годы начинается огромная работа по переводу литературы на языки народов Российской Федерации. Переводы на хантыйский язык были сделаны на средне-обском диалекте, который занимал серединное положение между северными и восточными диалектами и ошибочно считался понятным для всех, но различия в диалектах были настолько велики, что преподавать на каком-то одном диалекте во всех школах было просто невозможно. Позже Николай Иванович Терёшкин предложил создавать письменность на нескольких диалектах хантыйского языка. Было проведено специальное совещание по этому вопросу, где было принято решение создавать учебники и преподавать на четырёх основных диалектах. В это время стали появляться краткие грамматики на всех диалектах хантыйского языка.
В это время была поставлена задача описать язык во всех деталях, ньюансах и тонкостях, это мог сделать только носитель языка, прекрасно владеющий своим родным языком и понимающий тонкости синонимии, антонимии, каких-то системных связей между разными единицами языка. Поэтому именно в середине XX века появляются национальные школы, которые формируются по всей России.
Много учёных вышло из национальной интеллигенции. Сегодня у народа ханты четыре доктора филологических наук: Нина Алексеевна Лыскова, Андрей Данилович Каксин, Валентина Николаевна Соловар и Софья Владимировна Онина, которая защитилась буквально недавно. А сколько ещё и кандидатов филологических наук. Следует отметить, что сначала обско-угорские языки исследовали иностранные учёные из Германии, Финляндии, Венгрии, потом российские учёные из Ленинграда, позже эстафету перехватил Новосибирск, а сегодня научный центр переместился непосредственно в Ханты-Мансийск.
Сейчас перед хантыйским и мансийским языками стоят несколько актуальных задач. Это, во-первых, совершенствование письменности. В настоящее время разработана специальная государственная программа по развитию письменных норм языков народов Российской Федерации. Очень важно, чтобы нормы письменности совершенствовались, от них зависит успешность школьного образования. До сих пор не хватает академической грамматики, академического словаря, который бы включал данные по разным диалектам. Сейчас пересматривается статус хантыйского языка, разным диалектам присваивается статус разных языков. Институтом языкознания Российской Академии Наук представлен обновлённый список языков Российской Федерации, в котором представлены хантыйский и кантыкский языки, к последнему относятся сургутский, ваховский и васьюганский диалекты, которые существенно разнятся между собой.
На секции «Историко-культурное наследие народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: опыт сохранения» выступали учёные этнографы, историки, археологи.
Доктор исторических наук Наталья Михайловна Чаиркина из Екатеринбурга рассказала об археологических раскопках на территории Югры. По её словам, основная их задача состояла в том, чтобы определить, когда же началось формирование этих памятников, почему и когда люди здесь поселились. Долгое время в Югре не очень было развито природное датирование. В 2004 году для всех культур было получено всего 132 даты, к 2018 году по неолиту на 150 дат стало больше. Недавно дат по неолиту стало более 300, увеличивается количество дат и по другим периодам. В этом году было получено ещё 72 даты. Для определения исторических дат археологи работали на следующих памятниках: Мулымья-3, Каюково-2, на Усть-Вагильском холме по найденным осколкам керамики были определены даты присутствия здесь древнего человека, в бассейне реки Аган были обнаружены древние городища.
Хантыйский этнограф Тимофей Алексеевич Молданов из Ханты-Мансийска выступил с докладом «Классификация духов-покровителей»: «Нуми Торум является создателем среднего мира, его семь сыновей расселились по Земле. У себя он оставил ещё семерых сыновей, которые наблюдали за порядком на Земле». Этнограф рассказал о местах расселения духов-покровителей по Обскому Северу. По его словам, духи-покровители охраняют и оберегают хантыйские рода, это их основная функция.
Кандидат исторических наук, директор ООО «Научно-исследовательского объединения» «Северная археология-1» Георгий Петрович Визгалов из Сургута рассказал о комплексном археологическом, архитектурном, этнографическом исследовании заброшенных хантыйских поселений середины прошлого века вдоль среднего течения реки Агана. В частности, они с этнографами, археологами исследовали архитектуру и приёмы строительства землянок, домов, придомовых построек XX века в сравнении с прошлыми веками. Данные учёных по раскопкам XVII-XIX веков говорят о том, что в Сургутском Приобье преобладали двухкаркасные постройки, позже стали появляться различные срубные построения.
Доктор исторических наук, профессор Тульского государственного педагогического университета Елена Петровна Мартынова выступила с докладом «Княжества обских угров: исследовательские векторы в сибиреведении»: «По сведениям С.К. Патканова, в XII-XVI веках в Берёзовском и Тобольском округах было около ста княжеств. В 1935 году С.В. Бахрушев опубликовал работу «Остяцкие и вогульские княжеcтва XVI-XVII веков», в которой высказал идею о том, что в тот период у обских угров зарождались феодальные отношения. В своей работе он описывает родовой строй, быт у разных локальных групп угров. По его мнению, княжеская власть основывалась на родовом старшинстве. Главная причина появления княжеств – это милитаризация общества перед лицом длительно существовавшей военной опасности, прежде всего, перед русским проникновением».
На секции «Язык и фольклор народов Югры» интересен был доклад кандидата филологических наук, доцента Людмилы Анатольевны Андреевой, о выходе в свет в Сургуте карманного словаря «Твои первые 100 слов на моём родном языке». В нём представлены основные слова на 15 языках, в том числе на хантыйском и мансийском. По итогам докладчику было рекомендовано выпустить аудиозапись словаря.
Очень радует, что основными слушателями Международной научной конференции «Этнокультурное наследие коренных народов как ресурс устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» стали студенты Югорского государственного университета, за которыми будущее науки нашего региона.
Людмила Гурьева