- Хантыйский
- Русский
Муй арат вух 2016-мит он округевн пит
Ас потты тыӑщ 16-мит хӑтӑн Ёмвошн округ дума 49-мит па 50-мит мирхотңӑн мӑнсӑңӑн. Щӑта путӑр мӑнӑс, хутыса 2015-мит о 9 тыӑщ мӑр округ бюджет вухӑт ортсыйт па еы 2016-мит оа йиуп бюджет оӑңӑн.
Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год в первом и втором окончательном чтении утверждён на 49 и 50 заседаниях окружного парламента
Утверждены параметры бюджета Югры на очередной финансовый год без показателей на плановый период.
Предварительно проект бюджета на предстоящий год прошёл общественное обсуждение, рассматривался на депутатских слушаниях, на совместном заседании комитетов Думы Югры.
Бюджет на 2016 год спрогнозирован с учётом среднегодовой цены на нефть 50 долларов за баррель, объёма добычи нефти в округе 246,5 млн. тонн и курса доллара 63,3 рубля.
Доходы на предстоящий год составили 176,3 млрд. рублей, темп роста относительно 2015 года – 90,6%.
Расходы – 202,1 млрд., это 96,3% относительно показателей 2015 года. По сравнению с первоначальными параметрами на 2015 год планируемый объём расходов увеличен на 3,6 %.
Дефицит утверждён в объёме 25,8 млрд. и равен предельному нормативу, установленному Бюджетным кодексом РФ. В источниках финансирования дефицита предусмотрен Резервный фонд автономного округа.
Структура доходной части не претерпела особых изменений, как и прежде основной удельный вес приходится на налоговые поступления. Их доля в общем объёме доходов в 2016 году возросла на 4,2% и составляет 96,1%. Налоговые доходы в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизятся на 9,5 млрд.
Относительно 2015 года поступления по неналоговым доходам увеличатся на 280,2 млн. и будут формироваться в основном за счёт штрафов, санкций, возмещения ущерба.
Доля безвозмездных поступлений в общей сумме доходов в 2016 году составляет 2,5%. Данный источник формируется на основе поступлений субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Что касается расходов, то на социальную сферу расходы составили в 2016 году – 68,9%, что говорит о социальной ориентированности бюджета на предстоящий период.
Финансовое обеспечение в полном объёме действующих расходных обязательств будет являться основным направлением расходования средств бюджета. Средства будут направлены на развитие частных дошкольных образовательных организаций, обеспечение равного финансирования деятельности дошкольных учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм.
Финансовое обеспечение принятых решений по поэтапному повышению заработной платы отдельным категориям работников в сфере здравоохранения, образования и науки, культуры и социального обслуживания населения в соответствии с указами Президента РФ остается одним из приоритетов бюджетной политики. В 2016 году планируется обеспечить уровень номинальной зарплаты данных категорий работников в среднем в размере не ниже 2015 года.
Бюджет автономного округа на предстоящий год сформирован в программном формате – 25 программ. Расходы на их реализацию составили 99,6% в общем объёме расходов. Приоритетное значение имеют программы социально-культурной направленности, которые в общем объёме программных расходов занимают 66,6%.
Значительную долю занимает образование. Удельный вес расходов на данную сферу в 2016 году по сравнению с 2015 годом вырос на 1,5% и составил в общем объёме бюджета 27,5%. Увеличение связано с реализацией мероприятий по поддержке и развитию негосударственного сектора в сфере образования, в том числе, за счёт введения «сертификата дошкольника», частично компенсирующего расходы частных детских садов на создание условий для содержания детей, исполнением обязательств по выкупу дошкольных учреждений, индексацией стипендиального фонда с 1 сентября 2016 года на 6,5%, увеличением расходов на организацию питания школьников.
Не менее ёмкими являются расходы на здравоохранение. На функционирование отрасли планируется направить в 2016 году 22 % из общих расходов бюджета.
Третьими по значимости являются расходы на социальную политику, которые составляют 15,1% и выросли по сравнению с 2015 годом на 375,8 млн.
Крупнейшим направлением по-прежнему остаются межбюджетные трансферты – это 80 млрд. рублей.
В бюджете на 2016 год предусмотрена единая жилищная субсидия, которая объединила 6 мероприятий действующей государственной программы, направленных на стимулирование органов местного самоуправления на осуществление градостроительной деятельности и застройщиков на реализацию проектов жилищного строительства, приобретение жилья, а также ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений и создание безопасных условий проживания для граждан, проживающих в жилых домах, находящихся в зоне подтопления береговой линии, подверженной абразии. Единая жилищная субсидия позволит органам местного самоуправления самостоятельно определять приоритеты направления расходования, что приведет к более эффективному планированию и использованию средств бюджета.
В следующем году планируется выделить бюджетные кредиты муниципальным районам и городским округам, которые будут направлены на досрочный завоз продукции в связи с ограниченными сроками доставки в районы автономного округа, частичное покрытие дефицитов бюджетов, а также расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Информационно-аналитическое управление
Думы автономного округа
Перевод на хантыйский язык Надежды Новьюховой