- Хантыйский
- Русский
Тэк кәрт ӑшкола айкеӆӑт
Тӑм ванӑн лыпӑт хойты тыӆӑщ 23-мит хӑтӑӆн Тэк кәртӑн Сўмӑтвош районӑн рәпатам щирн вәсум. Сырыя кўтуп ӑшкола кәща Светлана Леонтьевна Токушева пиӆа ма вәйтантыйӆсум па иха путрємӑсмӑн.
- Светлана Леонтьевна, муй щирн нын кўтуп ӑшкола хотн тӑм йисн вәӆ па хуты тӑм кўтн няврємӑт вәнӆтӑӆыйт?
- Айкеӆ вєрты еӆпийн ма щиты лупты вўтьщӑӆум, хуты Тэк кәртӑӊ кўтуп ӑшколаева хуӆна кӑт тӑхи па нух хӑншман тӑйӆыйт, щит ӑшкола хотэва ӆўӊтӑсты интернат, мӑта утэвн хӑнты па вухаӆь ёх вәнӆтыйӆты пухӑт па эвет вәӆӆӑт. Щи тумпи «Шоврие» нємуп кәртӑӊ няврємиет хӑтӆ мӑр ӆавӑӆты хот. Хаӆэвӑт мўӊ иса хуӆыева йиӆпа омсум вән па ӆащкам кўтуп ӑшкола хотэва нємасыя аӆӑӊ вўш эвӑӆт мӑнӆўв па арсыр классӑт айӆат ёх вәнӆтыйӆты щирӑта ӆэщӑтты питӆўв. Шєӊк хўв мўӊ щимӑщ ӑшкола хот ӆавӑӆсўв па ин щив ӑктӑщты щи айӆтыева пиньщӑӆўв. Ма щирємн, еӆӆы кашӑӊ ай муй вәншӑк вєр машӑк па тўӊщирӑӊашӑк вєрӆўв.
- Муй арат пух па эви араттєӆн тӑм хӑщум оӆн нын хущана тӑйӆӑты?
- Ӑшколаевн тӑм юхи хӑщум оӆн араттєӆн тәп 62 айӆат пухие па эвие вәнӆтыйӆман тӑйӆўв. Интернат хотэвн тӑмхӑтӆ ртъяӊ айӆат ёх вәӆ. Ӆыв хӑнты па вухаӆь хоттєӆ хуятӑт эвӑӆт Сўмӑтвош, Пәкӑр, Шайтанка муй Устрём ай кәртӑт эвӑӆт вәнӆтыйӆты кашӑӊ оӆ мӑр иса юхтыйӆӆӑт. Щӑӆта мєт ай кәртӑӊ няврємиет «Шоврие» хотэвн хӑтӆые мӑр ӆавӑӆты щирн па 21-ӆєм пухие па эвие ӊхӑӆ.
Тӑм оӆн еша аршӑк айӆат хӑннєхә ӑшколаева па садик хотэва йис, щит шєӊк вән па амтӑӊ вєр тӑта рәпитты хӑннєхуятӑта.
- Светлана Леонтьевна, муй араткєм пух па эви ин йиӆуп вәнӆтыйӆты оӆн ӑшкола хотэна мєт оӆӑӊмит класса тӑм тыӆӑщн юхтӑс?
- Шєӊк м щи вєр, хуты тӑм йиӆуп 2022-мит вәнӆтыйӆты оӆн ӑшкола хотэва мєт оӆӑӊмит класса ртъяӊ ай няврєм юхтӑс. Тәп щимӑщ вєр вевтам: тӑм оӆн мўӊ 11-мит классэв хуща вәнӆтыйӆты пух муй эви иса ӑн па тӑйӆўв. Вантэ, оӆ юхӆы пєӆы ртъяӊмит классэӆ тәп етшуптум няврємӑт хуӆыева рәпата мущатты щира сыр-сыр профессиональной училищаита еӆӆы вәнӆтыйӆты сонтумӑсӑт. Ӑшкола пийн ай ёхӆўв ин ар пєлӑк Игрим муй Нуви сӑӊхум вош па Ёмвошн вәӆты технолого-педагогической колледжӑта мӑнӆӑт. Щӑӆта щи вәнӆтӑты вєрӆаӆ ма сухнуптӑтэӆ кємн юхи тәп муртаӊ няврємӑт юхӑтӆӑт, ар пєлӑк ай ёх ӆывеӆа рәпата па вошӑтн мущатӆăт па щӑта щи ин еӆӆы вәӆупсы вєрӆаӆ тўӊщирӑӊа ӆэщӑтӆӑт.
- Муй арат няврєм вәнӆтӑты хӑннєхә тӑмхӑтӆ ӑшколайн тӑйӆӑты?
- Тӑмхӑтӆ мўӊ араттєӆн 16 учитель иса тӑйӆўв. Щи тумпийн няврємӑт хӑтӆ мӑр ӆавӑӆты хотн нӆ воспитатель па интернат хотэвн ищиты кӑт хӑннєхә пухӑт па эвет пиӆа кашӑӊ хӑтӆ мӑр иса рәпитӆ. Тэкӑӊ ӑшкола хотэва мўӊ ищипа тӑта єнмӑӆтум ай ёх вохӆўв. Сырыя ӆыв па университетӑт муй колледжӑт сыр-сыр тӑхийн етшуптӑӆӑт па щӑӆта ин рәт мўвеӆа рәпитты щи юхӑтӆӑт. Щит м вән вєр, ма щирємн. Ар оӆ мӑр ӑшколаевн рәпитты хӑннєхуятӑт ӆывеӆа мєт оӆӑӊ пурайн арсыр вєрӑтн иса вещката па тўӊщирӑӊа ин нётӆӑт.
- Светлана Леонтьевна, хӑнты ясӑӊа, рәт мир литературая ӑшколайн хуща, аӆпа, ищиты няврємӑт вәнӆтӑӆыйт?
- Няврємӑт вәнӆтӑты план хуща кашӑӊ классӑтн кӑт щос тӑйӆўв рәт ясӑӊа па литературая. Шєӊк м няврємӑт вәнӆтăты хӑнты нєӊӑт мўӊ хущева вәӆӆӑт па вещката рәпитӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Вениамин Енов
Сельская школа и её жизнь
В конце сентября 2022 года учащиеся и учителя Тегинской средней школы перешли учиться в новое здание. В связи с этим во время командировки в сельское поселение Теги Берёзовского района я взял интервью у директора школы Светланы Леонтьевны Токушевой.
– Светлана Леонтьевна, расскажите о школе, какие структуры сегодня ещё входят в неё, сколько на сегодняшний день обучающихся?
– Официально нас называют муниципальное автономное образовательное учреждение Тегинская средняя общеобразовательная школа. В настоящее время имеем в своём составе два небольших структурных подразделения: пришкольный интернат для учеников из числа коренных малочисленных народов Севера и детский сад «Зайчик». Сегодня в средней школе проходит обучение всего 62 учащихся. В пришкольном интернате проживает девять человек. Все эти мальчики и девочки приезжают на учёбу из городского поселения Берёзово, разных малых деревень Шайтанки, Пугоры и Устрёма. В детском саду «Зайчик» находится всего 21 ребёнок. В этом учебном году у нас небольшое увеличение количества детей, поэтому мы все очень рады, что средняя школа и детский сад чуть-чуть пополнились.
– Сколько же первоклассников перешагнуло нынче порог Вашей Тегинской средней школы?
– В этом учебном году пришло обучаться в школу девять первоклассников. Но, к великому сожалению, нынче нет обучающихся в 11-ом классе. Те ребята, которые ещё ранее окончили девять классов, получили своё основное образование, все поступили обучаться в разные училища. Наши выпускники, в основном, поступают в средние профессиональные училища Югры, а это: Игримский, Белоярский, а также Технолого-педагогический колледж Ханты-Мансийска. Многие после окончания учебного заведения сами устраиваются на работу в других сёлах или городах, домой они уже не возвращаются.
– Светлана Леонтьевна, сколько учителей в настоящее время работает в педагогическом коллективе школы?
– В Тегинской средней школе в настоящее время работает 16 учителей, четыре воспитателя трудятся в детском саду и два воспитателя – в пришкольном интернате. Учителя, в основном, все – наши выпускники, то есть местные. И мы стараемся, чтобы наши земляки после получения ими педагогического образования возвращались и продолжали работать в Тегах. Конечно, их всегда и во всём поддерживаем.
– Скажите, изучается ли в школе родной хантыйский язык?
– Начиная с детского сада, наших детей активно знакомят с азами родного хантыйского языка. И уже с первого класса в учебной программе у нас стоят уроки хантыйского языка по одному часу, то есть один час на родной язык и один час на родную литературу. Всё это проводится с первого по 10-ый классы. Хорошо, что у нас есть свои педагоги. В младших классах учащихся обучает Ирина Дмитриевна Енова, которая является знатоком хантыйского языка. В старших классах – Олеся Вячеславовна Хандыбина, окончившая Югорский государственный университет по специальности «учитель хантыйского языка и литературы».
– Светлана Леонтьевна, откуда Вы берёте литературу для преподавания родного языка и литературы?
– Мы в настоящее время пользуемся опытом работы шурышкарских ханты. Им огромный плюс за то, что они создали свои учебники на родном диалекте хантыйского языка, которые сегодня имеются уже в федеральном перечне образования. Всё это настолько важно, что мы пытаемся приобрести все их учебники. Пользуясь этим случаем, я хочу сейчас обратиться к методистам, учёным-лингвистам, чтобы они продвигали выпуск учебников хантыйского языка и литературы для наших школ. Сегодня всем нам остро необходимы учебники тегинского говора хантыйского языка, включённые в федеральный образовательный перечень.
Владимир Енов