- Хантыйский
- Русский
Камчатка – ям рўтьщӑты тӑхи
Кӑт о юхы «ЮграТур-2016» нємуп рўтьщӑты па вантупсы хӑра Камчатской мўв эвӑт якты-ариты хә Леонид Сысоев па мирӑт творчества хот рәпатнек Мария Беляева юхтыйсӑңӑн. Леонид оӑңӑн 2017-мит он 13-мит «Хӑнты ясӑң» нєпекн хӑншсўв, тӑм хӑт М. Беляева пиа путӑр ўңтатн. Мос лупты, щи нє мєт сыры Москвайн «Государственное муниципальное управление» нємуп вєра вәнтыӑс, ӛхӑт РАНХиГС нємуп хотн юриста йис. Тӑм ванӑн ўв Витус Беринг нємуп Камчатской государственной университет хущи аспирантура етшуптӑс. Ёмвош вантупсыйн Мария па Леонид, ма щирємн, шуши мирӑт әмтутн вәсңӑн. Уша йис, ын тӑм йис әмӑтсух тӑйӑңӑн.
Якты-ариты нє, кәща хот рәпатнек па моньщӑт ӑкӑтты нє
–Ма якты-ариты хӑра єтыйтыя кухлянка нємуп ернас әмӑтсум. Украина эвӑт Камчаткая әмтутӑт ёнтты нє Галина Песковецкая юхтӑс. ўв шуши мир әмӑтсухӑт вантӑс, ӛхӑт щитӑт хурасуп әмтутӑт ёнтты питӑс. Интум Камчаткайн якты-ариты ёх хуыева ўв ёнтум сухан ариӑт па якӑт. Лёняен кухлянка вўы сух эвӑт ёнтман вә, ўвеа Мэнэдек вўт кәртӑн вәты эвенӑт вой сух тӑнӑӑт. Вантэ, щи мир хуна вўэт тӑйӑт. Увӑсн вәты корякӑт па чукчет тӑм ванӑн йипа вўы тӑйты вўянтсӑт, щит пӑты войа ӑн веӑт.
Вәтєм нәпӑт каш вєрты хотӑтн рәпитум. Ар о «Мэнго» нємуп якты тӑхийн яксум. И мӑр кәща хотӑтн рәпитсум. Интум йипа культура вєра вўянтсум па шуши мир моньщӑт, арӑт ӑкӑтум. Щи нумӑсн тӑм пўш фольклористика вєрн аспирантура етшутӑсум. Ма Петропавловск-Камчатской вошн вәум, Леонид Сысоев Соболевской районӑн вә. Мин китумтак Корякской автономной округ эвӑт вәамн. Ма Боямпалка кәртӑн єнумсум, хута вўєң корякӑт – чавчувенӑт вәӑт. Лёня Тигильской районӑн Ковран кәртӑн єнмӑс, хута ительменӑт вәӑт.
Аңкаңкєм – эвенк ими, аңщащєм – коряк, ащєм – рўщ. Ма шуши мир кўтн єнумсум, щит пӑты йис вєрӑт яма вәум. Рәт ясңєм хәєм, тәп путӑртты ӑн хошум. Интум ванкўты моньщӑт ӑкӑтты Камчатской мўв хўват яңхум, муй шуши ёх лупӑт, мутшӑум.
Мос лупты, эвенӑт Камчаткая па мўв эвӑт касӑсӑт. ыв тунгусо-маньчжурской мира ўңтӑсӑт, корякӑт па ительменӑт – щит палеоазиатӑт. Щи мир ин вәнты рәт ясңен путӑртӑт па Якутияйн вәты ученой ёха шєңк әмӑщ щи вєр нух хӑншты. Камчатской мўв увӑсн вәты эвенӑт корякӑт па чукчет пиа ияха ытӑссӑт. Кўш щиты, ыв интум вәнты катра йисн тӑюм әмӑтсухн яңхӑт.
«Мастера земли Уйкоаль» па «Алхалалалай» – щит Камчатка шуши мир емӑңхӑтӑт
– Камчатской мўв кәщайт мўңев ар тӑхета китыйӑт, ән мўвев оӑңӑн па мира ай ат павӑтсўв, щи юпийн ән мєт ар хуят мўң хущева рўтьщӑты ат юхӑтсӑт. Камчаткайн спортивной па вой-хў вепӑсӑты туризм вә, щӑта арсыр шуши мир емӑңхӑтӑт вәяӑт. Ар хуята щитӑт вантты әмӑщ. Тӑм вантупсыйн мўң «Золотые родники» нємуп хӑр оӑңӑн ай павӑтсўв. Щӑта 80 мутас оа ювум пирӑщ ёх ариӑт, ыве хәӑнтты ар мир юхтыйӑт. Щӑта щи арат нух хӑнштыя нємасыя нєпекӑң ёх юхтыйӑт. Щи хӑрн мўң вәнтупсы вєрӑнтўв, щӑта щӑта моньщӑң па арӑң ёх кўтэн кӑсӑт. Тӑм пўш щи якты-ариты хӑра мўң мўвев мир тухӑпи Амурской па Магаданской область, Якутия, Таймыр па Дальний Восток эвӑт хӑннєхәйт юхтыйсӑт.
Щи вєр тумпи «Мастера земли Уйкоаль» нємуп вєртут вєрты хӑр вәя. Тӑм он щи ут Петропавловск-Камчатской вошн вәс, и о Анавгай кәртӑн вєрӑнтсўв, хута эвенӑт вәӑт па Мэнэдек нємуп вәнт кәрт омӑссы. Щив яңхтэвн щӑта юрн па пӑрщин хотӑтн вәўв, пурмӑс вєрты ёх вўы сух хурты па тӑнӑты вәнтӑўв. Хў сух эвӑт пурмӑс вєртыя Лидия Кручинина вохӑнтўв. Вантэ, сыры ительменӑт хў сух эвӑт тәп сәхни ёнтсӑт. Корякӑт па эвенӑт щит эвӑт пурмӑс иса ӑн вєрӑнтсӑт. Па мўв эвӑт юхтыйты ёх тӑта пурмӑс вєрты вәнтыйӑт, мўң ёхўв ищи ыв эвӑӆтэӆа щит вєрты вәнтыйӑт. Тӑм ванӑн «Золотые родники», «Мастера земли Уйкоаль» па «Алхалалалай» нємуп емӑңхӑта Таймыр па Сахалин эвӑт вєрӑң ёх ищи юхтыйсӑт. 2014-мит он Сәрхан воша Лидия Кручинина па Андрей Адуканов китыйсўв, нын мўвен ёх ищи Камчаткая яңхты вохсўв. Щикўш мўң хўв мўвн вәўв па щив мӑнты авӑрт, ищипа арсыр мўв эвӑт мойң ёх щив вохўв. Мосӑң, нын ёхӑн хәнты ищи мўң хущева юхӑтӑт.
Вәятн щи оӆӑӊӑн
Камчатской край 2007-мит он вєрсы, хән Камчатской область па Корякской округ ияха кӑрӑтсыйңӑн. Щи мўв хон вош – Петропавловск-Камчатской. Камчатка Дальневосточной федеральной округа ӑңман вә, увӑсн Чукотка па Магаданской область вәӑңӑн, нўм мўвн – Сахалинской область. Тӑаңтєн 315 щурӑс хуят вә, арӑ пєлӑк щит рўщӑт. Шуши мир эвӑт эвенӑт, камчадалӑт, корякӑт, ительменӑт, чукчет, алеутӑт па айнӑт вәӑт.
Камчатка – туристический край
Два года назад на туристскую выставку-ярмарку «ЮграТур-2016» приезжали представители Камчатского края: хореограф и мастер горлового пения Леонид Сысоев, и заведующая Отделом сохранения нематериального культурного наследия Камчатского Центра народного творчества Мария Беляева. О Леониде мы писали в 2017 году в № 13 газеты «Ханты ясанг», сегодня предлагаем вашему вниманию интервью с М. Беляевой. Отметим, наша героиня сначала окончила в Москве вуз по специальности «Государственное муниципальное управление», второе образование – юридическое – получила в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Позже окончила аспирантуру Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга. На выставке Мария и Леонид были одеты, как мне показалось, в традиционную одежду коренных народов Камчатки. Оказалось, это не совсем так. С этого и начался разговор.
Артистка, чиновник и фольклорист
На мне сценический вариант кухлянки коряков. У нас есть мастер-модельер из Украины Галина Песковецкая, которая когда-то приехала ненадолго на Камчатку и осталась здесь. Она изучила культуру и одежду коренных народов края, теперь её изделия носят все профессиональные и непрофессиональные коллективы Камчатки. Она шьёт сценическую одежду, потому что танцорам нужны костюмы, в которых во время танца должно быть удобно. А на Лёне кухлянка из ровдуги оленя, ему выделывают шкуры на стойбище эвенов Мэнэдек. У эвенов закупает бубны и шкуры, потому что они сохранили оленеводство и традиционную хозяйственную деятельность. Поэтому эвенские совхозы и частные оленеводческие хозяйства немножко уже могут зарабатывать на оленеводстве, и у них можно шкуры купить. А вот северные коряки и чукчи только сейчас восстанавливают поголовье, поэтому стараются животных не забивать.
Всю жизнь работаю в сфере культуры. Много лет работала в Государственном академическом Корякском национальном ансамбле танца «Мэнго». В своё время ушла из учреждений культуры, но всё равно вернулась обратно. Уходила в органы исполнительной власти, работала и в законодательных органах. Опыт чиновника, который мне сейчас требуется при работе с документами, очень пригодился, когда я занялась сбором фольклора. Это то, чем я занималась свыше двадцати лет в ансамбле «Мэнго» и в то же время популяризировала культуру коренных народов. Сейчас поняла, что надо углубленно изучать фольклор, поэтому в этом году закончила аспирантуру по фольклористике.
Живу в Петропавловске-Камчатском, мой коллега живёт в Соболевском районе. Мы с ним жители бывшего Корякского автономного округа. Я родом из маленького национального села Боямпалка, где проживают оленные коряки – чавчувены. А Лёня из села Ковран Тигильского района, где живут ительмены. Там живёт и Лидия Кручинина – мастер по изготовлению изделий из рыбьей кожи, которая в 2014 году приезжала в ваш округ.
Я – метиска, во мне намешано много кровей: бабушка – эвенка, дедушка – коряк, папа – русский. Так как я росла в среде оленных коряков, поэтому не могу ни к какой национальности себя причислить. Но я росла в традиционной среде, поэтому знаю обряды и обычаи. К сожалению, язык только понимаю, потому что утеряна разговорная среда. Очень часто езжу в фольклорно-этнографические экспедиции по Камчатскому краю, понимаю своих информантов, хотя они думают, что я не знаю язык.
Говорят, эвены – народ пришлый. Они относятся к тунгусо-маньчжурской группе, а коряки и ительмены относятся к палеоазиатам. Мы выделяем эвенов в отдельную камчатскую группу. Особенно тех, кто проживает в центральной части края, это быстринские эвены. Их предки пришли когда-то на Камчатку с родным языком, который до сих пор сохранился. Поэтому для учёных из Якутии он представляет большой интерес. А северные эвены ассимилированы коряками и чукчами, которые проживают в Камчатском крае. Но у них осталась удивительная одежда, которую носили раньше. Они говорят, что эвенскую одежду сложно шить, на неё уходит много шкур. Их одежда отличается от одежды других коренных народов края, у них есть распашной кафтан, фартук, штаны и торбаса.
«Мастера земли Уйкоаль» и «Алхалалалай» – культурное наследие аборигенов Камчатки
Когда прилетели в Ханты-Мансийск, нас поразила пурга, такая же, как у нас. Собираясь ехать сюда, я почитала, посмотрела про округ, и сейчас мне здесь очень интересно. Я увидела, что у вас тут есть мамонты. Их у нас тоже находят. В фольклоре наших коренных народов сохранены сказки о мамонтах. Может, почитать ваши мифы, обычно сюжеты пересекаются. Если детально изучить, в сказках разных народов есть очень похожие мотивы.
Нас правительство Камчатского края отправляет на различные конкурсы событийного туризма, чтобы мы рассказали, что у нас есть интересного для жителей других субъектов, и впоследствии Камчатку стали чаще посещать туристы и других регионов. У нас очень развит спортивный туризм, особенно экстремальный. Например, спуски по рекам, как в Быстринском районе. Есть спортивная охота. Ну а культурные мероприятия – это наши праздники. У населения всегда есть интерес к этнографическому туризму, событийному и культурному туризму, людям хочется изучить традиции других народов. У нас всё это сохранено в аутентичной форме. Сегодня на выставке мы презентовали фестиваль творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Золотые родники», на который у нас съезжаются все, кто хочет послушать традиционные песни. В нём участвуют исполнители – носители традиционных знаний, которым уже далеко за 80. Специально приезжают даже учёные, чтобы их записать. Мы проводим мастер-классы, конкурсы сказителей и исполнителей родовых мелодий и горлового пения. Устное народное творчество всегда уходит первым в небытие, когда уходит язык. Поэтому очень интересно, когда на фестивале люди читают сказки на родном языке. В этот раз фестиваль расширился, стал межрегиональным. К нам приезжали представители Амурской и Магаданской областей, Якутии, Таймыра и Дальнего Востока.
У нас также есть кочующий краевой фестиваль традиционных ремёсел и народных художественных промыслов коренных малочисленных народов Севера Камчатского края «Мастера земли Уйкоаль». Ремёсла тоже быстро уходят, когда уходят носители. Бывает, некому передать навыки традиционного изготовления изделий. Поэтому для сохранения ремёсел проводим этот фестиваль. В этом году он проходил в Петропавловске-Камчатском в рамках проекта «Россия начинается с Камчатки». Почему фестиваль ремёсел кочующий? Потому что проводим его в разных местах. Один год проводили в национальном селе Анавгай, где живут эвены, и где есть реконструированное эвенское стойбище Мэнэдек. Там мы живём в традиционной среде: палатках и юртах. Конечно, мастеров предупреждаем, что будем жить экстремально. Но это всегда интересно, так как на стойбище проводим мастер-классы по традиционной выделке оленьей шкуры. На выделку рыбьей кожи приглашаем Лидию Кручинину. Дело в том, что у ительменов из рыбьей кожи была только обувь, а коряки и эвены её вообще не использовали. Вот видите на мне сапоги из рыбьей кожи? Это Лида сшила. Здесь я в них на улицу выходила, вроде ничего, не холодно. Ительмены ходили в сапогах из рыбьей кожи зимой даже в трескучие морозы, потому что кожа сохраняет тепло. Из других субъектов к нам приезжают мастера поучиться выделке оленьей шкуры традиционным способом. Это делается на стойбище на улице, потому что сами знаете, из чего готовятся ингредиенты, которыми шкура мажется. И установку традиционных жилищ там показывают. Все это интересно и много наших мастеров к нам приезжает. На «Золотые родники», «Мастера земли Уйкоаль» и ительменский обрядовый праздник «Алхалалалай» приезжали люди из Таймыра и Сахалина. Нашим коренным народам ведь тоже интересно обменяться опытом с мастерами других регионов, познакомиться с другой культурой. Два года назад мы отправляли в Сургут наших мастеров Лидию Кручинину и Андрея Адуканова, приглашали и ваших к нам. И хоть мы находимся далеко, до нас добраться тяжело, но мы всех приглашаем в гости. Пригласим ещё раз и ваших мастеров. Может, всё-таки приедут.
Для справки. Камчатский край образован в 2007 году путём слияния Камчатской области и Корякского округа. Столица субъекта – город Петропавловск-Камчатский. Край входит в состав Дальневосточного федерального округа, на севере и северо-западе граничит с Чукотским автономным округом и Магаданской областью, на юге через Первый Курильский пролив находится Сахалинская область. Численность населения насчитывает 315 тысяч человек, подавляющее большинство русские. Из коренных малочисленных народов проживают эвены, камчадалы, коряки, ительмены, чукчи, алеуты и айны.