Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Рәт финно-угрӑт хӑтӑт пиа!
  • Мўвев авӑты пура юхтӑс
  • Катра хотӑт эщӑтӑт
  • Финно-угрӑт оӑңӑн путӑртсўв
  • Арсыр мирӑт ӆәхсӑӊа вәӆты щирӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Шуши хуятӑт пӑта вўюм поступсы
  • Округ дума мирхот вәс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Щурас хә
  • Хон Ванька ай хинє
  • Камчатка – ям рўтьщӑты тӑхи

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Ушӑң-сащӑң па сорни ёшуп нєңӑт
  • Ай хӑнты кәртыевн вәйтантсўв
  • Ай пура вўш эвӑт ёнтӑсты ӑңхас

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Моркинской районӑн арсыр мирӑт вәӑт
  • Коми ёхӑн Парма мўв эви
  • Няъяң мутас о мӑр айкеӑт ӑкӑтман рәпит

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Ӛм вот
  • Ими-хиӆы па ма
  • Тэк куртэв сўмӑт пухӑр

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Камчатка – ям рўтьщӑты тӑхи
Мария Беляева па Леонид Сысоев Ёмвошн. 2016-мит оӆ
Мария Беляева па Леонид Сысоев Ёмвошн. 2016-мит оӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Камчатка – ям рўтьщӑты тӑхи

Кӑт о юхы «ЮграТур-2016» нємуп рўтьщӑты па вантупсы хӑра Камчатской мўв эвӑт якты-ариты хә Леонид Сысоев па мирӑт творчества хот рәпатнек Мария Беляева юхтыйсӑңӑн. Леонид оӑңӑн 2017-мит он 13-мит «Хӑнты ясӑң» нєпекн хӑншсўв, тӑм хӑт  М. Беляева пиа путӑр ўңтатн. Мос лупты, щи нє мєт сыры Москвайн «Государственное муниципальное управление» нємуп вєра вәнтыӑс, ӛхӑт РАНХиГС нємуп хотн юриста йис. Тӑм ванӑн ўв Витус Беринг нємуп Камчатской государственной университет хущи аспирантура етшуптӑс. Ёмвош вантупсыйн Мария па Леонид, ма щирємн, шуши мирӑт әмтутн вәсңӑн. Уша йис, ын тӑм йис әмӑтсух тӑйӑңӑн.

Якты-ариты нє, кәща хот рәпатнек па моньщӑт ӑкӑтты нє 

–Ма якты-ариты хӑра єтыйтыя кухлянка нємуп ернас әмӑтсум. Украина эвӑт Камчаткая әмтутӑт ёнтты нє Галина Песковецкая юхтӑс. ўв шуши мир әмӑтсухӑт вантӑс, ӛхӑт щитӑт хурасуп әмтутӑт ёнтты питӑс. Интум Камчаткайн якты-ариты ёх хуыева ўв ёнтум сухан ариӑт па якӑт. Лёняен кухлянка вўы сух эвӑт ёнтман вә, ўвеа Мэнэдек вўт кәртӑн вәты эвенӑт вой сух тӑнӑӑт. Вантэ, щи мир хуна вўэт тӑйӑт. Увӑсн вәты корякӑт па чукчет тӑм ванӑн йипа вўы тӑйты вўянтсӑт, щит пӑты войа ӑн веӑт. 
Вәтєм нәпӑт каш вєрты хотӑтн рәпитум. Ар о «Мэнго» нємуп якты тӑхийн яксум. И мӑр кәща хотӑтн рәпитсум. Интум йипа культура вєра вўянтсум па шуши мир моньщӑт, арӑт ӑкӑтум. Щи нумӑсн тӑм пўш фольклористика вєрн аспирантура етшутӑсум. Ма Петропавловск-Камчатской вошн вәум, Леонид Сысоев Соболевской районӑн вә. Мин китумтак Корякской автономной округ эвӑт вәамн. Ма Боямпалка кәртӑн єнумсум, хута вўєң корякӑт – чавчувенӑт вәӑт. Лёня Тигильской районӑн Ковран кәртӑн єнмӑс, хута ительменӑт вәӑт. 
Аңкаңкєм – эвенк ими, аңщащєм – коряк, ащєм – рўщ. Ма шуши мир кўтн єнумсум, щит пӑты йис вєрӑт яма вәум. Рәт ясңєм хәєм, тәп путӑртты ӑн хошум. Интум ванкўты моньщӑт ӑкӑтты Камчатской мўв хўват яңхум, муй шуши ёх лупӑт, мутшӑум. 
Мос лупты, эвенӑт Камчаткая па мўв эвӑт касӑсӑт. ыв тунгусо-маньчжурской мира ўңтӑсӑт, корякӑт па ительменӑт – щит палеоазиатӑт. Щи мир ин вәнты рәт ясңен путӑртӑт па Якутияйн вәты ученой ёха шєңк әмӑщ щи вєр нух хӑншты. Камчатской мўв увӑсн вәты эвенӑт корякӑт па чукчет пиа ияха ытӑссӑт. Кўш щиты, ыв интум вәнты катра йисн тӑюм әмӑтсухн яңхӑт. 

«Мастера земли Уйкоаль» па «Алхалалалай» – щит Камчатка шуши мир емӑңхӑтӑт

– Камчатской мўв кәщайт мўңев ар тӑхета китыйӑт, ән мўвев оӑңӑн па мира ай ат павӑтсўв, щи юпийн ән мєт ар хуят мўң хущева рўтьщӑты ат юхӑтсӑт. Камчаткайн спортивной па вой-хў вепӑсӑты туризм вә, щӑта арсыр шуши мир емӑңхӑтӑт вәяӑт. Ар хуята щитӑт вантты әмӑщ. Тӑм вантупсыйн мўң «Золотые родники» нємуп хӑр оӑңӑн ай павӑтсўв. Щӑта 80 мутас оа ювум пирӑщ ёх ариӑт, ыве хәӑнтты ар мир юхтыйӑт. Щӑта щи арат нух хӑнштыя нємасыя нєпекӑң ёх юхтыйӑт. Щи хӑрн мўң вәнтупсы вєрӑнтўв, щӑта щӑта моньщӑң па арӑң ёх кўтэн кӑсӑт. Тӑм пўш щи якты-ариты хӑра мўң мўвев мир тухӑпи Амурской па Магаданской область, Якутия, Таймыр па Дальний Восток эвӑт хӑннєхәйт юхтыйсӑт. 
Щи вєр тумпи «Мастера земли Уйкоаль» нємуп вєртут вєрты хӑр вәя. Тӑм он щи ут Петропавловск-Камчатской вошн вәс, и о Анавгай кәртӑн вєрӑнтсўв, хута эвенӑт вәӑт па Мэнэдек нємуп вәнт кәрт омӑссы. Щив яңхтэвн щӑта юрн па пӑрщин хотӑтн вәўв, пурмӑс вєрты ёх вўы сух хурты па тӑнӑты вәнтӑўв. Хў сух эвӑт пурмӑс вєртыя Лидия Кручинина вохӑнтўв. Вантэ, сыры ительменӑт хў сух эвӑт тәп сәхни ёнтсӑт. Корякӑт па эвенӑт щит эвӑт пурмӑс иса ӑн вєрӑнтсӑт. Па мўв эвӑт юхтыйты ёх тӑта пурмӑс вєрты вәнтыйӑт, мўң ёхўв ищи ыв эвӑӆтэӆа щит вєрты вәнтыйӑт. Тӑм ванӑн «Золотые родники», «Мастера земли Уйкоаль» па «Алхалалалай» нємуп емӑңхӑта Таймыр па Сахалин эвӑт вєрӑң ёх ищи юхтыйсӑт. 2014-мит он Сәрхан воша Лидия Кручинина па Андрей Адуканов китыйсўв, нын мўвен ёх ищи Камчаткая яңхты вохсўв. Щикўш мўң хўв мўвн вәўв па щив мӑнты авӑрт, ищипа арсыр мўв эвӑт мойң ёх щив вохўв. Мосӑң, нын ёхӑн хәнты ищи мўң хущева юхӑтӑт.

Вәятн щи оӆӑӊӑн

Камчатской край 2007-мит он вєрсы, хән Камчатской область па Корякской округ ияха кӑрӑтсыйңӑн. Щи мўв хон вош – Петропавловск-Камчатской. Камчатка Дальневосточной федеральной округа ӑңман вә, увӑсн Чукотка па Магаданской область вәӑңӑн, нўм мўвн – Сахалинской область. Тӑаңтєн 315 щурӑс хуят вә, арӑ пєлӑк щит рўщӑт. Шуши мир эвӑт эвенӑт, камчадалӑт, корякӑт, ительменӑт, чукчет, алеутӑт па айнӑт вәӑт.
  

Камчатка – туристический край

Два года назад на туристскую выставку-ярмарку «ЮграТур-2016» приезжали представители Камчатского края: хореограф и мастер горлового пения Леонид Сысоев, и заведующая Отделом сохранения нематериального культурного наследия Камчатского Центра народного творчества Мария Беляева. О Леониде мы писали в 2017 году в № 13 газеты «Ханты ясанг», сегодня предлагаем вашему вниманию интервью с М. Беляевой. Отметим, наша героиня сначала окончила в Москве вуз по специальности «Государственное муниципальное управление», второе образование – юридическое – получила в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Позже окончила аспирантуру Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга. На выставке Мария и Леонид были одеты, как мне показалось, в традиционную одежду коренных народов Камчатки. Оказалось, это не совсем так. С этого и начался разговор.

 

Артистка, чиновник и фольклорист

На мне сценический вариант кухлянки коряков. У нас есть мастер-модельер из Украины Галина Песковецкая, которая когда-то приехала ненадолго на Камчатку и осталась здесь. Она изучила культуру и одежду коренных народов края, теперь её изделия носят все профессиональные и непрофессиональные коллективы Камчатки. Она шьёт сценическую одежду, потому что танцорам нужны костюмы, в которых во время танца должно быть удобно. А на Лёне кухлянка из ровдуги оленя, ему выделывают шкуры на стойбище эвенов Мэнэдек. У эвенов закупает бубны и шкуры, потому что они сохранили оленеводство и традиционную хозяйственную деятельность. Поэтому эвенские совхозы и частные оленеводческие хозяйства немножко уже могут зарабатывать на оленеводстве, и у них можно шкуры купить. А вот северные коряки и чукчи только сейчас восстанавливают поголовье, поэтому стараются животных не забивать.

Всю жизнь работаю в сфере культуры. Много лет работала в Государственном академическом Корякском национальном ансамбле танца «Мэнго». В своё время ушла из учреждений культуры, но всё равно вернулась обратно. Уходила в органы исполнительной власти, работала и в законодательных органах. Опыт чиновника, который мне сейчас требуется при работе с документами, очень пригодился, когда я занялась сбором фольклора. Это то, чем я занималась свыше двадцати лет в ансамбле «Мэнго» и в то же время популяризировала культуру коренных народов. Сейчас поняла, что надо углубленно изучать фольклор, поэтому в этом году закончила аспирантуру по  фольклористике.

Живу в Петропавловске-Камчатском, мой коллега живёт в Соболевском районе. Мы с ним жители бывшего Корякского автономного округа. Я родом из маленького национального села Боямпалка, где проживают оленные коряки – чавчувены. А Лёня из села Ковран Тигильского района, где живут ительмены. Там живёт и Лидия Кручинина – мастер по изготовлению изделий из рыбьей кожи, которая в 2014 году приезжала в ваш округ.

Я – метиска, во мне намешано много кровей: бабушка – эвенка, дедушка – коряк, папа – русский. Так как я росла в среде оленных коряков, поэтому не могу ни к какой национальности себя причислить. Но я росла в традиционной среде, поэтому знаю обряды и обычаи. К сожалению, язык только понимаю, потому что утеряна разговорная среда. Очень часто езжу в фольклорно-этнографические экспедиции по Камчатскому краю, понимаю своих информантов, хотя они думают, что я не знаю язык.

Говорят, эвены – народ пришлый. Они относятся к тунгусо-маньчжурской группе, а коряки и ительмены относятся к палеоазиатам. Мы выделяем эвенов в отдельную камчатскую группу. Особенно тех, кто проживает в центральной части края, это быстринские эвены. Их предки пришли когда-то на Камчатку с родным языком, который до сих пор сохранился. Поэтому для учёных из Якутии он представляет большой интерес. А северные эвены ассимилированы коряками и чукчами, которые проживают в Камчатском крае. Но у них осталась удивительная одежда, которую носили раньше. Они говорят, что эвенскую одежду сложно шить, на неё уходит много шкур. Их одежда отличается от одежды других коренных народов края, у них есть распашной кафтан, фартук, штаны и торбаса.

 

«Мастера земли Уйкоаль» и «Алхалалалай» – культурное наследие аборигенов Камчатки

Когда прилетели в Ханты-Мансийск, нас поразила пурга, такая же, как у нас. Собираясь ехать сюда, я почитала, посмотрела про округ, и сейчас мне здесь очень интересно. Я увидела, что у вас тут есть мамонты. Их у нас тоже находят. В фольклоре наших коренных народов сохранены сказки о мамонтах. Может, почитать ваши мифы, обычно сюжеты пересекаются. Если детально изучить, в сказках разных народов есть очень похожие мотивы.

Нас правительство Камчатского края отправляет на различные конкурсы событийного туризма, чтобы мы рассказали, что у нас есть интересного для жителей других субъектов, и впоследствии Камчатку стали чаще посещать туристы и других регионов. У нас очень развит спортивный туризм, особенно экстремальный. Например, спуски по рекам, как в Быстринском районе. Есть спортивная охота. Ну а культурные мероприятия – это наши праздники. У населения всегда есть интерес к этнографическому туризму, событийному и культурному туризму, людям хочется изучить традиции других народов. У нас всё это сохранено в аутентичной форме. Сегодня на выставке мы презентовали фестиваль творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Золотые родники», на который у нас съезжаются все, кто хочет послушать традиционные песни. В нём участвуют исполнители – носители традиционных знаний, которым уже далеко за 80. Специально приезжают даже учёные, чтобы их записать. Мы проводим мастер-классы, конкурсы сказителей и исполнителей родовых мелодий и горлового пения. Устное народное творчество всегда уходит первым в небытие, когда уходит язык. Поэтому очень интересно, когда на фестивале люди читают сказки на родном языке. В этот раз фестиваль расширился, стал межрегиональным. К нам приезжали представители Амурской и Магаданской областей, Якутии, Таймыра и Дальнего Востока.

У нас также есть кочующий краевой фестиваль традиционных ремёсел и народных художественных промыслов коренных малочисленных народов Севера Камчатского края «Мастера земли Уйкоаль». Ремёсла тоже быстро уходят, когда уходят носители. Бывает, некому передать навыки традиционного изготовления изделий. Поэтому для сохранения ремёсел проводим этот фестиваль. В этом году он проходил в Петропавловске-Камчатском в рамках проекта «Россия начинается с Камчатки». Почему фестиваль ремёсел кочующий? Потому что проводим его в разных местах.  Один год проводили в национальном селе Анавгай, где живут эвены, и где есть реконструированное эвенское стойбище Мэнэдек. Там мы живём в традиционной среде: палатках и юртах. Конечно, мастеров предупреждаем, что будем жить экстремально. Но это всегда интересно, так как на стойбище проводим мастер-классы по традиционной выделке оленьей шкуры. На выделку рыбьей кожи  приглашаем Лидию Кручинину. Дело в том, что у ительменов из рыбьей кожи была только обувь, а коряки и эвены её вообще не использовали. Вот видите на мне сапоги из рыбьей кожи? Это Лида сшила. Здесь я в них на улицу выходила, вроде ничего, не холодно. Ительмены ходили в сапогах из рыбьей кожи зимой даже в трескучие морозы, потому что кожа сохраняет тепло. Из других субъектов к нам приезжают мастера поучиться выделке оленьей шкуры традиционным способом. Это делается на стойбище на улице, потому что сами знаете, из чего готовятся ингредиенты, которыми шкура мажется. И установку традиционных жилищ там показывают. Все это интересно и много наших мастеров к нам приезжает. На «Золотые родники», «Мастера земли Уйкоаль» и ительменский обрядовый праздник «Алхалалалай» приезжали люди из Таймыра и Сахалина. Нашим коренным народам ведь тоже интересно обменяться опытом с мастерами других регионов, познакомиться с другой культурой. Два года назад мы отправляли в Сургут наших мастеров Лидию Кручинину и Андрея Адуканова, приглашали и ваших к нам. И хоть мы находимся далеко, до нас добраться тяжело, но мы всех приглашаем в гости. Пригласим ещё раз и ваших мастеров. Может, всё-таки приедут. 

 

Для справки. Камчатский край образован в 2007 году путём слияния Камчатской области и Корякского округа. Столица субъекта – город Петропавловск-Камчатский. Край входит в состав Дальневосточного федерального округа, на севере и северо-западе граничит с Чукотским автономным округом и Магаданской областью, на юге через Первый Курильский пролив находится Сахалинская область. Численность населения насчитывает 315 тысяч человек, подавляющее большинство русские. Из коренных малочисленных народов проживают эвены, камчадалы, коряки, ительмены, чукчи, алеуты и айны.

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 20 (3512)
18.10.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика