- Хантыйский
- Русский
Корлики кәртӑң ӑшкола-интернат
Корликовская школа-интернат
Будучи в командировке в отдалённом посёлке Корлики Нижневартовского района, я жила в интернате, условия проживания в котором мне очень понравились.
На следующий день я встретилась с завучем школы Татьяной Борисовной Куниной и побеседовала о школе-интернате.
В 2001 году Т.Б. Кунина окончила Нижневартовский государственный педагогический университет. По окончании вуза преподавала в Корликовской средней общеобразовательной школе музыку, немецкий, английский языки. В настоящее время является преподавателем русского языка и литературы. В школе работает 15 лет.
–Татьяна Борисовна, расскажите немного о школе и интернате. – В 1931 году в нашем селе впервые появилась начальная школа, которая позже реорганизовалась в 7-летнюю. И лишь в 2003 году у нас впервые открылись 10 и 11 классы. До этого дети получали среднее образование в посёлке Ларьяк.
В новое здание этой школы мы въехали в 2003 году, именно тогда и были закуплены компьютеры, 7 интерактивных досок и всё необходимое школьное оборудование. Провели интернет, у которого, к сожалению, низкая скорость. С этой проблемой обращались и к губернатору, когда она приезжала к нам. Поэтому сейчас сотрудники «Ростелекома» работают над разрешением этой проблемы.
В 2014 году введён «Электронный дневник».
С въездом в новое здание обновили книжный фонд. Вообще каждый год закупаем новые учебники. Школа работает в одну смену, во вторую смену начинают работу различные кружки.
В нашей школе обучается 93 ученика, из них 80 % учащихся – это представители коренных малочисленных народов Севера, в основном ханты, один учащийся – представитель лесных ненцев.
В дошкольных группах у нас воспитывается 51 воспитанник, из них большая часть детей – это ханты.
Новое здание интерната было сдано в 1997 году, нам оно очень понравилось: благоустроенное, просторное и тёплое, отдельно есть кухни, санузел с душевыми, комнаты отдыха и т.д. Здесь проживают не только детишки со стойбища, но и дети, чьи родители на время выезжают, скажем, на лечение в Нижневартовск.
– Расскажите о преподавании хантыйского языка и литературы народов Севера.
– Что касается преподавания родного языка, то мы стараемся вести единую линию. Так, в дошкольных группах начинается изучение культуры, быта малочисленных народов Севера. Занятия ведёт педагог дополнительного образования Уграк Маргарита Ксенофонтовна. Занятия проводятся в игровой форме, в непринуждённой обстановке. В группах созданы небольшие уголки, в которых представлены предметы быта народа ханты. Детям читают сказки, с ними говорят на родном языке, т.е. первую лексику вводят именно в дошкольных группах. На уроках рисования детишки рисуют хантыйские орнаменты, начинают работать с бисером, с берестой. Затем эту деятельность продолжает курс в рамках внеурочной деятельности «Моя малая родина», который также ведёт М.К. Уграк. И со 2 класса у нас начинаются учебные занятия по изучению родного языка, на это выделяется 2 часа в неделю. С 4 по 7 классы на урок родного языка выделяется всего 1 час в неделю. Эти занятия проводит Прасина Светлана Фёдоровна – учитель родного языка и литературы народов Севера. Занятия ведутся в отдельном кабинете, который одновременно совмещён со школьным музеем. В 8 классе линию этнокультурного воспитания продолжает курс «Культура народов Севера», а в 9 классе ввели курс «Географическое краеведение», где уже знакомим с экологией, географией нашего округа.
Каждый год С.Ф. Прасина проводит языковые практики, на которые приглашает носителей хантыйского языка, культуры. Взрослые и дети говорят на родном языке, поют, ставят сценки, т.е. эти встречи проходят в увлекательной форме.
Кроме этого, интегрировано в курсе истории преподаётся «История Ханты-Мансийского автономного округа».
– Все ли учителя-предметники у вас имеются?
– У нас нет учителя физкультуры.
– Сколько детей приходит в первый класс?
– Этой осенью в первый класс пришло 16 детей, это большой приём для нашего небольшого посёлка. Видите ли, классы у нас небольшие, например, в 8 классе обучается всего 7 детей, в 11 классе только трое. Как правило, сейчас дети после 9 класса поступают в колледжи, соответственно, в 10 класс приходит всего несколько человек.
Моя дочь Дарья по окончании Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа получила специальность воспитателя. Вышла замуж, с мужем Алексеем Тихоновым и детьми вернулась в родное село, сейчас работает в детском саду.
А в основном наши учащиеся остаются жить и работать в городе, где получают дальнейшее образование. Редко кто возвращается в село.
Молодёжь понимает, что на селе работы нет.
– Участвуют ли ваши учащиеся в школьных олимпиадах?
– Конечно. Одна беда – тяжёлая транспортная схема, которая часто не позволяет вывозить детей на олимпиады. Поэтому в последнее время дети стали принимать участие в различных олимпиадах дистанционно. Вот только что мы получили Дипломы победителей олимпиады.
– Насколько успешно учащиеся сдают ГИА и ЕГЭ?
– На протяжении последних лет наши учащиеся все успешно сдают экзамены и получают документы государственного образца. В прошлом учебном году мы выпустили медалистку Граг Станиславу, которая показала 95 баллов по русскому языку, 70 баллов по алгебре, по истории и обществознанию показала выше 70 баллов. Она поступила с Сургутский госуниверситет, успешно учится на юриста.
С Т.Б. Куниной беседовала Людмила Спирякова